Торфянной мох сфагнум
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Шустова Ольга Викторовна

Урок в форме путешествия по станциям, где учащиеся смогут узнать особенности данного растения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _tema_sfagnum.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Торфяной мох сфагнум».

Цель урока. Изучить строение, местообитание, размножение и значение торфяного мха сфагнума. Урок провести в виде игры, сделать остановки на станциях: «Географическая», «Исследовательская», «Историческая», «Промышленная» и «Экологическая».

Образовательные задачи. Обеспечить учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности, способствовать формированию научного мировоззрения, взаимосвязи организма со средой, эволюции, многоуровневой организации, влияния деятельности человека на живую природу и её охрану, связи с другими естественными науками.

Развивающие задачи. На уроке использовать метод беседы, активизировать весь класс, побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности (помогает развивать речь, мышление, восприятие увиденного).

Воспитательные задачи. Формировать у учащихся ответственное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ. Физическая карта Свердловской области (или России), на которой обозначены болотистые местности; таблицы с изображением различных видов мхов; гербарные образцы сфагнума и кукушкина льна (на каждый стол); коллекция «Что получают из торфа?»; диафильм «Мхи и папоротники»; пять лепестков ромашки, выполненных из бумаги типа ватман (на обратной стороне лепестка написаны контрольные вопросы, составленные по материалу данного урока).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

«Здравствуйте, садитесь»

проверка готовности к уроку (внешнее состояние классного помещения, подготовленность учащихся). Учитель отмечает отсутствующих.

Здороваются, садятся на места

Повторение пройденного материала

Изучение нового материала

Первая станция «Географическая»

Учитель обращается к классу с вопросами: «Кто из вас бывал на таких болотах? Опишите свои впечатления. Есть ли в окрестностях нашего города такие болота? А мох сфагнум? Назовите условия для произрастания мхов».

Учитель. Я дополню ваши знания о местах, где образуются болота.

Из рассказа учителя ребята узнают, что болота образуются в низинах, котловинах, где залегают грунтовые воды, из зарастающих озёр, медленно текущих рек, что сфагновые болота называются верховыми, так как получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег), торфяной слой в таких болотах может достигнуть 6-10 м.

 Учитель. Следующая станция «Исследовательская». Я предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу по изучению строения сфагнума. Используя учебник, гербарные экземпляры растений сфагнума и кукушкина льна, таблицы, ответьте на вопросы:

1.     Чем отличается сфагнум от кукушкина льна по внешнему виду?

2.     Какое строение имеет лист сфагнума?

3.     В чём проявляется взаимосвязь его строения и выполняемой функции?

4.     Как размножается сфагнум?

По итогам работы предлагаю составить опорный конспект.

На станции «Историческая» ученик, который заранее готовил материал, сообщает, что все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, сохраняются почти без изменений многие века: торт хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нём не гниют. Так в Австрии, на Лайахском болоте, были обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и момента с изображением императора Тиберия Клавдия, датированная 41 г.н.э. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода.

Наибольший интерес для науки представляют сохранившиеся в торфе пыльца деревьев и кустарников, споры мхов и папаратников. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить какая растительность окружала болото в различные периоды его жизни и какая пришла ей на смену. По данным, полученным учёными с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники европейской территории России имеют возраст от 5 до 8 тыс.лет. Таким образом наши болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох.

Учитель. Станция «Промышленная».

Несколько учеников рассказывают о значении торфа, используя коллекцию «Что получают из торфа?» и сведения из книги «Хрестоматия по ботанике».

Учитель. Последняя остановка путешественников – станция «Экологическая». На этой станции мы попадём в лабораторию охраны окружающей среды одного из ведущих научно-исследовательских институтов страны.

Здесь из сообщений специалистов института (учителя) и в ходе беседы с ним школьники узнают о роли мхов, в том числе и сфагновых, в природе:

1.     Выделяют кислород;

2.     Участвуют в круговороте веществ и энергии на Земле;

3.     Входят в состав биоценозов, мохообразные тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих растений и животных и сами оказывают на них влияние;

4.     Сфагновые болота – места обитания многих, в том числе промысловых животных, и не используемые пока в должной мере ягодные угодья.

Д/з

Меж клюквы и морошки                    Коль нужно будет ваты,

Жилец лесных болот,                          Нарви его скорей!

На кочке мох без ножки                     На кустиках поляны

Куда не глянь растет,                          Подсушен в летний зной,

Он снизу седоватый,                           Он партизанам раны

Повыше – зеленей.                              Лечил в глуши лесной.

                 Вс. Рождественский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"

Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...

торфяной мох сфагнум

Урок предназначен для учащихся 6 класса, изучающих биологию, а также краеведение. На уроке создается проблемная ситуация,которую ученики успешно решают в ходе эксперимента. В урок включены задания для...

Презентация к уроку ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары".

В работе рассматриваются два вопроса: общие понятия и определения по теме занятия; основные характеристики лесных и торфяных пожаров....

Тест-презентация по теме "Лесные и торфяные пожары" для 7 класса

Тест -презентация для 7 класса состоит из 6 вопросов по 4 варинта ответов в каждом...

Урок - путешествие «Торфяной мох сфагнум»

Провести игру – совершить путешествие с целью изучения строения, местообитания, размножения и значения торфяного мха сфагнума и сделать остановки на станциях: географической, исследовательской, ...

Урок " Торфяной мох- сфагнум"

Урок – путешествиепо теме:«Торфяной мох - сфагнум»....

Конспект урока и презентация "Торфяной мох сфагнум" (7 класс) коррекционная школа

Цель урока:познакомить с особенностями строения торфяного мха. Задачи урока: Коррекционно-образовательная:  добиться усвоения особенностей строения торфяного мха, научить выделять главное в ...