Готовимся к ЕГЭ по биологии
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Петроченко Светлана Михайловна

В презентации представлена подборка  заданий блока С, требующих развернутого ответа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_ege_po_biologii.pptx1.01 МБ
Файл gotovimsya_k_ege_bloks.docx879.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ по биологии

Слайд 2

1.Ученик в ответе указал, что растения семейства мотыльковых (бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Слайд 3

2.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы , хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Слайд 4

3.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они растут только в первые годы жизни. 5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

Слайд 5

4.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений. 2. Цветок представляет собой видоизменённый лист. 3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение. 4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой. 5. В цветке имеются пестики и тычинки.

Слайд 6

5.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1) У растений семейства розоцветные цветки собраны в соцветие колос. 2) Листья розоцветных могут быть простыми и сложными с сетчатым жилкованием. 3) Розоцветные часто вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями. 4) Большинство розоцветных — ветроопыляемые растения. 5) Для розоцветных характерны сложные и ложные плоды.

Слайд 7

6.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно. 1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные. 2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт. 3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей. 4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием. 5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка. 6) Большинство однодольных — это травянистые растения.

Слайд 8

7.Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют?

Слайд 9

8.Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

Слайд 10

9.Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.

Слайд 11

10.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок . 1) Кишечнополостные — трёхслойные, беспозвоночные животные. 2) Среди них встречаются как свободноплавающие формы, так и прикреплённые к субстрату. 3) Размножаются только бесполым способом. 4) Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.

Слайд 12

11.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Слайд 13

12.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Все представители типа плоские черви ведут паразитический образ жизни. 2. Бычьего цепня относят к ленточным червям. 3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение. 4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система и он активно питается. 5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.

Слайд 14

13.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Плоские черви — это трёхслойные животные. 2. К типу плоские черви относят белую планарию , человеческую аскариду и печёночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них плохо развита нервная система. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.

Слайд 15

14 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их 1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

Слайд 16

15Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие. 2. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко. 3. У клещей тело слитное. 4. Имеется три пары ходильных ног. 5. Все пауки ведут наземный образ жизни.

Слайд 17

16.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. 1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений. 2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция. 3. Четырёх камерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке. 4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.

Слайд 18

17.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.

Слайд 19

18.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Нервная система делится на центральную и соматическую. 2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную. 3. Центральный отдел нервной системы состоит из спинного и головного мозга. 4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

Слайд 20

19.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их. 1.Желудок — наиболее широкая часть пищеварительного тракта. 2.Он располагается над диафрагмой в левой части живота. 3.В слизистой оболочке желудка находится множество желез. 4.Некоторые из них выделяют серную кислоту, активизирующую работу пищеварительных ферментов. 5.К ним относятся пепсин, амилаза и мальтаза . 6.Пища из желудка поступает в двенадцатиперстную кишку через мышечный сфинктер.

Слайд 21

20.Какие физиологические изменения могут происходить у человека, работающего всю жизнь на токарном станке? Приведите не менее трех примеров.

Слайд 22

21. Какими цифрами обозначены на рисунке полые вены? Какой цифрой обозначены вены, несущие артериальную кровь? Какой цифрой обозначен сосуд, в который поступает кровь из левого желудочка?

Слайд 23

22.Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей?

Слайд 24

23.Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?

Слайд 25

24.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1) В 1883 г. И. П. Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета. 2) Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам — антителам. 3) Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим. 4) Специфический иммунитет — это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов. 5) Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защиту только от известных организму антигенов.

Слайд 26

25.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток. 2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану. 3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. 4. Во всех клетках имеется ядро. 5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

Слайд 27

26.Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?

Слайд 28

27.Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Слайд 29

28.Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Слайд 30

29.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их. 1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3.При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4.Растения растут только в первые годы жизни. 5. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это паразитические растения. 6. Все растения распространяются с помощью семян.

Слайд 31

30. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.



Предварительный просмотр:

Блок заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии. Блок С .

1.Ученик в ответе указал, что растения семейства мотыльковых (бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Пояснение.1) цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток — парус, парные — весла и сросшиеся — лодочка; 2) корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу двудольных; 3) плод боб, а не стручок.

2.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 
2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 
3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 
4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 
5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни. 

Пояснение.Ошибки содержатся в предложениях: 1) 2 — не все грибы являются многоклеточными, есть и одноклеточные, например, дрожжи. 2) 3 — среди грибов автотрофы не встречаются. 
3) 4 — клеточные стенки грибов содержат не целлюлозу, а хитин.

3.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 
2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 
3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 
4. Они растут только в первые годы жизни. 
5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян. 

Пояснение.Ошибки содержатся в предложениях: 
1) 3 — растения при дыхании потребляют кислород и выделяют углекислый газ; 
2) 4 — растения имеют неограниченный рост и растут в течении всей жизни; 
3) 5 — есть растения гетеротрофы (хищники, паразиты), размножаются и распространяются не все растения с помощью семян, т. к. есть споровые растения (мхи, папоротники). 

4.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 

1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений. 
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист. 
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение. 
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой. 
5. В цветке имеются пестики и тычинки. 

Пояснение.Ошибки содержатся в предложениях: 1) 2 — цветок — видоизмененный побег; 
2) 3 — функции цветка — привлечение насекомых — опылителей и образование семян и плодов, т. е участие в половом размножении; 3) 5 — есть цветки только тычиночные или пестичные. 

5.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 
1) У растений семейства розоцветные цветки собраны в соцветие колос. 
2) Листья розоцветных могут быть простыми и сложными с сетчатым жилкованием. 
3) Розоцветные часто вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями. 
4) Большинство розоцветных — ветроопыляемые растения. 
5) Для розоцветных характерны сложные и ложные плоды.
 

Пояснение.Ошибки содержатся в предложениях: 1) 1 — не колос, а кисть, зонтик. 2) 3 — розоцветные не вступают в симбиоз с клубеньковыми растениями (вступают бобовые). 3) 4 — розоцветные — насекомоопыляемые растения. 

6.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно. 
1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные. 
2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт. 
3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей. 
4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием. 
5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка. 
6) Большинство однодольных — это травянистые растения.
 

Пояснение.Ошибки содержатся в предложениях: 1) 1 — однодольные и двудольные — классы, не отделы. 2) 3 — зародыш состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки. 
3) 4 — листовые пластинки двудольных обычно с сетчатым жилкованием. 

7.Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют? 

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=659

Пояснение.1) 2 — зона деления, обеспечивает рост корня в длину. 2) 4 — зона всасывания, поглощение воды и минеральных веществ. 3) 5 — зона проведения, транспорт веществ. 

8.Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке? 

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=663

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=662

Пояснение.
На рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек, расположенных очередно; побеги служат органами вегетативного размножения. 
Отличие: клубень — видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал). 

9.Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их. 

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=664

Пояснение.
1) 2 — спора; 
2) 3 — заросток с развивающимися на нем антеридиями — 4 и архегониями 5; 
3) 6 — спермий (сперматозоид) и 7 — яйцеклетка. 

10.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 

1) Кишечнополостные — трёхслойные, беспозвоночные животные. 
2) Среди них встречаются как свободноплавающие формы, так и прикреплённые к субстрату. 
3) Размножаются только бесполым способом. 
4) Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.
 

Пояснение.
1) 1 — кишечнополостные — двухслойные беспозвоночные животные. 
2) 3 — размножаются бесполым и половым путем. 
3) 4 — включают классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. 

11.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников. 
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Пояснение.
1) 2 — кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему; 
2) 4 — кольчатые черви имеют имеют полость тела; 
3) 5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела. 

12.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 
1. Все представители типа плоские черви ведут паразитический образ жизни. 
2. Бычьего цепня относят к ленточным червям. 
3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение. 
4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система и он активно питается. 
5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.

Пояснение.1) 1 — среди плоских червей есть свободно живущие формы; 2) 4 — у бычьего цепня отсутствует пищеварительная система; 3) 5 — основным хозяином бычьего цепня является человек. 

13.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 

1. Плоские черви — это трёхслойные животные. 
2. К типу плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика. 
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 
4. У них плохо развита нервная система. 
5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца. 

Пояснение.
1) 2 — человеческая аскарида относится к типу круглые черви; 
2) 4 — у свободноживущих форм хорошо развита нервная система, у паразитов — отсутствует; 
3) 5 — плоские черви — гермафродиты. 

14 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их. 

1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые. 
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные. 
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы. 
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей. 

Пояснение.Ошибки содержатся в предложениях 2), 3) и 5). 1) 2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — 4 пары; 2) речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик простые; 
3) 5 — паук-крестовик дышит с помощью легочных мешков и трахей, а майский жук только с помощью трахей. 

15Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 

1. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие. 
2. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко. 
3. У клещей тело слитное. 
4. Имеется три пары ходильных ног. 
5. Все пауки ведут наземный образ жизни.

Пояснение.1) 1 — самый многочисленный класс типа членистоногие — насекомые; 
2) 4 — у паукообразных 4 пары ходильных ног; 3) 5 — есть пауки, обитающие в воде(серебрянка). 

16.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. 

1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений. 
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция. 
3. Четырёх камерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке. 
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках. 

Пояснение.Ошибки содержатся в предложениях: 1) 2 — у птиц хорошо развита терморегуляция, они теплокровные; 2) 3 — четырехкамерное сердце имеет полную перегородку в желудочке; 
3) 4 — птицы имеют полые кости,заполненные воздухом, в воздушных мешках не происходит газообмен. 

17.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их. 

1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов. 
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 
4. Зрительная зона находится в лобной доле. 
5. Слуховая зона находится в теменной доле. 

Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях: 
1) 2 — серое вещество образовано телами нейронов; 
2) 4 — зрительная зона находится в затылочной доле; 
3) 5 — слуховая зона находится в височной доле. 

18.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. 

1. Нервная система делится на центральную и соматическую. 
2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную. 
3. Центральный отдел нервной системы состоит из спинного и головного мозга. 
4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

Пояснение.Ошибки содержатся в предложениях: 
1) 1 — нервная система делится на центральную и перифирическую; 
2) 2 — соматическая нервная система представлена нервами, нервными узлами; 
3) 4 — вегетативная нервная система контролирует работу внутренних органов. 

19.Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. 

1.Желудок — наиболее широкая часть пищеварительного тракта. 
2.Он располагается над диафрагмой в левой части живота. 
3.В слизистой оболочке желудка находится множество желез. 
4.Некоторые из них выделяют серную кислоту, активизирующую работу пищеварительных ферментов. 
5.К ним относятся пепсин, амилаза и мальтаза. 
6.Пища из желудка поступает в двенадцатиперстную кишку через мышечный сфинктер.

Пояснение.Ошибки содержатся в предложениях: 
1) 2 — желудок располагается под диафрагмой; 
2) 4 — железы желудка выделяют соляную кислоту; 
3) 5 — амилаза и мальтаза не являются ферментами желудочного сока. Это ферменты слюны.

20.Какие физиологические изменения могут происходить у человека, работающего всю жизнь на токарном станке? Приведите не менее трех примеров.

Пояснение.
Элементы правильного ответа: 
- варикозные изменения вен; 
- застой крови в большом круге кровообращения; 
- нарушения осанки; 
- ухудшение зрения; 
- отложение солей в суставах. 

 

21. Какими цифрами обозначены на рисунке полые вены? Какой цифрой обозначены вены, несущие артериальную кровь? Какой цифрой обозначен сосуд, в который поступает кровь из левого желудочка? 

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=670

Пояснение.
1) Верхняя и нижняя полые вены обозначены соответственно цифрами 2 и 3. 
2) Легочные вены обозначены цифрой 5. 
3) Аорта обозначена цифрой 1. 

22.Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=672

Пояснение.
1) Б — диафрагма. 
2) Диафрагма образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота осуществляет функции брюшного пресса. 
3) Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и образует скелетные мышцы, которые работают как произвольно (по воле человека), так и рефлекторно. Волокна этой ткани способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в сокращенном или расслабленном состоянии. Из-за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечную исчерченность. 

23.Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека? 

Пояснение.1) Роговица — прозрачная сферическая структура. 2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы. 3) Стекловидное тело — заполняет внутреннюю часть глаза. 4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.

24.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1) В 1883 г. И. П. Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета. 
2) Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам — антителам. 
3) Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим. 
4) Специфический иммунитет — это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов. 
5) Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защитутолько от известных организму антигенов.

Пояснение.1) 1 — явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников; 2) 2 — чужеродные вещества — это не антитела, а антигены; 3) 4 — специфический иммунитет вырабатывается в ответ на проникновение известного, определенного антигена; 4) 5 — неспецифический иммунитет может возникнуть в ответ на проникновение любого антигена. 

25.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 

1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток. 
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану. 
3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. 
4. Во всех клетках имеется ядро. 
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.
 

Пояснение.Ошибки содержатся в предложениях: 
1) 1 — вирусы не имеют клеточного строения; 
2) 3 — у клеток животных нет жесткой клеточной стенки; 
3) 4 — клетки бактерии не содержат ядра.

26.Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=673

Пояснение.
1) Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма. 
2) Из эктодермы образуются нервная система и органы чувств, кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя, когти, железы), передний и задний отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный отдел прямой кишки), наружные жабры.

27.Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2576

Пояснение.Побег — луковица: 
1 — сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода 
2 — придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ 
3 — почка, обеспечивает рост побега 

28.Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2577

Пояснение.
Элементы ответа: 
1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака; 
2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни; 
3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака. 

29.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их. 
1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3.При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4.Растения растут только в первые годы жизни. 5. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это паразитические растения. 6. Все растения распространяются с помощью семян.

Пояснение.
Элементы ответа: 
ошибки допущены в предложениях: 
1) 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 
2) 4 – растения растут в течение всей жизни; 
3) 6 – не все растения образуют семена. 

30. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2578

Пояснение.
1 — серое вещество, образовано телами нейронов 
2 — белое вещество, образованно длинными отростками нейронов 
Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество — проводниковую функцию 

31.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их. 
1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.

Пояснение.Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 
1) 2 – рудименты у человека встречаются часто, у животных – это обычно развитые признаки; 
2) 3 – обильный волосяной покров на теле человека – это пример атавизма: 
3) 6 – индивидуальное развитие называют онтогенезом. 

32.Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2579

Пояснение.
1) На рисунке обозначен сосудисто-волокнистый пучок (центральная жила листовой пластины; в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань). 
2) Состоит из проводящей ткани: 
сосуды - доставляют воду с минеральными веществами от корня; ситовидные трубки - отводят воду с органическими веществами к стеблю. 
3) и механической ткани - волокна - опорная функция, придают листу упругость. 

33.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и исправьте их. 
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 
2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 
3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 
4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 
5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Пояснение.Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 2 – первым звеном являются продуценты; 2) 3 – консументы не способны к фотосинтезу; 3) 4 – кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

34.Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2581

1) А - прокариотическая клетка; Б- эукариотическая клетка. 
2)Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК. 3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды. 

35Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2580

Пояснение.1) 1 - серое вещество; 2 - белое вещество; 2) 1- Серое вещество занимает центральную часть и имеет форму бабочки с расправленными крыльями или буквы Н. Образовано главным образом из тел нервных клеток (двигательных и вставочных) с их отростками, не имеющими миелиновой оболочки. Функция: осуществляют связь между чувствительными клетками спинальных ганглиев и двигательными клетками передних рогов, замыкая местные рефлекторные дуги. 
3) 2 - Белое вещество располагается вокруг серого, на периферии спинного мозга. Белое вещество представляет собой сложную систему различной протяжённости и толщины миелиновых и отчасти безмиелиновых нервных волокон и опорной нервной ткани — нейроглии, а также кровеносных сосудов, окружённых незначительным количеством соединительной ткани. Нервные волокна в белом веществе собраны в пучки. Функция: проведение нервного импульса (восходящие и нисходящие сигналы).

36.Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=5806

Пояснение.1) Митохондрия. 2) 1 — внешняя мембрана, 2 — матрикс митохондрии, 3 — кристы, внутренняя мембрана. 3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.

37.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 
1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью. 
2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены. 
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям. 
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена. 
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными. 
6. Мутации всегда полезны организму.

Пояснение.
3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям. 
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными). 6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации

38. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 

1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 
3. Популяция является структурной единицей вида. 
4. Популяция является движущей силой эволюции. 
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

Пояснение.
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию. 
4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы - это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. 
5. Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными.

39.Какая структура изображена на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 3?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=6641

Пояснение.Элементы ответа: 1) На рисунке изображён нефрон - структурная единица почки. 
2) Цифрой 1 обозначена почечная (боуменова) капсула. 3) Цифрой 3 обозначен капиллярный клубочек.

40.Найдите три ошибки в приведённом тексте и исправьте их. 
1) Оплодотворённые яйца печёночного сосальщика выводятся из кишечника промежуточного хозяина, и некоторые из них попадают в водоём. 2) Здесь из яиц выходят хвостатые личинки. 3) Эти личинки внедряются в тело улитки - малого прудовика, которая является окончательным хозяином. 4) Покинув прудовика, хвостатые личинки превращаются в цисты. 5) Весной коровы или овцы поедают цисты и заражаются сосальщиком. 6) В кишечнике овец паразиты освобождаются от оболочек цисты и проникают в печень хозяина.

Пояснение.1) Предложение 1- яйца выходят по кишечнику окончательного (а не промежуточного) хозяина. 2) Предложение 2 - из яиц выходят личинки, покрытые ресничками. 
3) Предложение 3 - малый прудовик - промежуточный (а не окончательный) хозяин сосальщика.

41.Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=6997

Пояснение.
1. На рисунке изображена зерновка пшеницы. 
2. Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 - семядоля, 3 - зародышевый стебелёк и 4 - зародышевый корешок. 
3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша.

42.Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3. 
http://bio.reshuege.ru/get_file?id=7508

Пояснение.
1. Цифрой 1 обозначен зародышевый диск, цифрой 2 - желток, цифрой 3 -воздушная камера. 
2. Зародышевый диск - оплодотворённая яйцеклетка, из которой развивается цыплёнок. 
3. Воздушная камера необходима для дыхания зародыша и выведения воды из яйца.

43.Найдите три ошибки в приведённом тексте и исправьте их. 

1. Рыбы - водные хордовые животные. 
2. Опорой тела всех рыб является внутренний хрящевой скелет 
3. Дыхание у рыб жаберное. 
4. В кровеносной системе два круга кровообращения, а в сердце только венозная кровь. 
5. Центральная нервная система рыб имеет вид трубки, передняя часть которой превращена в передний мозг, состоящий из 5 отделов. 
6. Большинство рыб гермафродиты.

Пояснение.
1.2 - скелет у большинства рыб костный. 
2.4 - у рыб один круг кровообращения. 
3.6 - рыбы раздельнополые животные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовься к экзамену по биологии

Представлены тесты по разным курсам биологии для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ....

Рабочая программа.Кружок по биологии"Решение биологических задач.Готовимся к ЕГЭ"

Работаю в обычной общеобразовательной школе.В учебном плане на биологию отводится один час в неделю.Остро ощущается нехватка времени.В этом году выделили один час кружкового занятия.Конечно же, эти по...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Готовимся к ЕГЭ. Решение биологических задач"

Элективный курс рассчитан на подготовку учащихся к ЕГЭ по курсам "Ботаника", "Зоология", "Человек", "Общая биология". Программа предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю( 35 часов в год)...

Программа элективного курса по биологии "Готовимся к ЕГЭ"

Прграмма элективного курса по биологии "Готовимся к ЕГЭ"...

Рабочая программа элективного курса "Готовимся к экзамену по биологии"

Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии и на примере сборников:1.     Биология. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс/ А...

Готовимся к ГИА по биологии

Консультации  к экзамену по биологии....

Программа кружка "Готовимся к ОГЭ по биологии"

Программа разработана для углубленной подготовки к ОГЭ учащихся 9 класса....