Развитие жизни на Земле
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Геохронологическая таблица.
Название эры и периода, продолжительность | Геологические и климатические изменения на планете | Ароморфозы растительного мира | Идиоадаптации в растительном мире | Ароморфозы животного мира | Идиоадаптации в животном мире | |||||
Архейская эра (около 900 млн. лет, древность – 3,3 млрд. лет) | Отсутствие О2, есть инертные газы, СН4, СО, СО2, пары воды, жесткое ультрафиолетовое излучение, молнии; характер поверхности горный и лавовый; огромный I океан; биополимеры, I прокариоты – анаэробы и гетеротрофы (продукты ж/д – место рождения S, Fe, Mg и др.) | Прокариоты, возникновение фотосинтеза (3-3,5 млрд. лет назад), кислородное дыхание, 2,8 млрд.л. назад – колониальные (нитчатые водоросли) | Широкое распространение цианобактерий (стал выделяться О2 – появляется озоновый слой) | Нет разделения на растения и животные; гетеротрофы продолжают поглощать органику из «первичного бульона» | ||||||
Протерозойская (2 млрд. лет, древность – 2,6 млрд. лет назад) «ранняя жизнь» | Мощное горообразование перераспределяет сушу и океан; накапливается О2 (к концу эры 1% О2), озоновый слой; суша безжизненна, по берегам начался процесс почвообразования (из-за ж/д бактерий), сформировались 4 царства природы, климат холодный, часты оледенения | Эукариоты, половой процесс (переком бинация генов, возник единый генофонд и виды, возросла внутри видовая изменчивость и ускорение темпов Э), 700-900 млн.л.наз.- многоклеточность (гипотеза Фагоци теллы- И.И.Мечников из колониальных | Расцвет и исключи тельное разнообразие бактерий (железо рудные) и цианобактерий, фораменифер; прикрепленные фор мы, появление слоевища | Появление эукариотов (гипотезы): аутогенная – постепенная дифференциация прокариотической клетки, в ходе которой развился мембранный комплекс клеточных органоидов из плазматической мембраны Симбиогенная (выдвинула Л.Маргулиус 1967-1971) – результат симбиоза различных прокариот: крупной клетки-хозяина и более мелких организмов, поселившихся в цитоплазме первого и давших начало различным органоидам У животных – двусторонняя симметрия, хорда, вторичная полость тела (хордовые бесчерепные - предположительно), жабры. Кишечнополост ные, губки, кольчатые, моллюски | ||||||
Вывод: жизнь стала геологическим фактором – живые организмы меняли форму и состав земной коры, формировали биосферу. | ||||||||||
Палеозойская эра (340 млн. лет, древность – 570 млн. лет назад) «древняя жизнь» | Кембрий (80+20млн. лет) Наступление моря. Юг – много суш, север – единый материк. Раннекембрийское оледенение сменяется сначала умеренно влажным, затем сухим теплым климатом. Наступление моря в конце сменилось отступлением | Массовое вымирание организмов в конце кембрия – около 550 млн. лет назад (подтверждают исследования окаменелостей) | Распространение водорослей – зеленые, бурые, диатомовые, золотистые, эвгленовые. | Распространение всех основных типов – губки, кораллы, иглокожие, моллюски, хищные ракоскорпионы, 60% находок - трилобиты | ||||||
Ордовик (60+10) Умеренный влажный климат с повыш. сред. t оС. В начале периода море, затем в связи с горообразованием освобождение от воды значительных территорий | Взрыв разнообразия в семействах многоклеточных водорослей | Появление позвоноч ных (рыбообразные, бесчелюстные, час тично или полностью покрыты панцирем – панцирные бесчелюстные: позвоночник, центр. нервная система | Расцвет беспозвоночных, видовое разнообразие форм животных; вымирание некоторых групп беспозвоночных | |||||||
Силур (35+10) Сухой климат сменяется на более влажный и теплый. Мелководные теплые моря сменяются сушей. Интенсивное горообра зование (Саяны, Скандинавские горы – каледонская складчатость | Выход растений на сушу (псилофиты -320-350млн.л.н.), дифференциация тела на органы, образование тканей (покровные, проводящие, зачатки механической) | Интенсивное распространение псилофитов по берегам | Расчленение тела на отделы (голова, туловище, хвост), трахейное дыхание и укрупнение нервных узлов, мальпигиевы сосуды у насекомых; образование у позвоночных челюстей и поясов конечностей (рыбы) | Кораллы, трилобиты, первые наземные животные – скорпи оны; гигантские водные членистоно гие, акулоподобные (активн. хищники), бурное развитие низших позвоночных | ||||||
Девон (55 млн.л. +10) Периодические регрессии моря; большая часть суши – безжизненная пустыня с сухим климатом с резкими колебаниями t-tоС, смена сухих и дожд ливых сезонов; оле денение на террит. Ю.Америки и Ю. Африки; освобожденыы от моря Сибирь, В.Европа | Расчленение тела на органы: корень, стебель, лист (появляются высшие споровые) Предположительно массовое вымирание организмов в конце периода (около 360 млн.лет назад) | Распространение высших споровых растений (хвощи, плауны, папоротники) формирование лесов из папоротникообразных появляются грибы, вымирают псилофиты к концу периода | Преобразование плавников в конеч ности, плавательных (воздушных) пузырей - в лёгкие, трёхкамерное сердце, выход на сушу первых позвоночных (стегоцефалов) | Освоение прибреж ных областей суши, распространение насекомых, пауко образных гигантских размеров, кистепёрые рыбы и стегоцефалы, появляются все сист. группы рыб, выми рание большинства бесчелюстных и беспозвоночных | ||||||
Карбон (65+10) Чередующиеся наступление и отступление моря, активная вулканическая деятельность; распространение лесных болот; равномерно теплый климат сменяется холодным и сухим, завершающийся оледенением южных континентов | Образование семени, появление пыльцевой трубки (семенные папоротники) | Расцвет споровых (образуют леса), расселение семенных, регресс древовидных папоротников, остатки которых накапливаются в болотах и прибрежных районах мелких морей (образование углей) | Внутреннее оплодотворение, накопление желтка в яйцеклетке, амнион – водная защитная оболочка зародыша размножение вне воды, ороговение кожи, появление тазовых почек (90-95% воды всасывается обратно), грудная клетка и межреберные мышцы (всасывающий тип газообмена), обособление шейного отдела и подвижность головы – появление первых пресмыкающихся; крылья насекомых | Широкое распространение кораллов, моллюсков, фораминифер, рыб, плеченогих членистоногих; появление летающих насекомых (тараканы), легочных моллюсков; расцвет земно водных (дивергенция стегоцефалов на травоядных и хищных | ||||||
Пермь (50+10) Резкая зональность климата (холодный и засушливый); усиление вулканической деятельности, общее поднятие суши, повсеместное формирование плодородных почв | Образование голосеменных В середине и в конце перми массовое выми рание организмов, оз наменовавшее конец палеозоя, или эры «старой жизни» (около 250 млн. л. назад) | Исчезновение лесов карбона за счет вымирания древовидных папоротников, хвощей и плаунов; распространение хвойных в Северном полушарии | Вымирание трилобитов и сокращение отрядов др. беспозвоночных и большинства земноводных; быстрое развитие рептилий, возникновение звероподобных пресмыкающихся | |||||||
Вывод: постепенное поднятие уровня организации органического мира на более высокий; ускорение темпов эволюции; завоевание суши растениями и животными. | ||||||||||
Мезозойская эра (165 млн. лет, древность – 230 млн. лет назад) | Триас (40+5) Ослабление климатической зональности, сглаживание t-tоС различий; начало движения материков, сокращение внутриматериковых водоемов, пустынные ландшафты, единый суперконтинент Пангея, омываемая океанами Панталласса и Тетисом | Вымирание семенных папоротников; широкое распространение папоротникообразных и голосеменных, появление мелких споровых растений | Четырёхкамерное сердце и утрата правой дуги аорты (полное разделение кровотока const tоС тела), шерстный покров, матка и внутриутробного развития, конечности под туловищем, наружное ухо, потовые железы, дифференцированные зубы, диафрагма, выкармливание детенышей молоком; у рыб хрящевой скелет заменяется костным | Начало расцвета рептилий – начало «века динозавров», гигантские рептилии, возврат рептилий в воду, дивергенция рептилий: появляются черепахи, крокодилы и др.; возникают первые млекопитающие и костистые рыбы | ||||||
Юра (60+5) Влажный климат к концу периода сменяется засушливым в области экватора; движение континентов, формирование Атлантики, Пангея раскололась на две част – Лавразию и южную - Гондвану | Широко распространяются папоротники и голосеменные, появляется хорошо выраженная ботаникогеографическая зональность | Перьевой покров, утрата левой дуги аорты, теплокровность – появление первоптиц (археоптерикс) | В океане появляются новые группы моллюсков, в т.ч. головоногих, иглокожих. Дивергенция пресмыкающихся на водных (ихтиозав ров), полуводных (плезиозавров), лета ющих (птерозавров), растительноядных наземных (брахио завров) и хищных двуногих (тиранозавров) | |||||||
Мел (70+5) Интенсивное горообразование; континенты выглядят как группы островов, Атлантический океан продолжает расширяться похолодание климата, он становится резко континентальным; отступление, наступление и вновь отступление моря в связи с поднятием суши | Появление цветка, двойное оплодотворение, семяпочка скрыта внутри завязи и защищена от внешних воздействий | Отступление папоротников и голосеменных , наступление покрытосеменных (повышение эффективности опыления, развитие семени внутри плода, наибольшая степень дифференциации вегетативного тела) | Внезапная гибель гигантских пресмы кающихся и прим итивных мезозой ских млекопитаю щих; широко рас пространяются пти цы (двойное дыха ние, клюв, два желу дка), сумчатые и плацентарные млеко питающие; расцвет насекомых, в морях преобладают костистые рыбы | |||||||
Вывод: ускорение темпов эволюции продолжается. Возникли и в основном сформировались крупные современные таксоны растений и животных. Биосфера приобретает очертания, сходные с современными. | ||||||||||
Кайнозойская эра (66+3 млн.лет, 41+2 млн.л.назад, «новая жизнь» палеоцен, эоцен | Палеоген (41+2) (нижнетретичный) интенсивное горообразование, очертания материков близки к современным, существует перешеек между Азией и С.Америкой, повсеместно равномерно теплый климат | Покрытосеменные растения господствуют, сохраняется значительное число видов, возникших в меловом периоде, состав флоры близок к современному, появляется тайга и тундра | Широко распространяются кораллы, моллюски (некоторые виды головоногих вымирают), костистые рыбы. Сушу населяют различные представители отрядов бесхвостых и хвостатых земноводных, пресмыкающихся, многие млекопитающие (появляются приматы), дивергенция птиц; расцвет насекомых. | |||||||
Неогеновый (23) (верхнетретичный) продолжается движение континентов, обособляются моря Евразии, климат теплый, сухой с широтной зональностью | К концу периода начался великий процесс остепнения суши, леса сменяются открытыми ландшафтами | Млекопитающие заняли все среды жизни, появляются норные млекопитающие, кочевые (антилопы, лошади) и эволюция в сторону увеличе ния размеров стада (олени, зебры), широ ко распространились предковые формы человекообразных обезьян и людей | ||||||||
Антропогеновый (1,5-2 млн.л.) (четвертичный) плейстоцен (ледниковый век), 12-20 тыс.л. – голоцен. Неоднократные смены климата, 4 раза оледенения Северного полушария понижение уровня Мирового океана – возникают перешей ки между Европой и Британскими островами, Азией и С.Америкой, Приаму рьем и Сахалином, Индокитаем и островами Зондского архипелага | Растительный мир приобретает современный облик, формируются современные природные сообщества | Вымерли древние слоны – мастодонты, мамонты, саблезу бые тигры, гигант ские ленивцы (боль шую роль сыграли древние охотники), около 10 тыс.л. на зад наступила «неол итическая револю ция» - переход от собирательства к земледелию и ското водству, началось одомашнивание животных. | ||||||||
Вывод: ускоряются темпы эволюции, дифференцируются насекомые, ускоряется видообразование у птиц, происходит чрезвычайно быстрое прогрессивное развитие млекопитающих, человек становится геологической силой, изменяя поверхность Земли и воздействуя на биоценозы и их составляющие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения в 5 классе"Развитие жизни на Земле"
Презентация для уроков природоведения в 5 классе....
Урок"История развития жизни на Земле"
План урока «Развитие жизни на земле»Цели:Метапредметные: формировать умения синтезировать и обобщать знания ,использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы.Предметные: з...
"Развитие жизни на Земле в палеозойскую и мезозойскую эры." Биология. 11 класс.
Урок изучения нового материала по биологии в 11 классе по программе В.Б. Захарова "Общая биология 10-11". Данный урок предполагает заочное путешествие в историю Земли длиной в 500 миллионов лет. Урок ...
Развитие жизни на Земле
Презентация к уроку природоведения...
таблица История развития жизни на Земле
таблица...
Тест по биологии для 11 класса.Тема: «Развитие жизни на Земле».
Тесты составлены по учебнику «Общая биология» 11 класс под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица. Издательство: Москва «Просвещение» 2005г...
Презентация-тренажер заданий части "В" ЕГЭ по теме "Развитие жизни на Земле"
Презентацию можно использовать в 9 и 11 классах для отработки темы "Развитие жизни на Земле"...