рабочая программа 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Юдина Галина Евгеньевна

рабочая программа по биологии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_kl.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения

Председатель МО

__________/Калигина Н.Ф./

 «2»     сентября         2014

Утверждена руководителем образовательного учреждения

________/ Кочетков К.В. /

 «____» ___________2014

Рабочая программа

учебного курса биологии в 7 классе

«Биология. Многообразие живых организмов»

Составитель: Юдина Г. Е.,

учитель биологии и химии

Ардатов 2014г.

Пояснительная записка

Цель и задачи изучения учебного предмета

Целью является формирование целостного представления о закономерностях строения и жизнедеятельности разных групп живых организмов, их отличительных особенностях и адаптациях. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов. Можно выделить следующие цели курса:

  • освоение знаний о животных: их строении, поведении, среде обитания, через систему разнообразных по форме уроков: изучения нового материала, лабораторные работы,  экскурсии, нестандартные уроки контроля, уроки – путешествия, уроки – тесты, уроки – систематизации, уроки – конференции.
  • овладение умениями применять биологические знания в повседневной жизни, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за животными.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, бережно отношения к животным.
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдение мер профилактики заболеваний вызванных животными, бактериями, вирусами. Оказание первой помощи при укусах животных. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил безопасности и предотвращение травматизма.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс содержит общую характеристику всех групп живых организмов от бактерий до высших растений, от простейших животных до млекопитающих, а также их общие черты строения и жизнедеятельности. Материал рассматривается в эволюционном порядке – от более древних и простых форм, к более новым и высокоорганизованным. В первом полугодии изучаются бактерии, грибы и все растения. Во втором полугодии – все животные и вирусы. Программа объемная и не предусматривает слишком детального углубления в особенности групп организмов, но широко используя сравнение как метод научного познания – выявляет закономерности строения, жизнедеятельности между разными группами живых организмов.

Данная рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы для учебника 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» автора В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Изменения, внесенные в программу:

Увеличено время для повторения в конце года за счет более поверхностного изучения некоторых тем : «Особенности организации Кишечнополостных» и «Особенности организации моллюсков»,сокращено количество изучаемых часов.

Место предмета в базисном учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени развития.

Настоящая программа по биологии является логическим продолжением программ для начальной школы, природоведения, биологии в 6 классе и составляет вместе с другими предметами (физической географией, а в старших классах с химией и физикой) непрерывный школьный курс естествознания.

Требования к уровню подготовки обучающихся :

Учащиеся должны знать:

– основные крупнейшие подразделения живых организмов: безъядерные и ядерные (простейшие, растения, грибы, животные) организмы;

– иерархию основных систематических категорий;

– элементарные сведения о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов;

– о сравнительном методе, как важнейшем методе научного познания (на примере биологии);

– о роли бактерий в природе и жизни человека;

– о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов;

– о роли грибов в природе и жизни человека;

– основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы;

– о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза;

– особенности растительной клетки;

– основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;

– о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений;

– об особенностях жизни растений в воде и строении водорослей;

– о роли водорослей в жизни Мирового океана и хозяйстве человека;

– о симбиотической природе лишайников;

– об особенностях жизни растений на суше;

– о строении и жизненном цикле мхов, хвощей, плаунов, папоротников;

– о роли мхов в жизни болота и леса;

– о строении и жизненном цикле голосеменных;

– о роли хвойных лесов в природе и хозяйстве человека;

– основные органы цветкового растения и их видоизменения;

– о роли цветка в размножении растений;

– о взаимоотношениях насекомоопыляемых растений и их опылителей;

– жизненный цикл цветкового растения;

– характерные признаки однодольных и двудольных растений;

– важнейшие группы культурных растений на примере своей местности;

– ядовитые растения своей местности;

– способы размножения растений (половое и вегетативное) и их использование человеком;

– важнейшие охраняемые растения своей местности;

– о роли растений в сообществах;

– взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;

– о значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия.

Учащиеся должны уметь:

– различать основные царства живых организмов;

– пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты (по выявлению в составе растительного организма минеральных и органических веществ; по проращиванию семян; изучению влияния факторов среды на рост и развитие растений);

– использовать знания о распространении и размножении бактерий для предотвращения инфекционных заболеваний;

– различать наиболее распространенные виды съедобных и ядовитых грибов;
– определять основные органы цветковых растений (по таблице);

– различать основные жизненные формы растений;

– различать основные изученные группы растений (по таблице): водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосемянные и цветковые растения;
– различать однодольные и двудольные растения;

– узнавать основные виды лекарственных и ядовитых растений своей местности;
– выращивать растения на примере фасоли (проращивать семена для рассады, сажать растения, ухаживать за растениями и т.д.);

– соблюдать правила поведения в природе;

– работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника;
– использовать элементарные навыки сравнения и классификации.

Результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения предмета являются:

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
  • – осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; 
  • – с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; 
  • – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. 
  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. 
  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
  • Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
  • Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
  • Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
  • Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
  • Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
  • – риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
  • – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). 

Метапредметными результатами изучения предмета являются:

формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • Регулятивные УУД (обнаруживать, формулировать и решать проблему).
  • Познавательные УУД (анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления).
  • Коммуникативные УУД (самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе).

Предметными результатами изучения предмета являются:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе изученных групп животных.

 2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека; 

– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих); 

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);

– характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;

– понимать смысл биологических терминов;

– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;

– проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

 5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

– соблюдать и объяснять правила поведения в природе; 

– характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными

Содержание учебного предмета:

1.Введение  - 3ч

Биология – наука о живых организмах. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения. Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы: безъядерные, растения, грибы, животные.

2.Царство прокариот  - 3ч

Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).

Учащиеся должны знать:

—строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

—разнообразие и распространение бактерий и грибов;

—роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

—методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

—давать общую характеристику бактерий;

—характеризовать формы бактериальных клеток;

—отличать бактерии от других живых организмов;

—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни

человека.

3. Царство грибов  - 4 ч

Строение клетки ядерных организмов. Эукариоты. Грибы – гетеротрофы (сапротрофы). Строение и жизнедеятельность грибов. Перенос вещества на большие расстояния и роль мицелия в этом процессе. Размножение грибов. Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности. Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.

Учащиеся должны знать:

—основные понятия, относящиеся к строению про и эукариотической клеток;

—строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

—особенности организации шляпочного гриба;

—меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

—давать общую характеристику бактерий и грибов;

—объяснять строение грибов и лишайников;

—приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

—характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

—определять несъедобные шляпочные грибы;

—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

4. Царство растений  - 21 ч

Растения – автотрофы 

Растения – производители. Экологическая роль автотрофов. Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.

Водоросли 

Среда водорослей – вода. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и их строение: слоевище. Многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли. Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Жизненный цикл водорослей. Гаметофит, спорофит, редукционное деление. Экологическая роль многоклеточных водорослей и фитопланктона. Хозяйственное значение водорослей.                                      

 Высшие споровые растения 

Выход растений на сушу. Мхи – «земноводные растения». Лист, стебель, сосуды и их значение в наземных условиях. Решение проблем, связанных с освоением суши (иссушение, транспорт воды и минеральных веществ, опора). Жизненный цикл мхов (спорофит – «нахлебник» гаметофита), размножение мхов. Зависимость размножения мхов от воды. Многообразие мхов. Зеленые и сфагновые мхи. Роль мхов в биосфере и жизни человека.

Плауны, хвощи и папоротники. Появление покровных и проводящих тканей. Строение и жизненный цикл плауна, хвоща и папоротника. Роль в биосфере и в жизни человека.

Голосемянные растения 

Размножение и жизненный цикл на примере хвойных (гаметофит образуется внутри спорофита). Опыление, созревание семян, прорастание.

Хвойные. Корень, стебель и древесина хвойных. Строение и рост стебля. Роль хвойных в биосфере и хозяйстве человека. Хвойные растения своей местности.

Цветковые растения 

Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков. Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление. Типы соцветий. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Покой семян и их прорастание. Строение семени.

Корень, его строение, формирование и функции (механическая, поглощение воды и минеральных веществ). Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Проведение веществ. Ксилема и флоэма в стебле. Камбий. Лист, его строение и функции. Вегетативное размножение растений, его формы.

Значение цветковых растений в жизни человека. Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение розоцветных, мотыльковых, пасленовых, зонтичных, сложноцветных, лилейных и злаков на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности.

Учащиеся должны знать:

—основные методы изучения растений;

—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

—особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

—роль растений в биосфере и жизни человека;

—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

—давать общую характеристику растительного царства;

—объяснять роль растений в биосфере;

—давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);

—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

—характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

—объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

—находить информацию о растениях в научно - популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

5. Царство животные  - 22ч

Беспозвоночные

План строения простейших. Жизнедеятельность простейших на примере амебы и инфузории-туфельки. Примеры многообразия простейших. Вода – среда активной жизни простейших. Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория).

Роль простейших в биосфере и жизни человека. Роль фораминифер и радиолярий в образовании известняка; роль паразитических простейших в регуляции численности позвоночных; малярийный плазмодий и его роль в возникновении малярии. Представление о природных очагах инфекционных заболеваний.

Сравнительный анализ планов строения губок, кишечнополостных, плоских и круглых червей. Кишечнополостные – настоящие многоклеточные животные. Двухслойное строение и возникновение настоящих тканей. Кишечная полость и внекишечное пищеварение. Нервная система. Плоские черви – ползающие животные. Появление кожномускульного мешка. Выделительная система. Первичная полость тела круглых червей. Сквозной кишечник.

Учащиеся должны знать:

—признаки организма как целостной системы;

—основные свойства животных организмов;

—сходство и различия между растительным и животным организмами;

—что такое зоология, какова её структура.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

—представлять эволюционный путь развития животного мира;

—классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

—применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

—объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых

животных, выведения новых пород животных;

—использовать знания по зоологии в повседневной жизни.

Кишечнополостные. 

Жизнедеятельность и жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных, коралловых полипов. Теория происхождения  коралловых островов Ч. Дарвина.

Плоские черви. Жизнедеятельность и жизненные циклы свободноживущего и паразитических плоских червей.

Круглые черви. Жизнедеятельность и жизненные циклы круглых червей. Биологический прогресс на примере круглых червей. Паразитические черви и борьба с очагами вызываемых ими болезней.

Тип кольчатых червей. Жизненные циклы и гермафродитизм на примере кольчатых червей. Примеры жизненных форм: афродита, сидячие аннелиды. Нереида и ее роль в питании морских рыб. Образ жизни дождевых червей и их роль в процессе почвообразования.

Сравнительный анализ планов строения моллюсков (брюхоногие, двустворчатые и головоногие) и членистоногих (ракообразные, паукообразные, насекомые). Достоинства и недостатки внешнего скелета. Преобразование кожно-мускульного мешка предков в мантию и ногу у моллюсков. Раковина. Незамкнутая кровеносная система. Потеря полостью тела выделительной функции и возникновение почек. Разбросанно-узловая нервная система. Членистоногие. Хитиновый покров и рост во время линек. Разделение функций отделов тела, мышц и конечностей.

Тип моллюсков. Примеры жизненных форм и жизненных циклов двустворчатых моллюсков (жемчужница, устрица, тридакна); брюхоногих (морские моллюски, прудовик, виноградная улитка, слизень). Роль моллюсков в жизни человека (промысел и разведение съедобных моллюсков, добыча жемчуга и разведение жемчужниц, разрушение деревянных построек, повреждение урожая).

Класс ракообразных. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (планктонные рачки, криль, краб, дафнии и циклопы, речной рак). Роль ракообразных в жизни человека и питании промысловых животных.

Класс паукообразных. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (паук, клещ). Паутина: ловчие сети, убежище, кокон и парашют. Роль паукообразных в жизни человека (пауки-мухоловы, ядовитые пауки, клещи – переносчики клещевого энцефалита, возбудители чесоток).

Класс насекомых. Достоинства и недостатки внешнего скелета. Строение ротовых аппаратов. Полет насекомых. Окраска насекомых. Насекомые с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых. Примеры жизненных форм: прямокрылые (кузнечик), перепончатокрылые (пчелы и осы, муравьи, наездник), жуки, двукрылые (комнатная муха, комар), чешуекрылые. Общественные насекомые (пчелы, осы, муравьи). Роль насекомых в жизни биосферы и человека. Насекомые – опылители. Насекомые-фитофаги. Насекомые-вредители. Биологические методы борьбы с вредителями. Насекомые – обитатели квартир (постельный клоп, таракан, фараонов муравей). Регуляция численности насекомых. Нарушение природных и создание антропогенных сообществ как причина появления вредителей.

Учащиеся должны знать:

—современные представления о возникновении многоклеточных животных;

—общую характеристику типа Кишечнополостные;

—общую характеристику типа Плоские черви;

—общую характеристику типа Круглые черви;

—общую характеристику типа Кольчатые черви;

—общую характеристику типа Членистоногие.

Учащиеся должны уметь:

—определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

—наблюдать за поведением животных в природе;

—работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

—объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

—понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;

—выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

—оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

—использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.

6. Тип Хордовые  - 13ч

План строения и жизненные циклы низших хордовых. Закон зародышевого сходства и биогенетический закон и их роль в объяснении происхождения позвоночных животных.

Позвоночные животные. Надкласс рыб. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Жизненный цикл рыб. Наружное оплодотворение, высокая плодовитость или забота о потомстве. Брачное поведение и брачный наряд. Проходные рыбы.

Многообразие рыб. Класс хрящевые (акулы и скаты). Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Класс костных рыб. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Жизненные формы лучеперых рыб. Двоякодышащие. Кистеперые рыбы – предки наземных позвоночных.

Класс земноводных. Важнейшие черты строения, связанные с жизнью на суше. Размножение и развитие земноводных. Связь размножения с водой. Метаморфоз. Хвостатые и бесхвостые амфибии и их особенности. Характерные земноводные своей местности.

Класс пресмыкающихся. Первые настоящие наземные позвоночные. Размножение и развитие рептилий. Прямое развитие (без личинки и метаморфоза). Зародышевые оболочки. Скорлупа или плотные оболочки яиц, препятствующие потере воды. Независимость рептилий от водной среды.

Современные отряды (черепахи, ящерицы, змеи и крокодилы) и важнейшие жизненные формы пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природных сообществах. Характерные пресмыкающиеся своей местности.

Класс птиц. Полет. Среда обитания и требования, которые она предъявляет к организации птиц. Усложнение поведения, центральной нервной системы. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве: крупное яйцо, насиживание и выкармливание, защита птенцов. Выводковые и птенцовые птицы. Брачные инстинкты. Жизненный цикл птицы. Сезонные миграции и их причины. Оседлые и перелетные птицы.

Основные экологические группы птиц: воздушные (козодои, стрижи, колибри и ласточки), наземно-бегающие (страусы, дрофы и журавли), дневные хищники, совы, водно-воздушные (чайки и трубконосые), водно-прибрежные (кулики, пастушки, голенастые и фламинго), водоплавающие (гусеобразные и пеликаны), водно-подводные (гагары, поганки, бакланы, пингвины), наземно-лесные (куриные), древесные (ракшеобразные, кукушки, птицы-носороги, туканы, попугаи, дятлы, голуби, воробьиные). Характерные птицы своей местности.

Роль птиц в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи птицы и рациональное использование их ресурсов. Охрана птиц и привлечение насекомоядных птиц. Домашние птицы.

Класс млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Размножение и развитие у однопроходных, сумчатых и плацентарных. Забота о потомстве: утробное развитие, выкармливание детенышей молоком, обучение.Основные экологические группы сумчатых, плотоядных (хищные и насекомоядные), рукокрылых, копытных (хоботные, непарно- и парнокопытные), мелких растительноядных (зайцеобразные и грызуны), приматов и морских млекопитающих (китообразные и ластоногие). Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи звери и рациональное использование их ресурсов. Охрана зверей. Домашние звери, разнообразие и происхождение их пород. Характерные млекопитающие своей местности.

Учащиеся должны знать:

—современные представления о возникновении хордовых животных;

—основные направления эволюции хордовых;

—общую характеристику надкласса Рыбы;

—общую характеристику класса Земноводные;

—общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

—общую характеристику класса Птицы;

—общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

—определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

—работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

—объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

—понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

—характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

—наблюдать за поведением животных в природе;

—выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

—оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Учащиеся должны уметь:

—давать характеристику методов изучения биологических объектов;

—наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

—находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

—избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

—сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

—использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

—выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

—обобщать и делать выводы по изученному материалу;

7.Вирусы. Строение.Инфекционные заболевания вызванные вирусами.

Учащиеся должны знать:

—общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;

—пути проникновения вирусов в организм;

—этапы взаимодействия вируса и клетки;

—меры профилактики вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;

—характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);

—выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

—осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

—обобщать и делать выводы по изученному материалу;

—работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

—представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Практические

работы

Лабораторные

работы

Контрольные

самостоятельные

работы

Обобщение

тем

1.

Введение

3

2.

Царство прокариот

3

1

3.

Царство грибов

4

1

1

1

4.

Царство растений

21

4

1

2

5.

Царство животные

Беспозвоночные

22

2

1

1

1

6.

Тип Хордовые

13

3

2

1

2

7

Вирусы

1

 ИТОГО

68

9

4

5

6


Календарно-тематического планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип (вид) урока

Вид самостоятельной работы

Дата

План

Факт

I

Введение

3

1.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: объяснительный

2.

Ч. Дарвин и происхождение видов.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

3.

Многообразие видов и их классификация. Живые формы организмов.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

Царство прокариоты

3

4.

Общая характеристика и происхождение прокариот.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: объяснительный

5.

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот. Подцарство: Настоящие бактерии и Архебактерии.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

6.

Подцарство Оксифотобактерии.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

Царство грибы

4

7.

Царство грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

8.

Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности

1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: объяснительный

. Л/Р «Строение плесневого гриба мукора». Инстр. по Т. Б.

9.

Класс Базидиомицеты. Несовершенные грибы.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

10.

Отдел Лишайники.

1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: объяснительный

Царство Растения  (2)

21

11.

Общая характеристика Царства Растения.

1

Тип: комбинированный Вид: смешанный

12.

Жизненные формы растений.

1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: смешанный

Подцарство Низшие растения

4

13.

Общая характеристика.

1

Тип: комбинированный Вид: смешанный

14.

Размножение и развитие водорослей.

1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: смешанный

15.

16.

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.

2

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

Л/Р «Изучение внешнего строения водорослей». Инстр. по Т. Б.

Подцарство Высшие растения

15

17.

Общая характеристика подцарства Высшие растения.

1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: смешанный

18.

Отдел Моховидные, особенности строения, жизнедеятельности.

1

Тип: комбинированный Вид: смешанный

Л/Р «Изучение внешнего строения мхов». Инстр. по Т. Б.

19.

Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: смешанный

20.

Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

21.

Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

Тип: комбинированный Вид: смешанный

22.

ПОУ по теме: «Подцарство Высшие растения».

1

Тип: обобщение и систематизация

Вид: см. работа

23.

Отдел Голосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

Тип: изучение нового материала

 Вид: объяснительный

24.

Многообразие Голосеменных, их роль в природе и их практическое значение.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

25.

Отдел Покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

26.

Размножение Покрытосеменных растений. Класс Двудольные.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

27.

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветных.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

Л\р «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б.

28.

Характерные особенности растений семейства крестоцветных и паслёновых.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

29.

Класс Однодольные растения, характерные признаки растений , семейства Злаковых.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

Л\р «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б.

30.

Класс Однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

31.

ПОУ по теме: «Прокариоты, грибы, растения».

1

Тип: обобщение и систематизация

Вид: см. работа

Царство Животные

36

32.

Общая характеристика Царства Животных.

1

Тип: изучение нового материала

Вид: смешанный

Подцарство Одноклеточные Животные.

33.

Особенности организации одноклеточных, их классификация.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

Л/Р «Строение инфузории – туфельки». Инстр. по ТБ.

34.

Многообразие одноклеточных их значение в биоценозах и жизни человека.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

Подцарство Многоклеточные Животные

35.

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

36.

Особенности организации Кишечнополостных.

2

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

37.

38.

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, в жизни человека.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

39.

Особенности организации плоских червей.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

40.

Плоские черви – паразиты.

1

Тип: комбинированный

Вид: видеосалон

41.

Тип круглые черви особенности их организации.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

42.

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

43.

Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые и Малощетинковые.

2

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

44.

45.

Особенности организации моллюсков.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

П/Р «Внешнее строение моллюсков». Истр. по ТБ.

46.

Значение и многообразие моллюсков.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

47.

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. 

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

П/Р «Внешнее строение речного рака». Инстр. по ТБ

48.

Многообразие Ракообразных, их роль в природе.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

49.

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

50.

Многообразие Паукообразных, их роль в природе.

1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: смешанный

51.

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

Л/Р «Внешнее строение насекомых». Инстр. по ТБ

52.

Размножение и развитие насекомых.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

53.

Многообразие насекомых, их роль в природе и их практическое значение.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

54.

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

55.

Особенности строения и жизнедеятельности Хордовых, их многообразие и роль в природе. Бесчерепные животные.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

56.

Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

57.

Основные группы рыб, их роль в природе и жизнедеятельности человека.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

58.

Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

П/Р «Внутреннее строение земноводного». Инстр. по ТБ

59.

Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих позвоночных.

1

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

60.

Многообразие Пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

61.

Класс Птиц, особенности организации и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

1

Тип: актуализация ранее усвоенных знаний

Вид: смешанный

62..

Особенности организации птиц, связанные с полётом.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

П/Р «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». Инстр. по ТБ

63.

Экологические группы птиц, их роль в жизни человека.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

64,

65.

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

2

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

П/Р «Изучение строения млекопитающих» Инстр. по т. б.

66..

Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. Сумчатые и Первозвери.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

Л/Р «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни для человека». Инстр. по т. б.

67.

ПОУ по теме: «Царство Животных».

1

Тип: обобщение и систематизация

Вид: см. работа

68.

Царство Вирусы.

1

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА:

Основная учебно - методическая литература:

  • Биология. 7 кл. Многообрази живых организмов : Учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин . 7-е изд., - Дрофа, 2004. – 248 с. : ил.
  • Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  • Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение/ К. Ламперт: Под ред. А.И. Быховца. – Мн.: Харвест, 2003.
  • Бугаев А./ Птицы. – СПб.: «А.В.К. – Тимошка», 2002.

Дополнительная учебно – методическая литераитура:

  • Биология. Животные. 7 класс: Поучроные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ Авт. –сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2005.
  • Васильева Г.Д. Зоология: Проверочные карточки и тесты. 7-8 классы. – М.: Рольф, 2001.
  • Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
  • Я иду на урок биологии: Зоология: Пресмыкающиеся: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
  • Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
  • Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...