Эколого-краеведческая игра "Мой край"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Волкова Светлана Петровна

Эколого-краеведческая игра проводится в рамках предметной недели. Участники - команды 6-8 классов. Мероприятие проводится в форме игры по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologo_kraevedcheskaya_igra_moy_kray.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Эколого-краеведческая игра «Мой край»

Задачи:

  • Образовательная - расширить знания о природе родного края.
  • Развивающая – развитие мышления, наблюдательности, творческой активности, самостоятельности.
  • Воспитательная – формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации «Край марийский», рисунки учащихся.

Участники, действующие лица:

Ведущий – учитель биологии.

Чтец – ученица 8 класса.

3 команды – учащиеся 6,7,8 классов.

Ведущие конкурсов на станциях, жюри – учащиеся 9 класса, члены экологического кружка

        Ведущий: Республика Марий Эл не велика ни по территории, ни по населению. Но в марийской народной песне поется: «Марийский край - прекрасный край!». И действительно, он прекрасен. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки, которые манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю.

Чтец:

Мой край - потерянная сказка,

Мой край - укрытая мечта.

И тот, кто сердце здесь оставил,

Себя оставил навсегда.

Укрыты тайной, околдованы,

Зардели гордые леса.

Безмолвны ели-великаны -

Их кроны «держат» небеса

Листва пошепчется невнятно.

Прольются трели не спеша -

Душа мгновенно замирает -

И им я внемлю чуть дыша.

Поля, как в золоте пылают,

Журчит янтарная река,

И в даль забвения уносит

Мои мечтания она.

Одна ты, Родина, такая!

Прекрасней не сыскать тебя!

Люблю душой и воспеваю

Тебя, марийская земля!

Гимадеева Розалина («Мой край»)

        Ведущий: Марийский край можно назвать гаванью тишины, царством грибов, ягод, птиц и зверей. Природа марийской республики удивительна и напоминает альпийскую природу с множеством озер, рек и заповедных лесов.  Сегодня мы совершим путешествие по родному марийскому краю.

                          Правила игры:

        Проводится игра по станциям. Участвуют команды 6-8 классов. Каждая команда получает маршрутную карту, где указываются станции. На станциях учащиеся, члены экологического кружка, проводят конкурсы, викторины и  выставляют результаты по конкурсам в маршрутную карту.

        После окончания игры жюри подводит итоги,  проводится награждение победителей.

Маршрутная карта участников

 эколого – краеведческой игры

«Мой край»

Станция

Результат (в баллах)

Подписи членов жюри

1.

Флора

2.

Фауна

3.

Ля-ля-ля, жу-жу-жу

4.

Берегиня

5.

Литературный салон

6.

Водная

Итого:

Станция 1   Флора

Задание 1. Команды отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл

1) Какое из древесных растений приспособилось к самым низким температурным условиям. (лиственница)

2) Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды. (мхи, лишайники)

3) Это насекомоядное растение растет на сфагновых болотах, сплавинах по берегам озер. (росянка)

4) Это могучее дерево в народе называли «прадед прадедов». А форменную фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. (дуб)

5) Ранней весной на деревьях появляются первые листочки. На ощупь они слегка клейкие, потому, что покрыты смолистым веществом. Зачем это нужно? (Защищать молодые листочки от возможных заморозков)

6) Листья этого дерева осенью не желтеют. Так и опадают зелеными. (ольха)

7) Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней десен. (сосна)

8) У этого дерева очень вязкая древесина, его очень трудно расколоть топором. Нелегко даже отколоть маленькую щепочку. За это свойство дерево и получило свое название. (вязь)

Задание 2. Участники определяют 10 растений, произрастающих в нашей местности, по гербарным образцам. За каждый правильный ответ 1 балл

Станция 2   Фауна

Задание 1. Команды отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл

1) Безногая ящерица, похожая на змею. (веретеница)

2)  Бывает ястреб-тетеревятник и ястреб-… (перепелятник)

3) Это животное в нашей республике обитает почти повсеместно, но встречается крайне редко. Питается в основном насекомыми, но ест и червей, и мышей, и слизней, и лягушек. В окружающей среде он ориентируется с помощью хорошо развитого обоняния и тонкого слуха. А вот зрение у него плохое: он видит лишь под самым носом у себя. Он чрезвычайно устойчив к ядам, даже переносит в небольших дозах мышьяк и цианистый калий. (еж)

4) Это животное попало  к нам из Канады и  расселилось чуть ли не на всей территории страны. Сейчас занимает в нашем крае 1 место в пушном промысле диких животных. Относится к сумеречным и даже ночным животным. (ондатра)

5) Эти звери из отряда насекомоядных считаются самыми маленькими. Длина тела не более 6 см , а весит от 4 до 7 граммов. Они  малы, но весьма прожорливы: за сутки съедают пищи в несколько раз больше, чем сами весят. Естественно врагов у них нет, очевидно, из-за неприятного запаха, которым обладают эти зверьки. (землеройки)

6) Единственная в наших краях ядовитая змея. (гадюка)

7) Перечислите виды лягушек, обитающих в нашей республике. (озерная, прудовая, травяная, остромордая)

8) Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

Задание 2.  Вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

- голубь … (воркует);

- глухарь … (токует);

- утка … (крякает);

- филин … (ухает);

- журавль … (курлычет);

- воробей … (чирикает);

- индюк … (кулдыкает);

- лиса … (лает);

- медведь …(ревет);

- конь … (ржет);

- кузнечик … (стрекочет);

- шмель … (жужжит);

- свинья … (хрюкает);

- коза … (блеет).

Станция 3 Ля-ля-ля, жу-жу-жу

Участник исполняют песни, где есть названия цветов. За каждую песню 2 балла

Станция 4    Берегиня

Задание 1. Команды отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл

1) Назовите рыбу средних размеров до 50 см. длиной и массой до 1кг., занесённую в Красную книгу Марий Эл, которая в небольшом количестве встречается в речке Шуйке (Звениговский район) и в Иреке (М-Турекский район). (хариус европейский)

2) Название природного заповедника, который находится на территории двух административных районов - Килемарского и Медведевского. («Большая Кокшага»)

3) Национальный парк, находится в трех административных районах - Моркинском, Звениговском, Волжском. («Марий Чодра»)

4) Какие растения охраняются в биологическом заказнике «Холодный ключ», который находится в Мари-Турекском районе? (зеленчук желтый, лилия кудреватая, медуница мягкая, осока горная, живокость клиновидная)    - за каждый вид 1 балл

5) Какое реликтовое растение, занесенное в Красную книгу России, встречается в озерах Большой и Малый Маръеры? (чилим)

6) Какое животное изображено на эмблеме заповедника Б. Кокшага? (медведь)

7) Самое крупное животное заповедника Б. Кокшага?  (лось)

8) Этот жук, занесенный в Красную книгу РМЭ, от других жуков отличается тем, что верхние челюсти у самцов в виде рогов выступают сильно вперед. (жук-олень)

Станция 5 Литературный салон

Большой популярностью пользуются в нашей речи пословицы и поговорки, фразеологические обороты. Многие из них произошли на основе наблюдений человека за природными явлениями, поведением животных.

Задание 1. Перед участниками – карточки с пословицами и поговорками о природе, разрезанные на две части и перемешанные. Задание – сложить пословицы.

  1. Муравей невелик, а … (горы копает)
  2. На ловца и … (зверь бежит)
  3. На безрыбье и … (рак рыба)
  4. Каково семя …(таков и плод)
  5. Не от добра дерево … (листья роняет)
  6. Какова земля … (таков и хлеб)
  7. Старый конь … (борозды не портит)

Задание 2. Командам выдаются карточки с объяснениями крылатых выражений. Задание -назвать крылатые выражения, где встречаются названия растений и животных..

1) Человек, резко выделяющийся среди окружающих теми или иными качествами. (Белая ворона)

2) Ничего не видящий и не слышащий вокруг себя человек, разиня. (Глухая тетеря)

3) Человек, делающий всевозможные глупости, буян, чудак, у которого ум за разум зашел. (Белены объелся)

4) Невозможность подействовать на человека какими-либо доводами и убеждениями. (как с гуся вода)

5) Дело, которое принесло больше вреда, чем пользы. (медвежья услуга)

Станция 6   Водная

Задание 1. Команды отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл

1) Самое глубокое карстовое озеро Среднего Поволжья (Оршанский район) - более 55 метров. Вода прозрачная, санитарное состояние хорошее. Это подтверждается наличием в нем раков. (Табашинское, Зрыв)

2) Это озеро находится в 42 км к югу от Йошкар-Олы. В середине озера есть небольшой остров, на котором растет роща. (Таир)

3) Это озеро расположено в Волжском районе Республики Марий Эл. Озеро интересно своим местоположением на склоне горы, большой глубиной при небольших размерах и необычным зелёным цветом воды. (Морской глаз)

4) Самое большое по площади озеро– 150 га, 1,81 кв. м. (Яльчик)

5) Как называются пойменные озера, расположенные в долинах рек. (озера-старицы)

6) Вода в нем голубая и очень-очень соленая. Если в большинстве озер минерализация воды составляет 30-200 мг/л, то в этом озере этот показатель равен 4246 мг/л. (озеро Соленое)

7) Озеро считается самым прозрачным в Поволжье. До конца 70-х годов, по рассказам старожилов, озеро славилось крупными экземплярами щук - до 35 кг. Характеризуется богатством флоры, водная растительность представлена реликтом - полушником озерным (озеро Щучье)

8) Междюнное озеро, подлежащее охране - здесь произрастает аир обыкновенный. По приданию в свое время являлось любимым местом рыбалки графов Шереметьевых. (озеро Светлое)

Задание 2. Решите кроссворд

  1. Река, приток Волги уступает по величине только Каме и Оке, начинается в Кировской области. (Ветлуга)
  2. Течет на северо-востоке республики с очень бурным течением весной. Самый большой уклон. (Немда)
  3. Река начинается в Нижегородской области, затем течет по болотистой равнине на территории Марий Эл. Левый приток Волги. (Рутка)
  4. Река берет начало в Параньгинском районе и впадает в Куйбышевское водохранилище, зимой местами не замерзает. (Илеть)
  5. Река в Марий Эл, правый приток Илети. На реке стоит поселок Мочалище. (Юшут)
  6. Самая длинная и многоводная река Европы. (Волга);
  7. Самый крупный приток реки Немда. (Лаж).

Рисунок 1

          Литература

  1. Иванов Н.В. География Республики Марий Эл: Учебное пособие для общеобразовательных школ. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2004.
  2. Балдаев Х.Ф. Красная книга РМЭ. Редкие и исчезающие виды животных. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2002.
  3. Абрамов Н.В. Красная книга РМЭ. Редкие и нуждающиеся в охране растения марийской флоры. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Омской области /задачи с эколого-краеведческим содержанием/

Подборка задач по физике с эколого-краеведческим содержанием:"Экология Омской области".            Мною составл...

Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

Создание эколого-краеведческой тропы Бирюса-Сафроновка

Данная работа описывает возможные работы с обучающимися на метсности. Такая форма работы даёт возможность для интеграции  школьных предметов. На эколого-краеведческой тропе выбраны точки: река, л...

Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"

Мероприятие для учащихся 8-9 классов...

Эколого-краеведческий путеводитель «В край Орлов, Героев и Сказочных цветов» как пример деятельностного подхода в обучении

Эколого-краеведческий путеводитель «В край Орлов, Героев и Сказочных цветов» – это социальный инновационный проект - приглашение в увлекательное путешествие;  - это проект маршрута, позволяющий з...

методическая разработка Эколого-краеведческая игра путешествие"Природа нашего края"

В методической разработки  представлен  материал по блоку программы «Природа нашего края». Форма подачи материала - игра-путешествие, позволяющая  вовлечь учащихся в эколого...

Эколого-краеведческая ролевая игра "Наш край в XXI веке: проблемы роста и развития"

Учащимся предлагается участвовать в семинаре, где в ходе острой дискуссии обсуждаются самые важные проблемы Подмосковья. Это проблемы сохранения поверхностных и подземных вод, изчезновение боровых лес...