КТП 7 класс (2ч/нед)
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
городского округа Власиха
Московской области
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха ___________Чугарова Г.В. Приказ №________ oт « » сентября 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______Павлюкова О.С. « » сентября 2014г. | «Рассмотрено» на ШМО Протокол №__1___ от «_27_» августа 2014г. Руководитель ШМО _______ |
Рабочая программа
по биологии
(базовый уровень)
7 «А, Б, В, Г» классы
Составитель
Стефаненко Ольга Николаевна,
учитель биологии высшей категории,
к.п.н.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Цель: Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю (68ч/год), знакомство учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами её развития, раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к изучению природы,
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,
- формирование понятия о необходимости охраны животных.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой).
Т.к. в УМК входит рабочая тетрадь на печатной основе, где есть задания, касающиеся оформления лабораторных и практических работ, отдельно тетради для л/р не заводятся.
Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Общие сведения о животном мире
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
3 Индивидуальное развитие животных
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
4. Развитие животного мира на Земле
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5.Закономерности размещения животных на Земле
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Биоценозы
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать/ понимать
- Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- Оказания первой помощи при укусах животных
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
- Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
УМК:
- В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс: Учеб. для общнеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008.
- В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004
- В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс: Тетрадь на печатной основе. – М.: Дрофа, 2008
Учебное оборудование:
1. Методические пособия для учителя:
Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя.
Школьный атлас-определитель беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1991.
Школьный атлас-определитель насекомых. – М.: Просвещение, 1986.
Школьный атлас-определитель бабочек.- М.: Просвещение, 1985.
Школьный атлас-определитель птиц. – М.: Просвещение, 1988.
2. Печатные пособия. Таблицы:
Развитие животного мира.
Систематика животных.
Схема строения клеток животных.
3. Карта: Центры происхождения культурных растений и домашних животных.
4. Атласы:
Беспозвоночные животные.
Позвоночные животные.
5. Информационно-коммуникационные средства.
Биология. 6-11 классы [Эл. ресурс]. - М.: Учитель, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Медиатека по биологии: Сетевая версия: [Эл. ресурс] - М.: Новый диск, 2003.- 1 комп. диск + рук-во пользов.
6. Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам.
7. Технические средства обучения: проектор, компьютер, экран.
8. Модели объемные:
Модель строение яйца птицы
Модели рельефные:
Модель внутреннее строение кролика
Модель внутреннее строение лягушки
Модель внутреннее строение рыбы и т.д.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Наименование раздела, тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |||
7а | 7б | 7в | 7г | |||
1 | Введение (1ч) История развития зоологии Современная зоология | |||||
2 | Многообразие животных Беспозвоночные (18ч) Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики. | |||||
3 | Простейшие: жгутиконосцы, инфузории. Л.Р.№1 Знакомство с многообразием водных простейших. | |||||
4 | Тип Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные. | |||||
5 | Тип Кишечнополостные. Классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. | |||||
6 | Тип Плоские черви. Классы: ресничные, сосальщики, ленточные. | |||||
7 | Тип Круглые черви. | |||||
8 | Тип Кольчатые черви. Класс многощетинковые. | |||||
9 | Классы кольчецов: малощетинковые и пиявки. Л.Р. №2 Внешнее строение дождевого червя. | |||||
10 | Тип Моллюски. | |||||
11 | Классы моллюсков: брюхоногие, головоногие, двустворчатые. | |||||
12 | Тип Иглокожие, его классы. | |||||
13 | Тип Членистоногие. Классы: ракообразные, паукообразные. Л.Р. №3 Знакомство с ракообразными. | |||||
14 | Класс Насекомые.Л.Р.№4 Изучение представителей отрядов насекомых. | |||||
15 | Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки. | |||||
16 | Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы. | |||||
17 | Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | |||||
18 | Отряд насекомых: перепончатокрылые, их значение в природе и в жизни человека | |||||
19 | Обобщение по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные». | |||||
20 | Позвоночные (17ч). Тип Хордовые. Подтипы: бесчерепные и черепные. | |||||
21 | Классы рыб: хрящевые, костные. Л.Р.№5 Внешнее строение и передвижение рыб. | |||||
22 | Класс хрящевые рыбы. Отряды: акулы, скаты, химеры. | |||||
23 | Класс костные рыбы. Отряды класса. | |||||
24 | Класс Земноводные (амфибии). Отряды: безногие, хвостатые, бесхвостые. | |||||
25 | Класс Пресмыкающиеся (рептилии). Отряд чешуйчатые. | |||||
26 | Отряды пресмыкающихся: черепахи и крокодилы. | |||||
27 | Класс Птицы. Отряд пингвины. Л.Р.№6 Изучение внешнего строения птиц. | |||||
28 | Отряды птиц: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. | |||||
29 | Отряды птиц: дневные хищные, совы, куриные. | |||||
30 | Отряды птиц: воробьинообразные, голенастые. | |||||
31 | Класс Млекопитающие (звери). Отряды: однопроходные, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые. | |||||
32 | Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные. | |||||
33 | Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные, хищные. | |||||
34 | Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные. | |||||
35 | Отряд млекопитающих – приматы. | |||||
36 | Обобщение по теме «Многоклеточные хордовые животные». | |||||
37 | Эволюция строения и функций органов и их систем (14ч) Покровы тела. Л.Р.№7 Изучение особенностей покровов тела. | |||||
38 | Опорно-двигательная система. | |||||
39 | Способы передвижения животных. Полости тела. | |||||
40 | Органы дыхания и газообмен. | |||||
41 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | |||||
42 | Кровеносная система. Кровь. | |||||
43 | Органы выделения. | |||||
44 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | |||||
45 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | |||||
46 | Продление рода. Органы размножения. | |||||
47 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | |||||
48 | Развитие животных с превращением и без превращения. | |||||
49 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | |||||
50 | Обобщение по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | |||||
51 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч) Доказательства эволюции животных | |||||
52 | Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. | |||||
53 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | |||||
54 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | |||||
55 | Биоценозы (5ч) Естественные и искусственные биоценозы. | |||||
56 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | |||||
57 | Цепи питания. Поток энергии. | |||||
58 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | |||||
59 | Обобщение по теме « Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы». | |||||
60 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека (ч) Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | |||||
61 | Одомашнивание животных. | |||||
62 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | |||||
63 | Охрана и рациональное использование животного мира. | |||||
64 | Обобщение по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека». | |||||
65 | Заключительный урок по курсу. Летние задания. | |||||
66-68 | Резерв на экскурсии. |
Итого: 65ч+3ч резерв. Л/р – 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....