Реализация методики рефлексивного обучения на уроках
рабочая программа по биологии на тему

кабанова татьяна леонидовна

Презентация может ипользоваться на методических объединениях , предметных секциях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.rar1.27 МБ
Файл 1.docx17.7 КБ
Файл refleksivnoe_prostranstvo_sektsiya.docx19.02 КБ

Подписи к слайдам:

Мастер-классТема: « Реализация методики рефлексивного обучения на уроках» Подготовила: Учитель биологии МБОУ « Городецкая СОШ» Кабанова Татьяна Леонидовна
Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения. На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Прием рефлексии «Солнышко»

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда. Я счастлива, потому что…
Учитель-это не профессия, а особая миссия, особый склад души и ума. Это-Каким же все-таки должен быть современный учитель?Должен идти в ногу со временем, использовать в своей работе инновации, различные методики…Пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы.
Ощущение стандартности
Чувство новизны
Спад настроения
Подъем настроения
Неуверенность
Уверенность
Чувство одиночества
Радость общения
Чувство неудачи
Чувство успеха
Неудовлетворенность
Удовлетворенность
Подчиненность
Самостоятельность
Беззащитность
Защищенность
Апатия
Азарт
Скука
Интерес
состояние
-1
0
+1
Состояние
от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий; от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме; от 0,6 и выше – высокий.
Индекс удовлетворенности уроком
Прием рефлексии «Одним словом» Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:РаздражениеЗлостьРадостьРавнодушие.УдовлетворениеВдохновениеСкука.Тревога.Покой.УверенностьНеуверенность.Наслаждение. Рефлексия деятельности на уроке«Лестница успеха»
Знаю…..
Понимаю…..
Умею…..
Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:1. Я считаю, что занятие былоинтересным___________________скучным.2.Я научилсямногому_______________________малому.3. Я думаю, что слушал другихвнимательно__________________невнимательно.4. Я принимал участие в дискуссиичасто_________________________редко.5. Результатами своей работы на уроке ядоволен______________________не доволен.
Прием рефлексии «Выбор»
Рефлексия содержания учебного материала Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…
Прием рефлексии «Незаконченное предложение»
- Я узнал(а) много нового.Мне это пригодится в жизни.На уроке было над чем подумать.На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии «Утверждение»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.Урок Я на уроке Итог1. интересно 1. работал 1. понял материал2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
1.На уроке я работал……..потому что………2.Своей работой на уроке я………3.Урок для меня показался…….4.За урок я…..5.Мое настроение……..6.Материал урока мне был………
Прием рефлексии «Аргументация своего ответа» Рефлексия в форме анкетирования На уроке яузнал(а)_________________________понял(а)_________________________научился (-лась)__________________2. Лучше всего на уроке у меня выходило__________________________3. Основные трудности у меня были______________________________4. Во мне произошли изменения…………..а) в знаниях по предметуб) в умении чувствоватьв) в моих творческих способностяхг) в умении осознавать собственную деятельность активно, пассивнодоволен, недоволенкоротким, длиннымне устал, усталстало лучше, стало хужепонятен, непонятенинтересен, скученполезен, бесполезен
На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок показался мне4. За урок я 5. Мое настроение6. Материал урока для меня был
Прием рефлексии «Выбор»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение. В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Прием рефлексии «Плюс – минус – интересно»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн
Проведенные исследования показали:· Формирование рефлексивных умений школьников - одна из болееактуальных проблем современного образования;· Под рефлексивными умениями следует понимать умениярефлектировать, то есть осуществлять рефлексию;· Рефлексия, с точки зрения современной педагогики, определяется,как способность анализировать способы и результаты своейдеятельности при решении учебных задач;· При формировании рефлексии нужно отдавать предпочтениепоисковым, проблемным методам обучения, методу проектов;· В профессии учителя нет пределов совершенству. То, что еще вчераказалось единственно возможным, сегодня выглядит устаревшим.Учитель должен быть в постоянном поиске, как только он начинаетдовольствоваться достигнутым, прекратится его профессиональныйрост;· Рефлексия - обязательное условие саморазвития и ученика и учителя.· Уровень качества обучения напрямую связан с уровнемсформированности рефлексивных умений. Они тем выше, чем выше умения.


Предварительный просмотр:

Методика рефлексивного обучения на уроках.

     Одной из главных задач, стоящих перед учителем является умение ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, умение их применять в практике своей работы.. Тип преподавателя – информатора (транслятора известной информации) уходит в прошлое.

 А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Формирование каждой личности идет по своему пути, и

в ходе формирования личности у каждого возникают свои потребности

к определенной деятельности, другими словами возникают мотивы личности к самопониманию и саморазвитию, т.е. рефлексии.                

( немного истории)

Понятие «рефлексия» возникло в философии и означало процесс

размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В

различных философских системах этот термин имел различное

содержание. Так, например, французский ученый Декарт определял

рефлексию  как «способность сосредоточиться на содержании своих

мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного». Знаменитый

Лейбниц понимал под  рефлексию ни что иное, как «внимание к тому, что в нас происходит». Английский философ Джон Локк считал, что рефлексия - это

«особый источник знания - внутренний опыт, который в отличие от

внешнего основан на свидетельстве органов чувств»

     Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio - обращение назад.

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее толкование

рефлексии: «Ре - 1. размышление, самонаблюдение, самопознание. 2.

форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление

своих собственных действий и их законов.

       Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление,

самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности

человека, направленная на осмысление его собственных действий и

законов ,а в  психологии под рефлексией понимается

«обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту -

мышления, деятельности, переживаний и т.д.; и к тому, как, почему и

зачем он так видит, делает, думает, чувствует».

     В учебной и научной литературе понятие «рефлексивные умения»

точно не сформулировано и, как правило, отождествляется с понятием

рефлексии. Можно предположить, что под рефлексивными умениями

понимается умение рефлексировать, то есть осуществлять рефлексию

(самосознание деятельности, самонаблюдение, самопознание, самоанализ,

самоконтроль, самокоррекция деятельности).

На своих уроках я осуществляю рефлексию по-разному: вырабатываю

элементы рефлексии школьников на отдельных этапах урока, в конце

урока или темы, но обязательным и неизменным является постепенный

переход к постоянной внутренней рефлексии каждым учеником.



Предварительный просмотр:

Интерактивная лекция "Аспекты Интерактивная лекция" 

                              Рефлексивное пространство урока

  Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Рефлексия помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности. Как же развивать рефлексивные способности? Можно задавать традиционный вопрос о том, чему учащиеся научились на уроке, что нового узнали.

Исходя из того, что рефлексия по форме бывает вербальной (устной и письменной), образной (цвет, рисунок, символ), можно использовать  следующее:1.Рефлексивный тест:

-Я у             -Узнал(а) много нового.

-Мне это пригодится в жизни.

-На уроке было над чем подумать.

-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне (знания самих учащихся не оцениваются на таком уроке).

2.Рефлексия в цвете:

а) учащиеся могут написать тот цвет, который они выбирают для описания своего состояния,

б) группам раздаются конверты с разноцветными лепесточками. Ребята приклеивают лепесточек с выбранным цветом к середине альбомного листа (который тоже выдается группе).

3. Определить, на каком уровне вы находитесь:

-  знаю и объясню другому

-  знаю

-  сомневаюсь, что знаю

-  не знаю

4. Вербальная форма – методика незаконченного предложения (устная или письменная):

    -  Сегодня на уроке я ...

-       Самым полезным интересным для меня было ...

-       Я встретился с трудностью при ...

-       Мне это необходимо для ...

-       У меня хорошо получилось ...

-       Строки самому себе ...

-       Скажи комплимент новой теме ...

5. Кодированный диктант:

Вместо слова «да» ставим 1.

Вместо слова «нет» ставим 0.

6. Ребята, оцените  свое состояние  после урока:

: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока и подчеркните.

 весело – грустно (чувствую вдохновение – чувствую подавленность)

интересно –не  интересно

не волнуюсь – волнуюсь (уверен в себе  – не уверен в себе)

не устал –устал

старался – не старался (пассивен – активен)

доволен собой –не доволен собой (успешен –неуспешен)

не раздражаюсь  – раздражаюсь (терплю – не хватает терпения)

  7. Рефлексия «Классическая»

  • Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
  • Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы (раздела); б) при ответе на открытые задания.
  • Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?
  • Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?
  • Чему Вы научились лучше всего?
  • Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?
  • Что не получилось и почему?
  • Опишите динамику Ваших чувств и настроений при изучении темы.

 8. "Дневник открытий"  Заполните страничку Вашего дневника открытий, который Вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все Ваши открытия, которые Вы сделали во время изучения темы, выполнения заданий. В особенности, проанализируйте открытия для Вашей будущей планируемой деятельности. Благодаря чему Вам это удалось? Дайте в каждом случае оценку сделанному Вами открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для науки; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.).

9. Рефлексия «Трактат»:    Представьте, что у Вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте наставления, «советы бывалого»..., попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым Вам удалось решить проблемы и достигнуть своих результатов. Какое из заданий застало Вас врасплох? Почему? Что я понял(а), чему научился (лась)? Посоветуйте, как избежать Ваших ошибок. Какие знания Вы добыли во время обучения? Какие рекомендации и пожелания по добыче знаний Вы дадите будущим ученикам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.

В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающего обучения, применяемые на уроках в школе VII вида для обучающихся с задержкой психического развития....

Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....

доклад на тему "Реализация принципа воспитывающего обучения на уроках физики".

В современной педагогике  существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Методика группового обучения на уроках истории и обществознания

Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с различным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к...

Методика проблемного обучения на уроках физики

Проблемное обучение – это один из современных и актуальных способов взаимодействия ученик-учитель, где ученик учится мыслить, творчески усваивать и добывать собственным образом знания....

Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.

По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...