Водоросли
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Спиричева Елена Викторовна

конспект урока Водоросли 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon водоросли63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Ф.И.О. учителя:  Спиричева Елена Викторовна

Образовательное учреждение:  МОУ «СОШ №1 г. Коряжмы»

Населенный пункт:  Г.Коряжма, Архангельской области

Тема урока:  Путешествие в мир водорослей

Предмет: биология

Класс: 5 класс

Базовый учебник: В.В.Пасечник Биология бактерии, грибы, растения.

Тип урока: изучение нового материала

Общая дидактическая цель: познакомить учащихся с характерными общими признаками строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней.

Планируемые результаты.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к живой природе,              формирование интеллектуальных умений.

Регулятивные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Познавательные УУД: умение работать с источниками биологической информации, а также сопоставлять информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группах (паре), вступать в аргументированную дискуссию.

Оборудование: учебник, микроскопы, инструктивные карточки, живые представители высших и низших водных растений, таблицы «одноклеточные водоросли», «многоклеточные красные и бурые водоросли», раздаточный материал.

Методы обучения:  частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, научный, исследовательский, репродуктивный.

Контроль: фронтальный контроль учителя в течение урока,  самоконтроль, взаимоконтроль

Ход урока.

1. Организационный момент

Учитель:

Добрый день, ребята. Говорят, улыбка – поцелуй души. Давайте посмотрим,  друг на друга и улыбнемся.  Присаживайтесь на свои места. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете.

2. Актуализация знаний.

Фронтальная работа.

Учитель:

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?  

Учащиеся:  4

Учитель на доске начинает составлять графическую схему.

Учитель:  Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?

Учащиеся:  бактерии и грибы.

Учитель:  С каким царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Учащиеся:  Растения.

Учитель:  Вы, наверное, обратили внимание, что бактерии и грибы обозначены желтым цветом, а растения – зеленым. Это не случайно, так как большинство растений имеют зеленую окраску. Кто мне скажет, почему?

Учащиеся:  имеют хлоропласты, идет процесс фотосинтеза.

Работа учителя со схемой.

                                                                               

                                   

 Учитель: Это главный признак, который отличает все растения от других царств живой природы. Царства растения объединяет более 500 видов, которые объединяются в 5 отделов. А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами, работая в группах.

3. Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

Работа в группах.

Задание.

1. Рассмотрите представителей этого отдела по таблицам и рисункам. 

2. Прочитайте характеристики 5 отделов (приложение 1).

3. Определите, к какому отделу относятся данные представители.  

Учитель:  Какой отдел мы сегодня на уроке будет изучать?

Учащиеся: Водоросли.

Учитель: Правильно мы с вами совершим путешествие в мир водорослей.

Работа учителя со схемой.                           

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                   

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                     

                                                                                                 

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

 Учащиеся формулируют варианты тем.

Тема урока:  Путешествие в мир водорослей.

Учитель: Ребята, добро пожаловать к самым древним растениям на Земле. А что вы знаете о водорослях?

Ответы учащихся.

Учитель:  Водоросли мы будем изучать в течение 4 уроков. А сегодня на уроке вы познакомитесь с признаками, по которым все водоросли объединили в один отдел. Наша задача в течение урока дать общую характеристику водорослям и составить графическую схему на доске. Какие средства нам с вами помогут для достижения нашей цели?

Учащиеся: учебник, дополнительная литература, живые экземпляры, микроскопы, рисунки…

4. Освоение нового материала.

Учитель: Первое путешествие мы совершим с вами туда, где обитают водоросли. Но у меня к вам вопрос. Почему не все водоросли зеленые? Посмотрите на таблицу. Эти водоросли, почему то красные и бурые. Может  кто-то мне объяснит?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Учитель: Я предлагаю вам ознакомиться с научной статьей, и после мы определим, кто же из вас был прав.

Индивидуальная работа учащихся с научной статьей (приложение 2).

Учитель организует диалог с учащимися по проблеме.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. На каких глубинах обитают зеленые водоросли? (небольшие)

2. Какие лучи они поглощают? (красные и синие)

3. На каких глубинах обитают красные и бурые водоросли?  (более 200 м)

4. Какие лучи они поглощают?  (остатки радуги)

5. Идет ли фотосинтез у красных и бурых водорослей?  (да)

Учитель: Таким образом, зеленый пигмент усваивает только красные и синие лучи, которые не доходят на большие глубины. Это приспособление , связанное с процессом фотосинтеза. Итак, подтвердилась ли ваша гипотеза?

Учащиеся: да (нет)

  Учитель продолжает заполнять схему на доске.

                                                         

                         

                                                                             

                                                                                 =     окраска  

     Учитель: А сейчас мы с вами совершим второе путешествие, где встретимся с живыми экземплярами водорослей, и определим, к какой же группе растений они относятся (высшие или низшие)?            

Индивидуальная работа и в парах.

Задание.

1. Рассмотрите в стаканчиках под номерами 1 и 2 водные растения.

2. Сравните эти растения и определите, в каком из стаканчиков находится водоросль.

3. Докажите почему.

Учащиеся определяют, в каком стаканчике водоросли и доказываю: так как у них  нет органов, следовательно, водоросли относятся к низшим растениям (материал по высшим и низшим изучался на прошлом уроке).

Учитель продолжает заполнять схему на доске.

           

                                                                             =       окраска

                                                                                Нет органов                                                      

Учитель: А сейчас последнее, самое удивительное путешествие в микроскопический мир водорослей. С помощью микроскопов вы исследуете, из чего состоят водоросли.  

Работа в парах.

Лабораторная работа

Учащиеся самостоятельно по инструктивным картам (приложение 3) выполняют задание.  

Учитель контролирует работу учащихся.

Индивидуальная работа.

После выполнения лабораторной работы дается время, чтобы выполнить письменные задания на инструктивной карте, отвечая на тест и заполняя текст с пропущенными словами. 

5. Первичное закрепление.

Учащиеся обмениваются инструктивными картами и оценивают друг друга (взаимоконтроль).

Учитель предлагает учащимся сформулировать выводы по уроку,  зачитывая текст с пропущенными словами.

Учитель дополняет схему на доске.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                             

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                             

                                                                                                                                       

                                                                                                 

                                                                                                           

                                                                                           

                                                                                               

                                                                                         =      окраска

                                                                                                                               

                                                                                             

                                                                                         Нет органов

6. Подведение итогов.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Учитель задает вопросы учащимся с целью соотнесения поставленных задач с достигнутыми результатами.

Обобщает материал по схеме на доске.

Учитель предлагает учащимся по желанию дать общую характеристику отделу водоросли по схеме у доски.

7. Рефлексия

Индивидуальная работа.

Учитель предлагает оценить учащимся свою работу по листу самооценки (приложение 4).

Учащиеся высказывают свое мнение, анализируя свою работу на уроке.

8. Домашнее задание.

По выбору

1. Учебник стр.93(прочитать).

2. Общая характеристика водорослей (пересказ по схеме).

3. Подготовить сообщение: «Одноклеточные водоросли).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе. Подготовка к ГИА по теме: «Водоросли. Фотосинтез».

Цель урока: Вспомнить и закрепить с учащимися размножение водорослей, их строение; закрепить понятие о фотосинтезе, о космической роли зеленых растений на планете; повторить основные биологическ...

"Многообразие водорослей"

конспект урока в 6 классе....

Строение и жизнедеятельность зеленых водорослей.

изучение темы проходит не принужденно, ребята выполняют творческие задани и решают поставленные перед ними задачи...

Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли»

Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос...

Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей.

Комбинированный урок "Многоклеточные водоросли". Биология 7 класс класс.Цель урока:продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различным...

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...