Внутреннее строение земноводных
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Зажигалина Елена Юрьевна

Открытый урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого  урока по биологии в 7 классе.

Урок провела учитель биологии Зажигалина Е.Ю.

Тема:« Строение и деятельность внутренних органов  Земноводных»

Тип урока: комплексный.

Цель  урока развивать:

  1. Познавательную компетентность:

- умение самостоятельно добывать знания, используя разные источники информации;

- использовать свои знания;

- сравнивать и делать выводы;

  1. Личностную компетентность

- развитие личных способностей и талантов;

- знание своих сильных и слабых сторон;

- умение рефлексировать;

  1. Социальную компетентность

- способность принимать собственные решения;

-– развитие личностных качеств (терпимое отношение к своим товарищам, стремление придти на помощь, бережное отношение к природе)

Задачи урока:

  • запомнить внутреннее строение земноводных на примере лягушки,
  • научиться сравнивать строение земноводных и рыб,
  • научиться делать выводы о связи внутреннего строения и местообитания животных.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • Определять на рисунках и таблицах системы органов и органы земноводных;
  • Сравнивать внутреннее строение рыб и земноводных;
  • Выполнять практические задания по немым рисункам (находить и обозначать органы земноводных);
  • Делать выводы о взаимосвязи строения и работы внутренних органов земноводных с их средой обитания.

Оборудование: УМК, презентация (приложение 1), мультимедийное оборудование, видеофильм «Дыхание земноводных».

ХОД УРОКА

Структурная часть урока

Номер слайда в презентации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент

Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку.

Приветствуют учителя

  1. Проверка ДЗ.

Проверяю наличие домашней работы в тетради. Обговариваем ключевые (сложные) моменты

Исправляют, если совершили ошибки.

  1. Актуализация знаний.

Письменная работа на 6-7 минут

(Приложение 2)

Выполняют работу.

  1. Постановка проблемного вопроса.

Ребята, мы с вами изучали на прошлом уроке внешнее строение Земноводных. Почему строение Амфибий отличается от внешнего строения рыб?

Как вы думаете, а изменилось внутреннее строение Земноводных?

Как изменилось строение внутренних органов Земноводных?

Амфибии перешли в наземно-воздушную среду обитания.

Да.

Стало более сложным.

  1. Изучение нового материала.

А) раскрытие темы и целей урока.

Б) изучение нового материала

Физкультминутка

Слайд № 2, 3

Слайд №4

Слайд № 6

(Пищеварительная система)

Слайд №7

Слайд № 8 - 10

Слайд № 11

Слайд №12

Слайд № 14

Слайд №15

Слайд №16-17

Слайд №19

Слайд №20

Слайд №21

Озвучиваю тему и цели урока

«Строение и деятельность внутренних органов  Земноводных»

        Посмотрите на слайд, сравните внутреннее строение рыб и лягушек.

Как вы думаете, с чем связано изменение в строении систем органов Земноводных?

Прочитайте в учебнике параграф 37 на стр.

Сравните пищеварительную систему лягушки и рыбы.

Найдите сходство и отличия  в строении пищеварительной

 системы Рыб и Земноводных.

Обсуждаем черты сходства и отличия.

Пользуясь учебником и схемой слайда выполните задание 1 на стр.24 рабочей тетради (подписать органы пищеварительной системы)

А знаете ли вы, что учёные говорят, что у лягушки в пищеварении участвуют глаза.

Во-первых, лягушка охотится только на движущуюся добычу. Чтобы поймать её своим липким языком лягушка должна сфокусировать на ней взгляд двумя глазами.

Во-вторых, когда добыча схвачена, лягушка глотает, и мышцы втягивают глаза внутрь, проталкивая тем самым пищу в пищевод.

Двигаемся под музыку.

Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос:

Зная, что земноводные в отличие от рыб  перешли к наземно-водному образу жизни, какой вопрос о строении дыхательной системы вы могли бы задать?

На эти вопросы мы сможем ответить, просмотрев видеоролик «Дыхание земноводных»

Какое же дыхание у Земноводных?

Какие органы появились у Земноводных впервые?

Пользуясь учебником  выполните задание 1 на стр.24 рабочей тетради (подписать органы дыхательной системы)

(прохожу по классу, проверяя правильность выполнения задания )

Прочитайте параграф 37, стр
и ответьте на вопрос:

Что общего в строении кровеносной системы Рыб и Земноводных?

В чем разница строения кровеносных систем рыб и лягушек?

Так как у Земноводных по сосудам циркулирует смешанная кровь, содержащая мало кислорода, то обмен веществ у них замедлен. Температура тела зависит от температуры окружающей среды.

Как называют таких животных

В рабочей тетради на стр.24 выполнить задание №1 (подписать органы и круги системы кровообращения)

Рассмотрите слайд.

Какие черты сходства вы наблюдаете  в строении нервной системы рыб и Земноводных?

Какие отличия в строении головного мозга Земноводных и рыб вы наблюдаете?

Передний мозг развит лучше, так как у Земноводных лучше развиты органы чувств, а мозжечок отвечает за координацию, так как движения Земноводных более ограничены и менее разнообразны, чем у рыб, то и отдел мозга, отвечающий за это развит слабее.

Записывают в тетради тему.

Строение лягушек и рыб похоже, но есть значительные различия.

С переходом в другую среду обитания.

Читают, делают выводы.

Записывают в тетради

Выполняют задание

Слушают, смотрят.

Двигаются под музыку, выполняя предложенный алгоритм действий.

Отвечают

- Как изменилась дыхательная система?

- Как лягушке удаётся так долго находиться под водой, если у неё нет жабр.

Смотрят видеофрагмент.

Лёгочное и кожное.

Лёгкие, трахеи и бронхи.

Выполняют задание. 

- Замкнутая

- Состоит из сердца и сосудов (артерий, вен, капилляров).

Два круга кровообращения

Трёхкамерное сердце

Холоднокровными

Выполняют задание.

Состоит из тех же отделов (головного, спинного мозга и нервов)

У земноводных лучше развит передний мозг. Он поделён на два полушария.

Хуже развит мозжечок.

  1. Подведение итогов урока.

Слайд № 22

Сегодня на уроке мы:

Изучили

Сравнили

Сделали выводы

-внутреннее строение Земноводных

- Строение внутренних органов Рыб и Земноводных 

- О связи внутреннего строения и среды обитания  Земноводных

  1. Проверка первичного усвоения материала:

Слайд № 23

Слайд № 24

Зная строение внутренних органов Земноводных и Рыб,  поставьте в таблице (Приложение №3) знак «+» в нужной колонке.

Проверка (правильное выполнение высвечивается на экране)

Работают (5 мин)

Проверяют, исправляют.

  1. Рефлексия

Слайд № 25

  • Нет ошибок – «Я молодец!»
  • Если одна 1 – 2 ошибки – «Я хорошо работал на уроке. Дома осталось только повторить».
  • 3 – 4 ошибки – «Я старался, но дома придётся попотеть»
  • Больше 4 ошибок – «Я витал в облаках. Придётся учить дома самостоятельно»

Делают самостоятельно выводы о своей работе.

  1. Оценивание работы учащихся.

Каждый из вас получит оценку за работу, которую вы выполняли в начале урока.

Оцениванию работу самых активных ребят на уроке.

  1. Домашнее задание

Слайд 27

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание:

Параграф 37;

Рабочая тетрадь стр. 25 -26, задание №2, №3, №5. Стр. 24, задание №1 доделать, кроме половой системы.

Спасибо за урок. Вы молодцы. Сегодня мы многое успели и хорошо поработали.

Записывают.

Приложение №1

Проверочная работа по теме «Внешнее строение Земноводных»

Вариант №1

Задание №1 Вставьте пропуски в текст.

Лягушка прудовая относится к классу ___________________________.  Внешнее строение тела лягушки  приспособлено к жизни в ____________________и _______________________________________ среде обитания.  У неё________________ кожа, покрытая  ________________, которая позволяет ей  уменьшить ________________ воды, когда она плавает и не __________________ на суше.

Задание №2 Прочитайте текст. Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

Садовники Великобритании, Нидерландов  и Венгрии завозили жаб из других стран и выпускали их в сады и оранжереи. В середине 30-х гг. ХХ века с Антальских островов на Гвайские привезли около 150 экземпляров жабы – аги. Их размножили и более 1 млн особей выпустили на плантации сахарного тростника и батата.  Объясните, зачем переселяли земноводных?

Вариант №2

Задание №1 Вставьте пропуски в текст.

Квакша обыкновенная представитель отряда ________________________. Она имеет зелёную окраску тела, которая позволяет ей ________________________ в прибрежных зарослях. Она имеет короткое, широкое  тело, лишённое __________________.  Живёт квакша на берегах водоёмов, большую часть времени проводит в _____________. Плавает за счёт сильных _________________ ног с _________________________________.

Не задохнуться в воде ей помогают ноздри, расположенные на ___________________ челюсти и снабжённые клапаном.

Задание №2 Отметьте не менее 2-х изменений в скелете лягушки, указывающие на жизнь Земноводных в наземно-воздушной среде обитания.

Ответы.

Вариант 1. Зд№1

Земноводных (Амфибий)

Водной и наземно-воздушной (наземной)

Гладкая

Слизью

Трение (сопротивление)

пересыхать

 Зд№2

Примерный ответ

Земноводных переселяли и выпускали в оранжереи, сады и на плантации, потому что они являются хищниками и поедают насекомых и мелких грызунов - вредителей растений.

Вариант 2. Зд№1

Земноводных (амфибий)

Скрываться (маскироваться, прятаться)

Хвоста

Воде

Задних

Плавательными перепонками (перепонками)

Верхней

Зд.№2

  1. Нет хвоста
  2. Конечности устроенные по принципу рычагов (свободные конечности)

Приложение №2

Система органов

Признаки лягушки

Сходство с рыбами

Отличие от рыб

Пищеварительная

Пищеварительный канал дифференцирован (разделен на отделы).

Имеются слюнные железы и язык.

Кишечник удлиняется за счет дополнительного отдела.

Дыхательная

При дыхании возможно поступление кислорода в капилляры из воды.

Газообмен происходит в легких и коже.

Обмен газами происходит между атмосферным воздухом и кровью.

Кровеносная

Кровеносная система замкнутая, есть сердце.

Строение сердца обеспечивает разделение кровообращения на два круга.

Нервная

Нервная система включает спинной и головной мозг, а также отходящие от них нервы.

Передний мозг разделен на два полушария.

Плохо развит мозжечок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкция по проведению работы с программой «Электронный атлас для школьника: зоология» тема «Внутреннее строение земноводных» в 7 классе.

Данную работу можно проводить с использованием мобильного компьютерного класса (система MakOS) практически по любой теме курса "Животные". Предложенная карта содержит пошаговую инструкцию при индивиду...

Внутреннее строение земноводных

Внутреннее строение земноводных....

Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных

Разработка урока по блочномодульной системе "Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных" к учебнику по линии И.Н.Пономаревой....

конспект урока 7 класс "Внутреннее строение земноводных"(кейс-метод)

Конспект урока по теме "Внутреннее строение земноводный" в рамках кейс-метода...

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...