КТП 9 класс (2ч/нед)
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
городского округа Власиха
Московской области
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха __________Чугарова Г.В. Приказ №________ oт « » сентября 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______Павлюкова О.С. « » сентября 2014г. | «Рассмотрено» на ШМО Протокол №___1__ от «_27_» августа 2014г. Руководитель ШМО _______ |
Рабочая программа
по биологии
(базовый уровень)
9 «А» класс
Составитель
Стефаненко Ольга Николаевна,
учитель биологии высшей категории, к.п.н.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9 классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
На основании примерных программ Минобразования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания учебного материала по биологии в 9 классах, в нем реализуется базисный уровень.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 68 ч/год (2 ч/нед.)
Введение. Биология в системе наук (3 ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Глава 1. Молекулярный уровень (9 часов).
Уровни организации живой материи. Биополимеры, их особенности строения, функции , роли в живых организмах, примеры биополимеров. Углеводы. Белки. Липиды. Биологические катализаторы. АТФ. Витамины. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи»
Глава 2. Клеточный уровень (14 часов)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ энергии в клетке. Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторные работы:
«Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»
«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»
Глава 3 . Организменный уровень (14 часов)
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Биогенетический закон. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации:
модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы: • Изучение изменчивости у растений и животных. • Изучение фенотипов растений. Практическая работа: • Решение генетических задач.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Глава 4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Вид. Критерии вида. Биологическая классификация. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Лабораторная работа № 5«Изучение морфологического критерия вида»
Глава 5. Экосистемный уровень (5 часов)
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Глава 6. Биосферный уровень (4 часа)
Среды жизни. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живых организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России. Практические работы: • Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
• Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
• Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
• Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Глава 7. Основы учения об эволюции (9 часов)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Факторы эволюции и их характеристика. Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторная работа: • Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 6. Основы селекции и биотехнологии (3 ч)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Экскурсия:
• История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).
УЧЕБНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2005. - 303 с.
Методические пособия для учителя:
1. Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2006. - 126 с;
2. Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. - М.: Академия, 2001;
3. Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006;
Литература для учащихся:
- Пасечник, В. В., Швецов, Г. Г. Биология. Введение в общую биологию: рабочая тетрадь. 9 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 95 с: ил.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Наименование раздела, тема урока | Д/З | Плановые сроки проведения | Скорректирован-ные сроки проведения |
Введение (3 ч) | ||||
1 | 1. Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. | § 1, §. 2; | ||
2 | 2. Сущность жизни и свойства живого. | §. 3; | ||
3 | 3. Уровни организации живой природы. | |||
Глава 1. Молекулярный уровень (9 ч) | ||||
4 | 1. Молекулярный уровень: общая характеристика | §. 1.1.; | ||
5 | 2. Углеводы | §. 1.2.; | ||
6 | 3. Липиды | §. 1.3.; | ||
7 | 4. Состав и строение белков. Функции белков. | §. 1.4 §1.5.; | ||
8 | 5. Нуклеиновые кислоты. | §. 1.6.; | ||
9 | 6.АТФ и другие органические соединения клетки. | §. 1.7.; | ||
10 | 7. Биологические катализаторы. Л.Р.№1 Расщепление пероксида водорода ферментами. | §. 1.8.; | ||
11 | 8.Вирусы. | §. 1.9.; | ||
12 | 9. Контрольно-обобщающий по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | |||
Глава 2. Клеточный уровень (14 ч) | ||||
13 | 1. Основные положения клеточной теории. | §. 2.1; | ||
14 | 2. Клеточная мембрана. | §. 2.2.; | ||
15 | 3. Ядро. Хромосомный набор клетки. | §. 2.3.; | ||
16 | 4. ЭПС. Рибосомы. Комплекс | §. 2.4.; | ||
17 | 5. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | §. 2.5 | ||
18 | 6. Митохондрии. Пластиды | §. 2.6 | ||
19 | 7. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | §. 2.7 | ||
20 | 8. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Л. Р. №2 Строение клеток растений и животных | §. 2.7 | ||
21 | 9. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | §. 2.8 | ||
22 | 10. Энергетический обмен в клетке. | §. 2.9 | ||
23 | 11. Типы питания клетки. Фотосинтез. Хемосинтез. | |||
24 | 12. Синтез белков в клетке. | §. 2.13 | ||
25 | 13. Деление клетки. Митоз. | §. 2.14 | ||
26 | 14. Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живого». | |||
Глава 3. Организменный уровень (14 ч) | ||||
27 | 1.Размножение организмов. Бесполое размножение. | §. 3.1 | ||
28 | 2. Развитие половых клеток.Мейоз. Оплодотворение. | §. 3.2, 3.3 | ||
29 | 3. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | §. 3.4 | ||
30 | 4. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. | §. 3.5 | ||
31 | 5. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | §. 3.6 | ||
32 | 6. Дигибридное скрещивание. | §. 3.7 | ||
33 | 7. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | §. 3.8 | ||
34 | 8. Взаимодействие генов. | §. 3.9 | ||
35 | 9. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | §. 3.10 | ||
36 | 10. Модификационная Изменчивость. Л.Р. №3 Выявление изменчивости организмов. | §. 3.11 | ||
37 | 11. Мутационная изменчивость. | §. 3.12 | ||
38 | 12. Основы селекции. Работы Вавилова Н.И. | §. 3.13 | ||
39 | 13. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | §. 3.14 | ||
40 | 14. Контрольно-обобщающий по теме «Организменный уровень организации живого». | |||
Глава 4. Популяционно-видовой уровень (2 ч) | ||||
41 | 1. Вид, его критерии. Л.Р.№3 Изучение морфологического критерия вида. | §. 4.1, 4.3 | ||
42 | 2. Популяция. | §. 4.2 | ||
Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч) | ||||
43 | 1. Сообщество, экосистема, Биогеоценоз. | §. 5.1 | ||
44 | 2. Состав и структура сообщества. | §. 5.2 | ||
45 | 3. Потоки вещества и энергии в экосистеме. | §. 5.3 | ||
46 | 4 Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистем. | §. 5.4 §. 5.5 | ||
Глава 6. Биосферный уровень (3ч) | ||||
47 | 1. Биосфера. Среды жизни. | §. 6.1, | ||
48 | 2. Круговорот веществ в биосфере. | §. 6.2 | ||
49 | 3. Контрольно-обобщающий по теме «Биосферный уровень организации живого» | |||
Глава 7. Основы учения об эволюции (8 ч) | ||||
50 | 1. Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин. | §. 7.1 | ||
51 | 2. Изменчивость организмов. | §. 7.2 | ||
52 | 3. Борьба за существование и ее формы. | §. 7.4 | ||
53 | 4. Формы естественного отбора. | §. 7.5 | ||
54 | 5. Изолирующие механизмы. Видообразование. | §. 7.6 §. 7.7 | ||
55 | 6. Макроэволюция. | §. 7.8 | ||
56 | 7. Основные закономерности эволюции. | §. 7.9 | ||
57 | 8. Контрольно-обобщающий по теме «Основы учения об эволюции». | |||
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч) | ||||
58 | 1. Гипотезы возникновения жизни. | §. 8.1 | ||
59 | 2. Развитие представлений о возникновении жизни. | §. 8.2 | ||
60 | 3. Основные этапы развития жизни на Земле. | §. 8.3-8.6 | ||
61 | Развитие жизни в мезозое. | §. 8.7 | ||
62 | Развитие жизни в кайнозое. | §. 8.8 | ||
63 | Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | |||
64-68 | Резервные уроки |
Итого: 63ч+4 ч резерв на раздел «Экология» и экскурсии. Л/р – 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....