Системно-деятельностный подход в обучении детей с ЗПР
статья по биологии на тему
Обобщение опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podkhod_v_obuchenii_detey_s_ovz.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги!
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
(*) Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.
Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Внедрение системного подхода в УД школьников преобразует его в системно-деятельностный.
Собственная УД школьников – важная составляющая СДП
Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована.
- как организовать учебную деятельность учащихся;
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
На все эти вопросы я пыталась найти ответ.
(*) В силу того, что у детей с Ограниченными Возможностями Здоровья запас знаний об окружающей и социальной среде скуден, умственные операции недостаточно сформированы, они не умеют обобщать, абстрагировать признаки предметов, речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны, интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность слаба и нестойка, плохо развита произвольная мотивация, регуляция поведения. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все меньше усваивают новый материал.
Работая с такими детьми столько лет, я сделала вывод, что им необходим более длительный период времени для приема и передачи сенсорной информации. У них низкая продуктивность и устойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания. Следовательно, детям сложно усваивать программный материал.
(*) Поэтому при изучении учебного материала, мы с детьми стали использовать схемы и приемы, которые способствуют лучшему запоминанию: смысловое соотнесение, использование опор, таблиц, лабиринтов, работа с микроскопом, наглядные средства обучения, а так же немаловажную роль играет многократное вариативное повторение.
- Опорный конспект (знаково-символические средства обучения) – это построенное по специальным принципам наглядное средство обучения, в котором сжато отображены основные содержательные вехи материала, а также использованы графические приемы повышения мнемического эффекта.
Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Моделирование широко используется в обучении, как особая форма наглядности для выявления и фиксации существенных особенностей и отношений. В качестве моделей – заместителей объектов выступают как предметные, так и знаковые образования (схемы, чертежи, формулы).
Метод опорных сигналов, созданный учителем-новатором В.Ф. Шаталовым, эффективный метод применимый в биологии. В основу составления опорных сигналов взяты основные дидактические принципы:
- лаконичность (объем кратковременной оперативной памяти ограничен, поэтому большой объем информации запоминается плохо),
- структурность (объединение опорных сигналов в логически связанные смысловые блоки, которые легче запоминаются и дольше сохраняются в памяти и быстрее воспроизводятся),
- автономность (каждый блок несет смысловую нагрузку, он воспринимается и запоминается в обобщенной форме),
-доступность (опора на имеющиеся знания),
- наглядность и образность.
Вашему вниманию представлены некоторые опорные конспекты по ботанике
- (*) Что изучает биология
- (*) Строение растительной клетки
- (*) Жизнедеятельность клетки
- (*) Строение побега
- (*) Строение стебля
- (*) Строение листа
- (*) Фотосинтез
Я бы хотела дать представление об опорном конспекте на примере темы
«Водоросли».
(*) Водоросли – обитатели воды. Живут как в пресных водоемах, так и в соленых водах морей и океанов. Есть и такие водоросли, которые живут вне воды. Знакомство с водорослями начнем с одноклеточных зеленых водорослей.
Во время цветения мелких луж или водоемов наиболее часто встречается одноклеточная водоросль ХЛАМИДОМОНАДА (в переводе с греческого означает «простейший организм, покрытый одеждой»). Хламидомонада движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем конце тела. Снаружи покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром. Имеется так же красный глазок – с помощью него хламидомонада движется к свету. Так же имеется вакуоль с клеточным соком и две пульсирующие вакуоли.
(*) Дышит растворенным в воде кислородом, выдыхает углекислый газ всей поверхностью тела.
Питается:
- через оболочку поглощает из воды минеральные вещества и углекислый газ.
- на свету в хроматофоре происходит процесс фотосинтеза (образование органических веществ).
(*) Размножение:
- при благоприятных условиях хламидомонада размножается делением на 2.
- при неблагоприятных условиях (похолодании, пересыхании водоема) внутри хламидомонады образуются половые клетки, которые выходят в воду сливаются попарно. Образуется зигота, которая покрывается толстой плотной оболочкой и зимует. Весной зигота делится. В результате деления образуются четыре клетки – молодые хламидомонады (это половое размножение).
(*) Многообразие водорослей
Урок с использованием опорных сигналов состоит из следующих этапов: сообщение темы и целей урока, первичное объяснение, вторичное объяснение с использованием опорного плаката, закрепление – работа с учебником, карточками, домашнее задание. Работа с опорными сигналами по моим наблюдениям обеспечивает прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся. Составление опорного конспекта учит учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы.
- Смысловое соотнесение. (*)
установление связи между объектом деятельности и вспомогательным средством (в виде внешней или внутренней опоры), относится к наиболее фундаментальным познавательным операциям и лежит в основе любого способа логического запоминания.
Он сводится к увязыванию изучаемого материала с прежними знаниями и отдельных частей нового друг с другом. Действия, направленные на выполнение этих задач, помога-ют включать новый материал в структуру прежних знаний, приводят к познанию взаимо-связей явлений и предметов, т.е. усиливают глубину и отчетливость понимания и тем са-мым ведут к успешному запоминанию.
Активность мыслительной деятельности по ходу ознакомления с материалом возрастает, если одновременно учащийся выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал, и при этом соблюдаются следующие условия:
1) поставленное задание направляет усилия учащегося на использование определенного мыслительного приёма;
2) учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приёма;
3) этот приём соответствует содержанию материала, и чем в большей мере выражается это соответствие, тем сильнее активизируется деятельность учащегося.
Выбор приёма активизации познавательной деятельности на уроке зависит от содержа-ния изучаемого материала и этапа урока.
(*) Например: дополни опорный конспект, пользуясь материалом учебника
- Я применяю следующие виды повторений: (*)
- многократное – не менее 2 – 3 раз (многократное повторение учениками изучаемого материала, постоянный возврат к нему, что является необходимым условием для полного усвоения и понимания изученного);
- вариативное – в разных связках, которое помогает избежать зубрежку;
- мерцающее – повторяются отдельные элементы;
- циклическое – элементы повторяются на различных уроках;
- спиралевидное – повторение с усложнением.
- (*) Использование таблиц, лабиринтов, (рассказать, один проработать)
(*) наглядных средств обучения, работа с микроскопом,
(*) учебником, книгой, различными ресурсами – позволяет развивать у детей с ОВЗ такие познавательные процессы, как синтез, анализ, сравнение, обобщение.
- самостоятельная работа с учебником.
(*) Учитель дает задание, нпр., преобразовать текст, план, таблицу. Схему. Чтобы лучше представить различия процессов дыхания и фотосинтеза заполните правую колонку таблицы.
Дыхание | Фотосинтез |
1. Поглощение кислорода | 1. Поглощение ……………. |
2. Выделяется углекислый газ | 2. Выделяется ……………… |
3. Происходит на свету и в темноте | 3. Выделяется ……………… |
4. Происходит во всех живых клетках | 4. Происходит ……………… |
5. Органические вещества | 5. Происходит ……………… |
6. Энергия освобождается | 6. Энергия …………………… |
(*) На уроках анатомии и здорового образа жизни все исследования стараемся проводить на себе, т.е. исследовать свой организм.
Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся
- 1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. Учащиеся как правило с интересом воспринимают материал, содержащий сведения необычные, загадочные, неожиданные, удивительные. Например: на Земле есть удивительные живые организмы – лишайники, с которыми связана интересная легенда. В ней рассказывается о путниках заблудившихся в пустыне, они потеряли надежду на спасение, вдруг увидели маленькие комочки, падающие с неба. Путники стали ловить их и есть, при этом, почувствовав прилив сил, они смогли преодолеть оставшийся путь, а упавшую с неба пищу назвали манной небесной, это был кочующий лишайник. Почему лишайники способствуют повышению жизненного тонуса и почему с лишайниками связана первичная сукцессия.
- 2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова (семантика – наука, изучающая смысловое значение слов и выражений). Например: мать – и – мачеха. Почему его так назвали? Почему так устроены листья растения? В чем проявляется его приспособленность к среде обитания?
- 3. Прием динамичности. Работа с экранными пособиями. Обучающиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения, т.е. осуществляется показ явлений в динамике, что позволяет учащимся ответить на проблемный вопрос учителя.
- 4. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.
- Выдвижение проблемного вопроса
Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?
Например: При порезе кожи кровь в скорее свертывается и перестаёт течь. Почему кровь не свертывается в сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течёт и не свертывается? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых болезней? Урок. Внутренняя среда организма. Изучение состава крови. Учитель может сказать: «Кровь – это жидкая соединительная ткань». Учитель ставит вопрос: «Мы знаем, что организм состоит из тканей, а что же такое кровь?».
- Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого
Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?
- Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту
Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют: а) как результат создания видов творцом (К.Линней); б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?
- Сообщение парадоксального факта
Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»
Например: Дарвин установил факт зависимости между урожаем клевера и числом кошек живущих в местности. (Разоряют гнезда шмелей).
- Демонстрация опыта или сообщение о его проведении и результатах могут стать основой для создания проблемной ситуации.
- Опыт демонстрируют до объяснения нового материала. Если нет возможности продемонстрировать опыт, пользуемся видеоматериалами.
В двух одинаковых сосудах находится культура хлореллы. В опытный сосуд поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой; через некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам.
Опыт Гаузе: если популяции двух близких видов инфузорий (инфузория золотистая и инфузория хвостатая) выращивать по отдельности, представители имеют определенное количество пищи, то особи размножаются и достигают некой определенной численности. Но если два эти вида выращивать совместно при том же количестве пищи, то к концу 16 дня выживет только инфузория золотистая, инфузория хвостатая погибнет. Как объяснить причину этого опыта?
- 5. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной или эстетической ценностью.
Вашему вниманию я предлагаю видеофрагмент (*)
- Что вы увидели? (спилено дерево)
- фрагмент длился 25 секунд, за это время спилено дерево. Сколько деревьев спилят за 1 минуту?
- За час? За смену, которая длится 8 часов?
- Представляете, сколько исчезнет деревьев с лица земли?
- Как вы думаете, что после этого останется?
- Считаете ли вы это экологической проблемой?
- Скажите, есть ли взаимосвязь между деревом и листом?
- Ребята, даже в нашей школе возникают ситуации, когда учащиеся обрывают листья и ветви на деревьях, считая, что не наносят вреда растению. Что вы им скажете на это?
Таким образом, мы вышли на постановку цели урока
- Как вы считаете? Какой прием использован для актуализации познавательной деятельности и постановки учебной задачи?
Говоря об изучении биологии нельзя не упомянуть об исследовательской деятельности на уроках. Исследования мы проводим совместно на уроках. Самостоятельная работа у детей с ЗПР в этой области вызывает затруднения. Все действия выполняются под контролем учителя с проговариванием способа действия и полученного результата. Так на уроке по теме «значение листьев в жизни растений» дети в группах закладывали опыты подтверждающие или отрицающие:
- Выделение кислорода на свету (процесс фотосинтеза)
- Выделение углекислого газа (процесс дыхания)
- Испарение воды листьями
Таким образом, под чутким контролем педагога учебно-исследовательская деятельность с детьми с ЗПР может быть организована.
Я считаю, что использование данной системы работы - обогащает детей с ОВЗ разнообразными знаниями об окружающем мире, развивает наблюдательность и опыт практического общения, формирует умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими, умение разносторонне анализировать и сравнивать объекты природы по одному или нескольким признакам, обобщать явления, делать соответствующие выводы и заключение.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в следующих – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Презентация.Комплексный подход при обучении детей с проблемами в развитии
Презентация. В работе показано, как при решении задач, примеров возможен процесс развития и коррекции познавательных процессов и интересов учащихся коррекционных школ VIII вида. Использование межпредм...
Презентация к педсовету "Комплексный подход в обучении детей со сложной структурой дефекта""
В данной презентацииописаны факторы, влияющие на возникновение нарушений развития, раскрыта структура сложных дефектов....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный идифференцированный подход в обучении умственно отсталыхшкольников....
Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы.
Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы - актуальная проблема современной школы. Рассматриваются различные методы решения этой проблемы....
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье представлен опыт работы обучения детей с ОВЗ....
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....