КТП 8 класс (2ч/нед)
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
городского округа Власиха
Московской области
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха __________Чугарова Г.В. Приказ №________ oт « » сентября 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______Павлюкова О.С. « » сентября 2014г. | «Рассмотрено» на ШМО Протокол №___1__ от «_27_» августа 2014г. Руководитель ШМО _______ |
Рабочая программа
по биологии
(базовый уровень)
8 «АБ» класс
Составитель
Стефаненко Ольга Николаевна,
учитель биологии высшей категории, к.п.н.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М.Пакуловой (сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М,Дрофа,2009).
Программа предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учашихсяобщеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии, гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. Далее дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной регуляции, их связи, анализаторах, поведении и психике.
На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторные и практические работы.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности уч-ся. В связи с этим предполагается работа с тетрадью на печатной основе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.Н. «Биология. Человек».
Т.к. в УМК входит рабочая тетрадь на печатной основе, где есть задания, касающиеся оформления лабораторных и практических работ, отдельно тетради для л/р не заводятся.
Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Введение. Науки, изучающие организм человека.
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, медицина, психология. Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
2. Антропогенез.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Историческое прошлое людей. Расы человека. Критика расизма.
Демонстрации:
Сходство человека и животных.Расы человека. Видовое единство человеческих рас.
3. Строение организма.
Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Физиология клеток. Ткани. Особенности строения тканей. Рефлекторная регуляция функций организма человека.
Демонстрации:
- Строение и разнообразие клеток организма человека.
- Ткани организма человека.
- Органы и системы органов организма человека.
- Нервная система.
Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения тканей.
4. Опорно-двигательная система.
Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.
Демонстрации:
- Строение опорно-двигательной системы.
- Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа. Изучение внешнего вида отдельных костей.
Практическая работа. Обзор основных групп мышц человеческого организма
5. Внутренняя среда организма.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работы Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации:
- Состав крови.
- Группы крови.
Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
6. Кровеносная и лимфатическая система.
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.
Демонстрации:
- Кровеносная система.
- Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
- Лимфатическая система.
7. Дыхание.
Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждения распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха, как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.
Демонстрации:
- Система органов дыхания.
- Механизм вдоха и выдоха.
- Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.
8. Пищеварение.
Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Демонстрации. Пищеварительная система
9. Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Появление авитаминозов и меры их предупреждения.
Практическая работа. Определение норм рационального питания. Составление суточного пищевого рациона
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Демонстрации:
- Строение кожи.
- Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.
- Мочеполовая система.
11. Нервная система.
Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Демонстрации. Нервная система.
12. Анализаторы. Органы чувств.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушение зрения и слуха, их профилактика.
13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в содержании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколения информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личностей: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
14. Эндокринная система.
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Демонстрации. Железы внешней и внутренней секреции
15.Индивидуальное развитие организма.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Обобщающий урок. Организм человека – единое целое.
16. Резерв (2-3 ч.)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
- признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- сущность биологических процессов:обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
уметь
- объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
УМК:
- Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Колесов Д.В., Маш Р.Д.- М., Дрофа, 2006.
- Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д.- М., Дрофа, 2012.
- Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. М., Дрофа, 2006 г.
Учебное оборудование:
1. Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
2. Наглядные пособия.
Таблицы: Комплект таблиц по анатомии.
Пособия:
1. набор микропрепаратов по анатомии
2. микроскопы
Календарно-тематическое планирование
№пп | Наименование раздела, тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
8а | 8б | 8в | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ( 1Ч) | ||||
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. (3 Ч) | |||||
2 | Систематическое положение человека. | ||||
3 | Историческое прошлое людей. | ||||
4 | Расы человека. | ||||
СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА (4 ч) | |||||
5 | Общий обзор организма человека. | ||||
6 | Клеточное строение организма. | ||||
7 | Ткани. Л.Р. №1 Рассматривание тканей в микроскоп. | ||||
8 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | ||||
ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (7 ч). | |||||
9 | Значение ОДС. Строение костей. Л.Р.№2 Микроскопическое строение кости. | ||||
10 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | ||||
11 | Соединения костей. | ||||
12 | Строение мышц. Л.Р. №3 Обзор мышц человека. | ||||
13 | Работа скелетных мышц, их регуляция. Л.Р. №4 Утомление при работе. | ||||
14 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.Р. №5 Выявление нарушений осанки и плоскостопия. | ||||
15 | Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах | ||||
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 ч) | |||||
16 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды. | ||||
17 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | ||||
18 | Иммунология на службе здоровья | ||||
КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ( 7 ч) | |||||
19 | Транспортные системы организма | ||||
20 | Круги кровообращения. Л.Р. №6 Изменения в тканях при нарушении кровообращения. | ||||
21 | Строение и работа сердца | ||||
22 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л.Р. №7 Опыты с пульсом и скоростью кровотока. | ||||
23 | Гигиена ССС. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | ||||
24 | Первая помощь при кровотечениях. | ||||
25 | Зачёт №1 «Опора и движение. Кровь и кровообращение». | ||||
ДЫХАНИЕ (4 ч) | |||||
26 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей. | ||||
27 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | ||||
28 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Вред курения. | ||||
29 | Функциональные возможности дыхательной системы. Травмы органов дыхания. Приемы реанимации. Л.Р. №8 Функциональные пробы. | ||||
ПИЩЕВАРЕНИЕ (7 ч) | |||||
30 | Питание и пищеварение | ||||
31 | Пищеварение в ротовой полости. Л.Р.№9 Действие ферментов слюны на крахмал. | ||||
32 | Пищеварение в желудке и двенадцатипёрстной кишке | ||||
33 | Функции толстого и тонкого кишечника | ||||
34 | Регуляция пищеварения. | ||||
35 | Гигиена органов пищеварения. | ||||
36 | Зачёт № 2 «Дыхание, пищеварение» | ||||
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ ( 3 ч) | |||||
37 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов. | ||||
38 | Витамины. | ||||
39 | Энерготраты человека и пищевой рацион. | ||||
ПОКРОВЫ ТЕЛА. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ (5 ч) | |||||
40 | Кожа – наружный покровный орган. | ||||
41 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | ||||
42 | Терморегуляция организма. Закаливание | ||||
43 | Выделение. | ||||
44 | Зачёт № 3 «Обмен веществ и энергии. Кожа, Выделение». | ||||
НЕРВНАЯ СИСТЕМА (5 ч) | |||||
45 | Значение нервной системы. | ||||
46 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | ||||
47 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга. Л.Р. №10 Пальценосная проба. | ||||
48 | Функции переднего мозга. | ||||
49 | Соматический и автономный отделы нервной системы. | ||||
АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ ( 5 ч) | |||||
50 | Анализаторы. | ||||
51 | Зрительный анализатор. Л.Р. №11 Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением. | ||||
52 | Гигиена зрения. | ||||
53 | Слуховой анализатор. | ||||
54 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | ||||
ВНД. ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА (6 ч) | |||||
55 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о ВНД. | ||||
56 | Врождённые и приобретённые программы поведения. Л.Р.№12 Выработка навыка зеркального письма как пример динамического стереотипа. | ||||
57 | Сон и сновидения. | ||||
58 | Особенности ВНД. Речь и сознание, познавательные процессы. | ||||
59 | Воля, эмоции, внимание. | ||||
60 | Урок-обобщение по теме ВНД. | ||||
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА (2ч) | |||||
61 | Роль эндокринной регуляции | ||||
62 | Функция желез внутренней секреции. | ||||
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5ч). | |||||
63 | Жизненные циклы. Размножение. | ||||
64 | Развитие зародыша. Беременность и роды. | ||||
65 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | ||||
66 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | ||||
67 | Здоровье – величайшая ценность для личности и общества (обобщение). | ||||
68 | Резерв. |
Итого: 67ч+1ч резерв. Л/р – 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....