Внутреннее строение земноводных
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Открытый урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_vnutrennee_stroenie_zemnovodnykh1.docx | 25.31 КБ |
vnutrennee_stroenie_lyagushki.ppt | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по биологии в 7 классе.
Урок провела учитель биологии Зажигалина Е.Ю.
Тема:« Строение и деятельность внутренних органов Земноводных»
Тип урока: комплексный.
Цель урока развивать:
- Познавательную компетентность:
- умение самостоятельно добывать знания, используя разные источники информации;
- использовать свои знания;
- сравнивать и делать выводы;
- Личностную компетентность
- развитие личных способностей и талантов;
- знание своих сильных и слабых сторон;
- умение рефлексировать;
- Социальную компетентность
- способность принимать собственные решения;
-– развитие личностных качеств (терпимое отношение к своим товарищам, стремление придти на помощь, бережное отношение к природе)
Задачи урока:
- запомнить внутреннее строение земноводных на примере лягушки,
- научиться сравнивать строение земноводных и рыб,
- научиться делать выводы о связи внутреннего строения и местообитания животных.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
- Определять на рисунках и таблицах системы органов и органы земноводных;
- Сравнивать внутреннее строение рыб и земноводных;
- Выполнять практические задания по немым рисункам (находить и обозначать органы земноводных);
- Делать выводы о взаимосвязи строения и работы внутренних органов земноводных с их средой обитания.
Оборудование: УМК, презентация (приложение 1), мультимедийное оборудование, видеофильм «Дыхание земноводных».
ХОД УРОКА
Структурная часть урока | Номер слайда в презентации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку. | Приветствуют учителя | |
| Проверяю наличие домашней работы в тетради. Обговариваем ключевые (сложные) моменты | Исправляют, если совершили ошибки. | |
| Письменная работа на 6-7 минут (Приложение 2) | Выполняют работу. | |
| Ребята, мы с вами изучали на прошлом уроке внешнее строение Земноводных. Почему строение Амфибий отличается от внешнего строения рыб? Как вы думаете, а изменилось внутреннее строение Земноводных? Как изменилось строение внутренних органов Земноводных? | Амфибии перешли в наземно-воздушную среду обитания. Да. Стало более сложным. | |
А) раскрытие темы и целей урока. Б) изучение нового материала Физкультминутка | Слайд № 2, 3 Слайд №4 Слайд № 6 (Пищеварительная система) Слайд №7 Слайд № 8 - 10 Слайд № 11 Слайд №12 Слайд № 14 Слайд №15 Слайд №16-17 Слайд №19 Слайд №20 Слайд №21 | Озвучиваю тему и цели урока «Строение и деятельность внутренних органов Земноводных» Посмотрите на слайд, сравните внутреннее строение рыб и лягушек. Как вы думаете, с чем связано изменение в строении систем органов Земноводных? Прочитайте в учебнике параграф 37 на стр. Сравните пищеварительную систему лягушки и рыбы. Найдите сходство и отличия в строении пищеварительной системы Рыб и Земноводных. Обсуждаем черты сходства и отличия. Пользуясь учебником и схемой слайда выполните задание 1 на стр.24 рабочей тетради (подписать органы пищеварительной системы) А знаете ли вы, что учёные говорят, что у лягушки в пищеварении участвуют глаза. Во-первых, лягушка охотится только на движущуюся добычу. Чтобы поймать её своим липким языком лягушка должна сфокусировать на ней взгляд двумя глазами. Во-вторых, когда добыча схвачена, лягушка глотает, и мышцы втягивают глаза внутрь, проталкивая тем самым пищу в пищевод. Двигаемся под музыку. Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: Зная, что земноводные в отличие от рыб перешли к наземно-водному образу жизни, какой вопрос о строении дыхательной системы вы могли бы задать? На эти вопросы мы сможем ответить, просмотрев видеоролик «Дыхание земноводных» Какое же дыхание у Земноводных? Какие органы появились у Земноводных впервые? Пользуясь учебником выполните задание 1 на стр.24 рабочей тетради (подписать органы дыхательной системы) (прохожу по классу, проверяя правильность выполнения задания ) Прочитайте параграф 37, стр Что общего в строении кровеносной системы Рыб и Земноводных? В чем разница строения кровеносных систем рыб и лягушек? Так как у Земноводных по сосудам циркулирует смешанная кровь, содержащая мало кислорода, то обмен веществ у них замедлен. Температура тела зависит от температуры окружающей среды. Как называют таких животных В рабочей тетради на стр.24 выполнить задание №1 (подписать органы и круги системы кровообращения) Рассмотрите слайд. Какие черты сходства вы наблюдаете в строении нервной системы рыб и Земноводных? Какие отличия в строении головного мозга Земноводных и рыб вы наблюдаете? Передний мозг развит лучше, так как у Земноводных лучше развиты органы чувств, а мозжечок отвечает за координацию, так как движения Земноводных более ограничены и менее разнообразны, чем у рыб, то и отдел мозга, отвечающий за это развит слабее. | Записывают в тетради тему. Строение лягушек и рыб похоже, но есть значительные различия. С переходом в другую среду обитания. Читают, делают выводы. Записывают в тетради Выполняют задание Слушают, смотрят. Двигаются под музыку, выполняя предложенный алгоритм действий. Отвечают - Как изменилась дыхательная система? - Как лягушке удаётся так долго находиться под водой, если у неё нет жабр. Смотрят видеофрагмент. Лёгочное и кожное. Лёгкие, трахеи и бронхи. Выполняют задание. - Замкнутая - Состоит из сердца и сосудов (артерий, вен, капилляров). Два круга кровообращения Трёхкамерное сердце Холоднокровными Выполняют задание. Состоит из тех же отделов (головного, спинного мозга и нервов) У земноводных лучше развит передний мозг. Он поделён на два полушария. Хуже развит мозжечок. |
| Слайд № 22 | Сегодня на уроке мы: Изучили Сравнили Сделали выводы | -внутреннее строение Земноводных - Строение внутренних органов Рыб и Земноводных - О связи внутреннего строения и среды обитания Земноводных |
| Слайд № 23 Слайд № 24 | Зная строение внутренних органов Земноводных и Рыб, поставьте в таблице (Приложение №3) знак «+» в нужной колонке. Проверка (правильное выполнение высвечивается на экране) | Работают (5 мин) Проверяют, исправляют. |
| Слайд № 25 |
| Делают самостоятельно выводы о своей работе. |
| Каждый из вас получит оценку за работу, которую вы выполняли в начале урока. Оцениванию работу самых активных ребят на уроке. | ||
| Слайд 27 | А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: Параграф 37; Рабочая тетрадь стр. 25 -26, задание №2, №3, №5. Стр. 24, задание №1 доделать, кроме половой системы. Спасибо за урок. Вы молодцы. Сегодня мы многое успели и хорошо поработали. | Записывают. |
Приложение №1
Проверочная работа по теме «Внешнее строение Земноводных»
Вариант №1
Задание №1 Вставьте пропуски в текст.
Лягушка прудовая относится к классу ___________________________. Внешнее строение тела лягушки приспособлено к жизни в ____________________и _______________________________________ среде обитания. У неё________________ кожа, покрытая ________________, которая позволяет ей уменьшить ________________ воды, когда она плавает и не __________________ на суше.
Задание №2 Прочитайте текст. Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
Садовники Великобритании, Нидерландов и Венгрии завозили жаб из других стран и выпускали их в сады и оранжереи. В середине 30-х гг. ХХ века с Антальских островов на Гвайские привезли около 150 экземпляров жабы – аги. Их размножили и более 1 млн особей выпустили на плантации сахарного тростника и батата. Объясните, зачем переселяли земноводных?
Вариант №2
Задание №1 Вставьте пропуски в текст.
Квакша обыкновенная представитель отряда ________________________. Она имеет зелёную окраску тела, которая позволяет ей ________________________ в прибрежных зарослях. Она имеет короткое, широкое тело, лишённое __________________. Живёт квакша на берегах водоёмов, большую часть времени проводит в _____________. Плавает за счёт сильных _________________ ног с _________________________________.
Не задохнуться в воде ей помогают ноздри, расположенные на ___________________ челюсти и снабжённые клапаном.
Задание №2 Отметьте не менее 2-х изменений в скелете лягушки, указывающие на жизнь Земноводных в наземно-воздушной среде обитания.
Ответы.
Вариант 1. Зд№1
Земноводных (Амфибий)
Водной и наземно-воздушной (наземной)
Гладкая
Слизью
Трение (сопротивление)
пересыхать
Зд№2
Примерный ответ
Земноводных переселяли и выпускали в оранжереи, сады и на плантации, потому что они являются хищниками и поедают насекомых и мелких грызунов - вредителей растений.
Вариант 2. Зд№1
Земноводных (амфибий)
Скрываться (маскироваться, прятаться)
Хвоста
Воде
Задних
Плавательными перепонками (перепонками)
Верхней
Зд.№2
- Нет хвоста
- Конечности устроенные по принципу рычагов (свободные конечности)
Приложение №2
Система органов | Признаки лягушки | Сходство с рыбами | Отличие от рыб |
Пищеварительная | Пищеварительный канал дифференцирован (разделен на отделы). | ||
Имеются слюнные железы и язык. | |||
Кишечник удлиняется за счет дополнительного отдела. | |||
Дыхательная | При дыхании возможно поступление кислорода в капилляры из воды. | ||
Газообмен происходит в легких и коже. | |||
Обмен газами происходит между атмосферным воздухом и кровью. | |||
Кровеносная | Кровеносная система замкнутая, есть сердце. | ||
Строение сердца обеспечивает разделение кровообращения на два круга. | |||
Нервная | Нервная система включает спинной и головной мозг, а также отходящие от них нервы. | ||
Передний мозг разделен на два полушария. | |||
Плохо развит мозжечок. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внутреннее строение земноводных
презентация к уроку...
Инструкция по проведению работы с программой «Электронный атлас для школьника: зоология» тема «Внутреннее строение земноводных» в 7 классе.
Данную работу можно проводить с использованием мобильного компьютерного класса (система MakOS) практически по любой теме курса "Животные". Предложенная карта содержит пошаговую инструкцию при индивиду...
Внутреннее строение земноводных
Внутреннее строение земноводных....
Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных
Разработка урока по блочномодульной системе "Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных" к учебнику по линии И.Н.Пономаревой....
конспект урока 7 класс "Внутреннее строение земноводных"(кейс-метод)
Конспект урока по теме "Внутреннее строение земноводный" в рамках кейс-метода...
Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок
К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...
«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...