Рабочая программа по биологии. 11 класс, профильный уровень
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Преподаю биологию в химико-биологическом профильном классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_11_khim.bio_.rar | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На изучение биологии на базовом уровне отводится 69 часов, в том числе: в 10 классе – 35 часов, в 11 класса - 34 часа. Рабочая программа составлена на основе Федерального Компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автора В.Б. Захарова // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
Исходные документы для составления рабочей программы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом № 1312 Министерства образования РФ от 09.03.2004г.,
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006-2007 учебный год. Утверждённый приказом МО РФ №302 от 07.12.2005г.
Изучение биологии на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, строении, биотехнологии, экологии); многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следcтвeннoro и структурно-функциональноro анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущноcтныx характеристик изучаемоro объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятeлъности, в орraнизации и проведении уче6но-исследователъской pa6оты: выдвижение гипoтeз, осуществление их проверки, владение приемами исследовaтeльcкойдеятeльности, элементарными умениями прогноза (умение oтвeчaть на вопрос: Что произойдет, если «...»). Самостоятельное создание алroритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поисковоro xapaктepa. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Ииформационно-коммуникативная деятельность,
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из· источников, созданных в различных знаковых системах, (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое. оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения. Давать определения, приводить докaзaтельства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная рабoтa с текcтaми, художествeннoгo, пу6лицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адeквaтное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизaции информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной практической деятельности.
Владение основными видами публичныx выступлений (высказываниe, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим н6рмам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности, о6ъьeктивное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении со6ственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать:
- основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В.И. Вернадского о биосфере); правил (экологической пирамиды); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
- выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
- сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.
Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе
№ п/п | Тема урока Тип урока | Сроки | Характеристика деятельности учащихся | Измерители | Элементы содержания ФГОС | Д/з |
1 |
Введение. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Вводный урок. | Первая неделя сентября | Познавательная: определение представлений о вкладе ученых в развитии биологических наук. Информационная-коммуникативная: поиск нужной информации в дополнительных источниках. Заполнение таблицы. | Составление синквейна. Самостоятельная работа с учебником | Эволюция. Преобразование видов. Планетарная значимость проблемы. Значение работ К.Линнея. Принципы классификации живых организмов, разработанные К.Линнеем, давать первое и современное определения вида. Принцип бинарной номенклатуры. | Введение 1.1, 1.1.2; ответы на вопросы с.18 |
2 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Вторая неделя сентября | Познавательная: поиск ответов на вопрос, почему на надгробье Ламарка дочери написали о нем «Тебя оценят потомки.»Информационная: поиск нужной информации в дополнительных источниках. | Выступление с сообщениями. Фронтальный опрос. Презентации | Состояние научных исследований и особенности социально-экономической обстановки начала 19 века, двойственность взглядов Ламарка на эволюцию. Сравнение взглядов на природу, находить принципиальное различие. Выбирать главное и заносить в таблицу. | П.1.1.3 |
3 | Предпосылки возникновение учение Дарвина. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Третья неделя сентября | Познавательная: объяснение возможности создания и обоснования эволюционного учения. Информационная: поиск нужной информации в дополнительных источниках. | Задания со свободным ответом, таблица «Взгляды ученых додарвиновского периода на природу» | Основные этапы деятельности Ч.Дарвина. Развитие биологии в начале 19 века. | П.1.2; 1.2.2, вопросы с.24; подг. сообщ. |
4 | Развитие эволюционной теории Ч.Дарвина. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Четвертая неделя сентября | Познавательная: определение причин многообразия сортов растений и пород животных их совершенствование. Коммуникативное: переход информации из одной знаковой системы в другую. | Фронтальная работа по карточкам | Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ). Влияние теории эволюции на развитие биологических наук. | П.1.3, 1.3.14 сообщения |
5 | Эволюция видов в природе (по Дарвину). Критерии и структура вида. Комбинированный урок. | Первая неделя октября | Познавательная: обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.Рефлексивная: объективное оценивание своих учебных достижений. Уметь делать выводы. | Лабораторная работа «Определения особей вида по морфологическому критерию». | Называть и сравнивать виды борьбы за существование, приводить примеры. Естественный отбор и его виды; приспособления; дивергенция. | П.1.4.1, вопросы с.42 |
6 | Популяция – структурная единица вида и эволюции. Комбинированный урок | Вторая неделя октября | Познавательная: популяционная структура вида. Географическая изменчивость в пределах ареала вида. Информационная: объяснять современную концепцию политипического вида. | Фронтальная работа по карточкам | Эволюционные изменения в популяциях. Гибридные зоны. | П.1.4.1 |
7 | Движущие силы (факторы) эволюции. Комбинированный урок | Третья неделя октября | Познавательная: умение обосновывать суждения, давать определения. Информационная: объяснения изучаемого материала на самостояльно подобранных примерах. Приводить примеры, доказывать. | Тестовая проверка знаний | Движущие силы (факторы) эволюции: мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, миграция, процесс, изоляция. | П. 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4 |
8 | Естественный отбор- главная движущая сила эволюции. Комбинированный урок | Четвертая неделя октября | Познавательная: определять ключевые понятия темы. Определять причины борьбы за существование. Коммуникативная: перевод информации из одной знаковой системы в другую. Сравнивать формы | Пр. раб. «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | Предпосылки естественного отбора, механизм действия естественного отбора. Прямая и косвенная борьба за существования. Сфера и объект действия естественного отбора, реальность вида в природе. искусственного отбора. | 1..4.5, сообщения |
9 | Приспособленность организмов. Комбинированный урок. | Первая неделя ноября | Познавательная: определение приспособленности как закономерного результат эволюции. Рефлексия: объективное оценивание своих учебных достижений. | Л.р.№2 «выявления приспособлений у организмов к среде обитания» | Механизм возникновения приспособлений. Роль движущих сил эволюции. Морфологические, физиологические, этологические приспособления. | П.1.4.6, сообщения |
10 | Видообразование . Комбинированный урок. | Вторая неделя ноября | Познавательная: определять ключевые понятия, способы видообразования и приводить примеры. Информационно-коммуникативная: передача содержания информации адекватно поставленной цели. | Пр.раб. «Сравнение процессов экологического и географического видообразования» | Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования, влияние факторов эволюции на видообразование, генетические механизмы, пути и способы видообразования. Приводить примеры. | П.1.4.7, тест стр. 72 |
11 | Сохранение многообразие видов. Комбинированный урок | Третья неделя ноября | Познавательная: определение ключевых понятий и причин процветания или вымирание видов. Информационно-коммуникативная: поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной. | Биологический диктант | Биологический прогресс и регресс. Сохранение многообразие видов. | П.2, записи в тетради, сообщения, презентации |
12 | Доказательство эволюции органического вида. Урок комплексного применения знаний. | Четвертая неделя ноября | Познавательная: определение ключевых понятий и доказательство эволюции. Информационно-коммуникативная: отделение основной информации от второстепенной. | Самостоятельная работа «соотнесение биологических объектов и ответов» | Прямые и косвенные доказательства эволюции. Палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-морфологические, биогеографические. | Записи в тетради |
13 | Основные закономерности эволюции. Контрольный урок. | Первая неделя декабря | Познавательная: умение основать суждения, приводить доказательство. Рефлексивная: объективное оценивание своих ученических достижений. | Зачет №1. Тестовая контрольная работа. | Повторение материала | |
14 | Возникновение и развитие жизни на Земле. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Вторая неделя декабря | Познавательная: определение основных понятий. Описание и анализ взглядов ученых на происхождение жизни. | Самостоятельная работа с учебником | Гипотезы происхождение жизни на земле. Материализм, идеализм, креационизм. | П.3.1, подготовиться к семинару, ответы на вопросы |
15 | Современные представления о возникновении жизни. Урок систематизации и обобщения знаний. | Третья неделя декабря | Познавательная: определение основных понятий. Анализ и оценка работы С.Миллера и А.И. Опарина | Семинар «Возникновение и развитие жизни на Земле» | Абиогенез, биогенез, коацерваты, теории возникновении жизни. | Повторение материала |
16 | Развитие жизни на земле. Урок систематизации и обобщения знаний. | Четвертая неделя декабря | Познавательная: выявление черты биологического прогресса и регресса. Информационно-коммуникативная: поиск нужной информации в источниках и уметь приводить примеры. | Работа с геохронологической таблицей | Биологическая эволюция. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. | П.3.1, 3.2 |
17 | Гипотезы происхождения человека. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Третья неделя января | Познавательная: определение основных понятий. Объяснение гипотез происхождение человека. Информационно-коммуникативная: перевод информации из одной знаковой системы в другую. Приводить доказательства. | Терминологический диктант | Антропогенез, современная теория антропогенеза. Гипотезы происхождение человека. | П. 4.1, 4.2 |
18 |
Положение человека в системе животного мира. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Четвертая неделя января | Познавательная: определение места человека в системе животного мира. Информационно-коммуникативная: поиск нужной информации в источниках и приводить доказательства происхождение человека от животных. | Презентации, сообщения, терминологический диктант | Антропогенез, атавизмы, рудименты. Систематическое положение человека. Доказательства происхождения человека от животных. | П.4.1 |
19 | Эволюция человека. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Пятая неделя января | Познавательная: определение стадий эволюции человека. Информационно-коммуникативная: перевод информации из одной знаковой системы в другую. | Биологический диктант | Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. | П 4.2, 4.3, сообщения, презентации |
20 | Человеческие расы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Первая неделя февраля | Познавательная: определение сущностных характеристик человеческих рас. Сравнение, сопоставление. Информационно-коммуникативная: поиск нужной информации в источниках разного типа. | Фронтальная работа по карточкам | Расы, расизм, нации. | П.4.4, составление схемы «отличительные признаки рас» |
21 | Происхождение человека. Контрольный урок. | Вторая неделя февраля | Познавательная: создание алгоритмов творческого и поискового характера. Рефлексивная: объективное оценивание своих достижений. | Зачет№2. Тестовая контрольная работа. | Повторение материала | |
22 | Организм и среда. Экологические факторы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Третья неделя февраля | Познавательная: определение ключевых понятий, задач экологии. Информационно-коммуникативная: поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. | Фронтальная работа по карточкам | Экология, среда обитания, экосистема, экологическая ниша, экологические факторы. | П.6.3.2 |
23 | Абиотические факторы среды. Комбинированный урок. | Четвертая неделя февраля | Познавательная: определение ключевых понятий. Информационно-коммуникативная: объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах. | Устная проверка знаний по вопросам | Абиотические факторы. Биологические ритмы. Биологические часы. Фотопериодизм. | П.6.3.2 |
24 | Биотические факторы среды. Комбинированный урок | Первая неделя марта | Познавательная: определение ключевых понятий. Описание приспособление организмов к определенному комплексу абиотических факторов. | П.Р. «Типы взаимодействия организмов» | Биотические факторы( хищничество, паразитизм, конкуренция, мутуализм, симбиоз, комменсализм). Антропогенный фактор. | П.6.3.3 |
25 | Структура экосистем. Комбинированный урок | Вторая неделя марта | Познавательная: определение ключевых понятий; компонентов экосистем. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа. | Работа с учебником, составление опорной схемы | Биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биотоп, зооценоз, фитоценоз, продуценты, консументы, редуценты. | П.6.3.4, термины |
26 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Комбинированный урок | Третья неделя марта | Познавательная: установление трофических связей, определение характеристик изучаемых объектов. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной. | П.р. «Составление пищевых цепей питания» | Пищевые или трофические связи. Пищевые уровни, цепи, сети. Экологические пирамиды. | П.6.3.4 |
27 | Причины устойчивости и смены экосистем. Комбинированный урок | Четвертая неделя марта | Познавательная: определять причину устойчивости экосистем. Решать простейшие экологические задачи. Информационно-коммуникативное: объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах. | Решение биологических задач, составление пищевых цепей | Динамическое равновесие, смена популяции различных видов в первичной и вторичной сукцессиях. | П. 6.3.5 |
28 | Влияние человека на экосистему. Комбинированный урок | Вторая неделя апреля | Познавательная: находить определения ключевым понятиям. Приводить примеры экологических нарушений. | П.Р. «Сравнение биоценоза водоема и агроценоза» | Агроценозы. Экологические нарушения, вызванные вмешательством человека в окружающею среду. | Записи в тетради |
29 | Биосфера- глобальная экосистема. Комбинированный урок | Третья неделя апреля | Познавательная: определять структурные компоненты и свойства биосферы. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа. | Самостоятельная работа «Экосистемы, структура и свойства» | Биосфера, биогенное, живое, косное, биокосное вещества. | П.7.2.1 |
30 | Роль живых организмов в биосфере. Комбинированный урок | Четвертая неделя апреля | Познавательная: описание циклов круговорота веществ. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа. | П.р. «Составление схем круговорота веществ в природе» | Круговорот веществ и элементов. Ноосфера. | Записи в тетради |
31 | Биосфера и человек. Комбинированный урок | Первая неделя мая | Познавательная: находить и объяснять примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа. | Работа по карточкам (12 вариантов) | Антропогенные факторы их воздействие на биосферу. Экологические кризисы. | П.7.3.1- 7.3.5 |
32 | Основные экологические проблемы современности, пути их решения. Урок систематизации и обобщения знаний. | Вторая неделя мая | Познавательная: анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения. Информационно-коммуникативное: поиск нужной информации в источниках разного типа. | Семинар «Экологические проблемы глобального масштаба» | Глобальные экологические проблемы. | П. 7.3.5, приготовить выступление, презентации |
33 | Зачет №3 Структура экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Контрольный урок. | Третья неделя мая | Познавательная: создание алгоритмов творческого и поискового характера. Рефлексивная: объективное оценивание своих достижений. | Зачет «Вертушка» | Повторение материала | |
34 | Роль биологии в будущем. Урок систематизации и обобщения знаний. | Четвертая неделя мая | Познавательная: определять ключевые понятия. Оценивать последствия роста населения планеты. | Урок - семинар. Презентация. | Устойчивое развитие. Рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения. | Повторение материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...
Рабочая программа учебного курса Математика Профильный уровень 11 класс
Пояснительная запискаШкольное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в ...
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....