Формирование Биологических Понятии
статья по биологии (9 класс) на тему
Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_biologicheskikh_ponyatiy.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Киселева Наталья Александровна
г.Белоярский, ХМАО-Югра
МОСШ №1, учитель биологии,
Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Однако механическое запоминание, т.е. "зазубривание", редко приводит к чему-нибудь хорошему. Такая непродуктивная работа вместо интереса к предмету вызывает в лучшем случае терпимое отношение к нему, как к чему-нибудь нудному, но обязательному. Боясь потерять интерес ребят к биологии, часто задумываюсь над тем, как работу с биологическими терминами сделать интересной и увлекательной, а запоминание их активным, творческим процессом. Для этого использую следующие приемы.
I.Начала я с того, что стала вместе сучащимися переводить термины, искать общие корни в словах. Это помогло сделать запоминание осмысленным. Так, например, термин "сперматозоид" образован от слов сперма — семя и греч. zoon — живое существо. Таким образом, получается — живое семя. Встречающаяся часть сложных слов гомо... — от греч. homos - равный, одинаковый, взаимный, общий обозначает равенство, единство, однородность, например: гомология, гомогаметность и др.
При каждой новой "встрече" со знакомыми корнями и другими частями слов вспоминаются ранее изученные термины, проводятся аналогии, что способствует осмысленному запоминанию терминов.
II. Закрытые задания, в которых ученик выбирает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов. В таких типах заданий должно быть 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. При меньшем числе вариантов ответов довольно высока вероятность случайного угадывания. При этом нужно иметь в виду, что каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся. Перед серией таких заданий необходимо проводить инструктаж по их выполнению.
Задание: из предложенного перечня выберите правильный ответ (выделен курсивом).
А. Клетка выполняет функции живого организма у:
- Медузы.
- Белой планарии.
- Инфузории-туфельки.
- Пресноводной гидры.
Б. Синтез белка в клетке осуществляют:
- Аппарат Гольджи.
- Рибосомы.
- Митохондрии.
- Лизосомы.
III. Задания на соответствие. Суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием (термином) и его содержанием. В левой графе таблицы перечислены 3-5 понятий, формул, определений и т.п., пронумерованных цифрами, справа — желательно в два раза большее число ответов, обозначенных буквами. Каждому понятию или определению из левого столбца должен соответствовать один правильный ответ в правом столбце.
Пример | Задания | |
Виды РНК | Функции РНК | |
1. иРНК | А. | Являются главным носителем |
2. рРНК | ггенетической информации | |
3. тРНК | Б. | Переносят необходимые аминокислоты к месту синтеза белка — к рибосоме |
В. | Являются основой структуры рибосомы | |
Г. | Обеспечивают окончание синтеза белка | |
д. е. | Переносят информацию о структуре белка с ДНКна рибосому Являются основой структуры хромосомы Являются основой структуры хромосомы | |
Ответ: 1-Д, 2-Е, 3-Б.
Задания на соответствия могут быть несколько расширены, когда одному понятию соответствует несколько определении.
IV.Задания на установление правильной последовательности целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или
иных процессов, стадий развития и т.п.,например:
Задание: определите последовательность цикла развития насекомого с полным превращением. В пустой квадратик перед названием стадии развития впишите цифру, соответствующую правильной очередности прохождения стадий :
1.Куколка
2.Личинка
3.Яйцо
4.взрослое насекомое
Ответ: 3; 2; 1; 4.
V.Задания, в которых ответ конструирует сам ученик.
При формированиитаких заданий ответы должны содержать 1-2 слова, числа, формулы и т.п. Предполагаемый ответ должен быть точным и кратким.
Задание:
В предлагаемые ниже формулировки вставьте пропущенные термины. 1.Связь, с помощью которой соединяются аминокислоты в белке, называют (ответ: пептидной).
2.Органические соединения, главным отличительным признаком которых является их способность не растворяться в воде, называются....
(ответ: липиды).
При расширении подобных заданий можно составить тексты по какой-либо определенной теме.
3.Вставьте пропущенные слова в текст о строении головного мозга: "Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около_______и длиной около . Он начинается от_________и расположен внутри На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие , которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий___________, проходящий по всей его длине. Он заполнен____________ жидкостью. Белое вещество в спинном мозге расположено ____________, оно образовано нервных клеток. Серое вещество расположено спинного мозга и представлено нервных клеток. Спинной мозг состоит из сегмента. От каждого из них отходит пара. Начинаются они двумя ______ передним и задним.
VI.Задания с исключением лишнего понятия.
Задание: из предложенных 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню.
- Гортань, трахея, кишечник, бронхи, легкие. (Лишний термин - кишечник.)
- Лейкоциты, лимфоциты, остеоциты, эритроциты, тромбоциты. (Лишний термостеоциты.)
VII.Задания на выявление общих закономерностей.
Учащимся предлагаются 2-3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.
- Аксон — дендрит. (Ответ: отростки нейрона.)
- Митохондрии — рибосомы. (Ответ: органоиды клетки.)
- Кровь — кость. (Ответ: кровяные клетки формируются в костном мозге.)
VIII.Терминологические диктанты.
Учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его.
Примеры заданий:
Органоид — это...
Клетка — это...
Ткань — это...
Орган — это ...
Система органов — это ...
Комшшментарность — это ...
Репликация — это ...
Антипараллельность — это...
Митоз — это ...
IX. С целью запоминания определения понятий и правильности их написания использую кроссворды и чайнворды. Наиболее эффективно составление кроссвордов самими школьниками. Такая работа требует знания терминов, умения ориентироваться в справочной литературе, а также творческого процесса конструирования и оформления сетки кроссворда. Лучшие кроссворды по теме используются на зачетных уроках.
Вывод: Каждая из рассмотренных форм работы по формированию понятий имеет свои достоинства и недостатки. Их выбор зависит от специфики учебной дисциплины, от цели применения заданий (текущий, итоговый контроль), ну и, конечно же, от личного потенциала учителя, его способности использовать на своих уроках самые разнообразные варианты и их комбинации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по общей биологии по теме:"Общие биологические понятия"
Тест используется для проверки знаний учащихся....
Формы и методы в формировании биологических понятий у учащихся на уроках биологии в работе с терминами
Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словесно выражаются через термины. Поэтому усвоение конкретных понятий идет параллельно с запоминанием отдельных терминов, состоящ...
Роль виртуальных экскурсий в формировании биологического мышления современного школьника
В период совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы особенно актуальным является внедрение современных информационных технологий, для которых в педагогической литературе встр...
Использование опорных понятий предметов естественнонаучного цикла для развития ведущих биологических понятий в курсе зоологии.
Использование опорных понятий предметов естественнонаучного цикла для развития ведущих биологических понятий в курсе зоологии.ТемыУрокиБиологические понятия и их содержание Опорные понятия из сме...
Формирование биологических понятий средствами изобразительной наглядности у обучающихся с ОВЗ
Из педапгического опыта работы преподавания биологии и географии обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Применение видов изобразительной наглядности (Педагогический рису...
Рабочая программа для дополнительных занятий по биологии: Биологические понятия и их значение. 9 класс.
Рабочая программа дополнительного курса “Биологические понятия и их значение в биологии” предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Реализация программы осуществляется...
Формирование биологических понятий на уроках биологии и географии
Методическая разработка. Применение различных технологий на уроках биологии и географии....