рабочая программа 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения Председатель МО __________/Калигина Н.Ф./ «2» сентября 2014 | Утверждена руководителем образовательного учреждения ________/ Кочетков К.В. / «____» ___________2014 |
Рабочая программа
учебного курса биологии в 7 классе
«Биология. Многообразие живых организмов»
Составитель: Юдина Г. Е.,
учитель биологии и химии
Ардатов 2014г.
Пояснительная записка
Цель и задачи изучения учебного предмета
Целью является формирование целостного представления о закономерностях строения и жизнедеятельности разных групп живых организмов, их отличительных особенностях и адаптациях. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов. Можно выделить следующие цели курса:
- освоение знаний о животных: их строении, поведении, среде обитания, через систему разнообразных по форме уроков: изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля, уроки – путешествия, уроки – тесты, уроки – систематизации, уроки – конференции.
- овладение умениями применять биологические знания в повседневной жизни, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за животными.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, бережно отношения к животным.
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдение мер профилактики заболеваний вызванных животными, бактериями, вирусами. Оказание первой помощи при укусах животных. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил безопасности и предотвращение травматизма.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс содержит общую характеристику всех групп живых организмов от бактерий до высших растений, от простейших животных до млекопитающих, а также их общие черты строения и жизнедеятельности. Материал рассматривается в эволюционном порядке – от более древних и простых форм, к более новым и высокоорганизованным. В первом полугодии изучаются бактерии, грибы и все растения. Во втором полугодии – все животные и вирусы. Программа объемная и не предусматривает слишком детального углубления в особенности групп организмов, но широко используя сравнение как метод научного познания – выявляет закономерности строения, жизнедеятельности между разными группами живых организмов.
Данная рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы для учебника 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» автора В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Изменения, внесенные в программу:
Увеличено время для повторения в конце года за счет более поверхностного изучения некоторых тем : «Особенности организации Кишечнополостных» и «Особенности организации моллюсков»,сокращено количество изучаемых часов.
Место предмета в базисном учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени развития.
Настоящая программа по биологии является логическим продолжением программ для начальной школы, природоведения, биологии в 6 классе и составляет вместе с другими предметами (физической географией, а в старших классах с химией и физикой) непрерывный школьный курс естествознания.
Требования к уровню подготовки обучающихся :
Учащиеся должны знать:
– основные крупнейшие подразделения живых организмов: безъядерные и ядерные (простейшие, растения, грибы, животные) организмы;
– иерархию основных систематических категорий;
– элементарные сведения о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов;
– о сравнительном методе, как важнейшем методе научного познания (на примере биологии);
– о роли бактерий в природе и жизни человека;
– о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов;
– о роли грибов в природе и жизни человека;
– основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы;
– о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза;
– особенности растительной клетки;
– основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
– о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений;
– об особенностях жизни растений в воде и строении водорослей;
– о роли водорослей в жизни Мирового океана и хозяйстве человека;
– о симбиотической природе лишайников;
– об особенностях жизни растений на суше;
– о строении и жизненном цикле мхов, хвощей, плаунов, папоротников;
– о роли мхов в жизни болота и леса;
– о строении и жизненном цикле голосеменных;
– о роли хвойных лесов в природе и хозяйстве человека;
– основные органы цветкового растения и их видоизменения;
– о роли цветка в размножении растений;
– о взаимоотношениях насекомоопыляемых растений и их опылителей;
– жизненный цикл цветкового растения;
– характерные признаки однодольных и двудольных растений;
– важнейшие группы культурных растений на примере своей местности;
– ядовитые растения своей местности;
– способы размножения растений (половое и вегетативное) и их использование человеком;
– важнейшие охраняемые растения своей местности;
– о роли растений в сообществах;
– взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;
– о значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия.
Учащиеся должны уметь:
– различать основные царства живых организмов;
– пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты (по выявлению в составе растительного организма минеральных и органических веществ; по проращиванию семян; изучению влияния факторов среды на рост и развитие растений);
– использовать знания о распространении и размножении бактерий для предотвращения инфекционных заболеваний;
– различать наиболее распространенные виды съедобных и ядовитых грибов;
– определять основные органы цветковых растений (по таблице);
– различать основные жизненные формы растений;
– различать основные изученные группы растений (по таблице): водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосемянные и цветковые растения;
– различать однодольные и двудольные растения;
– узнавать основные виды лекарственных и ядовитых растений своей местности;
– выращивать растения на примере фасоли (проращивать семена для рассады, сажать растения, ухаживать за растениями и т.д.);
– соблюдать правила поведения в природе;
– работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника;
– использовать элементарные навыки сравнения и классификации.
Результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения предмета являются:
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- – осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
- – с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
- Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
- Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
- Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
- Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
- Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
- Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
- Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
- Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
- – риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
- – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами изучения предмета являются:
формирование универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД (обнаруживать, формулировать и решать проблему).
- Познавательные УУД (анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления).
- Коммуникативные УУД (самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе).
Предметными результатами изучения предмета являются:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе изученных групп животных.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);
– характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;
– понимать смысл биологических терминов;
– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;
– проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе;
– характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными
Содержание учебного предмета:
1.Введение - 3ч
Биология – наука о живых организмах. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения. Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы: безъядерные, растения, грибы, животные.
2.Царство прокариот - 3ч
Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).
Учащиеся должны знать:
—строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
—разнообразие и распространение бактерий и грибов;
—роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
—методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику бактерий;
—характеризовать формы бактериальных клеток;
—отличать бактерии от других живых организмов;
—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни
человека.
3. Царство грибов - 4 ч
Строение клетки ядерных организмов. Эукариоты. Грибы – гетеротрофы (сапротрофы). Строение и жизнедеятельность грибов. Перенос вещества на большие расстояния и роль мицелия в этом процессе. Размножение грибов. Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности. Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.
Учащиеся должны знать:
—основные понятия, относящиеся к строению про и эукариотической клеток;
—строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
—особенности организации шляпочного гриба;
—меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику бактерий и грибов;
—объяснять строение грибов и лишайников;
—приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
—характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
—определять несъедобные шляпочные грибы;
—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
4. Царство растений - 21 ч
Растения – автотрофы
Растения – производители. Экологическая роль автотрофов. Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.
Водоросли
Среда водорослей – вода. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и их строение: слоевище. Многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли. Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Жизненный цикл водорослей. Гаметофит, спорофит, редукционное деление. Экологическая роль многоклеточных водорослей и фитопланктона. Хозяйственное значение водорослей.
Высшие споровые растения
Выход растений на сушу. Мхи – «земноводные растения». Лист, стебель, сосуды и их значение в наземных условиях. Решение проблем, связанных с освоением суши (иссушение, транспорт воды и минеральных веществ, опора). Жизненный цикл мхов (спорофит – «нахлебник» гаметофита), размножение мхов. Зависимость размножения мхов от воды. Многообразие мхов. Зеленые и сфагновые мхи. Роль мхов в биосфере и жизни человека.
Плауны, хвощи и папоротники. Появление покровных и проводящих тканей. Строение и жизненный цикл плауна, хвоща и папоротника. Роль в биосфере и в жизни человека.
Голосемянные растения
Размножение и жизненный цикл на примере хвойных (гаметофит образуется внутри спорофита). Опыление, созревание семян, прорастание.
Хвойные. Корень, стебель и древесина хвойных. Строение и рост стебля. Роль хвойных в биосфере и хозяйстве человека. Хвойные растения своей местности.
Цветковые растения
Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков. Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление. Типы соцветий. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Покой семян и их прорастание. Строение семени.
Корень, его строение, формирование и функции (механическая, поглощение воды и минеральных веществ). Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Проведение веществ. Ксилема и флоэма в стебле. Камбий. Лист, его строение и функции. Вегетативное размножение растений, его формы.
Значение цветковых растений в жизни человека. Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение розоцветных, мотыльковых, пасленовых, зонтичных, сложноцветных, лилейных и злаков на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности.
Учащиеся должны знать:
—основные методы изучения растений;
—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
—особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
—роль растений в биосфере и жизни человека;
—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику растительного царства;
—объяснять роль растений в биосфере;
—давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);
—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
—характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
—объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
—находить информацию о растениях в научно - популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
5. Царство животные - 22ч
Беспозвоночные
План строения простейших. Жизнедеятельность простейших на примере амебы и инфузории-туфельки. Примеры многообразия простейших. Вода – среда активной жизни простейших. Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория).
Роль простейших в биосфере и жизни человека. Роль фораминифер и радиолярий в образовании известняка; роль паразитических простейших в регуляции численности позвоночных; малярийный плазмодий и его роль в возникновении малярии. Представление о природных очагах инфекционных заболеваний.
Сравнительный анализ планов строения губок, кишечнополостных, плоских и круглых червей. Кишечнополостные – настоящие многоклеточные животные. Двухслойное строение и возникновение настоящих тканей. Кишечная полость и внекишечное пищеварение. Нервная система. Плоские черви – ползающие животные. Появление кожномускульного мешка. Выделительная система. Первичная полость тела круглых червей. Сквозной кишечник.
Учащиеся должны знать:
—признаки организма как целостной системы;
—основные свойства животных организмов;
—сходство и различия между растительным и животным организмами;
—что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
—представлять эволюционный путь развития животного мира;
—классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
—применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
—объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых
животных, выведения новых пород животных;
—использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
Кишечнополостные.
Жизнедеятельность и жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных, коралловых полипов. Теория происхождения коралловых островов Ч. Дарвина.
Плоские черви. Жизнедеятельность и жизненные циклы свободноживущего и паразитических плоских червей.
Круглые черви. Жизнедеятельность и жизненные циклы круглых червей. Биологический прогресс на примере круглых червей. Паразитические черви и борьба с очагами вызываемых ими болезней.
Тип кольчатых червей. Жизненные циклы и гермафродитизм на примере кольчатых червей. Примеры жизненных форм: афродита, сидячие аннелиды. Нереида и ее роль в питании морских рыб. Образ жизни дождевых червей и их роль в процессе почвообразования.
Сравнительный анализ планов строения моллюсков (брюхоногие, двустворчатые и головоногие) и членистоногих (ракообразные, паукообразные, насекомые). Достоинства и недостатки внешнего скелета. Преобразование кожно-мускульного мешка предков в мантию и ногу у моллюсков. Раковина. Незамкнутая кровеносная система. Потеря полостью тела выделительной функции и возникновение почек. Разбросанно-узловая нервная система. Членистоногие. Хитиновый покров и рост во время линек. Разделение функций отделов тела, мышц и конечностей.
Тип моллюсков. Примеры жизненных форм и жизненных циклов двустворчатых моллюсков (жемчужница, устрица, тридакна); брюхоногих (морские моллюски, прудовик, виноградная улитка, слизень). Роль моллюсков в жизни человека (промысел и разведение съедобных моллюсков, добыча жемчуга и разведение жемчужниц, разрушение деревянных построек, повреждение урожая).
Класс ракообразных. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (планктонные рачки, криль, краб, дафнии и циклопы, речной рак). Роль ракообразных в жизни человека и питании промысловых животных.
Класс паукообразных. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (паук, клещ). Паутина: ловчие сети, убежище, кокон и парашют. Роль паукообразных в жизни человека (пауки-мухоловы, ядовитые пауки, клещи – переносчики клещевого энцефалита, возбудители чесоток).
Класс насекомых. Достоинства и недостатки внешнего скелета. Строение ротовых аппаратов. Полет насекомых. Окраска насекомых. Насекомые с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых. Примеры жизненных форм: прямокрылые (кузнечик), перепончатокрылые (пчелы и осы, муравьи, наездник), жуки, двукрылые (комнатная муха, комар), чешуекрылые. Общественные насекомые (пчелы, осы, муравьи). Роль насекомых в жизни биосферы и человека. Насекомые – опылители. Насекомые-фитофаги. Насекомые-вредители. Биологические методы борьбы с вредителями. Насекомые – обитатели квартир (постельный клоп, таракан, фараонов муравей). Регуляция численности насекомых. Нарушение природных и создание антропогенных сообществ как причина появления вредителей.
Учащиеся должны знать:
—современные представления о возникновении многоклеточных животных;
—общую характеристику типа Кишечнополостные;
—общую характеристику типа Плоские черви;
—общую характеристику типа Круглые черви;
—общую характеристику типа Кольчатые черви;
—общую характеристику типа Членистоногие.
Учащиеся должны уметь:
—определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
—наблюдать за поведением животных в природе;
—работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
—объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
—понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
—выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
—оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
—использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.
6. Тип Хордовые - 13ч
План строения и жизненные циклы низших хордовых. Закон зародышевого сходства и биогенетический закон и их роль в объяснении происхождения позвоночных животных.
Позвоночные животные. Надкласс рыб. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Жизненный цикл рыб. Наружное оплодотворение, высокая плодовитость или забота о потомстве. Брачное поведение и брачный наряд. Проходные рыбы.
Многообразие рыб. Класс хрящевые (акулы и скаты). Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Класс костных рыб. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Жизненные формы лучеперых рыб. Двоякодышащие. Кистеперые рыбы – предки наземных позвоночных.
Класс земноводных. Важнейшие черты строения, связанные с жизнью на суше. Размножение и развитие земноводных. Связь размножения с водой. Метаморфоз. Хвостатые и бесхвостые амфибии и их особенности. Характерные земноводные своей местности.
Класс пресмыкающихся. Первые настоящие наземные позвоночные. Размножение и развитие рептилий. Прямое развитие (без личинки и метаморфоза). Зародышевые оболочки. Скорлупа или плотные оболочки яиц, препятствующие потере воды. Независимость рептилий от водной среды.
Современные отряды (черепахи, ящерицы, змеи и крокодилы) и важнейшие жизненные формы пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природных сообществах. Характерные пресмыкающиеся своей местности.
Класс птиц. Полет. Среда обитания и требования, которые она предъявляет к организации птиц. Усложнение поведения, центральной нервной системы. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве: крупное яйцо, насиживание и выкармливание, защита птенцов. Выводковые и птенцовые птицы. Брачные инстинкты. Жизненный цикл птицы. Сезонные миграции и их причины. Оседлые и перелетные птицы.
Основные экологические группы птиц: воздушные (козодои, стрижи, колибри и ласточки), наземно-бегающие (страусы, дрофы и журавли), дневные хищники, совы, водно-воздушные (чайки и трубконосые), водно-прибрежные (кулики, пастушки, голенастые и фламинго), водоплавающие (гусеобразные и пеликаны), водно-подводные (гагары, поганки, бакланы, пингвины), наземно-лесные (куриные), древесные (ракшеобразные, кукушки, птицы-носороги, туканы, попугаи, дятлы, голуби, воробьиные). Характерные птицы своей местности.
Роль птиц в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи птицы и рациональное использование их ресурсов. Охрана птиц и привлечение насекомоядных птиц. Домашние птицы.
Класс млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Размножение и развитие у однопроходных, сумчатых и плацентарных. Забота о потомстве: утробное развитие, выкармливание детенышей молоком, обучение.Основные экологические группы сумчатых, плотоядных (хищные и насекомоядные), рукокрылых, копытных (хоботные, непарно- и парнокопытные), мелких растительноядных (зайцеобразные и грызуны), приматов и морских млекопитающих (китообразные и ластоногие). Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи звери и рациональное использование их ресурсов. Охрана зверей. Домашние звери, разнообразие и происхождение их пород. Характерные млекопитающие своей местности.
Учащиеся должны знать:
—современные представления о возникновении хордовых животных;
—основные направления эволюции хордовых;
—общую характеристику надкласса Рыбы;
—общую характеристику класса Земноводные;
—общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
—общую характеристику класса Птицы;
—общую характеристику класса Млекопитающие.
Учащиеся должны уметь:
—определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
—работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
—объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
—понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
—характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
—наблюдать за поведением животных в природе;
—выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
—оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Учащиеся должны уметь:
—давать характеристику методов изучения биологических объектов;
—наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
—находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
—избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
—сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
—использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
—выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
—обобщать и делать выводы по изученному материалу;
7.Вирусы. Строение.Инфекционные заболевания вызванные вирусами.
Учащиеся должны знать:
—общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
—пути проникновения вирусов в организм;
—этапы взаимодействия вируса и клетки;
—меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
—характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
—выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
—осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
—обобщать и делать выводы по изученному материалу;
—работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
—представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Практические работы | Лабораторные работы | Контрольные самостоятельные работы | Обобщение тем |
1. | Введение | 3 | ||||
2. | Царство прокариот | 3 | 1 | |||
3. | Царство грибов | 4 | 1 | 1 | 1 | |
4. | Царство растений | 21 | 4 | 1 | 2 | |
5. | Царство животные Беспозвоночные | 22 | 2 | 1 | 1 | 1 |
6. | Тип Хордовые | 13 | 3 | 2 | 1 | 2 |
7 | Вирусы | 1 | ||||
ИТОГО | 68 | 9 | 4 | 5 | 6 |
Календарно-тематического планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип (вид) урока | Вид самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт | |||||
I | Введение | 3 | ||||
1. | Мир живых организмов. Уровни организации живого. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: объяснительный | |||
2. | Ч. Дарвин и происхождение видов. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
3. | Многообразие видов и их классификация. Живые формы организмов. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
Царство прокариоты | 3 | |||||
4. | Общая характеристика и происхождение прокариот. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: объяснительный | |||
5. | Особенности строения, жизнедеятельности прокариот. Подцарство: Настоящие бактерии и Архебактерии. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
6. | Подцарство Оксифотобактерии. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
Царство грибы | 4 | |||||
7. | Царство грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
8. | Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: объяснительный | . Л/Р «Строение плесневого гриба мукора». Инстр. по Т. Б. | ||
9. | Класс Базидиомицеты. Несовершенные грибы. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
10. | Отдел Лишайники. | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: объяснительный | |||
Царство Растения (2) | 21 | |||||
11. | Общая характеристика Царства Растения. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
12. | Жизненные формы растений. | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: смешанный | |||
Подцарство Низшие растения | 4 | |||||
13. | Общая характеристика. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
14. | Размножение и развитие водорослей. | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: смешанный | |||
15. 16. | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. | 2 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | Л/Р «Изучение внешнего строения водорослей». Инстр. по Т. Б. | ||
Подцарство Высшие растения | 15 | |||||
17. | Общая характеристика подцарства Высшие растения. | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: смешанный | |||
18. | Отдел Моховидные, особенности строения, жизнедеятельности. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | Л/Р «Изучение внешнего строения мхов». Инстр. по Т. Б. | ||
19. | Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: смешанный | |||
20. | Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
21. | Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
22. | ПОУ по теме: «Подцарство Высшие растения». | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: см. работа | |||
23. | Отдел Голосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: объяснительный | |||
24. | Многообразие Голосеменных, их роль в природе и их практическое значение. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
25. | Отдел Покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
26. | Размножение Покрытосеменных растений. Класс Двудольные. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
27. | Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветных. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | Л\р «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б. | ||
28. | Характерные особенности растений семейства крестоцветных и паслёновых. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
29. | Класс Однодольные растения, характерные признаки растений , семейства Злаковых. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | Л\р «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б. | ||
30. | Класс Однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
31. | ПОУ по теме: «Прокариоты, грибы, растения». | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: см. работа | |||
Царство Животные | 36 | |||||
32. | Общая характеристика Царства Животных. | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: смешанный | |||
Подцарство Одноклеточные Животные. | ||||||
33. | Особенности организации одноклеточных, их классификация. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | Л/Р «Строение инфузории – туфельки». Инстр. по ТБ. | ||
34. | Многообразие одноклеточных их значение в биоценозах и жизни человека. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
Подцарство Многоклеточные Животные | ||||||
35. | Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
36. | Особенности организации Кишечнополостных. | 2 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
37. | ||||||
38. | Многообразие кишечнополостных, значение в природе, в жизни человека. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
39. | Особенности организации плоских червей. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
40. | Плоские черви – паразиты. | 1 | Тип: комбинированный Вид: видеосалон | |||
41. | Тип круглые черви особенности их организации. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
42. | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
43. | Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые и Малощетинковые. | 2 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
44. | ||||||
45. | Особенности организации моллюсков. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | П/Р «Внешнее строение моллюсков». Истр. по ТБ. | ||
46. | Значение и многообразие моллюсков. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
47. | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | П/Р «Внешнее строение речного рака». Инстр. по ТБ | ||
48. | Многообразие Ракообразных, их роль в природе. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
49. | Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
50. | Многообразие Паукообразных, их роль в природе. | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: смешанный | |||
51. | Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | Л/Р «Внешнее строение насекомых». Инстр. по ТБ | ||
52. | Размножение и развитие насекомых. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
53. | Многообразие насекомых, их роль в природе и их практическое значение. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
54. | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
55. | Особенности строения и жизнедеятельности Хордовых, их многообразие и роль в природе. Бесчерепные животные. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
56. | Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
57. | Основные группы рыб, их роль в природе и жизнедеятельности человека. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
58. | Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | П/Р «Внутреннее строение земноводного». Инстр. по ТБ | ||
59. | Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих позвоночных. | 1 | Тип: комбинированный Вид: объяснительный | |||
60. | Многообразие Пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
61. | Класс Птиц, особенности организации и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: смешанный | |||
62.. | Особенности организации птиц, связанные с полётом. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | П/Р «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». Инстр. по ТБ | ||
63. | Экологические группы птиц, их роль в жизни человека. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | |||
64, 65. | Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | 2 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | П/Р «Изучение строения млекопитающих» Инстр. по т. б. | ||
66.. | Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. Сумчатые и Первозвери. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный | Л/Р «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни для человека». Инстр. по т. б. | ||
67. | ПОУ по теме: «Царство Животных». | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: см. работа | |||
68. | Царство Вирусы. | 1 | Тип: комбинированный Вид: смешанный |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА:
Основная учебно - методическая литература:
- Биология. 7 кл. Многообрази живых организмов : Учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин . 7-е изд., - Дрофа, 2004. – 248 с. : ил.
- Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
- Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение/ К. Ламперт: Под ред. А.И. Быховца. – Мн.: Харвест, 2003.
- Бугаев А./ Птицы. – СПб.: «А.В.К. – Тимошка», 2002.
Дополнительная учебно – методическая литераитура:
- Биология. Животные. 7 класс: Поучроные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ Авт. –сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Васильева Г.Д. Зоология: Проверочные карточки и тесты. 7-8 классы. – М.: Рольф, 2001.
- Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
- Я иду на урок биологии: Зоология: Пресмыкающиеся: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
- Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...