Устный журнал «Звуки в жизни птиц»
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Панкратьева Наталья Павловна

Форма: устный журнал  для учащихся  7 класса.

Задачи:

                  1.  Расширение знаний учащихся об образовании звуков у птиц и их значении.

                  2. Эстетическое воспитание учащихся на основе введения в структуру занятия   музыкальных произведений о птицах.

                  3.  Развитие умения учащихся работать с научно – популярной литературой, делать сообщения на заданную тему.

                 4. Развитие познавательного интереса к биологии через использование занимательного, дополнительного к учебнику материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_ptits.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Звуки в жизни птиц»

Форма: устный журнал  для учащихся  7 класса.

Задачи:

                  1.  Расширение знаний учащихся об образовании звуков у птиц и их значении.

                  2. Эстетическое воспитание учащихся на основе введения в структуру занятия   музыкальных произведений о птицах.

                  3.  Развитие умения учащихся работать с научно – популярной литературой, делать сообщения на заданную тему.

                 4. Развитие познавательного интереса к биологии через использование занимательного, дополнительного к учебнику материала.

Средства  обучения:  таблица  «Внутреннее  строение  птицы»;  таблицы, картины,  открытки,  книги  с  рисунками  птиц;  магнитофонные  записи.

Ведущие  журнала – заранее  подготовленные  ученики.

        После  организационного  момента  и  формулировки  познавательных  задач  внеклассного  занятия  учитель  включает  магнитофонную  запись:  квартет  №3   «Птичий»  И.Гайдн.  На  фоне  мелодии  учитель  обращает  внимание  учеников  на  то,  что  по  своей  продолжительности,  разнообразию  и  сложности  ни какие  звуки,  издаваемые  животными  не  сравнятся  с  птичьим  пением.  Птицы -  самые виртуозные  музыканты,  обладатели  редких  по  совершенству «музыкальных  инструментов».

Страница  первая:  Образование  звука  у птиц

 Рассказ  учителя:

      «Как  и  у  человека, голосовой  аппарат  птиц – духовой  инструмент,  звук  в  нём  образуется  за  счёт движения  воздуха,  выдыхаемого  из лёгких.  При  этом  воздушная  струя  создаёт  колебания  упругих  перепонок – вибраторов,  которые  и  рождают  звуковые  волны.

       У  человека  такими  вибраторами  являются  голосовые  связки,  расположенные  в  гортани.  Высота  голоса определяется  степенью  натяжения связок: чем  оно  сильнее, тем  выше  звук. Чем сильнее смыкание  связок  и выше давление в лёгких, тем сильнее звук.

      Любой  музыкальный  инструмент кроме источника звука  должен иметь один или несколько резонаторов для усиления  звука. У  человека  такими  резонаторами  служит  глотка, ротовая и носовая полость и трахея.

      Очень  долго  считали, что  ротовой  аппарат  птиц устроен  таким же  образом.  Однако  оказалось, что у пернатых  певцов не  одна гортань, а целых  две: верхняя и нижняя, не характерная для других  животных.  Нижняя гортань  расположена  глубоко в грудной клетке, около того места, где  перед входом в лёгкие  дыхательное  горло раздваивается  в  нижней  части  трахеи (показать на таблице «Внутреннее строение птицы»). Нижняя гортань играет важную роль  в образовании звуков у птиц. Она устроена сложно и не одинаково у различных видов птиц. Она имеет не один вибратор, а два или четыре, которые работают независимо друг от друга.

       Таким образом, голосовой аппарат птиц представляет собой как бы маленький духовой  оркестр, с помощью которого птица исполняет  свою виртуозную песню.

       У многих птиц трахея разрастается, увеличивается в длину и в диаметре. Увеличиваются в объёме и бронхи. Движениями тела и сокращением специальных мышц птица может сильно изменить форму этой сложной системы резонаторов, таким образом управлять высотой и тембром голоса. Ритмические характеристики звука зависят от работы верхней гортани, выступающей в роли  своеобразного стоп – крана  на пути звукового потока и работающей в содружестве с нижней гортанью.

       Голосовой аппарат птиц занимает значительную часть тела, особенно у мелких птиц, поэтому в процесс пения  у них вовлекается весь организм. При пении  тельце птички дрожит от напряжения, шейка вытянута, маленький клюв широко раскрыт, как рупор, давая простор переполняющим грудь  звукам, слегка растопыренные крылышки и хвостик  трепещут в такт трелям».

       Учитель демонстрирует фрагмент видеофильма  или фотографии различных птиц во время пения.

Страница вторая: Значение в жизни птиц голосовой сигнализации

Первый ученик.

       «Значение в жизни птиц голосовой сигнализации нагляднее всего  выявляется во время их размножения и воспитания потомства. В этот период весеннее пение птиц по яркости и разнообразию может сравниться с явлением цветения в жизни растений. Весной поют самые различные птицы –  голуби и кукушки, тетерева и глухари, кулики, козодои и коростели и так далее. Даже чайки в пору размножения издают определённые брачные крики, характерно выгибаясь всем телом на лету. С точки зрения человеческого восприятия скрипучий крик коростеля  в лугах и ночное урчанье козодоя мало соответствует тому, что принято называть настоящим пением. Однако для самих коростелей и козодоев их весенние голоса имеют такое же значение, как и для соловья, его песня, богатая разнообразными «коленами». Различие заключается лишь в степени сложности весеннего голосового сигнала, который человек в зависимости от характера его звучания, называем пением или криком. Ученые изучающие птиц – орнитологи – считают, что принципиального отличия, с точки зрения биологического смысла, между ними может и не быть. Песня у всех  птиц, независимо от того, простая она или сложная, - это голосовой видоопознавательный сигнал, биологический признак вида, выработавшийся в процессе эволюции как приспособление, облегчающее встречу разных полов в период размножения. Именно поэтому настоящая весенняя песня имеет демонстративный характер, издаётся громко и обычно с заметного места. И, прежде всего этой чертой она отличается от других звуков, издаваемых птицами в пору размножения».                      Второй ученик:

        «Как истинные артисты, птицы не довольствуются одним музыкальным инструментом – гортанью, а используют и другие органы для извлечения звуков: клюв, лапы, крылья и даже хвост.

        Всем известен дятел – отличный барабанщик. Для своих весенних призывных концертов самец дятла использует в качестве барабана самые различные предметы и дает знать о себе другим птицам ударами клюва о них. Интересно, что дятел специально выбирает себе «барабан» с наиболее сильным резонансом: постучав на одном суку, потом на другом, третьем и  так далее, он начинает затем чаще всего использовать тот «инструмент», который позволяет воспроизводить наиболее громкий звук. В тех случаях, когда дятлу попадают куски железа или консервные банки, по какой – то причине укреплённые на дереве, он всегда использует и достигает при этом наибольшего эффекта.

        Различные виды дятлов ведут себя весной по-разному. Зелёный дятел, для которого долбление при добывании пищи характерно в меньшей степени  (он питается чаще всего муравьями), весной  в основном поёт и значительно реже использует «барабанную трель». Вертишейка, которая в основном тоже «муравьед», практически только поёт. Наоборот, у всей группы долбящих дятлов – большой пёстрый, белоспинный, трёхпалый – песнь в значительной степени редуцирована и в основном заменена  «барабаном». Чёрный дятел по этим признакам занимает промежуточное положение: во время весеннего возбуждения он в одинаковой степени часто барабанит и издаёт свой весенний крик «клы-клы-клы-клы…».

       Рассказ ученика сопровождается демонстрацией  картин и рисунков различных видов дятлов и заканчивается прослушиванием  аудиозаписи весенней песни дятла.

Третий ученик:

      «Весьма любопытен способ «пения хвостом», которое наблюдается у бекасов во время брачного  полёта. Звук образуется за счёт вибрации хвостовых рулевых перьев во встречном потоке воздуха. В зависимости от строения крайних рулевых перьев, а так же их количества возникает звук, специфичный для каждого вида -  шипящий, жужжащий или как у обыкновенного бекаса «белящий», удивительно напоминающий блеяние барашка,   в связи с чем и птицу в народе прозвали «лесной барашек». (Учащиеся слушают аудиозапись пения бекаса.)

        У некоторых уток, например, у обыкновенного гоголя существуют так называемые звучащие маховые перья, которые благодаря особому их строению характерно свистят во время брачных полётов.

Во время токования хлопают крыльями, издавая звуки, и тетерева, глухари» (аудиозапись).

       Учитель отмечает, что композитор О. Иванов  на стихи А.Поперечного написал песню о глухарях и предлагает учащимся прослушать два куплета магнитофонной записи песни «Глухариная заря»:

Глухари токуют в глухомани,

В зарослях  скрываются в тумане.

Глухари тоску и радость прячут,

От любви поют и даже плачут

                                         Не моя забава и забота –

На заре на глухарей  охота.

         Загубить возможно ль чудо это –

         Песню глухаря в часы рассвета?!

        У белого аиста  настоящего голоса нет, в этом отношении он исключение в классе птиц. Громкое щёлканье клювом – единственное звуковое средство, с помощью которого он выражает своё состояние. В тихую погоду щёлканье слышится на  очень большом расстоянии и заменяет отсутствующий у аиста голос. Отсутствие голоса у аиста -  явление вторичное. Предки аистов использовали голосовые средства общения. Об этом свидетельствует такой факт: птенцы аиста до месячного возраста выпрашивают пищу у родителей голосом, но затем переходят на щёлканье клювом и становятся безголосыми.

        Многие хищные птицы (орлы, совы) используют  звуки как сигналы угрозы (аудиозапись).

 Четвёртый ученик:

       «Однако основным источником звука у птиц всё же является нижняя гортань, и возможности голосового аппарата птиц совершенно удивительны. Композитор Стравинский посвятил оперу прекрасному вокалисту из птиц – соловью  (звучит отрывок из оперы «Соловей»). Своим фантастическим мастерством  соловей обладает не с рождения, а приобретает его в процессе длительного обучения. От природы у него есть лишь более или менее выраженная способность к певческому мастерству, которая не всегда развивается  до истинного совершенства. Как и у людей, в соловьиных консерваториях есть учителя и ученики.

        И.С.Тургенев описал любопытные детали  обучения соловьёв вокальному искусству в рассказе «О соловьях»». Он советует поместить клетку  молодого соловья  с клеткой опытного певца. Поскольку вокальное мастерство  каждого соловья формирует звуковая среда, в которой он живёт, и соловьи в природе учатся друг от друга, в каждой местности песня соловья имеет  свои особенности, свой местный «акцент». Известен интересный случай, когда соловей усвоил мелодию оркестра городского парка, в котором он жил (аудиозапись).

        Существуют не только соловьиные, но и канареечные «консерватории». Обучение канареек заключалось в том,  что канарейки (в условиях неволи) слушали магнитофонные записи  знаменитых  мастеров и виртуозов канареечного пения и повторяли их (аудиозапись).

      Арии самца лирохвоста, которые считаются самыми сложными и мелодичными из всего репертуара пернатых вокалистов,  почти полностью заимствованы  у других птиц.

      Лирохвосты необыкновенно искусные подражатели: они способны произвести практически всё, что слышат: от звуков различных музыкальных инструментов до лая собаки, от рёва сигнализации до ударов топора и даже шума мотора. И все эти пародии  имеют  в основном одну цель: покорить будущую избранницу.

      Самец австралийского чёрного какаду,  заявляя свои права  на определённую территорию, пускает весь арсенал «языковых» средств: постукивание, голосовые сигналы,  ритмичные движения и  демонстрацию оперения.

  Учитель:

       «Музыканты и композиторы подметили особенности   птиц издавать  различные звуки и в свою очередь, используя различные музыкальные инструменты,  изобразили пернатых «музыкантов» в своих произведениях.

        М.Глинка и П.И.Чайковский изобразили песню жаворонка (включают фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Песня жаворонка» или И.Гайдна «Жаворонок»). Затем учитель включает аудиозаписи  звуков пения жаворонка и просит учеников сравнить песни  жаворонка в природе и в музыкальных произведениях, на сколько правильно подмечены особенности пения птиц композиторами.

        Выслушав ответы учеников, учитель предлагает им назвать песни  композиторов, в которых упоминается песня соловья (опережающее домашнее задание).

      Например:

1. Соловей мой, соловей (слова А. Дельвига, музыка А.Алябьева).

2. Соловьиная роща (слова А.Поперечного, музыка Д.Тухманова).

3. Соловьи (слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьёва – Седого).

4. «Влюблённый соловей» Ф.Куперена.

      Затем учитель подчёркивает, что более всего разнообразна песня воробьиных птиц. Поэтому большинство представителей этого отряда и получило название певчих птиц (например, славка, синица, пищуха, мухоловка и другие). Однако «певчие птицы» термин не бытовой, а систематический. Он объединяет птиц, имеющих общее происхождение и в целом сходное строение и развитие. Для певчих птиц, составляющих почти половину всех видов  птиц, характерно, в частности, очен6ь сложное строение голосового аппарата (нижней гортани). Этим и объясняется то, что они могут воспроизводить звуки самых различных диапазонов и комбинаций (особенно богатых в брачный сезон).

Пятый ученик:

       «У птиц помимо весеннего пения самцов различают и другие  крики, имеющие самое разное значение. У них существуют, например, крики страха и угрозы, сигналы бедствия и бегства, специальные «позывные», предупреждающие птенцов об опасности, сигналы голода, нахождения пищи и насыщения, различного рода призывные крики. (Включается  магнитофонная запись музыкального образа призывного клича кукушки из произведения Л.Дакена -  «Кукушка»).      

      Голоса, которыми птицы перекликаются на близком и далёком  расстояниях, тоже могут быть различными. Наблюдая даже за обыкновенным домашним петухом, можно убедиться в наличии у него двух сигналов опасности: «воздушной» и «наземной» тревоги, предупреждающих стадо кур о возможности нападения хищника с земли или с воздуха. Голос птицы – зеркало её физиологического состояния. Издавая звук и выражая им своё состояние, птица возбуждает соответствующим образом и других особей своего вида, тем самым она совсем непреднамеренно разглашает причину своего возбуждения. Именно таким образом птицы при помощи голоса информируют друг друга.

       У некоторых видов существуют очень специализированные голосовые сигналы, выражающие совершенно особые состояния и действия, свойственные только данному виду. Например, мёдоуказчики – особое семейство дятловых птиц, обитающих в Африке  и Южной Азии -  обладают удивительнейшим врождённым приспособлением  добывать себе пищу при помощи голоса. Издавая особые трескучие крики и привлекая ими внимание, они подманивают к себе мёдоедов ( род зверей из семейства куньих) и затем ведут их за собой к гнёздам пчёл. Когда мёдоуказчик приведёт  зверя в нужное место, он замолкает и ожидает дальнейших действий. Когда зверь уходит, совершив трапезу, птица поедает остатки.

Страница третья: Классификация  птиц по характеру наследования звуков

Шестой ученик:

      « Всех птиц по характеру наследования песни можно разделить на три группы. Первую группу составляют птицы со строго наследственной песней: молодые кукушки, голуби, тетерева и другие неворобьиные птицы в первую весну размножения начинают куковать или ворковать точно так же, как это делали их предки. Никакого элемента научения при формировании песни у этих птиц, по всей видимости, нет.

Вторая группа представлена  большинством видов певчих птиц, у которых песня самостоятельно, без научения, выработаться не может.  Молодые птицы заимствуют её  у взрослых в период, предшествующий размножению. У зябликов обучение песне возможно лишь в первые  13 месяцев жизни, причём к концу этого периода способность к имитации заметно усиливается. У этих птиц имеется лишь общая наследственная основа (темп, ритм, продолжительность исполнения), позволяющая очень быстро усваивать особенности песни  именно своего вида, но при обязательном контакте молодой птицы со старой, хотя бы очень кратковременном. Врождённая способность певчих птиц к голосовой имитации обуславливает  таким образом возможность передачи «по наследству» видовой песни – признака имеющего огромное значение в жизни вида.

        Третья группа – это так называемые пересмешники – птицы, у которых песня формируется в значительной степени путём копирования голосов чужих видов и других звуков природы. Когда поёт обыкновенный скворец, то кажется будто иволга кричит, пеночка и чечевица поют, дрозды трещат, кошка мяукает… Сойка может во время пения кричать гусём, кудахтать курицей, трещать дроздом и скрипеть как больное дерево. Наследственной у всех этих птиц остаётся лишь манера исполнения, по которой обычно узнают вид пересмешника. В фауне России  птицы – пересмешники встречаются только в группе певчих. Это  - сойка, скворец, зелёная пересмешка, сорокопуты, почти все камышевки.  (Рассказ иллюстрируется  демонстрацией изображения птиц и прослушиванием аудиозаписей голосов).

Страница четвёртая: Образ птицы в произведениях поэтов и композиторов

        Учитель обращает внимание учащихся на то, что многие поэты и композиторы посвятили птицам песни, воспевая в них изящество форм, красоту оперенья, мелодичность звуков, черты поведения птиц.  

Звучит песня «Дрозды» на стихи С.Островского:

Вы слыхали, как поют дрозды,

Нет, не те дрозды, не полевые,

 А дрозды, волшебники – дрозды,

Певчие избранники России.                                  

Вот они расселись по лесам,

                                        Зазвучали до самозабвенья,

                                         Узнаю я  их по голосам,

        Звонких повелителей мгновенья.

Достают до утренней звезды,

Радугами падают на травы…

Шапки прочь! В лесу поют дрозды,

Для души поют, а не для славы.

       Затем учитель предлагает учащимся назвать или исполнить известные им музыкальные произведения о птицах, подготовленные к внеклассному занятию.

Например: песни Е.Мартынова на стихи А.Дементьева «Чайки над водой», «Лебединая верность», Э.Ханка на стихи А. Поперечного «Малиновка», И.Матвиенко «Скворцы»; музыкальные произведения  Л.Руббах «Воробей», И.Штраус «Весенние голоса» и другие.

        Под тихое звучание музыкального фрагмента из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» учитель заканчивает  устный журнал «Звуки в жизни птиц»:

        « Что отличает птицу от всех других животных? Чудо полёта – так, наверное, скажут многие, -    присущая  им великолепная   и завидная способность, словно без всяких усилий отрываться от земли, проноситься  над необъятными просторами воды и суши. Другие отметят разнообразие птичьих гнёзд, третьи форму и окраску птичьих яиц, четвёртые – яркое оперенье. Но все отмечают, что искуснее птиц нет «музыкантов» среди животных. Общаясь с природой, гуляя в парке или лесу, работая в саду,  вы можете встретить наших пернатых друзей. Зная звуки, издаваемые птицами, можно определить певца, скрывающегося в листве».

         При составлении занятия была использована литература:

Газета «Биология» (1996),  Энциклопедия для детей (1997), Милые сердцу песни России (1998), Л.Ю.Ганич (1998), Н.А.Касаткина (2001).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Мы выбираем жизнь"

Данная работа поможет педагогу – организатору, классному руководителю в работе по пропаганде здорового образа жизни,   формировании ценностного отношения к собственному здоровью при по...

Устный журнал "Хроника семейной жизни".

Познавательное занятие для подростков....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по здоровьюсбережению. Устный журнал "Здоровый образ жизни"

Данная разработка рассчитана на учащихся 6 классов коррекционной школы - интернат VIII вида.Цель:Пропаганда  здорового образа жизниЗадачи  1) Способствовать расширению представления о  ...

Устный журнал «Здоровый образ жизни»

Мероприятие по здоровому образу жизни....

Устный журнал "Звуки в жизни птиц"

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии для учащихся 7 класса. На данном мероприятии учащиеся знакомятся с многообразием птиц, способами голосовой сигнализации в жизни птиц. Слушают произведени...

Устный журнал «День встречи зимующих птиц»

laquo;Покормите птиц! - завещал нам замечательный русский писатель Евгений Носов.  Не стесняйтесь  быть лучше, добрее, человечнее!»...

Устный журнал «День встречи зимующих птиц»

laquo;Покормите птиц! - завещал нам замечательный русский писатель Евгений Носов.  Не стесняйтесь  быть лучше, добрее, человечнее!»...