РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ,ХИМИИ
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Дуванова Наталья Михайловна

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАТ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ, ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ КЛАССОВ, НАЧИНАЯ С 6 ПО 11

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» . Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

      Изучение биологии направлено на достижение следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладения умениями применять  биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание  позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

             Задачи

*обучения:

1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков

  • продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии.

                                               

  • продолжить развивать у детей общеучебные умения:

особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для  работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания

2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков

3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий

*развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:

     -продолжить развитие внимания, памяти,

     -особое внимание обратить на развитие мышления (способности    производить анализ и синтез),

     -развивать стремление добиваться особых успехов,

     - продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков

*воспитания: способствовать воспитанию  совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе)

Рабочая программа по биологии 7 класса составлена на основе Закона РФ « Об образовании», Федерального компонента Государственного стандарта среднего ( полного ) общего образования. Основанием для разработки стала примерная программа по биологии для 6-11 классов, созданная авторским коллективом под руководством В.В.Пасечника 2004г издания.

Для разработки рабочей программы была взята именно эта программа, так как она обеспечивает целостность биологического образования в основной школе и соответствует уровню развития и подготовленности обучающихся с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

Изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу:  в конце учебного года добавлено 2 часа  на уроки обобщающего повторения курса «Животные» в целях повторения и закрепления полученных  знаний обучающихся за курс биологии 7 класса.

Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70часов.

Рабочая программа составлена  на 70 часов (2 часа в неделю).

Контрольных работ /зачётов – 6

Лабораторных работ – 8

 Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).

Основные группы  технологий  применяемые на уроках биологии:

  • технология объяснительно-иллюстративного обучения
  • технология личностно ориентированного обучения
  • технология развивающего обучения

Ведущие технологии: технология формирования учебной деятельности обучающихся, технология  формирования приемов учебной деятельности.

Механизмы формирования компетентности обучения.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником биологической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок.

В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе, методы работы с картами, схемами.

  Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, биологические диктанты, работы с карточками, практические работы, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2013. - 304с;

Содержание рабочей программы

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных

Знать:

- систематику животных

- методы изучения животных

- структуру учебника

Уметь:

- составлять систематическую классификацию животного

1. Многообразие животных (43ч)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа «Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.»

Знать:

- характерные признаки строения и жизнедеятелньости простейших

- роль простейших в природе и для человека

Уметь:

- определять вид простейшего

- сравнивать разных представителей простейших между собой

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа «Знакомство с многообразием круглых червей.»

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя.»

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа « Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.»

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых.»

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.»

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц.»

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Знать:

- представителей каждого класса многоклеточных животных

- строение и процессы жизнедеятельности представителей каждого класса

- значение их в природе и для человека

- меры охраны животного мира

Уметь:

- составлять систематическую характеристику животного

- определять органы животного

- различать представителей различных классов животного мира

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

Знать:

- строение и расположение в теле органов животных

- приспособления организмов к среде обитания

- функции органов каждой системы внутренних органов животного

Уметь:

- выявлять черты приспособленности животных

- давать определение терминам

- сравнивать системы между собой

- объяснять взаимодействие между строением и функциями органов животного

3. Развитие животного мира на Земле и закономерности размещения животных на Земле (3ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Знать:

- доказательства эволюции

- этапы развития животного мира на Земле

- причины миграций

Уметь:

- приводить примеры действия факторов эволюции на животный мир

- объяснять условия существования для жизнедеятельности животных.

4. Биоценозы (2ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Знать:

- компоненты биоценозов

- примеры положительного и отрицательного влияния человека на животный мир

- цепи питания, пищевые связи

Уметь:

- объяснять влияние среды обитания на животных

- приводить примеры цепей питания и пищевых связей

- составлять схемы пищевых связей.

5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Знать:

- примеры воздействия человека на животный мир

- редких и охраняемых животных

Уметь:

- объяснять меры по охране животных

- описывать воздействие человека на животных

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны :

знать/ понимать:

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной  общность происхождения и эволюцию животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
  • изучать биологические объекты и процессы:  ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;
  • выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность  биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать  воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки  основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных ( в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;  оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Литература

Дополнительная литература для учителя:

1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;

3) Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.;

4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Контрольные работы

Практические и лабораторные работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Введение

Многообразие животных. Простейшие  

Многоклеточные организмы. Беспозвоночные.

Многоклеточные организмы. Хордовые

Эволюция строения и функций органов и их систем.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

Биоценозы

Животный мир и хозяйственная деятельность человека .

2

2

22

19

14

3

3

3

-

-

3

1

-

-

1

1

-

1

4

2

1

-

-

-

Итого

68+2 часа резерв

6

8

Календарно-тематический план.

№ урока

Дата

Наименование  темы урока.

  Требования к уровню подготовки учащихся

Контрольные мероприятия (практ/р, лаб/р, с/р,
и т.п.).

Материал учебника

Оснащение

план

факт

Введение (2 часа)

1

История развития зоологии.

Называть:

  • Предмет изучения зоологии
  • Систематические категории

Описывать: методы изучения животных

Объяснять: значение классификации животных

Характеризовать этапы развития зоологии

Ф.о

§1

Учебник, таблица «Эволюция органического мира»

2

05.09.

Современная зоология

Называть области применения зоологических знаний

Отличать животных от растений

Ф.о

§2

Учебник

Тема 1. Многообразие животных. Простейшие (2 часа)

3

10.09.

Общая характеристика простейших

Определять принадлежность организмов к простейшим.

Характеризовать типы простейших

Схемы, рисунки

И.о

§3

Микроскопы, портрет А. Левенгука, культура простейших, учебник

4

12.09.

Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.

Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев.

Описывать органоиды передвижения простейших.

Объяснять общность происхождения животных и растений.

Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности.

Лабораторная работа №1

 «Знакомство  с многообразием водных простейших»

§4

Микроскопы, портрет А. Левенгука, культура простейших, предметные и покровные стекла, пипетки

Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (22 часа)

5

17.09.

Губки. Строение, роль в природе и жизни человека

Называть способы защиты от врагов

Распознавать и описывать строение слоев губок

Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими

Доказывать, что губки- многоклеточные организмы.

Характеризовать значение губок

И.о

тест

§5

Учебник, таблицы

6

19.09

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика

Распознавать и описывать строение кишечнополостных

Объяснять значение термина «кишечнополостные».

Выделять сходства между губками и кишечнополостными

тест

§6 до класса гидроидные

7

24.09

Многообразие кишечнополостных

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать представителей кишечнополостных.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу

карточки

§6 до конца

Влажный препарат медузы, кораллы, видеозапись движения гидры, таблицы

8

26.09.

Тип Плоские черви. Признаки типа.

Давать определение основным понятиям.

Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви

Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей..

тест

§7

 Влажный препарат эхинококка, таблицы

9

01.10

Паразитические плоские черви.

Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека

тест

§7 до конца

Иллюстрации с изображением  гельминтозов

10

03.10.

Тип Круглые Черви. Образ жизни, значение

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Выделять особенности строения.

Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать плоских и круглых червей.

Лабораторная работа №2

«Распознавание животных типа Круглые черви»

§8

Таблицы, культура коловраток, Влажный  препарат аскариды, энхетреусы в почве.

11

08.10.

Тип Кольчатые черви. Полихеты.

Перечислять внутренние органы различных систем.

Объяснять значение полихет в природе.

Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви.

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

карточки

§9

Таблицы. Влажные препараты пескожила и нереиса.

12

10.10.

Многообразие кольчатых червей.

Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании..

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Лабораторная работа №3

«Внешнее строение дождевого червя»

§10

Дождевые черви, листы бумаги, лупы.

13

15.10.

Черви. Контроль и коррекция знаний по теме

Зачёт №1

Контрольные модули

14

17.10.

Тип Моллюски. Среда обитания. Образ жизни. Строение раковины.

Распознавать и описывать животных типа Моллюски.

Выделять особенности внешнего строения моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Ф.о.

§11

Таблицы, раковины моллюсков.

15

22.10.

Многообразие моллюсков. Способы питания и передвижения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Объяснять значение в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания.

Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Лабораторная работа №4

«Внешнее строение моллюсков разных классов»

§12

Живые ахатины, прудовики, катушки, беззубка

16

24.10.

Тип Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности.

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Описывать строение иглокожих в природе.

Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.

Карточки, схемы, рисунки

§13

Морские звезды, таблицы

17

29.10.

Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела.

Распознавать животных типа Членистоногих.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Выделять особенности строения членистоногих.

Ф.о.

§14

Таблицы, коллекции членистоногих.

18.

31.10.

Внешнее строение членистоногих. Классы типа Членистоногие

Определять принадлежность членистоногих к классам.

Объяснять значение в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания.

Сравнивать по плану членистоногих разных классов.

Лабораторная работа № 5

«Внешнее строение членистоногих»

Коллекции членистоногих разных классов.

19

12.11.

Класс Ракообразные. Образ жизни и особенности строения.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

Ф.о.

§14

Таблицы , живые  дафнии, циклопы

20

14.11.

Класс Паукообразные. Клещи.

Перечислять роль в природе и жизни человека.

Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие.

Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

И.о

до конца

Иллюстрации с изображениями паукообразных.

21

19.11.

Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

И.о.

§15

Коллекции насекомых разных отрядов

22

21.11.

Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховёртки, подёнки.

Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Объяснять название «прямокрылые»

Характеризовать роль в природе и жизни человека.

Ф.о.

§16

Таблицы

23

26.11.

Стрекозы, вши, жуки, клопы.

Распознавать и описывать представителей отрядов, обитающих в Тамбовском крае.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.

Объяснять название «жесткокрылые».

Характеризовать роль в природе и жизни человека.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Ф.о.

§17

Таблицы, коллекции микроскопы, готовые микропрепараты

24

28.11.

Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

Распознавать и описывать представителей отрядов.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека.

Ф.о.

§18

Коллекции. Таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты

25

03.12.

Перепончатокрылые насекомые. Муравьи, пчёлы.

Определять принадлежать к отряду, классу, типу.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Объяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми.

Лабораторная работа №6 «Признаки насекомых разных отрядов»

§19

Коллекции. Таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты

26

05.12.

Зачет по теме «Тип Членистоногие»

Зачёт №2

27

10.12.

Обобщение по теме «Беспозвоночные животные»

Тестирование по темам «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Моллюски. Тип Членистоногие»

Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (19 часов)

28

12.12.

Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные.

Распознать животных типа Хордовых.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Ф.о.

§20

Изображения ланцетника, таблицы.

29

17.12.

Классы рыб. Костные рыбы.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения.

Выделять особенности строения рыб.

Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

§21

Живые рыбы, аквариум

30

19.12.

Хрящевые рыбы.

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания.

Ф.о.

§22

Таблицы

31

24.12.

Многообразие костных рыб

Распознавать и описывать представителей костных рыб.

Приводить примеры видов рыб, обитающих в Тамбовской области

Характеризовать по плану отряды костных рыб.

Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

И.о.

§23

 Таблицы

32

26.12.

Класс Земноводные. Места обитания. Особенности  строение

Распознавать и описывать внешнее строение Земноводных.

Выделять особенности строения в связи со средой обитания.

 Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.

Объяснять:

  • Роль  в природе и жизни человека
  • Происхождение земноводных.

Рисунки, схемы

с/р

§24

Живые лягушки, тритоны, таблицы., влажные препараты развитие земноводных.

33

14.01.

Многообразие земноводных.

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

Ф.о.

§24 часть вторая

Таблицы

34

16.01.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

Выявлять особенности строения пресмыкающихся.

Доказывать:

  • Что пресмыкающиеся – более высокоорганизоыанрные животные по сравнению с земноводными
  • Происхождение пресмыкающихся от земноводных.

Ф.о.

§25 до чешуйчатых

Таблицы. Влажные препараты ужа и гадюки. Скелеты черепахи и ящерицы.

35

21.01.

Отряды пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся

Распознавать и описывать представителей класса Пресмыкающиеся.

Определять принадлежность рептилий к определённым отрядам.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

тест

§25 до конца,

Таблицы. Влажные препараты ужа и гадюки. Скелеты черепахи и ящерицы.

36

23.01.

Класс Птицы. Общая характеристика класса

Распознавать и описывать внешнее строение птиц.

Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полёту.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями..

Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся.

Лабораторная работа №8 «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни»

§27

Наборы перьев птиц. Чучело птицы

37

28.01.

Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.

Распознавать и описывать представителей отрядов птиц, обитающих в Тамбовской области

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Необходимость защиты гусеобразных.

§28

Таблицы, иллюстрации

38

30.01.

Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.

Распознавать и описывать наиболее распространённых представителей класса птиц, домашних птиц

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Необходимость защиты

§29

Таблицы, иллюстрации, перья

39

04.02.

Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые.

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц.

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

И.о.

§30

Таблицы, иллюстрации, перья

40

06.02.

Класс Млекопитающие, или Звери

Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.

Выявлять  приспособления  во внешнем строении млекопитающих к среде обитания.

Ф.о.

с/р

§31 до насекомоядных

Изображение радиальной адаптации млекопитающих., фото сумчатых

41

10.02.

Отряды млекопитающих: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и зайцеобразные

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры охраны

Выявлять  приспособления  во внешнем строении к среде обитания.

тест

§31 до конца, §32

Таблицы, иллюстрации, живой хомяк и ёж

42

12.02.

Отряд Хищные. Признаки отряда.

Определять принадлежность млекопитающих к определённому отряду

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры по охране

Карточки разноуровневые

§32

Таблицы, иллюстрации

43

18.02.

Отряды Ластоногие, китообразные. Признаки отрядов

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры охраны

Выявлять  приспособления  во внешнем строении к среде обитания.

И.о.

§33

Таблицы, иллюстрации

44

20.02

Отряды млекопитающих. Парнокопытные. Непарнокопытные.

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять роль в природе и жизни человека

карточки

§34

Таблицы, иллюстрации

45

25.02.

Отряды Млекопитающих. Приматы.

Определять принадлежность млекопитающих к отряду.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять родство человека с приматами.

тест

§35

Таблицы, иллюстрации, демонстрирующие признаки сходства человека с человекообразными обезьянами.

46

27.02.

Обобщение по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые»

тестирование

Тема 4. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 часов)

47

04.03.

Покровы тела. Функции покровов.

Называть функции покровов тела.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих.

Выявлять приспособления в покровах тела к среде обитания.

И.о.

§36

Таблицы, обитатели живого уголка

48

06.03.

Опорно - двигательная система.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы ОДС

Называть функции ОДС, типы скелетов

Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих.

Сравнивать скелеты позвоночных.

Схемы и немые рисунки

§37

Скелеты позвоночных, микропрепараты, дождевые черви, моллюски

49

11.03.

Способы передвижения. Полости тела.

Приводить примеры животных, имеющие разные полости тела.

Давать определения терминам: полость тела, первичная полость тела, вторичная полость тела.

Распознавать и описывать способы передвижения животных.

Выявлять приспособления организмов к передвижению.

Задания в рабочей тетради

§38

Таблицы, видеофрагменты, демонстрирующие способы передвижения

50

13.03

Органы дыхания и газообмена.

Называть пути поступления кислорода в организм животных.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать строение органов дыхания.

И.о.

§39

таблица «Основные ароморфозы»

51

18.03.

Органы пищеварения. Обмен веществ и  превращение энергии

Называть функции органов пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения

Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания.

Объяснять взаимосвязь  строения органов пищеварения и их функций.

И.о.

§40

Таблицы

52

20.03.

 Кровеносная система. Кровь.

Называть функции кровеносной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы.

Сравнивать строение органов кровеносной системы у разных групп организмов.

Ф.о.

§41

Таблицы, таблица «Основные ароморфозы, микроскопы, микропрепараты крови, модель сердца

53

01.04.

Органы выделения. Строение. Функции.

Называть функции выделительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

с/р

§42

Таблицы, строение почки

54

03.04.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Называть функции нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах  и рисунках органы нервной системы и поведение животных.

Давать определение терминам: нейрон, аксон, дендрит, рефлекс, инстинкт и др.

Сравнивать строение органов нервной системы.

Объяснять взаимодействие между строением и функцией органов нервной системы.

Выявлять приспособления с строении органов нервной системы к среде обитания.

Наблюдать за поведением животных.

Ф.о.

§43

Таблицы, модели головного мозга животныз разных классов.

55

08.04.

Органы чувств. Регуляция деятельности.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать строение органов чувств.

тест

§44

Таблицы, живые организмы

56

10.04.

Продление рода. Органы размножения.

Называть функции органов размножения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения.

Приводить примеры животных с различным типом размножения.

и.о.

§45

Таблицы

57

15.04.

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Приводить примеры:

  • Животных с различными видами бесполого размножения
  • Животных  с внешним и внутренним оплодотворением.

Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания

И.о.

§46

Видеофрагменты, иллюстрирующие размножение разных групп животных

58

17.04.

Развитие животных с превращением и без превращения.

Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза..

Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза.

Ф.о.

§47

Иллюстрации

59

22.04.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Называть периоды в жизни животных 

Характеризовать возрастные периоды домашних животных.

Ф.о.

§48

Таблицы «продолжительность жизни животных»

60

24.04.

Обобщение по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Лабораторная работа №9 «Эволюция покровов тела, органов  дыхания, органов чувств, размножения животных»

Рисунки, фотографии, живые объекты

Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (3 часа)

61

29.04.

Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции

Давать определение термину эволюция

Называть доказательства эволюции,  факторы эволюции

Приводить доказательства эволюции животного мира, примеры действия факторов эволюции

И.о.

§49,50

Таблицы, портрет Ч.Дарвина, рудименты, атавизмы

62

06.05.

Многообразие видов как результат эволюции

Называть основные этапы развития животного мира на Земле

Выделять приспособления  в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов

Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

Тестирование

§51

Таблица «Система органического мира»

63

08.05.

Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных.

Называть причины миграций.

Приводить примеры мигрирующих животных.

Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных.

И.о.

§52

Зоогеографическая карта мира

64

13.05

Зачёт по теме «эволюция систем органов. Развитие животных на Земле»

Зачёт №3

Тема 6. Биоценозы . (2 часа)

65

15.05.

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды.

Давать определение понятию биоценоз.

Приводить примеры биоценозов

Распознавать и описывать компоненты биоценоза.

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания..

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных.

Ф.о.

§53, 54

Таблицы

66

20.05

Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Давать определению понятиям цепь  питания, пищевые связи

Приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза

И.о.

§55, 56

Схемы пищевых цепей, таблицы

Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека . (2 часа)

67

22.05

Воздействие человека и его деятельности на животных.

Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду.

Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.

Распознавать и описывать домашних животных.

Приводить примеры промысловых животных.

Ф.о.

§57, 58

Таблицы, фотографии пород домашних животных.

68

27.05.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Приводить примеры редких и охраняемых животных.

Объяснять меры по охране животных.

Ф.о.

§59, 60

Красная книга, открытки, иллюстрации

69-70

30.05

Обобщение знаний за курс «Животные»



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы  основного общего образования ( сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. – М., Дрофа, 2007 год)

Цели обучения биологии:

— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

—  гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

—  подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

Программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых  и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии ( базовый уровень) / сборник нормативных документов. Биология. / сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М., Дрофа, 2007/
  2. Примерные программы среднего ( полного ) общего образования по биологии // сборник нормативных документов. Биология. / сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М., Дрофа, 2007/
  3. Школьный учебный план на очередной учебный год

Рабочая программа разработана на основании Примерные программы среднего ( полного ) общего образования по биологии // сборник нормативных документов. Биология. / сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М., Дрофа, 2007/

   Для разработки рабочей программы взята именно эта программа, так как она обеспечивает целостность биологического образования в основной школе и соответствует уровню развития и подготовленности обучающихся с учетом межпредметных связей и внутрипредметных особенностей.

   В рабочую программу внесены изменения:

- «Выделение» вместо 3 часов проводится 1 час, так как основы выделения подробно изучались в 7 классе при изучении млекопитающих

- уменьшено число лабораторных работ по причине недостаточного оборудования

Место предмета в базисном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология: человек» 8 класс, из расчета 2 часа в неделю

Рабочая программа ориентирована на школьный учебный план, по которому на изучение «Биология: человек» приходится 70 часов ( 2 часа в неделю) из которых на долю к/р – 3, л/р – 11 часов отводится.

Основной формой организации образовательного процесса  является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены следующие педагогические технологии: разноуровневое обучение, проблемное обучение, адаптивная система Селевко, метод проектов, здоровьесберегающие технологии и ИКТ

Ключевые компетенции: умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать взаимосвязь строения органа и выполняемой функции, умение их пояснять путем применения технологии проблемного обучения

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый

Формы контроля: фронтальный, индивидуальный, к/р, тесты, схемы, рисунки, карточки, диктанты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебные единицы

количество        количество

     уроков

Введение. 

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

2

Происхождение человека.

 Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

3

Строение и функции организма

56

  • Общий обзор организма

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

1

  • Клеточное строение организма. Ткани

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

3

  • Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение.

Нервная система человека

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) 

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

10

  • Система опоры и движения.

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

7

  • Внутренняя среда организма.

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

3

  • Кровеносная и лимфатическая системы организма

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

5

  • Дыхательная система

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

5

  • Пищеварительная система

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

5

  • Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

3

  • Выделение.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

2

  • Покровные органы. Теплорегуляция

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

3

  • Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

5

  • Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

6

  • Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

3

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

обучающиеся должны знать:
Базовый уровень
– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологиче-ском источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
обучающиеся должны уметь:
Базовый уровень
– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
Рабочая программа ориентирована на учебник Колесов Д.В., Маш Р.Д. биология. Человек. 8 класс – М., Дрофа, 2013г 336 стр. ( гриф6 рекомендовано МО РФ)

.

Учебно-тематический план.

№/№

Тема.

Кол-во часов

Введение

2 ч

Происхождение человека

3 ч

Общий обзор организма

1 ч

Клеточное строение организма. Ткани

3 ч

Система опоры и движения

8 ч

Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма

10 ч.

Дыхательная система

4 ч

Пищеварительная система

7 ч

Обмен веществ и энергии

2 ч

Покровные органы. Теплорегуляция.

3 ч

  11.

Выделение

1 ч

12.

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

5 ч

13.

Анализаторы

6 часов

14.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

8 часов

15.

Индивидуальное развитие организма

3 часа

Итого:

66 часов + 4 резерв

Контрольных работ

3

Лабораторных работ

11

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

   №

у  урока

Дата

Тема урока

Лабораторные и практические работы

Формы

контроля

Здоровье-

сберегающие

технологии

план

факт

1.

  Введение. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие её

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.

Сообщения учащихся

2

Становление наук о человеке.

Терминологический диктант

3

Систематическое положение человека

Заполнение схемы

4

Историческое прошлое людей.

Сообщения обучающихся

5

Расы людей.

Тестирование по изученным темам.

6

Общий обзор организма человека.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

диктант

7

Клеточное строение организма.

Беседа о правильной осанке.

Графический диктант

8

Ткани.

Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека» Инструктаж по технике безопасности. 

Отчет по  выполнению лабораторной

Беседа с использованием конспекта

9

Рефлекторная регуляция.

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.

10

 Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

Лабораторная работа  №2 «Микроскопическое строение костей» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

11

2. Скелет человека

Карточки, задания в рабочей тетради

12

3. Соединения костей.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

Задания в виде рисунков

13

4. Строение мышц. Практическая работа

«Обзор мышц человека.»

Проверка выполнения практической работы в ходе урока

14

5. Работа скелетных мышц и их регуляция.

Фронтальный опрос

15

6. Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лабораторная работа №3  

« Выявление нарушений осанки»

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

16

7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Отработка навыков оказания I помощи при травмах.

Сообщения обуч-ся

17

Контрольная работа по теме

« Опорно – двигательная система»

18

1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» Инструктаж по технике безопасности. 

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

19

2. Борьба организма с инфекциями.   Иммунитет.

Беседа о необходимости профилактических прививок.

Сообщения  

обуч-ся

20

3. Иммунология на службе здоровья.

Беседа о необходимости профилактических прививок.

Сообщения  

обуч-ся

21

1. Транспортные системы организма.

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима.

беседа

22

2. Круги кровообращения.

Заполнение схем

23

3. Строение и работа сердца.

Беседа о необходимости занятий спортом для укрепления сердечной мышцы.

тест

24

4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лабораторная работа №5 «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»  

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

25

5. Гигиена ССС. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов, при кровотечениях.

Лабораторная работа №6 «Первая помощь при кровотечениях» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

26

6. Первая помощь при  кровотечениях.

Тестовая работа

Тестовая работа

27

Контрольная работа по теме

« Кровь»

28

1. Значение дыхания. Органы дыхательной системы, заболевания дыхательных путей.

Упражнения дыхательной гимнастики.

Сообщения учащихся.

29

2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Упражнения дыхательной гимнастики

Самостоятельная работа  с учебником.

30

3. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана окружающей среды.

Лабораторная работа №7

«Определение запылён –ности атмосферы в зимнее время»

Сообщения учащихся.

31

4. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика и приемы реанимации.

Сообщения учащихся.

32

1. Питание и пищеварение.

Беседа о правильном питании.

33

2. Пищеварение в ротовой полости.

Лабораторная работа №8 «Действие слюны на крахмал»

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

34

3. Пищеварение в желудке и

12-перстной кишке. Действие ферментов П.С.

Беседа о необходимости горячего питания школьников.

35

4. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.

Беседа о правильном питании.

Сообщения учащихся.

36

5. Регуляция пищеварения.  

Беседа «Продукты полезные и вредные для пищеварения»

Тестовая проверочная работа.

37

6. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

38

Обобщающий урок по теме «Дыхание»

«Пищеварение»

39

1. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

Беседа о правильном питании.

Сообщения учащихся.

40

2. Витамины. . Энергозатраты

Беседа о пользе витаминов. Составление рационов питания.

Самостоятельная работа  с учебником.

41

1. Кожа – наружный покровный орган.

Беседа о правильном уходе за кожей.

Сообщения учащихся.

42

2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Беседа о пользе и вреде загара.

Сообщения учащихся.

43

 Терморегуляция организма. Закаливание.

Беседа о пользе закаливания.

Тестовая работа.

44

 Выделение.

Беседа о возможных последствиях переохлаждения.

Составление схемы «Образование первичной и вторичной мочи»

45

 Значение нервной системы.

Терминологический диктант

46

 Строение нервной системы. Спинной мозг.

Заполнение схемы

47

 Строение головного мозга. Функции переднего и среднего мозга.

Лабораторная работа №9 «Строение головного мозга» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

48

 Функции переднего мозга.

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.

с/р с учебником

49

 Соматический и автономный отделы н.с.

Беседа о правильной осанке.

тест

50

Анализаторы.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

схемы

51

 Зрительный анализатор.

Лабораторная работа № 10

 « Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением. Поиск слепого пятна»

тест

52

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Тренажер для сохранения полноценного зрения.

конспект

53

 Слуховой анализатор

Беседа о сохранении слуха

Заполнение схемы

54

Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса.

Лабораторная работа №11 «Кожное чувство» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

55

Зачет

56

 Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.

Гимнастика для мозга.

Сообщения учащихся.

57

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Гимнастика для мозга.

Самостоятельная работа

58

 Сон и сновидения.

Беседа о необходимости чередования умственного и физического труда.

Сообщения учащихся.

59

Особенности ВНД человека. Речь, сознание. Познавательные процессы.

Гимнастика для мозга.

Сообщения учащихся.

60

Воля, эмоции, внимание.

Тест на проверку внимания.

Тестовая работа

61

Контрольная работа

62.

1. Роль эндокринной регуляции, функции желез внутренней секреции.

Упражнения дыхательной гимнастики.

Самостоятельная работа

63.

5. Воля, эмоции, внимание.

Тест на проверку внимания.

Тестовая работа

64.

1. Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Беседа о вреде ранних половых контактов.

Беседа о вреде ранних  абортов.

Самостоятельная работа

65.

3. Наследственные и врожденные заболевания. Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

Беседа о влиянии наркотиков, алкоголя, никотина на развитие и здоровье человека.

Сообщения учащихся

66.

4. Интересы, склонности, способности.

Тестовая работа

67 - 69.

Обобщающее повторение.

По карточкам, фронт.опрос

70.

Годовая контрольная работа

В виде ГИА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план декады биологии, географии,химии

Показан план предметной декады, проведённой в школе в 2012 году...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ,ХИМИИ

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАТ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ, ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ КЛАССОВ, НАЧИНАЯ С 6 ПО 11...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ,ХИМИИ

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАТ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ, ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ КЛАССОВ, НАЧИНАЯ С 6 ПО 11...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ,ХИМИИ

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ СОДЕРЖАТ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ, СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИКУ, ИСПОЛЬЗУЕМУЮ ЛИТЕРАТУРУ...

Планы работы городских методических объединений учителей биологии, географии, химии и физической культуры

Планы работы городских методических объединений учителей биологии, географии, химии и физической культуры нацелены на тесное сотрудничество с учителями города, оказание помощи в развитии профессионаьн...

Презентация РМО учителей биологии, географии, химии "Воспитательный аспект современного урока"

Современный национальный воспитательный идеал –это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за наст...

Предметная неделя биологии, географии, химии

Цели проведения недели: повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла; применение знаний на практике;  воспитание у обучающихся чувства ответственности, развитие самостоятельной познав...