Торфянной мох сфагнум
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок в форме путешествия по станциям, где учащиеся смогут узнать особенности данного растения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_tema_sfagnum.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Торфяной мох сфагнум».
Цель урока. Изучить строение, местообитание, размножение и значение торфяного мха сфагнума. Урок провести в виде игры, сделать остановки на станциях: «Географическая», «Исследовательская», «Историческая», «Промышленная» и «Экологическая».
Образовательные задачи. Обеспечить учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности, способствовать формированию научного мировоззрения, взаимосвязи организма со средой, эволюции, многоуровневой организации, влияния деятельности человека на живую природу и её охрану, связи с другими естественными науками.
Развивающие задачи. На уроке использовать метод беседы, активизировать весь класс, побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности (помогает развивать речь, мышление, восприятие увиденного).
Воспитательные задачи. Формировать у учащихся ответственное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ. Физическая карта Свердловской области (или России), на которой обозначены болотистые местности; таблицы с изображением различных видов мхов; гербарные образцы сфагнума и кукушкина льна (на каждый стол); коллекция «Что получают из торфа?»; диафильм «Мхи и папоротники»; пять лепестков ромашки, выполненных из бумаги типа ватман (на обратной стороне лепестка написаны контрольные вопросы, составленные по материалу данного урока).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг.момент | «Здравствуйте, садитесь» проверка готовности к уроку (внешнее состояние классного помещения, подготовленность учащихся). Учитель отмечает отсутствующих. | Здороваются, садятся на места |
Повторение пройденного материала | ||
Изучение нового материала | Первая станция «Географическая» Учитель обращается к классу с вопросами: «Кто из вас бывал на таких болотах? Опишите свои впечатления. Есть ли в окрестностях нашего города такие болота? А мох сфагнум? Назовите условия для произрастания мхов». Учитель. Я дополню ваши знания о местах, где образуются болота. Из рассказа учителя ребята узнают, что болота образуются в низинах, котловинах, где залегают грунтовые воды, из зарастающих озёр, медленно текущих рек, что сфагновые болота называются верховыми, так как получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег), торфяной слой в таких болотах может достигнуть 6-10 м. Учитель. Следующая станция «Исследовательская». Я предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу по изучению строения сфагнума. Используя учебник, гербарные экземпляры растений сфагнума и кукушкина льна, таблицы, ответьте на вопросы: 1. Чем отличается сфагнум от кукушкина льна по внешнему виду? 2. Какое строение имеет лист сфагнума? 3. В чём проявляется взаимосвязь его строения и выполняемой функции? 4. Как размножается сфагнум? По итогам работы предлагаю составить опорный конспект. На станции «Историческая» ученик, который заранее готовил материал, сообщает, что все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, сохраняются почти без изменений многие века: торт хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нём не гниют. Так в Австрии, на Лайахском болоте, были обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и момента с изображением императора Тиберия Клавдия, датированная 41 г.н.э. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода. Наибольший интерес для науки представляют сохранившиеся в торфе пыльца деревьев и кустарников, споры мхов и папаратников. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить какая растительность окружала болото в различные периоды его жизни и какая пришла ей на смену. По данным, полученным учёными с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники европейской территории России имеют возраст от 5 до 8 тыс.лет. Таким образом наши болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох. Учитель. Станция «Промышленная». Несколько учеников рассказывают о значении торфа, используя коллекцию «Что получают из торфа?» и сведения из книги «Хрестоматия по ботанике». Учитель. Последняя остановка путешественников – станция «Экологическая». На этой станции мы попадём в лабораторию охраны окружающей среды одного из ведущих научно-исследовательских институтов страны. Здесь из сообщений специалистов института (учителя) и в ходе беседы с ним школьники узнают о роли мхов, в том числе и сфагновых, в природе: 1. Выделяют кислород; 2. Участвуют в круговороте веществ и энергии на Земле; 3. Входят в состав биоценозов, мохообразные тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих растений и животных и сами оказывают на них влияние; 4. Сфагновые болота – места обитания многих, в том числе промысловых животных, и не используемые пока в должной мере ягодные угодья. | |
Д/з |
Меж клюквы и морошки Коль нужно будет ваты,
Жилец лесных болот, Нарви его скорей!
На кочке мох без ножки На кустиках поляны
Куда не глянь растет, Подсушен в летний зной,
Он снизу седоватый, Он партизанам раны
Повыше – зеленей. Лечил в глуши лесной.
Вс. Рождественский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"
Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...
торфяной мох сфагнум
Урок предназначен для учащихся 6 класса, изучающих биологию, а также краеведение. На уроке создается проблемная ситуация,которую ученики успешно решают в ходе эксперимента. В урок включены задания для...
Презентация к уроку ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары".
В работе рассматриваются два вопроса: общие понятия и определения по теме занятия; основные характеристики лесных и торфяных пожаров....
Тест-презентация по теме "Лесные и торфяные пожары" для 7 класса
Тест -презентация для 7 класса состоит из 6 вопросов по 4 варинта ответов в каждом...
Урок - путешествие «Торфяной мох сфагнум»
Провести игру – совершить путешествие с целью изучения строения, местообитания, размножения и значения торфяного мха сфагнума и сделать остановки на станциях: географической, исследовательской, ...
Урок " Торфяной мох- сфагнум"
Урок – путешествиепо теме:«Торфяной мох - сфагнум»....
Конспект урока и презентация "Торфяной мох сфагнум" (7 класс) коррекционная школа
Цель урока:познакомить с особенностями строения торфяного мха. Задачи урока: Коррекционно-образовательная: добиться усвоения особенностей строения торфяного мха, научить выделять главное в ...