Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
статья по биологии на тему

Дьячкова Елена Владимировна

Доклад о применяемых образовательных технологиях, позволяющих активизировать познавательную деятельность на уроках

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация познавательной деятельности учащихся Активизация познавательной деятельности школьников – актуальная проблема современной педагогики.

Слайд 2

Технология классического и современного урока ( Селевко Г.К.) Технология проблемного обучения ( Селевко Г.К.) Технология учебного исследования ( Селевко Г.К.) Информационно-коммуникативные технологии обучения (В.В.Иванов, С.А.Зайцев) Игровые технологии ( Селевко Г.К.) Личностно-ориентированное развивающее обучение ( И.С.Якиманская ) . Образовательные технологии, наиболее часто применяемые в работе

Слайд 3

выделение в содержании урока и темы главного существенного; определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени актуализации знаний, изучения нового, закрепления, домашнего задания; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения; дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса, самостоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха. Технология классического и современного урока предусматривает:

Слайд 4

проблематизация учебного материала, постановка педагогической проблемной ситуации; осознание сущности противоречия, активная познавательная деятельность учащихся; поиск решения проблемы (совместно с учителем или самостоятельно); реализация найденного решения в форме духовного продукта. В ходе применения технологии проблемного обучения осуществляется:

Слайд 5

включение учащихся в режим самостоятельной работы; самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников; развитие умения пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Технология учебного исследования предусматривает:

Слайд 6

Самостоятельное приобретение недостающих знаний с помощью практических исследований (Т ехнологии учебного исследования, проблемного обучения)

Слайд 7

Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников (энциклопедии, словари и др.) ( Технология учебного исследования)

Слайд 8

Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников (энциклопедии, словари и др.) ( Технология учебного исследования)

Слайд 9

использование компьютера как средства обучения и расширения кругозора; выработка умения обрабатывать нужную информацию. Информационно-коммуникативные технологии обучения предусматривают:

Слайд 10

Электронная таблица, применяемая при изучении нового материала на уроке биологии по теме «Фотосинтез»

Слайд 11

Карточка-задание для проверки знаний на уроке биологии в 9 классе по теме «Мышцы»

Слайд 12

Карточки из Языкового портфолио для работы в 5в классе

Слайд 13

Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников. Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, активизации деятельности учащихся и выполняют функции:

Слайд 14

Иллюстрация применения Технологии классического и современного урока (этап урока Актуализация знаний) и Игровой образовательной технологии (Учитель – Ученик)

Слайд 15

Игра «Пятый лишний» ( Игровая образовательная технология) «Карточка» на доске Работа у доски

Слайд 16

Игра «Найди меня» ( Игровая образовательная технология)

Слайд 17

выявление способов учебной работы, предпочитаемых самим учеником; индивидуализация и дифференциация учебного процесса; раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика; контроль и оценка не только результата, но главным образом процесса учения. В ходе применения Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения осуществляется:

Слайд 18

стремление к максимальной гибкости; способность к сопереживанию; сочувствие; восприимчивость к потребностям учащихся; умение придать преподаванию личностную окраску; эмоциональная уравновешенность; уверенность в себе; доброжелательность. Личностные качества педагога, необходимые для результата в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся:

Слайд 19

Кредо учителя: Создавать из повседневного удивительное. Сложное преподносить увлекательно. Учить всему кратко, понятно, основательно.



Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальная проблема современной педагогики.

Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает.

Но в последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. Причин этого нежелания  немало:

  • это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности,
  • и огромный объём учебного материала,
  • и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни,
  • и однообразие, монотонность учебного процесса…

Причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?

Результата в решении этой задачи педагог может добиться и добивается. Все мы работаем, добиваясь иногда больших результатов, иногда меньших. Хочу рассказать о том, как над этой задачей работаю я.

Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.

На развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я стараюсь делать акцент в своей педагогической деятельности.

В решении этой задачи мне помогают 3 составляющие:

  1. Планирование структуры урока.

Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность изучаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их.

  1. Применение различных образовательных технологий.

Наиболее часто я применяю в работе:

  • технологию  классического и современного урока,
  • технологию  проблемного обучения,
  • технологию учебного исследования,
  • информационно-коммуникативные технологии обучения,
  • игровые технологии,
  • технологию личностно-ориентированного развивающего обучения.

Технология  классического и современного урока предусматривает:

  • Выделение в содержании урока и темы главного существенного.
  • Определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени актуализации знаний, изучения нового, закрепления, домашнего задания.
  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.
  • Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса, самостоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха.

В ходе применения технологии проблемного обучения осуществляется:

  • Проблематизация учебного материала, постановка педагогической проблемной ситуации.
  • Осознание сущности противоречия, активная познавательная деятельность учащихся.
  • Поиск решения проблемы (совместно с учителем или самостоятельно).
  • Реализация найденного решения в форме духовного продукта.

Технология учебного исследования предусматривает:

  • Включение учащихся в режим самостоятельной работы.
  • Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
  • Развитие умения пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Информационно-коммуникативные технологии обучения предусматривают:

  • Использование компьютера как средства обучения и расширения кругозора.
  • Выработка умения обрабатывать нужную информацию.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, активизации деятельности учащихся и выполняют функции:

  • Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
  • Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
  • Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

В ходе применения Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения осуществляется:

  • Выявление способов учебной работы, предпочитаемых самим учеником.
  • Индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
  • Раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.
  • Контроль и оценка не только результата, но главным образом процесса учения.

Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке. Это эффективный стимул познавательной деятельности.

На уроках важно своевременное чередование более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников, (это здоровьесберегающие факторы работы учителя).

Педагог должен опираться на природную любознательность учеников.

Наибольший интерес вызывает нечто актуальное, с чем наши ученики сталкиваются в своей жизни, и с этой точки зрения подготовленный материал для урока вызовет активную познавательную деятельность учащихся.

  1. И наконец, 3-я составляющая успеха в деле активизации познавательной деятельности учащихся – это хорошие, полезные, нужные в нашей профессии личностные качества педагога.  

Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Учение должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся полностью включаться в процесс познания.

Прежде всего, считаю, что педагог должен обладать  рядом личностных качеств:

  • стремление к максимальной гибкости,
  • способность к сопереживанию,
  • сочувствие,
  • восприимчивость к потребностям учащихся,
  • умение придать преподаванию личностную окраску,
  • эмоциональная уравновешенность,
  • уверенность в себе,
  • доброжелательность.                                                          

Кредо учителя:

  • Создавать из повседневного удивительное.
  • Сложное преподносить увлекательно.
  • Учить всему кратко, понятно, основательно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - пре...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...