Методика группового обучения на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с различным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_gruppovogo_obucheniya_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Василевская Г.Г., учитель истории и обществознания
Методика группового обучения на уроках истории и обществознания
Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Цель методики обучения состоит в том, чтобы всячески способствовать и помогать ученику, учитывая его способности и индивидуальные возможности, пройти, если он может и (или) желает, всю цепочку усвоения изучаемого материала:
Н М О П
Исходной позицией методики является разделение учеников класса на четыре типологических множества (малые группы) по очень простым и понятным для всех признакам:
- тип Н (некомпетентные) – ученики, не достигшие ещё минимального уровня знаний, не умеющие пока решать даже стандартные задачи;
- тип М – ученики, у которых минимальный уровень знаний уже достигнут;
- тип О – у которых достигнут средний уровень знаний;
- тип П – ученики, которые уже овладели продвинутым уровнем знаний и продолжают их совершенствовать.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Работа с группами целесообразна на стадии закрепления изученного материала. Поэтому ей предшествуют этапы изучения нового материала, фронтального проведения упражнений и затем контрольных процедур, которые проводит учитель для выявления картины расслоения класса по успешности освоения нового материала и отнесения каждого ученика к одному из указанных типов.
На основе полученных результатов учитель формирует группы переменного состава в целях развития включенных в них учеников, имеющих более низкие уровни подготовки, чем другие члены этих групп. В зависимости от уровней планируемых результатов группы комплектуются трёх видов: выравнивания, поддержки и развития.
1.выравнивания |
2.поддержки |
3.развития |
Группы на уроке |
Для работы в группах характерными признаками являются:
- Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
- Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
- Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
- Равноправное участие каждого в работе группы.
- Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
- Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
Для проведения учебных занятий по этому методу класс делится на небольшие группы( 3-4 человека), каждая из которых по своему овладевает учебным материалом. В каждой такой группе избирается капитан. Из наиболее успевающих учеников в помощь учителю назначается 2-3 ассистента. Каждой команде выдаётся свой вариант домашнего задания, обычно состоящего из двух задач с планируемыми суммарными затратами времени в 10-15 минут. В ходе домашней работы каждый ученик должен решить эти задачи, составить по ним контрольные вопросы, а так же подготовиться к их разъяснению своим одноклассникам. Тем временем ассистенты должны прорешать задачи всех команд, поскольку к ним за консультациями могут обратиться капитаны. Ассистенты, в случае необходимости консультируют членов команд дистонционно.
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:
- Определить цели и задачи урока:
- какие знания учащиеся должны усвоить;
- какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
- какие качества будут проявлять;
- какие чувства будут выражать;
- как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
- Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
- Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
- Продумать методы создания групп.
- Выбрать помощников (руководителей групп).
- Определить этапы работы групп.
- Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
- Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
- Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
- Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Список учащихся | Взаимооценка работы в группе | Самооценка | Оценка итоговая |
|
|
|
|
Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.
Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте детей в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.
Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями.
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке
- Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.
- Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
- С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
- Необходимо выдерживать график работы групп.
- Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
- Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
- Что удалось сделать?
- Почему?
- Что не удалось сделать?
- Почему?
- Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
- Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
- Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.
Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.
Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.
Целесообразно через определённый период проводить уроки с использованием метода «динамических пар». В начале таких уроков учитель и его ассистенты проверяют готовность капитана, а капитаны – готовность членов своей команды. После этого наступает момент, когда каждый ученик готов учить любого своему заданию, а все остальные учить его. Процесс обучения в «динамических парах» по своей форме напоминает быстротекущую и азартную игру, создающую атмосферу лёгкости и непринуждённости. В то же время ученики заняты напряжённой работой, в ходе которой мобилизуются и актуализируются предшествующие знания и опыт, формируется мышление и быстрота реакции, развивается память и устная речь.
Рекомендуемая литература:
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.
- Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина И.Б. М, 1991.
- Преподавание истории в школе, 1990, №4-6; 1992, №5-6; 1993, №4-5.
- Завуч.2003, №2.
- Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии.- 1993.
- Карпий Ж., Ван Урс Б. Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии // Вопросы психологии. – 1993.
- Э.А.Левин, О. И. Прокофьева Методика идивидуально - группового обучения. Издательство «Сентябрь», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.
Чтобы развить в школе активную личностьс развитым интеллектом, способную успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных по...
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...
Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Краткие теоретические основы технологии....
Организация групповой работы на уроках истории и обществознания
методические рекомендации...
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...
Групповая работа на уроках истории и обществознания
Организация групповой работы на роках истории и обществознания на уроках истории и обществознания в 5-6 классах...