Статья "Целесообразность интеграционного подхода в современном образовании"
статья по биологии на тему

Козлов Александр Алексеевич

В данной статье рассмотрены сущность интеграционного подхода в образовании, уровни и виды интеграции, особенности формирования междисциплинарных связей и значение создания интегративных курсов для улучшения качества современного образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselesoobraznost_integrativnogo_podkhoda_v_obrazovanii.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №344 Невского района Санкт-Петербурга

Козлов Александр Алексеевич

Учитель биологии

Целесообразность интеграционного подхода в современном образовании

Санкт-Петербург

2013

Профессиональная деятельность специалиста предполагает комплексное и вариативное использование теоретических знаний и практических умений. Каждая профессиональная задача, по своей сути, является междисциплинарной, интегральной и требует системного анализа, построения целостной модели ее решения. Очевидно, что подготовка специалистов, необходимых государству и нацеленных на успешную трудовую деятельность, невозможна без полноценного общего образования, получаемого в школе. Однако в течение многих лет в нашей стране школьное образование использовало только традиционный подход к обучению, заключающийся в воспитании личности с заданными свойствами, а не всесторонне развитой творческой натуры. Методы усвоения знаний основывались на:

  • сообщении готовых знаний
  • обучении по образцу, шаблону
  • логике от частного к общему
  • механической памяти, вербальном изложении
  • репродуктивном воспроизведении.

И, даже несмотря на то, что традиционное обучение давно не используется в чистом виде, комбинируясь с такими видами, как личностно-ориентированное обучение и др., до последнего времени оставался существенный разрыв между различными дисциплинами, не позволяющий учащемуся сформировать целостное представление о картине мира [1,2].

В последние годы ученые и практики сходятся во мнении, что образовательный процесс школы должен быть целостным, позволяющим полноценно развивать способности учащихся. Смена образовательной парадигмы, личностно - ориентированный подход в обучении, гуманизация и гуманитаризация образования актуализировали разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Их основой стала интеграция содержания образования, способная сформировать у школьников универсальные и одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности [3,4].

Сущность интегративного подхода в образовании заключается во взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленном на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в условиях внутридисциплинарного и междисциплинарного синтеза. Интеграционный подход в образовании исходит из всеобщей объективной целостности мира и предполагает:

  • целостность формируемой личности школьника;
  • единство жизнедеятельности человека и его образования;
  • взаимосвязь наследственных, социальных и педагогических факторов;
  • целостность научно-педагогического знания;
  • целостность педагогического воздействия;
  • единство процессов развития, воспитания и обучения;
  • целостность процесса обучения (взаимообусловленность его компонентов, взаимосвязь процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, межпредметные связи, взаимозависимость учебной и внеучебной деятельности);
  • взаимообусловленность теоретической и практической деятельности человека;
  • единство образования и самообразования.

Системообразующими приоритетными идеями интегративного образования являются:

  • личностная направленность обучения. Человек признается главной ценностью образовательного процесса, в процессе обучения идет развитие и обучающихся и преподавателей. В то же время личностный подход не предполагает только развитие для каждого обучающегося, но и необходимое развитие социальных и профессиональных качеств.
  • формирование обобщенных предметных структур и обобщенных способов деятельности (усвоение знаний на основе осознания закономерностей, общего принципа, обобщения). Изучение взаимосвязей, умение определять связь изучаемого с другими темами курса, сочетание творчества и регламентации.
  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние и внешние, организующие)
  • системность в обучении (осознание учащимися связей внутри научной теории)
  • проблемность обучения
  • рефлексия деятельности
  • диалогичность [5, 6].

Различают три  уровня интеграции содержания учебного материала: внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов; межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Примером интеграции первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная, – направлена на «спрессование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является информационно более емким. Особенность данной формы состоит в том, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция [7, 8]. 

Исследователи также выделяют такие виды интеграции, как горизонтальная интеграция (объединение сходного материала в разных учебных предметах) и вертикальная интеграция (объединение одним учителем в своём предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности) [13]. 

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий: объекты исследования совпадают либо достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях. Однако не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.

Целенаправленно осуществляемые межпредметные связи способствуют интенсификации образовательного процесса, повышению мотивации учения, развитию речи, познавательного интереса, формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. Реализация интегративного подхода в учебном процессе предусматривает решение следующих основных задач:

  • максимальное раскрытие интеллектуально - когнитивного потенциала личности обучающихся;
  • создание условий для самораскрытия и самореализации внутренних потенциальных возможностей обучающихся;
  • развитие способностей к сотрудничеству, общению, эффективному построению сбалансированных межличностных отношений; выработка ориентации на работу в группе, коллективе [9, 10].

Имеющийся опыт реализации интегративного подхода в современном образовании связан с разработкой различных интегрированных курсов. При создании таких курсов преподавателю необходимо решать общие для дисциплин образовательные задачи:

  • осуществлять отбор содержания материала, основных идей и понятий, усвоение которых способствует формированию у обучающихся системного, интегративного типа мышления;
  • определять дисциплины, в содержании которых наиболее полно и всесторонне освещается методологическое обоснование и раскрытие вычлененных идей и понятий;
  • выделить конкретные разделы, темы и отдельные уроки по дисциплинам, на которых предоставляется возможность реализации интеграции в обучении;
  • разработать комплексные задания, моделирующие элементы взаимосвязи учебных заданий;
  • установить междисциплинарные связи, которые находят отражение в интегрированных календарно-тематических планах, дающих картину общего учебного процесса, наглядно показывая, насколько оптимально в реальном времени раскрывается содержание интегрируемых предметов [10-12].

При разработке интегрированных курсов и формировании системных знаний, умений и навыков у обучающихся педагоги должны учитывать следующие типы междисциплинарных связей:

  • учебно-междисциплинарные прямые связи, возникающие в случае, если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой. При их изучении определяется базисное ядро знаний по каждой дисциплине, структура связей дисциплин. Обязательным является разработка по каждой дисциплине пакета тестовых заданий входного, текущего и итогового контроля знаний.
  • исследовательско-междисциплинарные связи проблемного характера, возникающие тогда, когда две или более дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматриваются с разных точек зрения, в различных аспектах;
  • ментально-опосредованные связи - проявляются в том случае, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты, интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Здесь используют методы анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно - интуитивного мышления.
  • опосредованно-прикладные связи формируются тогда, когда понятия одной науки используются при изучении другой. Эти связи возникают в процессе гуманизации, фундаментализации, экологизации образования [10, 13].

Междисциплинарные связи легко устанавливаются на уровне общности научных понятий, связанных общим смыслом дисциплин и методами преподавания, исключают противоречия в трактовке одних и тех же законов, понятий, явлений, способствуют расширению кругозора.

При реализации междисциплинарных связей перед профессионально-педагогическими работниками ставятся задачи:

·    выявить поле общих проблем для дисциплин;

· провести сравнительный анализ специфики подходов разных дисциплин к полю общих проблем;

·    разработать методические рекомендации и методические пособия;

·    адаптировать методику преподавания;

·    разработать тематические творческие задания, проекты для обучающихся на стыке двух - трех наук;

·    организовать учебные конференции междисциплинарного типа [10, 14, 15].

Реализация поставленных задач позволяет педагогу в наилучшей степени воздействовать на формирование всесторонне развитой личности обучающегося, повысить его мотивацию к получению новых знаний и навыков, следовательно, интеграционный подход является неотъемлемым компонентом современного образования, свидетельствующим о его развитии и совершенствовании.

Литература:  

  1. Алексашина И.Ю. Теоретические и методологические основы интегративного подхода в экспериментальном курсе естествознания 5 класса. - Л., 1990.
  2. Гинзбург М.P. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
  3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. – СПб., 1997.
  4. Алексашина И.Ю. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование. 2001. - № 1. -С. 161. 
  5. Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981. – 160 с.
  6. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? //Народное образование. - 1996. - №1. - С. 87-89.
  7. Ляшина В.Н. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. – 1995. - № 10 – 11. – С. 21 – 25.
  8. Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. - 2001. - № 6. С.10-15.
  9. Зверев И.Д. Интеграция и "интегрированный предмет"// Биология в школе. – 1991. – №50 – с.46-49.
  10. Попова Л.С. Интеграционный подход как одна из концептуальных идей современного образования. Статья на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/533862/
  11. Глинская Е. А. , Титова 6.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. - 1980. - 44 с.
  12. Кукушин, В. С. Педагогические технологии: учебное пособие для студ. пед. специальностей / В. А. Кукушин. Ростов н / Д., 2002. – С. 121 - 132.
  13. Харунжев А.А., Е. В. Харунжева Е.В. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры // Интеграция образования. – 2003. - № 3. – С. 84 – 89.
  14. Полянский Ю.И., Муров Н.А., Старущенко В.Н. Интегрированный курс "Естествознание"- за и против / Биология в школе,1989 г.,№6.
  15. Хрипкова А.Г., Мягкова А.Н. Создание интегрированного курса - объективная необходимость // Биология в школе,1990 г.,№1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение компетентностного подхода в современное образование

Сценарный план выступления на педагогическом совете....

Статья "Целесообразность интеграционного подхода в современном образовании"

В данной статье рассмотрены сущность интеграционного подхода в образовании, уровни и виды интеграции, особенности формирования междисциплинарных связей и значение создания интегративных курсов для улу...

Реализация инновационных технологий в обучении английскому языку как средство осуществления компетентностного подхода в современном образовании

методическая разработка  «Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования»                          ...

Метапредметный подход к современному образованию. (из опыта работы)

P { margin-bottom: 0.21cm; }          Задачи модернизации общего и профессионального образования, необходимость его соответствия, как потребностям личности...

Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС

Органично входят в систему ФГОС второго поколения, чаще используемые мной на уроках и внеурочной деятельности такие виды технологий, как интерактивные, исследовательские проекты, проектные, ИКТ. Они п...