Урок-обобщение по биологии "Классификация цветковых растений"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Данная разработка может быть использована как тема урока в 7 классе, так и как тема дополнительного занятия при подготовке к итоговой аттестации в 9 или 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_biologii_7_klass.doc | 38 КБ |
zadanie1.doc | 20.5 КБ |
zadanie2.doc | 27.5 КБ |
zadanie3.doc | 21.5 КБ |
zadanie11.doc | 25 КБ |
zadanie12.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии 7 класс.
Тема: «Классификация цветковых растений».
Цель урока: Обобщить имеющиеся знания по систематике класса двудольных растений.
Задачи урока:
- Образовательные: продолжить закрепление основных понятий темы (классификация растений; систематика растений; признаки класса двудольных и однодольных растений; характеристика семейства; симбиоз). Продолжить формирование общеучебных навыков и умений (работа с учебником, тетрадью, ответ у доски, составление таблиц; работа в группах), умений давать характеристику семейства, определять к какому семейству относится растение по морфо - физиологической характеристике.
- Развивающие: в ходе обобщения материала темы продолжить формирование следующих личностных характеристик: памяти – при повторении основных понятий темы; речи – через устное выступление по выполненному заданию. В ходе обобщения материала продолжить у учащихся формирование мысленных операций: анализа в ходе сравнения разных семейств растений.
- Воспитательные: продолжить экологическое воспитание, через понимание необходимости бережного отношения к природе и в частности растениям. Продолжить эстетическое воспитание, через наблюдение многообразных форм и красок в природе.
Форма урока: Урок – игра.
Методы используемые на уроке:
- Работа в группах.
- Практическая работа «Определение семейства растений по морфо-физиологической характеристике».
- Беседа.
Оформление доски: Тема урока. Задачи урока. Признаки двудольных растений (готовая таблица). Заготовка таблицы «Характеристика семейств класса Двудольных отдела покрытосемянных».(на обратной стороне доски). Заготовка схемы «Семейства растений класса двудольных».(с подписанными семействами).
(дом.задание) стендовые доклады (пищевые растения семейств), кроссворды.
Ход урока:
- Приветствие учащихся и гостей урока. Настрой на предстоящий урок. Обозначение темы урока и его задач.
- Ребята, мы с вами изучили 4 основных семейства
класса двудольных растений и сегодня нам с вами
предстоит небольшое путешествие по необыкновенной стране «Мир растений класса двудольных». Вы не найдете эту страну ни на одной карте, но жители этой страны всегда вокруг нас. Они нас кормят, лечат, согревают и радуют. По дороге мы будем делать остановки, на которых вам предстоит выполнять определенные задания. В нашем путешествии принимают участие 4 команды. Но для того, чтобы нам начать его необходимо вспомнить по каким же признакам относят растения к классу двудольных? (мини-тест, с использованием ИКТ).
(вопрос к классу) Назовите признаки характерные для класса двудольных растений?
Откройте учебник на странице 158 и еще раз внимательно посмотрите на признаки двудольных и однодольных растений, пусть эта табличка лежит у вас перед глазами в течении всего урока.
Перед тем как нам начать работу по заданиям откройте пожалуйста тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Классификация цветковых растений» и вопрос сегодняшнего урока на который нам предстоит ответить: Для чего необходима классификация? Как на практике можно применить полученные знания по классификации цветковых растений?
Сейчас каждый из вас получит для выполнения первого задания карточку, на ней вы найдете признаки характерные для всех 4 семейств класса двудольных растений. Каждая команда получит задание по одному из семейств и поэтому в карточке вам необходимо будет выделите те признаки которые для данного семейства не характерны.
Задание №1: Выделите признаки характерные для вашего семейства.
Семейство | Жизненная форма | Формула цветка | Плод | Представители | Значение. |
(Полученные результаты проверяются). И так мы получили характеристики всех семейств и для того чтобы, вы могли легко ориентироваться в полученных знаниях, и у вас была перед глазами общая характеристика семейств, я вам тоже заготовила табличку. Вклейте её пожалуйста в тетрадь.
Задание №2: Теперь задание усложняется по предложенной характеристике необходимо будет определить о каком семействе идет речь, найти ошибку преднамеренно допущенную мной в этой характеристике и из предложенного набора фотографий и гербариев отобрать представителей данного семейства.
По ходу проверки на доске составляется схема «Семейства растений класса двудольных».
Розоцветные Бобовые Пасленовые Сложноцветные
Ч5Л5Т П Ч(5)Л3+(2)Т(9)+1П1 Ч(5)Л(5)Т5П1 Ч5Л(5)Т5П1
Ч5Л5Т П1 Горох посевной Картофель Одуванчик
Роза Чина луговая Томат Цикорий
Яблоня Акация желтая Дурман Ромашка.
Земляника
На данной схеме мы видим многообразие растений разных семейств, такую же схему я вам тоже подготовила, пожалуйста вклейте её в тетради.
(вопрос к классу) Скажите по каким общим признакам мы можем охарактеризовать представителей различных семейств? И возможно ли ограничиться одним признаком при характеристике семейства?
Задание №3: А сейчас каждый в своей тетради составьте характеристику растений, определите к какому семейству оно относится. (по предлагаемому плану)
Яблоня жизненная форма, листья (вегетативные органы), цветок, плод,
Горох значение.
Томат
Одуванчик
(полученные характеристики проверяются выборочно). Остальные сдают тетради на проверку в конце урока.
- Проверка домашнего задания: Ребята, у каждой группы перед уроком были задания: загадки, кроссворды и стендовые доклады (которые участвуют в нашем сегодняшнем оформлении), т.к. мы ограничены во времени ваши работы я проверю позже, и все они примут участие в неделе биологии которая планируется на последнюю неделю декабря, а стендовые доклады мы рассмотрим на уроке на следующей неделе.
- Подведение итогов. Итак, скажите пожалуйста, для чего же необходима классификация? И как на практике мы можем применять полученные знания? Вообще с понятием классификация вы будете работать не только на биологии, но и на информатике, на уроках химии которая у вас начнется со следующего года, на физике. И как вы правильно заметили существуют определенные признаки классификации и выпадение хотя бы одного уже может давать не правильную картину о изучаемом объекте. Сегодня за урок вы получаете по три оценки за мини-тест, за работу в группах, и за домашнее задание. Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу и творческий подход при выполнении домашнего задания.
- Домашнее задание: - следующий урок мы посвятим «Вкусным растениям», т.е. растениям которые имеют пищевое значение для человека подготовьте рецепт блюда из наиболее понравившегося вам пищевого растения семейства, соответственно и само блюдо, и в следующую субботу мы с вами устроим дигустацию и чаепитие. Спасибо, вам за урок! До свидания!
Предварительный просмотр:
Узнай по описанию семейство, найди и исправь допущенную ошибку:
12 тысяч видов, однолетние и многолетние травы, деревья и кустарники ; соцветия – кисть, головка, зонтик; формула цветка Ч(5)Л(5)Т5П1; плод – боб.
(Характеристика семейства мотыльковых; ошибка в формуле цветка – формула цветка пасленовых).
Узнай по описанию семейство, найди и исправь допущенную ошибку:
Более 3 тысяч видов, однолетние и многолетние травы, деревья и кустарники; цветы с двойным околоцветником, плоды – яблоко, костянка, многоорешек, многокостянка; Ч(5)Л(5)Т5П1.
(Характеристика семейства розоцветных; ошибка в формуле цветка – формула цветка пасленовых).
Узнай по описанию семейство, найди и исправь допущенную ошибку:
Около 3 тысяч видов. Травянистые растения. Формула цветка Ч(5)Л3+(2)Т(9)+1П1. Плод ягода или коробочка. Некоторые части растений ядовиты.
(Характеристика семейства пасленовых; ошибка в формуле цветка – формула цветка мотыльковых).
Узнай по описанию семейство, найди и исправь допущенную ошибку:
25 тысяч видов, однолетние, двулетние и многолетние травы, полукустарники. Ч5Л3+(2)Т(9)+1П1; цветки – трубчатые язычковые, воронковидные; соцветие корзинка; плод – семянка.
Предварительный просмотр:
«Семейства растений класса двудольных».
Розоцветные Бобовые Пасленовые Сложноцветные
Ч5Л5Т П Ч(5)Л3+(2)Т(9)+1П1 Ч(5)Л(5)Т5П1 Ч5Л(5)Т(5)П1
Ч5Л5Т П1 Плод: боб Плод: ягода, Плод: семянка
Плод: яблоко, Арахис коробочка Эстрагон (полынь эстрагонная)
костянка, много- Клевер горный Баклажан Георгины
орешек Горох посевной Картофель Одуванчик лекарст.
Роза Чина луговая Томат Цикорий
Яблоня Акация желтая Дурман Ромашка.
Земляника Донник лекарст. Белена Тысячелистник обыкновен.
Гусиная лапка Люцерна Физалис Мать – и – мачеха.
Боярышник крававо- Перец красный Астры
красный. Левзея сафлоровидная
Лапчатка прямостоячая Бархатцы.
Арония черноплодная Крестовник плосколистный
«Семейства растений класса двудольных».
Розоцветные Бобовые Пасленовые Сложноцветные
Ч5Л5Т П Ч(5)Л3+(2)Т(9)+1П1 Ч(5)Л(5)Т5П1 Ч5Л(5)Т(5)П1
Ч5Л5Т П1 Плод: боб Плод: ягода, Плод: семянка
Плод: яблоко, Арахис коробочка Эстрагон (полынь эстрагонная)
костянка, много- Клевер горный Баклажан Георгины
орешек Горох посевной Картофель Одуванчик лекарст.
Роза Чина луговая Томат Цикорий
Яблоня Акация желтая Дурман Ромашка.
Земляника Донник лекарст. Белена Тысячелистник обыкновен.
Гусиная лапка Люцерна Физалис Мать – и – мачеха.
Боярышник крававо- Перец красный Астры
красный. Левзея сафлоровидная
Лапчатка прямостоячая Бархатцы.
Арония черноплодная Крестовник плосколистный
«Семейства растений класса двудольных».
Розоцветные Бобовые Пасленовые Сложноцветные
Ч5Л5Т П Ч(5)Л3+(2)Т(9)+1П1 Ч(5)Л(5)Т5П1 Ч5Л(5)Т(5)П1
Ч5Л5Т П1 Плод: боб Плод: ягода, Плод: семянка
Плод: яблоко, Арахис коробочка Эстрагон (полынь эстрагонная)
костянка, много- Клевер горный Баклажан Георгины
орешек Горох посевной Картофель Одуванчик лекарст.
Роза Чина луговая Томат Цикорий
Яблоня Акация желтая Дурман Ромашка.
Земляника Донник лекарст. Белена Тысячелистник обыкновен.
Гусиная лапка Люцерна Физалис Мать – и – мачеха.
Боярышник крававо- Перец красный Астры
красный. Левзея сафлоровидная
Лапчатка прямостоячая Бархатцы.
Арония черноплодная Крестовник плосколистный
Предварительный просмотр:
Морфо-физиологическая характеристика растения.
- Семейство. Название растения.
- Жизненная форма растения.
- Особенности внешнего строения:
- Стебель
- Лист (форма; простой или сложный; с прилистниками или без; жилкование).
- Листорасположение на стебле (очередное, супротивное, мутовчатое)
- Корневая система.
- Цветок (формула цветка, околоцветник (двойной или простой), соцветие (если есть), окраска).
- Плод.
- Значение (в природе, для человека).
Морфо-физиологическая характеристика растения.
- Семейство. Название растения.
- Жизненная форма растения.
- Особенности внешнего строения:
- Стебель
- Лист (форма; простой или сложный; с прилистниками или без; жилкование).
- Листорасположение на стебле (очередное, супротивное, мутовчатое)
- Корневая система.
- Цветок (формула цветка, околоцветник (двойной или простой), соцветие (если есть), окраска).
- Плод.
- Значение (в природе, для человека).
Морфо-физиологическая характеристика растения.
- Семейство. Название растения.
- Жизненная форма растения.
- Особенности внешнего строения:
- Стебель
- Лист (форма; простой или сложный; с прилистниками или без; жилкование).
- Листорасположение на стебле (очередное, супротивное, мутовчатое)
- Корневая система.
- Цветок (формула цветка, околоцветник (двойной или простой), соцветие (если есть), окраска).
- Плод.
- Значение (в природе, для человека).
Предварительный просмотр:
Из перечисленных в таблице признаков выбери характерные для семейства заданного вашей группе, и выдели их.
Семейство | Жизненная форма | Формула цветка | Плод | Представители | Значение |
Розоцветные Мотыльковые Пасленовые Сложноцветные | Деревья Кустарники Полукустарники Травянистые растения | Ч(5)Л3+(2)Т(9)П1 Ч(5)Л(5)Т5П1 Ч5Л5Т П1 Ч5Л(5)Т(5)П1 Ч5Л5Т П | Боб Костянка Ягода Многоорешек Коробочка Семянка Многосемянка Яблоко | Яблоня, клевер, роза, люцерна, земляника, табак, картофель, подсолнечник, вишня, фасоль, белена, василек, астра, груша, горох, дурман, томат, одуванчик, ромашка. | Плодовые деревья, кустарники. Лекарственные. Декоративные. Эфиромасличные. Кормовые. Пищевые культуры. Медоносы. Важная роль в севообороте, обогащение почвы азотом. Сорняки. Ядовитые растения (применяют для изготовления лекарственных препаратов). |
Из перечисленных в таблице признаков выбери характерные для семейства заданного вашей группе, и выдели их.
Семейство | Жизненная форма | Формула цветка | Плод | Представители | Значение |
Розоцветные Мотыльковые Пасленовые Сложноцветные | Деревья Кустарники Полукустарники Травянистые растения | Ч(5)Л3+(2)Т(9)П1 Ч(5)Л(5)Т5П1 Ч5Л5Т П1 Ч5Л(5)Т(5)П1 Ч5Л5Т П | Боб Костянка Ягода Многоорешек Коробочка Семянка Многосемянка Яблоко | Яблоня, клевер, роза, люцерна, земляника, табак, картофель, подсолнечник, вишня, фасоль, белена, василек, астра, груша, горох, дурман, томат, одуванчик, ромашка. | Плодовые деревья, кустарники. Лекарственные. Декоративные. Эфиромасличные. Кормовые. Пищевые культуры. Медоносы. Важная роль в севообороте, обогащение почвы азотом. Сорняки. Ядовитые растения (применяют для изготовления лекарственных препаратов). |
Предварительный просмотр:
Сравнительная характеристика семейств отдела покрытосемянных, класса двудольных.
Семейство | Жизненная форма | Формула цветка | Плод | Представители | Значение |
Розоцветные | Деревья, кустарники, травы. | Ч5Л5Т П1 Ч5Л5Т П | Яблоко, костянка, многоорешек, многокостянка. | Яблоня, груша, вишня, слива, роза, шиповник, земляника. | Плодовые деревья, кустарники, травы. Лекарственные, эфиромасличные, декоративные растения. |
Мотыльковые | Кустарники, травы. | Ч(5)Л3+(2)Т(9)+1П1 Соцветия: кисть, головка. | Боб. | Горох, фасоль, клевер, люцерна, люпин, желтая акация. | Кормовые, пищевые растения. Медоносы. Важная роль в севооборотах – обогащение почвы азотом, фиксированным клубеньковыми азотфиксирующими бактериями. Декоративные, лекарстьвенные. |
Пасленовые | Травы. | Ч(5)Л(5)Т5П1 | Ягода, коробочка. | Картофель, томат, табак, белена, дурман. | Пищевые, кормовые культуры. Декоративные растения. Ядовитые растения, применяющиеся для изготовления лекарственных препаратов. |
Сложноцветные | Травы | Соцветие корзинка. Ч5Л(5)Т(5)П1 Цветки трубчатые язычковые или воронковидные. | Семянка. | Подсолнечник, ромашка, василек, одуванчик, бодяк, астра. | Пищевые, декоративные, медоносные растения. Лекарственные. Сорняки. Некоторые вызывают аллергию (амброзия). |
Сравнительная характеристика семейств отдела покрытосемянных, класса двудольных.
Семейство | Жизненная форма | Формула цветка | Плод | Представители | Значение |
Розоцветные | Деревья, кустарники, травы. | Ч5Л5Т П1 Ч5Л5Т П | Яблоко, костянка, многоорешек, многокостянка. | Яблоня, груша, вишня, слива, роза, шиповник, земляника. | Плодовые деревья, кустарники, травы. Лекарственные, эфиромасличные, декоративные растения. |
Мотыльковые | Кустарники, травы. | Ч(5)Л3+(2)Т(9)+1П1 Соцветия: кисть, головка. | Боб. | Горох, фасоль, клевер, люцерна, люпин, желтая акация. | Кормовые, пищевые растения. Медоносы. Важная роль в севооборотах – обогащение почвы азотом, фиксированным клубеньковыми азотфиксирующими бактериями. Декоративные, лекарстьвенные. |
Пасленовые | Травы. | Ч(5)Л(5)Т5П1 | Ягода, коробочка. | Картофель, томат, табак, белена, дурман. | Пищевые, кормовые культуры. Декоративные растения. Ядовитые растения, применяющиеся для изготовления лекарственных препаратов. |
Сложноцветные | Травы | Соцветие корзинка. Ч5Л(5)Т(5)П1 Цветки трубчатые язычковые или воронковидные. | Семянка. | Подсолнечник, ромашка, василек, одуванчик, бодяк, астра. | Пищевые, декоративные, медоносные растения. Лекарственные. Сорняки. Некоторые вызывают аллергию (амброзия). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Строение цветковых растений"
Презентация по теме "Строение цветковых растений" по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая"...
Презентация по биологии для учащихся 6 класса "Оплодотворение у цветковых растений"
Процесс опыления и оплодотворения у покрытосеменных (цветковых )растений...
Урок обобщения по вегетативным органам высших растений.
Данный урок разработан для 6 класса как обобщающий урок по морфологии растений. На уроке идёт повторение вегетативных частей растений, через разные формы выполнения работ. Эту разработку я применяю ко...
Тест 11 по теме "Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений".
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ....
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по темам "Высшие споровые растения. Голосеменные растения"с тестами 7класс
Разработка урока может использовать для систематизации , повторения и коррекции знаний о споровых иголосеменных растениях. спомощью теста можно проверить качество усвоения знаний....
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...
Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин
Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин...