Строение и химический состав клетки.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Открытый  урок построен на основе ФГОС второго поколения,в котором учтены коллективные работы учащихся,исследовательская работа, в изучении нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_fgos_5_klass.docx8.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

"Мой открытый урок"

Биология. Бактерии, грибы,растения. 5 класс. Автор- В.В.Пасечник.- М.: Дрофа, 2012. ФГОС основного общего образования.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа р.п.Ровное Саратовской области"

Учитель биологии 1 категории - Крутякова Валентина Николаевна

Тема урока

Строение клетки

Виды работ: лабораторные опыты, работа с учебником.

Тип урока: урок открытия и усвоения новых  знаний  

Цель  урока:

Образовательные: знать строение  клетки и функции органоидов в жизнедеятельности клетки.

Развивающие: умение сравнивать, обобщать и анализировать факты. Устанавливать причинно-  следственные связи. С помощью опытов уметь различать органоиды клеток, умение видеть и анализировать конечный результат своей работы.

Воспитательные: достигать поставленной цели, воспитание положительного отношения к коллективному труду. Бережное отношение к природе.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

 

 -Ознакомить обучающихся со строением клетки, расположением и функциями органоидов и их ролью  в жизнедеятельности клетки.

- Учиться организовывать и выполнять задания учителя и уметь работать с инструктивной карточкой при выполнении лабораторной работы, соблюдать технику безопасности при работе с лабораторным оборудованием . Делать самостоятельно вывод по результатам работы.

- Формировать положительную мотивацию к учению и коллективному труду, стремление к достижению результата.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- работать с текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать  с учебником.

Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в  паре.

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук - репка,  микролаборатория.

Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

Ход урока

I. Мотивация

 Здравствуйте ребята !

На пршлых уроках мы с Вами познакомились с устройством увеличительных приборов и разнообразием клеток.

- Что мы о них узнали ?

- Какие основные правила при работе с микроскопом  мы должны знать и выполнять ?

- А как Вы думаете, для чего нам нужен этот прибор?

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я  покажу Вам несколько слайдов. Внимание!

Слайд № 1 ( строение клетки )

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?  

Загляните на часок

В нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

- Сообщение ученика об открытии Р.Гуком клеток.

 Видеофильм о клетке.

Из чего состоят все живые организмы  из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель выбирает наиболее правильную версию обучающихся и записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Строение клетки».

II. Актуализация пройденного материала.

Мы с вами из курса экологии говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

Заполните схему по составу вещества в клетке.

                                 вещества клетки

неорганические вещества                       органические вещества

вода       минеральные соли               белки         жиры     углеводы

III. Актуализация нового материала.

Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.

1.  На столе у учащихся лежат карточки с вопросами на которых необходимо дописать правильные ответы.

 Карточка № 1

1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?(хлоропласты)

2.Ученый открывший клетку.(Гук )

3.Защищает клетку от влияния окружающей среды.(клеточная мембрана)

4.Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.(вакуоль)

5.Полужидкое содержимое клетки.(цитоплазма)

2.  Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.(Учитель открывает заранее подготовленные ответы на доске и демонстрирует их для учащихся).

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Карточка 1.

Выбери правильный ответ

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома;  б)  митохондрия;  в) хлоропласт;  г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной;  б) бактериальной;  в) животной

3. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль;  б) хлоропласт;  в) ядро;

Карточка 2.

 Выбери правильный ответ

1.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б) животных, в) грибов.

2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.

3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро;  б) цитоплазма;  в) вода;    

Физминутка

IV. Лабораторная работа.

а) «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

V. Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

До урока:

Не знал…

Не понимал…

Не мог представить…

Не мог выразить…

Не мог выполнить…

Сейчас:

Выяснил…

Выучил…

Познакомился…

Запомнил…

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов:

VI. Домашнее задание.  

Параграф   §7,8  вопросы на странице  38.      

Творческий уровень:

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

     сочинить сказку или стихотворение о  клетке, составить крассворд

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Урок "Строение и химический состав клетки"

Повторить,обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. ...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».

Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие  в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...

Зачет 1 по теме " Строение и химический состав клетки. Ткани растений." 6 класс

Зачет по теме " Строение и химический состав клетки. Ткани растений." 6 класс в 2-х вариантах, составлен в форме ОГЭ и ЕГЭ для проверки полученных знаний и навыков....

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки, строение, функции.

Урок  биологии в 10 классе  с  применением сингапурских структур обучения. Урок создан на основе  программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под ...