Семинар "Происхождение жизни"
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему
Материал для урока "Происхождение жизни" - 9 класс, 10-11 класс (база, профиль)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_proiskhozhdenie_zhizni.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинарские занятия - организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.
Семинар – форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует углублённому изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.
Подготовка к семинару предполагает следующие этапы:
- Выбор темы, определение задач.
- Подбор дополнительной литературы.
- Распределение заданий и тем для сообщений.
- Организация предварительной работы, консультации.
- Выбор методов и приёмов поведения.
- Подбор средств наглядности.
- Составление плана проведения семинара.
Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит
от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени
подготовленности учащихся к самостоятельной работе.
В практике обучения общей биологии семинары традиционно
организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по
теме и имеют следующую структуру:
- Вводное слово учителя, формулировка задач, постановка проблемы,
знакомство с планом проведения семинара.
- Выступления учащихся (сообщения по заданным темам).
- Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.
- Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).
«Как готовиться к семинару»
- Внимательно прочитай вопросы к семинару; ознакомься со списком литературы.
- Не откладывай поиск литературы и подготовку к семинару на последние дни.
- Изучи указанную литературу и определи основные источники по каждому вопросу. Сделай необходимые выписки, названия, год издания, страницу.
- При выявлении новых незнакомых терминов найди в словарях их значение.
- Просматривая периодическую печать, делай вырезки по теме семинара.
- В случае возникновения затруднений обратись за консультацией к учителю.
Материалистические теории происхождения жизни
Опорные точки
- Представления древних людей о возникновении жизни носили вначале стихийно-материалистический характер.
- В процессе развития цивилизации сменяли друг друга материалистические и идеалистические воззрения.
- первые попытки объяснить возникновение жизни на Земле с научной точки зрения известны из глубокой древности.
Вопросы
- Каковы основы и сущность жизни по мнению древнегреческих философов?
- В чём заключается смысл опытов Франческо Реди?
- Опишите опыты Луи Пастера, доказывающие невозможность самозарождения жизни в современных условиях?
- что собой представляют теории вечности жизни?
Эволюция химических элементов в космическом пространстве
Опорные точки
1.Материя находится в непрерывном движении и развитии.
2.Биологическая эволюция являет собой определённый качественный этап эволюции материи в целом.
3. Преобразования элементов и молекул в космическом пространстве происходят постоянно с очень невысокой скоростью.
Вопросы
- Что такое реакция ядерного синтеза? Приведите примеры.
- Как в соответствии с гипотезой Канта-Лапласа из газово-пылевой материи формируются звёздные системы?
- Есть ли различия в химическом составе планет одной и той же звёздной системы?
Первичная атмосфера Земли и условия среды на древней Земле
Опорные точки
- Первичная атмосфера Земли состояла преимущественно из водорода и его соединений.
- Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца и получает достаточное количество энергии для поддержания воды в жидком состоянии.
- В водных растворах за счёт различных источников энергии возникают небиологическим путём простейшие органические соединения.
Вопросы
- Перечислите космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём на нашей планете.
- Какое значение для возникновения органических молекул из неорганических веществ на Земле имел восстановительный характер первичной атмосферы?
- Опишите аппарат и методику проведения опытов С. Миллера и П. Юри.
Коацерватная теория происхождения протобиополимеров
Опорные точки
- Органические вещества по отношению к воде подразделяют на две подгруппы: гидрофобные и гидрофильные молекулы.
- В водных растворах гидрофильные молекулы диссоциируют, образуя заряженные частицы.
- Крупные органические молекулы, обладающие зарядом, либо связываются с субстратом, либо взаимодействуют друг с другом, в результате чего формируются коацерваты.
Вопросы
- Что такое коацервация, коацерват?
- На каких модельных системах можно продемонстрировать образование коацерватных капель в растворе?
- В чём заключаются преимущества для взаимодействия органических молекул в зонах высоких концентрация веществ?
Эволюция протобионтов
Опорные точки
- Протобионты сформировались в мелких тёплых водоёмах, где в полосе прибоя происходило активное перемешивание растворов, содержащих органические молекулы.
- Первыми аккумуляторами энергии могли стать молекулы пирофосфата.
- Белки со случайной последовательностью аминокислот обладают слабой неспецифической активностью.
Вопросы
- Каким образом в водах первичного мирового океана могли распределяться органические молекулы имеющие гидрофильные и гидрофобные свойства?
- Что такое коацерватные капли?
- Как происходил отбор коацерватов в «первичном бульоне»?
Начальные этапы биологической эволюции
Опорные точки
- Первыми живыми организмами на нашей планете были гетеротрофные прокариотические живые организмы.
- Истощение органических запасов первичного океана вызвало появление автотрофного типа питания, в частности фотосинтеза.
- Появление эукариотических организмов сопровождалось возникновением диплоидности и ограниченного оболочкой ядра.
- На рубеже архейской и протерозойской эры произошли первые многоклеточные.
Вопросы
- В чём заключается сущность гипотезы возникновения эукариот путём симбиогенеза?
- Какими способами первые эукаритортические клетки получали энергию, необходимую для процесса жизнедеятельности?
- У каких органимзмов впервые в процессе эволюции появился половой процесс?
- Опишите сущность гипотезы И.И. Мечникова о возникновении многоклеточных организмов.
Пусть у нашей Земли – небольшие права полустанка:
Рядовой огонёк на грохочущем Млечном Пути…
Но гляди, как порхают лимонница и голубянка,
Этой гаммы вовек на далёких мирах не найти.
Ю. Линник «Краски Земли»
Проблемные области
1.Каким образом мог быть преодолён концентрационный барьер в водах первичного океана?
2. В чём заключается принцип естественного обзора коацерватов в условиях ранней Земли?
3. Какие крупные эволюционные преобразования сопровождали первые шаги биологической эволюции?
Проблемные вопросы
- Все теории возникновения жизни на Земле можно разделить на две группы: теории биогенеза и теории абиогенеза. В чём их сущность. Охарактеризуйте известные вам теории из каждой группы и назовите имена учёных, связанных с этими теориями.
Теории возникновения жизни на Земле
Теории | Имена учёных | Характеристика теорий |
абиогенеза | ||
биогенеза |
2. Охарактеризуйте звёздную и планетарную стадии развития Земли.
В чём сущность различных этапов зарождения жизни на Земле?
Какое значение имело появление процесса воспроизведения? Какие
организмы возникли в результате биогенеза?
3. Объясните, почему невозможно самозарождение жизни в
современных условиях. Почему все теории возникновения жизни
на Земле носят названия гипотез?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".
Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....
Городской семинар учителей русского языка и литературы
Тема семинара: "Формирование базовых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы" Представлена теоретическая основа семинара и памятка по компетенциям....
Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"
Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...
Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».
23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...
Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.
laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...
Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.
«Создание воспитательной модели на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа в условиях реализации ФГОС»...