чуть больше о Воде
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

ЗАЙЦЕВА АСЯ ЛЕОНИДОВНА

дополнительный материал к уроку, программа Сонина, 10 класс, тема урока "Неорганические вещества клетки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chut_bolshe_o_vode.pptx815.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода… Зайцева А.Л. МБОУ СОШ №113 Г. Барнаул

Слайд 2

Химические названия С формальной точки зрения вода имеет несколько различных корректных химических названий: Оксид водорода : бинарное соединение водорода с атомом кислорода в степени окисления −2 Монооксид дигидрогена Гидроксид водорода : соединение гидроксильной группы OH- и катиона (H+) Гидроксильная кислота : воду можно рассматривать как соединение катиона H+, который может быть замещён металлом, и «кислотного остатка» OH- Оксидан Дигидромонооксид

Слайд 3

Агрегатные состояния: «Твёрдое» — лёд «Жидкое» — вода «Газообразное» — водяной пар При нормальном атмосферном давлении (760 мм рт . ст., 101 325 Па) вода переходит в твердое состояние при температуре в 0 °C и кипит (превращается в водяной пар) при температуре 100 °C (температура 0 °C и 100 °C были специально выбраны как температура таяния льда и кипения воды при создании температурной шкалы «по Цельсию» в системе СИ). При снижении давления температура таяния (плавления) льда медленно растёт, а температура кипения воды — падает. При давлении в 611,73 Па (около 0,006 атм ) температура кипения и плавления совпадает и становится равной 0,01 °C. Такие давление и температура называются тройной точкой воды . При более низком давлении вода не может находиться в жидком состоянии, и лёд превращается непосредственно в пар.

Слайд 4

Изотопные модификации воды И кислород, и водород имеют природные и искусственные изотопы. В зависимости от типа изотопов водорода, входящих в молекулу, выделяют следующие виды воды: Лёгкая вода (основная составляющая привычной людям воды) . H 2 O Тяжёлая вода (дейтериевая) . D 2 O Сверхтяжёлая вода (тритиевая) . T 2 O тритий-дейтериевая вода тритий-протиевая вода дейтерий-протиевая вода Последние три вида возможны, так как молекула воды содержит два атома водорода. Протий — самый легкий изотоп водорода, дейтерий имеет атомную массу 2,0141017778 а.е.м ., тритий — самый тяжелый, атомная масса 3,0160492777 а.е.м . В воде из-под крана тяжелокислородной воды (H 2 O17 и H 2 O18) содержится больше, чем воды D 2 O16: их содержание, соответственно, 1,8 кг и 0,15 кг на тонну[11]. Хотя тяжёлая вода часто считается мёртвой водой, так как живые организмы в ней жить не могут, некоторые микроорганизмы могут быть приучены к существованию в ней. По стабильным изотопам кислорода 16O, 17O и 18O существуют три разновидности молекул воды. Таким образом, по изотопному составу существуют 18 различных молекул воды. В действительности любая вода содержит все разновидности молекул.

Слайд 5

Химические свойства Вода является наиболее распространённым растворителем на планете Земля. Большая часть химии, при её зарождении как науки, начиналась именно как химия водных растворов веществ. Воду иногда рассматривают, как амфолит — и кислоту и основание одновременно (катион H+ анион OH−). В отсутствие посторонних веществ в воде одинакова концентрация гидроксид-ионов и ионов водорода. Вода — химически активное вещество. Сильно полярные молекулы воды сольватируют ионы и молекулы, образуют гидраты и кристаллогидраты.

Слайд 6

Вода в природе В атмосфере нашей планеты вода находится в виде капель малого размера, в облаках и тумане, а также в виде пара. При конденсации выводится из атмосферы в виде атмосферных осадков (дождь, снег, град, роса). В совокупности жидкая водная оболочка Земли называется гидросферой, а твёрдая криосферой. Вода является важнейшим веществом всех живых организмов на Земле. Предположительно, зарождение жизни на Земле произошло в водной среде. Мировой океан содержит более 97,54 % земной воды, подземные воды — около 0,63 %, ледники — 1,81 %, реки и озера — 0,009 %, материковые соленые воды — 0,007 %, атмосфера — 0,001 %[6].

Слайд 7

Вода за пределами Земли Вода — чрезвычайно распространённое вещество в космосе, однако из-за высокого внутрижидкостного давления вода не может существовать в жидком состоянии в условиях вакуума космоса, отчего она представлена только в виде пара или льда . Одним из наиболее важных вопросов, связанных с освоением космоса человеком и возможности возникновения жизни на других планетах, является вопрос о наличии воды за пределами Земли в достаточно большой концентрации. Известно, что некоторые кометы более, чем на 50 % состоят из водяного льда. Не стоит, впрочем, забывать, что не любая водная среда пригодна для жизни. В результате бомбардировки лунного кратера, проведённой 9 октября 2009 года НАСА с использованием космического аппарата LCROSS, впервые были получены достоверные свидетельства наличия на спутнике Земли водяного льда в больших объёмах. Вода широко распространена в Солнечной системе. Наличие воды (в основном в виде льда) подтверждено на многих спутниках Юпитера и Сатурна: Энцеладе , Тефии , Европе, Ганимеде и др. Вода присутствует в составе всех комет и многих астероидов. Учёными предполагается, что многие транснептуновые объекты имеют в своём составе воду. Вода в виде паров содержится в атмосфере Солнца (следы), атмосферах Меркурия (3,4 %), также большие количества воды обнаружены в экзосфере Меркурия)[25], Венеры (0,002 %), Луны, Марса (0,03 %), Юпитера (0,0004 %), Сатурна, Урана (следы) и Нептуна. Кроме того, вода обнаружена на экзопланетах , например HD 189733 b [34], HD 209458 b [35] и GJ 1214 b [36].

Слайд 8

Биологическая роль воды Вода играет уникальную роль как вещество, определяющее возможность существования и саму жизнь всех существ на Земле. Она выполняет роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы живых организмов. Уникальность воды состоит в том, что она достаточно хорошо растворяет как органические, так и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время — достаточную сложность образующихся комплексных соединений. Благодаря водородной связи, вода остаётся жидкой в широком диапазоне температур, причём именно в том, который широко представлен на планете Земля в настоящее время. Поскольку у льда плотность меньше, чем у жидкой воды, вода в водоемах замерзает сверху, а не снизу. Образовавшийся слой льда препятствует дальнейшему промерзанию водоема, это позволяет его обитателям выжить.

Слайд 9

Питьё и приготовление пищи Живое человеческое тело содержит от 50 % до 75 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. В зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности и т. д. человеку нужно выпивать разное количество воды. Ведётся много споров о том, сколько воды нужно потреблять для оптимального функционирования организма. Питьевая вода представляет собой воду из какого-либо источника, очищенную от микроорганизмов и вредных примесей. Пригодность воды для питья при её обеззараживании перед подачей в водопровод оценивается по количеству кишечных палочек на литр воды , поскольку кишечные палочки распространены и достаточно устойчивы к антибактериальным средствам, и если кишечных палочек будет мало, то будет мало и других микробов. Если кишечных палочек не больше, чем 3 на литр, вода считается пригодной для питья.

Слайд 10

Всемирный день водных ресурсов отмечается ежегодно 23 марта. Этот Всемирный день объявлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году (резолюция № A/RES/47/193 Проведение Всемирного дня водных ресурсов). В резолюции Генеральной Ассамблеи предложено государствам проводить в этот день мероприятия, посвящённые сохранению и освоению водных ресурсов. Генеральная Ассамблея попросила Генерального секретаря ООН сосредоточивать ежегодные соответствующие мероприятия ООН на одной конкретной теме. В 2003 году Генеральная Ассамблея в своей резолюции № A/RES/58/217 объявила период 2005-2015 гг , начиная с Международного дня водных ресурсов 22 марта 2005 года, Международным десятилетием действий «Вода для жизни».

Слайд 11

Novec 1230 ( Фторкетон ФК-5-1-12) — жидкость без цвета и запаха, иногда называемая «сухой водой». Химическая формула — CF 3 CF 2 C(O)CF(CF 3 ) 2 ( перфтор ( этил-изопропилкетон ), шестиуглеродное вещество, разряд фторированный кетон (названия кетонов R1—CO—R2 по правилам радикально-функциональной номенклатуры строят, перечисляя названия радикалов R1 и R2 в алфавитном порядке перед словом «кетон»). Запатентован в качестве хладагента в ходе изысканий по замене хладона 114 (1,1,2,2-тетрафтордихлорэтана), применение которого наряду с другими хлорсодержащими фреонами, было ограничено Монреальским протоколом 1993 года. Впервые продемонстрирован в 2004 году.

Слайд 12

КИСЛОРОД ФТОР УГЛЕРОД

Слайд 13

Свойства Визуально похоже на чистую воду, но является диэлектриком (не проводит электрический ток), слабо смачивает и не является растворителем — вследствие этого получило название «сухая вода». Вещество в исходном виде нетоксично, имеет крайне низкую растворимость в воде. Слабые молекулярные связи, распадается под действием ультрафиолета. Не влияет на работающую электронику, не разрушает бумажные документы и художественные произведения. Эти свойства обеспечили применимость Novec 1230 в системах пожаротушения для серверных помещений и другой электроники, библиотек, музеев, архивов.

Слайд 14

По материалам ВИКИПЕДИИ – СВОБОДНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Без друзей меня чуть-чуть"

сценарий заседания клуба для подростков "Включите душевное зрение"...

4.1. Какое из приведенных тел обладает большей внутренней энергией? а) 1 л воды при 100?С или 1 л воды при 20?С? б) Сжатый воздух в баллоне или тот же во

6 задач по высшей математике ( 5 вариант, ФИНЭК). Экономическая система из трех отраслей характеризуется за прошедший период данными, указанными в таблице2001. № 5. С. 23-25. Взаимосвязь акцентуаций х...

Сценарий мероприятия, анализ воспитательного мероприятия" Без друзей меня чуть - чуть"

Мероприятие направлено на то, чтобы научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях....

Нас не нужно жалеть, нас нужно только чуть-чуть поддержать

Классный час о силе воли и выдержки людей с ограниченными возможностями....

Нас не нужно жалеть, нас нужно только чуть-чуть поддержать

Классный час о силе воли и выдержки людей с ограниченными возможностями....

КВН «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями — много»

развитие коммуникативных качеств подростков;развитие общеразвивающих компетенций обучающихся, смекалки, чувства юмора и сообразительности; воспитание чувства ответственности и сплочение классного колл...