Самоанализ работы учителя
методическая разработка по биологии на тему
Самоанализ работы учителя содержит в себе следующие разделы:
1) динамика учебных результатов;
2) результаты внеурочной деятельности по учебному предмту;
3) создание педагогом условий для преобретения обучающимися позитивного социального опыта;
4) использование педагогом современных педагогических технологий
5) наличие методической системы педагога, апробированной в профессиональном сообществе;
6) обеспечение непрерывности собственного профессионального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самоанализ учителя | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональных достижений педагога
Соляник Ольги Николаевны
учителя биологии и химии
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Маргенауская средняя общеобразовательная школа»
Исилькульского района Омской области
Информация о педагоге
Стаж общий - 17, педагогический - 13
Квалификационная категория – первая квалификационная категория по должности «учитель». Дата предыдущей аттестации - 30 ноября 2010 г.
Учебная нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам:
2010-2011 учебный год – 19 ч. (6, 7, 8, 9, 10, 11классы)
2011-2012 учебный год – 19 ч. (6, 7, 8, 9, 10, 11классы)
2012-2013 учебный год – 19 ч. (6, 7, 8, 9, 10, 11классы)
1. Динамика учебных результатов обучения за период с предыдущей аттестации
1.1. Учебные достижения обучающихся
Год | Количество обучаемых | Обучен ность | Качество знаний | Результаты ЕГЭ | Результаты ГИА | ||||||||
К-во сдава вших | результат | К-во сдававших | результат | ||||||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | Ср. балл | Рей-тинг | чел. | % | Ср. балл | Рей-тинг | ||
Биология | |||||||||||||
2010-2011 | 133 | 133 | 100 | 92 | 69 | 6 | 26 | 48,3 | - | - | - | - | |
2011-2012 | 119 | 119 | 100 | 78 | 66 | 3 | 20 | 44,7 | 2 | 8 | 17 | ||
2012-2013 | 115 | 115 | 100 | 82 | 73 | 5 | 45 | 53,6 | - | - | - | - | - |
Химия | |||||||||||||
2010-2011 | 88 | 88 | 100 | 49 | 56 | 2 | 9 | 38,5 | |||||
2011-2012 | 81 | 81 | 100 | 43 | 53 | 3 | 20 | 37,7 | |||||
2012-2013 | 72 | 72 | 100 | 48 | 65 | - | - | - | - |
Достижение стопроцентной обученности учащихся по биологии и химии стало возможным благодаря систематическому использованию в моей педагогической деятельности наиболее продуктивных приёмов и методов обучения, современных образовательных технологий.
Объективными причинами низких показателей ЕГЭ могут служить следующие факторы: в школе обучаются дети из пяти окрестных деревень т.е. более половины учащихся находятся на подвозе, обучение предмету производилось в соответствии с базовым уровнем (1 час в неделю), дополнительных часов на изучение предмета в форме факультативных курсов или групповых занятий не выделялось. Но я, как педагог, имеющий положительный опыт работы по подготовке учащихся к ЕГЭ в этих же условиях (средний балл ЕГЭ по биологии в 2009-2010г составлял 68,6 при 5 сдававших; в 2008-2009г -59,1 при 9 сдававших), обобщавший опыт своей работы в данном направлении на уровне региона (Мастер-класс "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии" в рамках VII Областного педагогического марафона) основными причинами таких результатов ЕГЭ вижу: низкий уровень учебных притязаний учащихся (в последние годы экзамен по биологии выбирают ребята, которые планируют поступать в средние- специальные учебные заведения и показывающие низкий или средний уровень обученности по предмету в течение всех лет обучения), а также позднее профессиональное самоопределение. Прийти к такому выводу мне позволяют наличие положительной динамики в качестве знаний учащихся (в 2008-2009 - 67%, в 2009-2010 -68%), а также наличие призёров и победителей муниципального уровня олимпиады по биологии. Это свидетельствует о том, что среди учащихся есть ребята которые могли бы показать более высокий уровень владения предметом, но их профессиональное самоопределение не связано с предметом "биология".
1.2. Участие обучающихся в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней, конкурсах, смотрах, соревнованиях, выставках, научно-практических конференциях и т.д.
Год | Доля участников школьного уровня | Доля участников муниципального уровня | Доля участников регионального уровня | Доля участников федерального и международного уровней | ||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
2010-2011 | 78 | 100% | 13 | 17 | 1 | 1 | - | - |
2011-2012 | 82 | 100% | 15 | 18 | 1 | 1 | 8 | 10% |
2012-2013 | 87 | 100% | 15 | 18 | 1 | 1 | 13 | 15% |
Прививая любовь к предмету провожу праздники (День птиц, День Земли),коллективные проекты ("Вода", "Насекомые Омской области"), командные интеллектуальные игры (ИнХимБиоФизикус), совместные подготовки предметных классных часов. Дифференцирую приёмы и формы деятельности, помогая детям с различным уровнем способностей проявить себя. Подбираю такие формы работы, которые позволяют почувствовать успешность каждому ученику. Нетрадиционные формы обучения, используемые мной в практике (ролевые игры, викторины, КВН-ы), позволяют повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор. В ходе выполнения творческих заданий, ребята получают возможность проявить креативность, инициативность, самостоятельность суждений. Всё вышеперечисленное позволяет мне привлечь 100 % обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках на школьном уровне, а также иметь положительную динамику числа участников олимпиад и научно-практической конференции на муниципальном уровне и сохранять стабильные показатели участия на уровне региона. Так же наблюдается положительная динамика по участникам федерального и международного уровня за счёт увеличения числа учащихся принимающих участие в международной игре - конкурсе "Гелиантус".
1.3. Количество и качество творческих работ обучающихся (подтверждается экспертными заключениями и рецензиями)
Год | Фамилия, имя обучающегося | Тема творческой работы | Экспертное заключение (отзыв, рецензия)* |
2009-2010 | Посвящённый Роман, 11 класс | Влияние перевода времени на состояние здоровья людей разного возраста" | Диплом (и сертификат) лауреата I степени победителя Х научно-практической конференции школьников Исилькульского района Свидетельство Детской областной общественной организации "Научное общество учащихся "Поиск" Соляник О.Н, за подготовку лауреата региональной научно -практической конференции по теме "Влияние перевода времени на состояние здоровья людей разного возраста" |
2010-2011 | Визовская Любовь, 11 класс Раленко Егор, 7 класс Соболева Таисия, 9 класс | "Склонность к депрессии у учащихся с различными типами темперамента" «Лучший знаток животных" "Звёздный час" по теме "Клетка" | Свидетельство участникаXLIII региональной научно -практической конференции по теме 13. Отзыв канд.психол.наук, доцента кафедры социальной работы, педагогики и психологии ОмГУ Е.С. Асмаковец Сертификат Администрации Маргенауской средней общеобразовательной школы Жюри конкурса (Малашенко А.Л., Ульянина Н.И., Егорова Е.Ф.), 11.04.2011 г. Диплом победителя Администрации Маргенауской средней общеобразовательной школы Жюри конкурса (Малашенко А.Л., Ульянина Н.И., Егорова |
2011-2012 | Маскатова Любовь, 11 класс Несмеянова Анна, 5 класс Авдеев Илья,7 класс Авдеева Татьяна, 5 класс | "Группы здоровья учащихся" "Такие удивительные кошки" Фестиваля детско-юношеского творчества "Белая берёза", Номинация: фотоконкурс "Отражение" - животные в природе Фестиваля детско-юношеского творчества "Белая берёза", Номинация: фотоконкурс "Отражение" - животные в доме | Сертификат участника ХII НПК школьников Исилькульского района с исследованием по 2012 г. Диплом лауреата III степени ХII НПК школьников Исилькульского района Сертификат участнику за муниципального тура регионального экологического фестиваля детско-юношеского творчества "Белая берёза", приказ №116 "а" от 28 февраля 2012 г. Грамота за 3 место в муниципальном туре регионального экологического фестиваля"Белая берёза" Приказ №116 "а" от "28" февраля 2012 г. |
2012-2013 | Голикова Наталья, 9 класс Морозова Анастасия, 11 класс Марченко Валентина, 7 класс | Шум как фактор среды, влияющий на состояние здоровья человека Самооценка школьника и факторы на неё влияющие Проект "Насекомые Омской области" | Диплом ( и сертификат) лауреата II степени победителя ХIII научно-практической конференции школьников Исилькульского района, 2013 г Сертификат участника ХIII научно-практической конференции школьников Исилькульского района, 2013 г Диплом ( и сертификат) победителя проекта в МКОУ "Маргенауская СОШ" |
2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету
2.1. Информация о внеурочной деятельности по учебным предметам
Кол-во обучаемых Год | Факультативы | Кружки | Секции | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
2010-2011 | 12 | 67 | ||||
2011-2012 | 10 | 77 | ||||
2012-2013 | 14 | 78 |
Организация внеурочной деятельности обучающихся в сельском образовательном учреждении, где более 50 % учащихся находятся на подвозе задача не из лёгких. При этом образовательное учреждение (посредством деятельности педагогов) должно успешно справиться с решением целой массы задач по развитию, социализации, адаптации учащихся. В связи с этим и учётом того, что в течение последних трёх лет я являюсь руководителем школьного НОУ «СНОП» в обязанности которого входит: организация интеллектуальных марафонов учащихся, НПК и других мероприятий интеллектуального характера мной разработана программа группового занятия «Основы исследовательской деятельности» (программа утверждена на заседании методического объединения школы). Данная программа разработана для учащихся 10 классов, она позволяет ребятам овладеть методологией научного познания, получить навыки экспериментальной работы, организации и осуществления проектной деятельности, а так же создаёт условия для саморазвития, самореализации, самовыражения обучающихся, через участие в НПК и реализацию исследовательских проектов.
В связи с распределением учебной нагрузки кружковую работу не веду, но на общественных началах во время реализации краткосрочных проектов («Проблемы птиц региона», «Химия в быту») подготовки к классным и общешкольным мероприятиям («День Земли», «День птиц») создаю группы сменного актива. Ребятам очень нравится такая форма работы. Она способствует развитию коммуникативных навыков, обогащает интеллектуальный потенциал школьников, способствует развитию их творческих способностей. Результатом работы в данном направлении является увеличение числа учащихся, посещающих групповое занятие и вовлечение 100% учащихся в процесс подготовки и проведение мероприятий творческого и конкурсного характера, а так же реализацию проектов, связанных с предметами "биология" и "химия".
2.2. Информация о призовых местах, занятых обучающимися в олимпиадах, спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах, выставках и др.
Год Уровень | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | |||
Вид состязаний | ФИО обучающегося, место | Вид состязаний | ФИО обучающегося, место | Вид состязаний | ФИО обучающегося, место | |
Мунициальный | ВОШ по биологии | Соболева Таисия Сергеевна (призёр) | ВОШ по Биологии Фестиваляь детско-юношеского творчества "Белая берёза", Номинация: фотоконкурс "Отражение" - животные в доме | Шаров Василий Андреевич (призёр) Авдеева Татьяна Евгеньевна (3 место) | ВОШ по Биологии ВОШ по экологии XIII НПК школьников Исилькульского муницпального района | Лунина Милана (победитель) Маскатова Любовь Николаевна (призёр) Соболева Таисия Сергеевна (призёр) Голикова Наталья Александровна (победитель) Соболева Таисия Сергеевна (призёр) Голикова Наталья Александровна (диплом II степени) |
(Зональный) | ||||||
Региональный | ||||||
Всероссийский | ||||||
Международный | Игра-конкурс "Гелиантус" | Лунина Милана (победитель на уровне региона) |
Анализируя достижения ребят в соответствии со своей методической системой пришла к выводу о том, что использование в педагогической деятельности таких технологий как: проектная, ТРИЗ, ИКТ позволяет достигать высоких результатов в обучении. Применение технологии работы с учащимися, проявляющими признаки одарённости (элементы которой я использую на уроках и во время проведения индивидуальных и групповых консультации при подготовке к олимпиадам), привело к тому, что 2012-2013 у.г. пятеро ребят стали призёрами и победителями муниципального уровня ВОШ. О результативности реализации группового занятия свидетельствует увеличение числа участников и наличие среди них дипломантов НПК школьного и муниципального уровней, а так же возросшее число и качество работ, выполняемых учащимися в качестве экзаменационных рефератов. Результатом работы в данном направлении является: 11 участников школьной НПК ( 6 дипломантов); 5 участников муниципальной НПК (3дипломанта); 2 участника региональной НПК (1 лауреат кат."А", 1 участник кат"В"); 2 победителя и 5 призёров муниципального уровня ВОШ по биологии и экологии, 1 призёр регионального уровня по биологии, 1 победитель на уровне региона в международной игре - конкурсе " Гелиантус", 1 дипломант муниципального этапа фестиваля "Белая берёза" и др.
3. Создание педагогом условий для приобретения обучающимися (воспитанниками) позитивного социального опыта
Год Деятельность педагога как | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Классного руководителя | 11 класс | 5 класс | 6 класс |
Руководителя детского объединения | Детское объединение "Прометей" НОУ"СНОП" | Детское объединение "Огонёк" НОУ"СНОП" | Детское объединение "Огонёк" НОУ"СНОП" |
Организатора проектной деятельности | "Инте -инте -интерес" (изучение интересов школьников). "Будь здоров!" | "Наш уютный, тёплый класс" | "Мир моих увлечений" |
Другая деятельность по организации приобретения обучающимися позитивного социального опыта | Акция «Школа против курения» Акция "Ветеран живёт рядом" | Акция «Школа против курения» Акция "Ветеран живёт рядом" Конкурс «Безопасное колесо - 2012» Игровая конкурсная программа «Вперёд, мальчишки!» (к 23 февраля) Конкурс | Акция «Школа против курения» Акция "Ветеран живёт рядом" Конкурс «Безопасное колесо - 2013» Соревнование по военно-прикладным видам спорта «Вперёд, мальчишки!» (к 23 февраля) Конкурс |
Год Направление деятельности | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Участие обучающихся (воспитанников) в самоуправлении класса, группы, образовательного учреждения | Совет класса – 5 человек В составе Совета Старшеклассников- 5 человек В составе НОУ "СНОП" - 3 человека | Совет класса – 5 человек В состав детского объединения «Непоседы» - 5 человек | Совет класса – 5 человек В состав детского объединения «Непоседы» - 5 человек |
Помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам; | Благодарность администрации муниципальной Маргенауской общеобра-зовательной средней школы за оказание по-мощи пожилым людям во время весенних полевых работ,2011 г. | Благодарность администрации муниципальной Маргенауской общеобра-зовательной средней школы за участие в концерте ко Дню пожилого человека, 2012 г. | Благодарность Администрации Кухаревского сельского поселения за уважение и заботу проявленную к пожилым людям, 2013 г. |
Благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды | Благодарность администрации муниципальной Маргенауской общеобра-зовательной средней школы за дежурство по школе, проведённое на высоком уровне, 2010г Благодарность администрации муниципальной Маргенауской общеобра-зовательной средней школы за организацию работы на пришкольном участке по разбивке клумб и посадке цветов, 2011г | Благодарственное письмо Администрации МКОУ «Маргенауская СОШ» за трудолюбие и организованность проявленные на общешкольном субботнике, 2012г | Благодарность администрации муниципальной Маргенауской общеобра-зовательной средней школы за активное участие в проекте "Чистый лес" |
Взаимодействие сообщества обучаю-щихся (воспитанни-ков) с местными властными структурами | Благодарственное письмо администрации Кухаревского сельского поселения за оказанную помощь в благоустройстве территории памятника Неизвестному солдату, 05.05. 2011 г. | Благодарность Администрации Кухаревского сельского поселения за уважение и заботу проявленную к пожилым людям, 2013 г. | |
Другие направления приобретения обучающимися (воспитанниками) позитивного социального опыта | Грамота Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области команде "Русичи", за 2 место в муниципальном туре интеллектуальных игр для школьников, 2010 г. Благодарность администрации муниципальной Маргенауской общеобра-зовательной средней школы за ремонт и оформление классного кабинета в рамках проекта «Самый уютный класс», 2010 г. Благодарность администрации муниципальной Маргенауской общеобра-зовательной средней школы за организацию и осуществление проекта «"Инте -инте -интерес" (изучение интересов школьников), 2010 г. | Благодарственное письмо института продуктивного обучения Российского оргкомитета международного математического конкурса-игры "Кенгуру" Соляник О.Н. за помощь в организации мероприятий "Кенгуру", 2012г Сертификат МКОУ "Маргенауская средняя общеобразовательная школа" Соляник О.Н. , за интеллектуальный марафон, проведённый для учащихся 7-11 классов в рамках недели наук и творчества, протокол ШМО №3 от 28.01.2011 г. Благодарность администрации муниципальной Маргенауской общеобра-зовательной средней школы за активное участие в прокте «Я – против курения!», 2011 г. Грамота администрации муниципальной Маргенауской общеобра-зовательной средней школы за 2 во внутришкольных соревнованиях по пионерболу,2012 г. | Грамота Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области команде "Русичи", за 2 место в муниципальном туре интеллектуальных игр для школьников, 2012 г. Благодарственное письмо института продуктивного обучения Российского оргкомитета международного математического конкурса-игры "Кенгуру" Соляник О.Н. за помощь в организации мероприятий "Кенгуру", 2013г Диплом 2 степени администрации МКОУ "Маргенауской СОШ"за внутришкольные соревнования по мини-футболу в зачёт школьной спартакиады, 2012 г. Грамота администрации администрации МКОУ "Маргенауской СОШ" за 1 место в Дне здоровья, 22.03.13. г. Сертификат МКОУ "Маргенауская СОШ" за участие в акции "Сделай планету чистой", 23 апреля 2013г |
В настоящее время являюсь классным руководителем 7 класса, общий стаж работы в должности классного руководителя 9 лет.
Исходя из особенностей классного коллектива, цель моей работы – создание условий для формирования социально-активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, потребность вести здоровый образ жизни.
Для реализации воспитательной цели определены следующие задачи:
- создание здоровьесберегающей среды, как основы для успешного обучения и воспитания;
творческой активности учащихся в различных сферах социально-значимой деятельности, развития индивидуальных личностных качеств детей;
-обеспечение единства и взаимосвязи двух образовательных сфер – семьи и школы.
Работая над методической темой «Использование инновационных моделей организации, содержания и технологий воспитательного процесса с целью обеспечения оптимальных условий для развития и самоопределения личности ребёнка», осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность, которая строиться на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед образовательным учреждением и классным коллективом. Опираясь на психолого-педагогические характеристики возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, формирую у каждого ученика мотивацию к учению, нравственное отношение к окружающим, потребность вести здоровый образ жизни, через участие учащихся в проектах, акциях, коллективных делах класса, школы и социума. Мои воспитанники ежегодно участвуют в акциях: «Ветеран живёт рядом» (изготавливают поздравительные открытки и небольшие сувенирные подарки для ветеранов, готовят для них концертные номера, оказывают помощь в уборке урожая и территории ); «Школа против курения» и «Школа против наркотиков» (Выполняют рисунки на данную тему, придумывают слоганы, создают буклеты). Являются не только участниками, но и организаторами таких проектов как «Наш уютный, тёплый класс» (в рамках данного проекта осуществляли работу по оформлению классного уголка, утеплению окон, пересадке комнатных растений); «Мир моих увлечений» (микро-группы учащихся проводили презентации своих увлечений). Формирую эстетическую культуру учащихся, через участие в выставках «Люблю тебя природа в любое время года», «Животные в доме», «Весёлый урожай».
Особое внимание уделяю работе с активом класса. Все воспитанники имеют общественные поручения, совпадающие с их желаниями и возможностями, организации ученического самоуправления.
Использую в своей работе диагностические методики изучения классного коллектива такие как: «Пьедестал», «Дом, в котором я живу», «Дневник моей жизни». Регулярно слежу за личностным ростом обучающихся, провожу педагогические консилиумы, психолого-педагогический мониторинг уровня воспитанности. За два года работы коллектив спал более сплочённым, в нём появились традиции, заметна положительная динамика в формировании общественного мнения, в котором приоритетами являются дисциплина, взаимопомощь, доброе и внимательное отношение к окружающим.
Благодаря проводимой профилактической работе в моём классе отсутствую правонарушения.
Всё это способствует активному участию ребят в социально значимых проектах, о чём свидетельствуют благодарности и грамоты.
Опыт работы представлен на педсовете "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика" в МКОУ «Мрагенауская СОШ» ( 2013 г) и на общешкольном родительском собрании по теме "Система и результаты работы с детьми, проявляющими признаки одарённости, в МКОУ "Маргенауская СОШ" (2013 г).
4. Обеспечение качества организации образовательного и воспитательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных и воспитательных технологий, в том числе информационных технологий (описание 2 тыс. знаков, включающее название ОТ, цель использования, авторское дидактическое обеспечение и результат)
Проектная технология
Проектная технология является для меня эффективной формой организации учебной деятельности. Цель использования: создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Результаты выполненных проектов учащиеся представляют в различных видах: презентации, буклеты, сборники загадок и ребусов, доклады, рефераты.
С использованием проектной технологии показала открытый урок для учителей МКОУ "Маргенауская СОШ": урок химии для учащихся 11 класса по теме "Ферменты".
Так же поделилась опытом по применению данной технологии на заседании педагогического совета по теме«Оценка эффективности применения современных образовательных технологий в МКОУ "Маргенауская СОШ» (протокол №4 от 20.03.2012), и на персональном мини-сайте в социальной сети работников образования «nsportal.ru».
Технология развития критического мышления
Цель использования: формирование умений навыков вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать свои мысли ясно и уверенно.
Данная технология даёт огромные возможности для развития познавательной активности учащихся. Обучающиеся обращаются к собственным знаниям, умениям и опыту, учатся анализировать, отбирать, структурировать необходимый материал. Особенно часто применяю приём «кластер», который помогает систематизировать пройденный материал, развивать ассоциативное мышление. Данный прием позволяет каждому ребёнку выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия и индивидуализировать процесс обучения. Приём «Синквейн» позволяет проявить творчество, но в то же время ограничивает ребят рамками, развивает умение выбирать главное. Приём «Инсерт» эффективено использую при изучении нового теоретического материала. Он позволяет развивать критическое мышление обучающихся, их память.
Технология коллективной системы обучения (КСО)
Цель использования: воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и за других.
Данная технология позволяет каждого ученика вовлечь в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.
Я убедилась, что подобная организация учебной работы дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в себе, трудолюбия.
Использую в своей работе методику Ривина (МР), обратную методику Ривина и методику "Обмен заданиями" (М.А. Мкрчан). Они выступают как средства становления и развития внутриколлективных взаимоотношений, совершенствования культуры общения, помогают ребятам выявитъ и раскрыть лучшие стороны своей личности.
С использованием технологии КСО показала несколько открытых уроков для учителей МКОУ «Маргенауская СОШ»: урок биологии в 6 классе «Семейства класса Двудольные», в 7 классе "Экологические группы птиц" , урок химии в 8 классе «Генетическая связь между классами неорганических веществ".
Использование ИКТ
Цель использования: обеспечение эффективности поиска и систематизации информации из различных источников, активизация познавательного интереса у обучающихся к изучению предмета с учётом индивидуальных учебных возможностей, приобщение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности.
Создавая условия для становления и развития личности, реализации их творческих и интеллектуальных способностей использую различные средства информационных и коммуникативных технологий такие как: обучающие, демонстрационные, лабораторные, учебно-игровые, информационно-поисковые и справочные.
Использование ИКТ на уроке позволяет мне обозначить индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, что обеспечивает дифференцированный подход к обучению.
Применяю разнообразные формы работы с использованием ИКТ на уроках биологии и химии:
-создание проекта по выбранной теме;
-компьютерное тестирование с использованием программы "Домашний репетитор" и электронных учебников и ЦОР;
- выполнение практических и лабораторных работ с использованием мультимедийных лабораторных практикумов по биологии и химии;
-оформление научно - исследовательских работ, рефератов, презентаций.
В настоящее время с целью поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественно-научном образовании школьников осваиваю мобильную цифровую лабораторию с мультисенсорным регистром данных (Цифровая лаборатория Архимед. Институт новых технологий).
Информационные и коммуникативные технологии эффективны не только как источник информации и яркая наглядность, но и существенно экономят время на уроке, что в свою очередь позволяет мне увеличивать объём изучаемого материала на каждом отдельном уроке. Разработки уроков с использованием ИКТ представлены на персональном мини-сайте в социальной сети работников образования «nsportal.ru».
5. Наличие методической системы педагога, апробированной в профессиональном сообществе
«Формирование учебно-познавательной компетенции обучающихся, через использование современных образовательных технологий».
Данную методическую тему я выбрала для себя ведущей, так как считаю, что главная задача любого учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться. Не просто выдать ребёнку некую сумму знаний, а пробудить в нем желание получать эти знания, преобразовывать их и применять в своей практической деятельности. Для этого ребёнок должен четко представлять конечный результат своего труда (целеполагание), видеть пути достижения данного результата (планирование), уметь проводить анализ, рефлексию и самооценку учебно - познавательной деятельности. Для поддержания интереса к своим предметам на каждом уроке показываю практическую ценность и необходимость получаемых знаний в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья и соблюдения правил поведения в окружающей среде. В старших классах большое внимание уделяю профориентационной работе, стараясь показать учащимся весь спектр профессий, связанных с биологией и химией. Делаю всё для того, чтобы ученик по отношению к изучаемым объектам овладел креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблемы. Проводимые мной учебные занятия призваны способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
Система моей работы основана на многолетнем личном опыте, передовом опыте педагогов - новаторов и требованиях современного образовательного стандарта.
Прежде всего выявляю уровень учебных возможностей обучающихся, дальнейшую работу планирую с учётом их индивидуальных особенностей, отслеживаю динамику обученности по своим предметам.
Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов обучения, современных образовательных технологий: проектной, КСО, ИКТ, ТРКМ др.
Данные технологии обучения применяю не только на уроках биологии и химии, но и во внеклассной работе.
Одной из главных задач в работе современного учителя является: научить учащихся ориентироваться в информационном пространстве. Представить себе современный урок без использования средств ИКТ просто невозможно. Презентационно -иллюстративный материал, мультимедийные образовательные комплексы, многофункциональные интерактивные тестовые задания, виртуальные экскурсии и модели позволяют не только реализовать принцип наглядности, но и наиболее рационально использовать учебное время. Использование компьютерных систем позволяет мне индивидуализировать учебный процесс, развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. В свою очередь использование технологии КСО на занятиях позволяет мне успешно организовывать общение учащихся в процессе обучения, формировать у них не только специальные умения и навыки, но и общеучебные и коммуникативные. Именно приёмы и методики технологии КСО я использую как средства становления и развития внутриколлективных взаимоотношений, совершенствования культуры общения, помогающей человеку выявить и раскрыть лучшие стороны своей личности. Практика показала, что данная технология помогает решить многие проблемы учебного и дисциплинарного плана, способствует не только приобщению учащихся к миру прекрасного, но и развитию личности ребёнка в самом широком смысле.
Большой простор для проявления творческой активности учащихся обеспечивает проектная технология. Она позволяет сочетать учебную деятельность с внеурочной, самостоятельную (индивидуальную) с групповой, познавательную с профессиональной и творческой. Успешно проходят уроки биологии с использованием группового проекта – создание и защита стенгазет (презентаций) по многообразию животных определённого класса ("Насекомые Омской области", "Проблемы птиц региона"). Часто использую мини-проекты на уроках. Обучающиеся, исследуя учебный материал, составляют кроссворды, сборники загадок, ребусов, буклеты. Примерами выполнения индивидуальных проектов также являются экзаменационные рефераты. Такую форму итоговой аттестации в моей практике достаточно часто выбирают учащиеся 9, 10 классов по предмету -биология. Следует отметить, что ребята справляются с ней достаточно успешно, получая оценки "хорошо" и "отлично".
Проектная технология также как технология КСО основана на том, что:
- каждый ученик сам определяет цели своего учения, обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм учения, темпа, сотрудничества и взаимопомощи;
- каждый ученик учится анализировать ответы одноклассников и свои, их роль в выполнении группового задания или защите проекта. В результате использования данных технологий на сегодняшний день мои учащиеся практически не испытывают затруднений на этапах целеполагания и рефлексии учебных занятий. Дети знают чего они хотят и чего они могут добиться, осознают свои проблемы и достижения и сами принимают решения и программу самосовершенствования. В свою очередь я как учитель всегда стремлюсь создавать ситуацию успеха, оказывать помощь и поддержку учащимся, демонстрирую полное доверие ребёнку, веру в его возможности.
Важным стимулом работы ребёнка на уроке является его оценка, поэтому большое внимание уделяю комментированию оценок. В системе работы по предметам мной накоплен собственный методический пакет контрольно-измерительных материалов. Наиболее востребованной и методически обоснованной системой контроля результатов учебно-познавательной деятельности является тестирование. Итоговая государственная аттестация в форме ГИА и ЕГЭ требует развития у учащихся навыка работы с тестами. Поэтому для тематической проверки знаний в процессе экспресс - контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною используются тестовые задания различных типов максимально приближенные к ЕГЭ и ГИА. Для контроля знаний учащихся 10 -11 классов по предмету "Биология" мною разработаны и активно применяются в практике комбинированные контрольные работы по шести уровням организации жизни. Для проверки знаний учащихся 6-9 классов разработала и использую в практике контрольно- методические срезы, позволяющие проводить диагностику уровня сформированности мыслительных ОУУН таких как: анализ, синтез, сравнение, логика, выводы. К каждому виду КИМ мною разработаны чёткие критерии, что позволяет использовать любую форму оценивания выполненной работы (оценку учителя, самооценку, взаимооценку).
В целях развития мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, активизации мыслительной, коммуникативной и творческой деятельности применяю деловые, ролевые, имитационные игры, нетрадиционные уроки: экскурсии, турниры, исследования, интеллектуальные марафоны, КВНы.
Изучение биологии и химии не ограничивается рамками урочной системы, находя своё продолжение на занятиях факультативных курсов, групп сменного актива по подготовке к КТД таким как: "День птиц", "День Земли", "День здоровья", по реализации творческих проектов.
Работая в школе я осуществляю не только учительскую деятельность, он также являюсь классным руководителем и руководителем НОУ. Ребята под моим руководством постоянно участвуют в событиях жизни класса, школы, села.
Считаю, что моя методическая система позволяет достигать положительных результатов в образовательной и воспитательной деятельности. Доказательством чего является: 100% обученность учащихся по предметам "биология" и "химия"; высокое качество знаний (65% - химия, 73% - биология) и его положительная динамика, наличие призёров и победителей муниципального и регионального этапов олимпиад по биологии и экологии ( в 2012-2013 у.г. 2 победителя и 3 призёра).
Представление методической системы
Год Уровень | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Школьный | Предоставила опыт работы по изучению уровня адаптации пятиклассников на заседании педагогического совета по теме "Преемственность в обучении 1,5 классов", протокол №2 от 09.11.2011 г. (20 человек) | Представила опыт работы по применению технологии проектной и исследовательской деятельности обучающихся на педсовете МКОУ «Маргенауская СОШ» по теме «Оценка эффективности применения современных образовательных технологий в МКОУ «Маргенауская СОШ», 20.03.2012г (22 человека) | Выступила с докладом по теме: "Система и результаты работы с детьми, проявляющими признаки одарённости, в МКОУ "Маргенауская СОШ" на общешкольном родительском собрании "Система развития способностей детей в школьном возрасте" 29.11.2012 (120 человек) Выступила по теме «Характеристики показателей развития коллектива (на примере классного коллектива учащихся 6 класса МКОУ «Маргенауская СОШ») на педсовете "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика" в МКОУ «Мрагенауская СОШ»; 28.03.2013г. (21 человек) |
Муниципальный | Член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии | ||
Представила опыт работы по теме "Комбинированные контрольные работы для подготовки учащихся к ЕГЭ" на заседании методического объединения учителей биологии Исилькульского МР, 31.08.2010 г (16 человек) Приняла участие в создании сборника материалов по итогам работы творческой группы учителей биологии Исилькульского М.Р. "Использование современных технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии", изданного МБУ "Ресурсно-методический центр в сфере образования Исилькульского МР" в 2011 г. | Представила опыт работы по теме "Обновление содержания и методов преподавания биологии" на заседании методического объединения учителей биологии Исилькульского МР, 26.05.2011г. (17 человек) Представила опыт работы по теме "Самоанализ деятельности педагога как фактор совершенствования педагогического мастерства" на заседании методического объединения учителей биологии Исилькульского МР, 26.05.2011г. (17 человек) | ||
Региональный | Мастер -класс по теме: "Система подготовки учащихся к ЕГЭ и мероприятиям творческого характера" в рамках VII Областного педагогического марафона", г. Омск 01.10.2010 (60 человек) | Представление опыта работы (разработки уроков с применением различных технологий, доклады, презентации) в социальной сети работников образования nsportal.ru | |
Федеральный | |||
Международный |
Кем используется опыт:
- Соловьёва Е.А., учитель биологии и химии МКОУ «СОШ №2»; (89083169755)
- Марусова Н.А., учитель биологии и химии МБОУ «Павлоградская СОШ»; (89620302035)
- Лис Л.Е учитель биологии и химии МКОУ «Гофнунгстальская ООШ»; (89083169263)
- Визовская Л.И. учитель биологии и химии МКОУ «Николайпольская ООШ»; (89514003555)
6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития
Задачи по развитию профессиональных качеств | Что делает педагог (КПК, семинары, тренинги, конкурсы и т.п.) | Полученные результаты и эффекты |
2010 - 2011уч. год | ||
Совершенствование системы подготовки учащихся к ЕГЭ | Участие в работе школьного методического объединения учителей естественно-географического цикла, педсоветов, психолого-педагогических консилиумов; Участие в работе методического объединения учителей биологии и химии Исилькульского МР Участие в работе творческой группы классных руководителей Исилькульского М.Р., работающей по теме: "Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД" Краткосрочное повышение квалификации в БОУ ДПО «ИРООО» «Обновление содержания и методики обучения биологии» - 72 часа Участие в ВКС "Подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации по биологии" 27.04.2011 | Разработала комбинированные контрольные работы для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии и поделилась опытом с коллегами. Провела мастер -класс по теме: "Система подготовки учащихся к ЕГЭ и мероприятиям творческого характера" в рамках VII Областного педагогического марафона" Публикация методических разработок уроков по темам: "Внешнее и внутреннее строение семени" (6 кл), "Корень. Виды корневых систем. Внешнее строение корня"(6 кл), "Клетка - единица живого" (11 кл) в сборнике материалов по итогам работы творческой группы учителей биологии Исилькульского М.Р. "Использование современных технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии", изданного МБУ "Ресурсно-методический центр в сфере образования Исилькульского МР" Почётная грамота Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Соляник О.Н., за высокие результаты в учебно-воспитательной работе, творческое отношение к делу, большой вклад в развитие образования района, активное участие в мероприятиях, посвящённых Году Учителя, приказ № 681 от 23.12.2010 г. |
2011 - 2012 уч. год | ||
Совершенствование педагогического мастерства через освоение современных образовательных технологий
| Участие в работе школьного методического объединения учителей естественно-географического цикла, педсоветов, психолого-педагогических консилиумов; Участие в работе методического объединения учителей биологии и химии Исилькульского МР Участие в работе творческой группы классных руководителей Исилькульского М.Р., работающей по теме: "Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД" Участие в ВКС "Подготовка к ЕГЭ по биологии" 08.02.2012г | Выступала по теме "Применению технологии проектной и исследовательской деятельности" на педсовете МКОУ «Маргенауская СОШ» по теме «Оценка эффективности применения современных образовательных технологий в МКОУ «Маргенауская СОШ». Представила опыт работы по теме "Обновление содержания и методов преподавания биологии" на заседании методического объединения учителей биологии Исилькульского МР Представила опыт работы по теме "Самоанализ деятельности педагога как фактор совершенствования педагогического мастерства" на заседании методического объединения учителей биологии Исилькульского МР |
2012- 2013 уч. год | ||
Совершенствование профессиональной компетентности через освоение современных образовательных технологий | Участие в работе школьного методического объединения учителей естественно-географического цикла, педсоветов, психолого-педагогических консилиумов; Участие в работе методического объединения учителей биологии и химии Исилькульского МР Участие в работе творческой группы классных руководителей Исилькульского М.Р., работающей по теме: "Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД" Участие в ВКС "Подготовка учащихся к итоговой аттестации по биологии" 27.02.2013г
| Выступила по теме «Характеристики показателей развития коллектива) на педсовете по теме "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика" в МКОУ «Мрагенауская СОШ»; Выступила с докладом по теме: "Система и результаты работы с детьми, проявляющими признаки одарённости, в МКОУ "Маргенауская СОШ" на общешкольном родительском собрании "Система развития способностей детей в школьном возрасте" Публикация разработок уроков с использованием ИКТ и КСО на персональном мини-сайте в социальной сети работников образования «nsportal.ru». |
Считаю, что современный учитель обязан повышать свой профессиональный уровень путём самообразования. Поэтому я регулярно принимала участие в семинарах, областных педагогических марафонах, видеоконсультациях по подготовке к ЕГЭ, прошла курсовую подготовку в БОУ ДПО «ИРООО», активно представляла свой опыт работы на заседаниях педагогического совета школы, районного методического объединения. Использовала возможность в ходе каждодневной работы на практике закреплять и обогащать свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, изучения актуального педагогического опыта учителей новаторов, новых программ деятельности своих коллег. С целью саморазвития, стремления к собственному повышению квалификации, а также с целью получения внешней оценки своей деятельности, провела ряд открытых уроков с использованием нескольких педагогических технологий. Разработанные методические материалы опубликовала в сборнике материалов по итогам работы творческой группы учителей биологии Исилькульского М.Р. "Использование современных технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии", изданного МБУ "Ресурсно-методический центр в сфере образования Исилькульского МР" (2011г), а так же на персональном мини-сайте в социальной сети работников образования «nsportal.ru».
Директор школы А.Л.Малашенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ работы учителя истории
самоанализ работы за 2010-2011 год....
Самоанализ работы учителя за 2011-12 учебный год
Уважаемые коллеги ! Представляю Вашему вниманию краткий самоанализ своей работы в 2011-2012учебном году....
Самоанализ работы учителя истории и обществознания
Рефлексия работы....
Учебно - методический материал. Самоанализ работы учителя.
Материал в помощь для создания портфолио учителя....
Самоанализ работы учителя истории за 2012-2013 учебный год
Анализ работы учителя...
Самоанализ работы учителя английского языка.
Самоанализ работы учителя английского языка....