Рабочая программа по биологии. 11 класс, профильный уровень
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Сомкова Галина Михайловна

Преподаю биологию в химико-биологическом профильном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_11_khim.bio_.rar22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

На изучение биологии на базовом уровне отводится 69 часов, в том числе: в 10 классе – 35 часов, в 11 класса -  34 часа. Рабочая программа составлена на основе Федерального Компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автора В.Б. Захарова // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

Исходные документы для составления рабочей программы:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г;

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом № 1312 Министерства образования РФ от 09.03.2004г.,

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006-2007 учебный год. Утверждённый приказом МО РФ №302 от 07.12.2005г.

Изучение биологии на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, строении, биотехнологии, экологии); многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Познавательная  деятельность

        Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следcтвeннoro и структурно-функциональноro анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущноcтныx характеристик изучаемоro объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятeлъности, в орraнизации и проведении уче6но-исследователъской pa6оты: выдвижение гипoтeз, осуществление их проверки, владение приемами исследовaтeльcкойдеятeльности, элементарными умениями прогноза (умение oтвeчaть на вопрос: Что произойдет, если «...»). Самостоятельное создание алroритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поисковоro xapaктepa. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Ииформационно-коммуникативная  деятельность,

        Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из· источников, созданных в различных знаковых системах, (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое. оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую(из текста  в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения. Давать определения, приводить  докaзaтельства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

        Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная рабoтa с текcтaми, художествeннoгo, пу6лицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адeквaтное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

        Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизaции информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной практической деятельности.

        Владение основными видами публичныx выступлений (высказываниe, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим н6рмам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности, о6ъьeктивное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении со6ственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать:

  • основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В.И. Вернадского о биосфере); правил (экологической пирамиды); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  • устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
  • выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  • сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.               

Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Сроки

Характеристика деятельности учащихся

Измерители

Элементы содержания ФГОС

Д/з

1

 

Введение. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея по систематике растений и животных.

Вводный урок.

Первая неделя сентября

Познавательная: определение представлений о вкладе ученых в развитии биологических наук. Информационная-коммуникативная: поиск нужной информации в дополнительных источниках. Заполнение таблицы.

Составление синквейна. Самостоятельная работа с учебником

Эволюция. Преобразование видов. Планетарная значимость проблемы. Значение работ К.Линнея. Принципы классификации живых организмов, разработанные К.Линнеем, давать первое и современное определения вида.  Принцип бинарной номенклатуры.

Введение

1.1, 1.1.2; ответы на вопросы с.18

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вторая неделя сентября

Познавательная: поиск ответов на вопрос, почему на надгробье Ламарка дочери написали о нем «Тебя оценят потомки.»Информационная: поиск нужной информации в дополнительных источниках.

Выступление с сообщениями. Фронтальный опрос. Презентации

Состояние научных исследований и особенности социально-экономической обстановки начала 19 века, двойственность взглядов Ламарка на эволюцию. Сравнение взглядов на природу, находить принципиальное различие. Выбирать главное и заносить в таблицу.

П.1.1.3

3

Предпосылки возникновение учение Дарвина.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Третья неделя сентября

Познавательная: объяснение возможности создания и обоснования эволюционного учения. Информационная: поиск нужной информации в дополнительных источниках.

Задания со свободным ответом, таблица «Взгляды ученых додарвиновского периода на природу»

Основные этапы деятельности Ч.Дарвина. Развитие биологии в начале 19 века.

П.1.2; 1.2.2, вопросы с.24; подг. сообщ.

4

Развитие эволюционной теории Ч.Дарвина.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Четвертая неделя сентября

Познавательная: определение причин многообразия сортов растений и пород животных их совершенствование. Коммуникативное: переход информации из одной знаковой системы в другую.

Фронтальная работа по карточкам

Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ). Влияние теории эволюции на развитие биологических наук.

П.1.3, 1.3.14 сообщения

5

Эволюция видов в природе (по Дарвину). Критерии и структура вида.

Комбинированный урок.

Первая неделя октября

Познавательная: обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.Рефлексивная: объективное оценивание своих учебных достижений. Уметь делать выводы.

Лабораторная работа «Определения особей вида по морфологическому критерию».

Называть и сравнивать виды борьбы за существование, приводить примеры. Естественный отбор и его виды; приспособления; дивергенция.

П.1.4.1, вопросы с.42

6

 Популяция – структурная единица вида и эволюции.

Комбинированный урок

Вторая неделя октября

Познавательная: популяционная структура вида. Географическая изменчивость в пределах ареала вида. Информационная: объяснять современную концепцию политипического вида.

Фронтальная работа по карточкам

Эволюционные изменения в популяциях. Гибридные зоны.

П.1.4.1

7

Движущие силы (факторы) эволюции.

Комбинированный урок

Третья неделя октября

Познавательная: умение обосновывать суждения, давать определения. Информационная: объяснения изучаемого материала на самостояльно подобранных примерах. Приводить примеры, доказывать.

Тестовая проверка знаний

Движущие силы (факторы) эволюции: мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, миграция, процесс, изоляция.

П. 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4

8

Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.

Комбинированный урок

Четвертая неделя октября

Познавательная: определять ключевые понятия темы. Определять причины борьбы за существование. Коммуникативная: перевод информации из одной знаковой системы в другую. Сравнивать формы

Пр. раб. «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

Предпосылки естественного отбора, механизм действия естественного отбора. Прямая и косвенная борьба за существования. Сфера и объект действия естественного отбора, реальность вида в природе. искусственного отбора.

1..4.5, сообщения

9

Приспособленность организмов.

Комбинированный урок.

Первая неделя ноября

Познавательная: определение приспособленности как закономерного результат эволюции. Рефлексия: объективное оценивание своих учебных достижений.

Л.р.№2 «выявления приспособлений у организмов к среде обитания»

Механизм возникновения приспособлений. Роль движущих сил эволюции. Морфологические, физиологические, этологические приспособления.

П.1.4.6, сообщения

10

Видообразование .  

 Комбинированный урок.

Вторая неделя ноября

Познавательная: определять ключевые понятия, способы видообразования и приводить примеры. Информационно-коммуникативная: передача содержания информации адекватно поставленной цели.

Пр.раб. «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»

Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования, влияние факторов эволюции на видообразование, генетические механизмы, пути и способы видообразования. Приводить примеры.

П.1.4.7, тест стр. 72

11

Сохранение многообразие видов.

Комбинированный урок

Третья неделя ноября

Познавательная: определение ключевых понятий и причин процветания или вымирание видов. Информационно-коммуникативная: поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной.

Биологический диктант

Биологический прогресс и регресс. Сохранение многообразие видов.

П.2, записи в тетради, сообщения, презентации

12

Доказательство эволюции органического вида.

Урок комплексного применения знаний.

Четвертая неделя ноября

Познавательная: определение ключевых понятий и доказательство эволюции. Информационно-коммуникативная: отделение основной информации от второстепенной.

Самостоятельная работа «соотнесение биологических объектов и ответов»

Прямые и косвенные доказательства эволюции. Палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-морфологические, биогеографические.

Записи в тетради

13

Основные закономерности эволюции.

Контрольный урок.

Первая неделя декабря

Познавательная: умение основать суждения, приводить доказательство. Рефлексивная: объективное оценивание своих ученических достижений.

Зачет №1. Тестовая контрольная работа.

Повторение материала

14

Возникновение и развитие жизни на Земле.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вторая неделя декабря

Познавательная: определение основных понятий. Описание  и анализ взглядов ученых на происхождение жизни.

Самостоятельная работа с учебником

Гипотезы происхождение жизни на земле. Материализм, идеализм, креационизм.

П.3.1, подготовиться к семинару, ответы на вопросы

15

Современные представления о возникновении жизни.

Урок систематизации и обобщения знаний.

Третья неделя декабря

Познавательная: определение основных понятий. Анализ и оценка работы С.Миллера и А.И. Опарина

Семинар «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Абиогенез, биогенез, коацерваты, теории возникновении жизни.

Повторение материала

16

Развитие жизни на земле.

Урок систематизации и обобщения знаний.

Четвертая неделя декабря

Познавательная: выявление черты биологического прогресса и регресса. Информационно-коммуникативная: поиск нужной информации в источниках и уметь приводить примеры.

Работа с геохронологической таблицей

Биологическая эволюция. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

П.3.1, 3.2

17

Гипотезы происхождения человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Третья неделя января

Познавательная: определение основных понятий. Объяснение гипотез происхождение человека. Информационно-коммуникативная: перевод информации из одной знаковой системы в другую. Приводить доказательства.

Терминологический диктант

Антропогенез, современная теория антропогенеза. Гипотезы происхождение человека.

П. 4.1, 4.2

           

18          

                               

Положение человека в  системе животного мира.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Четвертая неделя января

Познавательная: определение места человека в системе животного мира. Информационно-коммуникативная: поиск нужной информации в источниках и приводить доказательства происхождение человека от животных.

Презентации, сообщения, терминологический диктант

Антропогенез, атавизмы, рудименты. Систематическое положение человека. Доказательства происхождения человека от животных.

П.4.1

19

Эволюция человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Пятая неделя января

Познавательная: определение стадий эволюции человека. Информационно-коммуникативная: перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Биологический диктант

Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека.

П 4.2, 4.3, сообщения, презентации

20

Человеческие расы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Первая неделя февраля

Познавательная: определение сущностных характеристик  человеческих рас. Сравнение, сопоставление. Информационно-коммуникативная: поиск нужной информации в источниках разного типа.

Фронтальная работа по карточкам

Расы, расизм, нации.

П.4.4, составление схемы «отличительные признаки рас»

21

Происхождение человека.

Контрольный урок.

Вторая неделя февраля

Познавательная: создание алгоритмов творческого и поискового характера. Рефлексивная: объективное оценивание своих достижений.

Зачет№2. Тестовая контрольная работа.

Повторение материала

22

Организм и среда. Экологические факторы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Третья неделя февраля

Познавательная: определение ключевых понятий, задач экологии. Информационно-коммуникативная: поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Фронтальная работа по карточкам

Экология, среда обитания, экосистема, экологическая ниша, экологические факторы.

П.6.3.2

23

Абиотические факторы среды.

Комбинированный урок.

Четвертая неделя февраля

Познавательная: определение ключевых понятий.

Информационно-коммуникативная: объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах.

Устная проверка знаний по вопросам

Абиотические факторы. Биологические ритмы. Биологические часы. Фотопериодизм.

П.6.3.2

24

Биотические факторы среды.

Комбинированный урок

Первая неделя марта

Познавательная: определение ключевых понятий. Описание приспособление организмов к определенному комплексу абиотических факторов.

П.Р. «Типы взаимодействия организмов»

Биотические факторы( хищничество, паразитизм, конкуренция, мутуализм, симбиоз, комменсализм). Антропогенный фактор.

П.6.3.3

25

Структура экосистем.

Комбинированный урок

Вторая неделя марта

Познавательная: определение ключевых понятий; компонентов экосистем. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа.

Работа с учебником, составление опорной схемы

Биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биотоп, зооценоз, фитоценоз, продуценты, консументы, редуценты.

П.6.3.4, термины

26

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Комбинированный урок

Третья неделя марта

Познавательная: установление трофических связей, определение характеристик изучаемых объектов. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной.

П.р. «Составление пищевых цепей питания»

Пищевые или трофические связи. Пищевые уровни, цепи, сети. Экологические пирамиды.

П.6.3.4

27

Причины устойчивости и смены экосистем.

Комбинированный урок

Четвертая неделя марта

Познавательная: определять причину устойчивости экосистем. Решать простейшие экологические задачи. Информационно-коммуникативное: объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах.

Решение биологических задач, составление пищевых цепей

Динамическое равновесие, смена популяции различных видов в первичной и вторичной сукцессиях.

П. 6.3.5

28

Влияние человека на экосистему.

Комбинированный урок

Вторая неделя апреля

Познавательная: находить определения ключевым понятиям. Приводить примеры экологических нарушений.

П.Р. «Сравнение биоценоза водоема и агроценоза»

Агроценозы. Экологические нарушения, вызванные вмешательством человека в окружающею среду.

Записи в тетради

29

Биосфера- глобальная экосистема.

Комбинированный урок

Третья неделя апреля

Познавательная: определять структурные компоненты и свойства биосферы. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа.

Самостоятельная работа «Экосистемы, структура и свойства»

Биосфера, биогенное, живое, косное, биокосное вещества.

П.7.2.1

30

Роль живых организмов в биосфере.

Комбинированный урок

Четвертая неделя апреля

Познавательная: описание циклов круговорота веществ. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа.

П.р. «Составление схем круговорота веществ в природе»

Круговорот веществ и элементов. Ноосфера.

Записи в тетради

31

Биосфера и человек.

Комбинированный урок

Первая неделя мая

Познавательная: находить и объяснять примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа.

Работа по карточкам (12 вариантов)

Антропогенные факторы их воздействие на биосферу. Экологические кризисы.

П.7.3.1- 7.3.5

32

Основные экологические проблемы современности, пути их решения.

Урок систематизации и обобщения знаний.

Вторая неделя мая

Познавательная: анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа.

Семинар «Экологические проблемы глобального масштаба»

Глобальные экологические проблемы.

П. 7.3.5, приготовить выступление, презентации

33

Зачет №3 Структура экосистем. Биосфера – глобальная экосистема.

Контрольный урок.

Третья неделя мая

Познавательная: создание алгоритмов творческого и поискового характера. Рефлексивная: объективное оценивание своих достижений.

Зачет «Вертушка»

Повторение материала

34

Роль биологии в будущем.

Урок систематизации и обобщения знаний.

Четвертая неделя мая

Познавательная: определять ключевые понятия. Оценивать последствия роста населения планеты.

Урок - семинар. Презентация.

Устойчивое развитие. Рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения.

Повторение материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...

Рабочая программа учебного курса Математика Профильный уровень 11 класс

Пояснительная запискаШкольное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в ...

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....