Строение и химический состав клетки.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Открытый урок построен на основе ФГОС второго поколения,в котором учтены коллективные работы учащихся,исследовательская работа, в изучении нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_biologii_fgos_5_klass.docx | 8.56 КБ |
Предварительный просмотр:
"Мой открытый урок"
Биология. Бактерии, грибы,растения. 5 класс. Автор- В.В.Пасечник.- М.: Дрофа, 2012. ФГОС основного общего образования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа р.п.Ровное Саратовской области"
Учитель биологии 1 категории - Крутякова Валентина Николаевна
Тема урока
Строение клетки
Виды работ: лабораторные опыты, работа с учебником.
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний
Цель урока:
Образовательные: знать строение клетки и функции органоидов в жизнедеятельности клетки.
Развивающие: умение сравнивать, обобщать и анализировать факты. Устанавливать причинно- следственные связи. С помощью опытов уметь различать органоиды клеток, умение видеть и анализировать конечный результат своей работы.
Воспитательные: достигать поставленной цели, воспитание положительного отношения к коллективному труду. Бережное отношение к природе.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
-Ознакомить обучающихся со строением клетки, расположением и функциями органоидов и их ролью в жизнедеятельности клетки.
- Учиться организовывать и выполнять задания учителя и уметь работать с инструктивной карточкой при выполнении лабораторной работы, соблюдать технику безопасности при работе с лабораторным оборудованием . Делать самостоятельно вывод по результатам работы.
- Формировать положительную мотивацию к учению и коллективному труду, стремление к достижению результата.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук - репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Ход урока
I. Мотивация
Здравствуйте ребята !
На пршлых уроках мы с Вами познакомились с устройством увеличительных приборов и разнообразием клеток.
- Что мы о них узнали ?
- Какие основные правила при работе с микроскопом мы должны знать и выполнять ?
- А как Вы думаете, для чего нам нужен этот прибор?
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я покажу Вам несколько слайдов. Внимание!
Слайд № 1 ( строение клетки )
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
- Сообщение ученика об открытии Р.Гуком клеток.
Видеофильм о клетке.
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель выбирает наиболее правильную версию обучающихся и записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Строение клетки».
II. Актуализация пройденного материала.
Мы с вами из курса экологии говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Заполните схему по составу вещества в клетке.
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы
III. Актуализация нового материала.
Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.
1. На столе у учащихся лежат карточки с вопросами на которых необходимо дописать правильные ответы.
Карточка № 1
1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?(хлоропласты)
2.Ученый открывший клетку.(Гук )
3.Защищает клетку от влияния окружающей среды.(клеточная мембрана)
4.Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.(вакуоль)
5.Полужидкое содержимое клетки.(цитоплазма)
2. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.(Учитель открывает заранее подготовленные ответы на доске и демонстрирует их для учащихся).
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Карточка 1.
Выбери правильный ответ
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который содержит клеточный сок:
а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;
Карточка 2.
Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;
Физминутка
IV. Лабораторная работа.
а) «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
V. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Сейчас:
Выяснил…
Выучил…
Познакомился…
Запомнил…
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов:
VI. Домашнее задание.
Параграф §7,8 вопросы на странице 38.
Творческий уровень:
вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,
сочинить сказку или стихотворение о клетке, составить крассворд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Урок "Строение и химический состав клетки"
Повторить,обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. ...
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....
Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».
Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...
Зачет 1 по теме " Строение и химический состав клетки. Ткани растений." 6 класс
Зачет по теме " Строение и химический состав клетки. Ткани растений." 6 класс в 2-х вариантах, составлен в форме ОГЭ и ЕГЭ для проверки полученных знаний и навыков....
Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки, строение, функции.
Урок биологии в 10 классе с применением сингапурских структур обучения. Урок создан на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под ...
Строение и химический состав клетки
Презентация...