Особенности методики проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся
статья по биологии на тему
В работе освещены особенности методики проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся на основе анализа литературы и практического опыта работы. Изложены причины, побудившие начать эту работу над проблемами, которые необходимо решать совместными усилиями педагогов, родителей школьников, медиков, психологов и специалистов других профилей.
Выводы, сделанные по итогам работы, положены в основу практических рекомендаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Международная научно – практическая конференция
«От школьного проекта к профессиональной карьере»
Министерство образования Саратовской области
Лаборатория продуктивного обучения кафедры педагогики Педагогического института СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Негосударственное образовательное учреждение «Лицей – интернат естественных наук при СГАУ имени Н.А. Вавилова»
Особенности методики проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся
учитель биологии, химии, экологии высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 1 р.п. Новые Бурасы, Новобурасского района Саратовской области» Задоров Николай Алексеевич
Саратов
2009год
Особенности методики проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся
Аннотация
В работе освещены особенности методики проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся на основе анализа литературы и практического опыта работы. Изложены причины, побудившие начать эту работу над проблемами, которые необходимо решать совместными усилиями педагогов, родителей школьников, медиков, психологов и специалистов других профилей.
Выводы, сделанные по итогам работы, положены в основу практических рекомендаций.
Целью данной работы является выявление, определение и конкретизация особенностей методики проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся.
Знание особенностей методики проведения занятий необходимо для повышения эффективности работы.
Работа решает следующие задачи:
- определяет требования, предъявляемые к личности педагога, ведущего курс занятий, к уровню его профессионализма, деловых и моральных качеств;
- конкретизирует особенности организации подготовки и проведения занятий;
- подчеркивает особенности преподавания курса.
Причины, побудившие начать эту работу:
- снижение рождаемости на фоне роста смертности населения, следствием чего является отрицательный прирост населения в России;
- высокие уровни материнской и младенческой смертности;
- большое число абортов, остающихся основным методом регуляции рождаемости в нашей стране,
- высокий уровень осложнений после абортов;
- низкие показатели использования современных методов контрацепции;
- значительный рост числа заболеваний (болезней) передающихся преимущественно половым путем.
- увеличивающееся число разводов по отношению к количеству заключаемых браков;
- рост числа детей сирот, брошенных детей;
- общий рост преступности, в частности, увеличение числа половых (сексуально-мотивированных преступлений) и самого распространенного вида -изнасилования;
- низкий уровень репродуктивной культуры населения, связанный с недостаточной информированностью в области планирования семьи и репродукции населения;
- отсутствие системы сексуального воспитания.
Желание решать вышеизложенные проблемы, а также отсутствие комплектов учебно-методических материалов к программам, предназначенным для проведения работы по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся, являются причинами, побудившими автора поставить перед собой цель и выполнить эту работу.
В 1994 году в Новобурасской средней школе автором работы, врачами поликлиники, психологом школы проводились отдельные занятия (лекции, беседы) с учащимися старших классов и родителями о здоровом образе жизни, о вреде табакокурения, о вредном влиянии алкоголя и наркотизма на организм человека. В 1995 году автором работы была разработана программа по половому просвещению воспитанию и развитию учащихся старших классов "Азбука для двоих». Эта программа дважды обсуждалась на заседании методического объединения учителей биологии и химии района и получила положительное заключение коллег, доцента кафедры анатомии, физиологии и гигиены Саратовского пединститута, кандидата медицинских наук Ю.В. Лабунского и рекомендацию методического кабинета районного отдела образования к ее практическому использованию. Автор работы приступил к ее реализации с 1995 года одновременно в двух школах: в Новобурасской средней школе - учащиеся 11 классов и в Новобурасской неполной средней школе - учащиеся 6 - 9 классов. По отдельным темам (программа «Все ли Вы знаете о себе" фирмы «Джонсон и Джонсон") для девочек занятия проводились и в 6-х,7-х классах.
Автор работы прошёл курсы подготовки в Саратовском областном центре планирования семьи и репродукции, вступил в Российскую ассоциацию планирования семьи.
Многие методические пособия, материалы: (комплект образовав-
тельной программы «Всё ли Вы знаете о себе» видеофильмы, таблицы, плакаты, раздаточный материал), необходимые для работы предоставляются областным центром планирования семьи и репродукции.
Автор проводил открытые занятия для учителей биологии и химии, директоров школ по темам «Безопасный секс» и «Современные методы и средства контрацепции». Эти уроки получили положительное заключение и одобрение коллег.
Занятия в Новобурасской средней школе проводились факультативно - для желающих их посещать учащихся 11 классов. С этой целью проводится анкетирование родителей (приложение). В анкетах учащимся и родителям предоставляется возможность выбора, что делает этот подход демократичным, однако есть и недостатки такого подхода, связанные с тем, что учащиеся, посещающие отдельные занятия (по выбору), не получает систематических знаний, что снижает эффективность работы.
В Новобурасской неполной средней школе занятия проводились в обязательном порядке со всеми учащимися (6 - 9 классы). Такое решение было принято администрацией школы и педсоветом по согласованию с родителями. Такая система работы более эффективна.
Практическим результатом работы автора можно считать различные мнения специалистов (врача акушера-гинеколога района), коллег, родителей учащихся, выпускников школы посещавших занятия, а также тот факт, что среди учащихся не было заболеваний, передающихся преимущественно половым путем, среди девушек - абортов в результате нежелательной, непланируемой беременности.
Особенности методики преподавания курса.
Занятия, как правило, организуются с целыми классами (параллельными классами), но по отдельным темам допустимо с девушками и юношами заниматься раздельно.
Эффективность занятий по курсу в значительной мере зависит от разнообразия используемых форм и методов. Это может быть лекция и беседа, рассказ и объяснение, обсуждение проблемных ситуаций, диспут и т.д.
В преподавании данного курса категорически недопустим формализм. Мир семейных отношений, отношений между юношей и девушкой, мужчиной и женщиной затрагивает сферу интимнейших чувств человека. От учителя требуется найти нужный тон в общении с учащимися, создать атмосферу заинтересованности и непринужденности, вдумчивости и серьезности, с тем, чтобы на занятиях шел откровенный обмен мнениями, поиск истины.
Учитывая наличие неполных и неблагополучных семей, учитель должен предельно осмотрительно вести беседы о роли родителей в семье, не обсуждать положения в семьях учащихся, акцентировать внимание на том, что помощниками в укреплении семьи могут стать они сами – подросшие дети.
Способы изложения, формы общения преподавателя и школьников должны быть достаточно корректными, чтобы не возбуждать полового влечения и не вызывать смущения у слушателей, не вызывать таких неадекватных чувств, как страх, стыд, отвращение.
Общение не должно быть навязчивым, нельзя вторгаться в интимный мир подростка вопреки его желанию.
Педагогу необходимо специально отрабатывать терминологию с учетом возрастных особенностей слушателей. На занятиях допустимо и целесообразно использовать термины, принятые в сексологической литературе (с их объяснением). Во время бесед не надо употреблять эвфемизмы, они усиливают ощущение запретности и повышают интерес, способствуя половому возбуждению.
Курс полового просвещения, воспитания, и развития старшеклассников должны вести лица профессионально подготовленные. Для этого необходимо знать вопросы педагогики, психологии, сексологии и проблемы полового воспитания, быть воспитанным человеком.
В любой сфере воспитания личный пример – сильное средство, а в половом воспитании в особенности.
В соответствии со спецификой предмета учащимся не выставляются оценки, главное в результативности работы – изменение отношений между юношами и девушками – их облагораживание, создание атмосферы дружбы, товарищества и любви в семье, школе, стремление учащихся к социальному взрослению, их нравственное обогащение.
Практические рекомендации.
Из обзора литературы, основываясь на опыте своей работы, автор пришел к выводу о том, что в работе по формированию и совершенствованию сексуальной культуры учащихся особые требования предъявляются к педагогу, характеристике его личных, деловых и профессиональных качеств.
- преподавать курс должен педагог, имеющий специальную подготовку (медико-биологическую, психологическую);
- регулярно повышать профессиональный уровень на курсах переподготовки;
- высокий уровень мотивации, заинтересованность, желание педагога участвовать в работе должны быть определяющими;
- опыт работы со старшеклассниками, коммуникативные навыки, склонность к импровизации в сочетании с быстрой реакцией, чувство юмора, высокая эрудиция с умением использовать межпредметные связи, взаимодействие со специалистами других профилей – всем этим «арсеналом» необходимо обладать педагогу;
- немаловажное значение имеет личный позитивный опыт в супружеских и детско-родительских отношений. Не следует рекомендовать чтение курса педагогам, у которых не сложилась личная жизнь (разведенным, не имеющим детей), с недостаточным жизненным опытом, неженатым мужчинам, незамужним женщинам, а также тем, у кого не решены собственные сексуальные проблемы;
- педагог должен обладать высокими моральными качествами и чувством ответственности. Личный пример в воспитании играет большую роль, а в сфере, касающейся интимных отношений, является главенствующим и определяющим.
К следующей группе относятся особенности организации и проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся.
Практическая работа автора показывает, что опыт изучения нового предмета необходимо обсуждать на заседаниях методических объединений учителей, а также психологов, на заседаниях советов школ, на собраниях родителей в классах, общешкольных родительских собраниях. Необходимо вести разъяснительную работу с родителями школьников с целью формирования позитивного общественного мнения по отношению к этой работе.
Необходимо вовлекать в работу родителей:
- читать лекции, проводить беседы, знакомить со специальной литературой, видео- и аудиоматериалами, т.е. повышать сексуальную культуру родителей.
Анкетирование школьников 8 – 11 классов показывает, что часть из них (30%) хотели бы получать информацию о сексуальных отношениях именно от родителей. Однако, не все из них подготовлены для этого.
В каждом учебном заведении администрации, педагогическому совету, совету учебному заведения вместе с педагогом, ведущим данный курс по согласованию с родителями необходимо принять решение: проводить обязательные занятия со всеми учащимися или проводить факультативные занятия со школьниками, желающими их посещать. Оба варианта приемлемы, имеют свои «плюсы» и «минусы». Однако, первый вариант на взгляд автора предпочтительней.
Следующая особенность организации занятий предполагает проводить ряд уроков раздельно (мальчиков и девочек, юношей и девушек) с целью более эффективного воздействия. Опыт практической работы показывает, что необходимо проводить раздельные занятия по таким темам и разделам: «Строение и функции мужской и женской репродуктивных систем»
Возможно проведение раздельных занятий по темам и разделам «Безопасный секс», «Современные методы и средства контрацепции», «Болезни (заболевания), передающиеся преимущественно половым путем», «Беременность и роды». Однако, практический опыт работы автора показывает, что наибольший эффект дают совместные занятия по этим темам и разделам. Но, несомненно и то, что они требуют большой предварительной подготовки к занятиям.
Их совместное проведение возможно в стабильной группе, в классе, где учащиеся на предварительных занятиях преодолели чувство ложного стыда, овладели терминологией и не испытывают неловкости при изучении тем.
Следующая группа особенностей относится к содержанию занятий. Возможно и целесообразно проведение занятий с использованием кукольного театра, когда учащиеся говорят как бы не от себя, а от имени кукольного героя на темы, вызывающие смущение, страх…
Хороший эффект дает просмотр художественных и документальных фильмов, фрагментов с последующим их обсуждением. В работе автор использовал такие фильмы как: «Легко ли быть молодым?» режиссер Ю.Подниекс, «Асса», «Меня зовут Арлекино», «Маленькая Вера», «Интердевочка», «Игла», «Голубая лагуна»…
Большой эффект дают занятия с приглашением специалистов различных профилей: врачей, психологов, работников правоохранительных органов, специалистов в области семейно-брачных отношений.
Педагогу, проводящему занятия необходимо отрабатывать терминологию, учитывая юношескую гиперсексуальность, не использовать в работе видеофильмы, наглядные пособия и другие эротического и тем более порнографического содержания.
Анкета для родителей.
Уважаемая _______________________________________
Уважаемый _______________________________________
В Новобурасской средней школе введен факультативный курс полового просвещения и воспитания «Азбука для двоих».
Просим Вас познакомиться с программой курса и, посоветовавшись с Вашей дочерью (сыном) решить:
- Будет ли она (он) посещать занятия факультативного курса.
- Она (он) не будет посещать занятия факультативного курса.
- Будет посещать отдельные темы курса по выбору (выбранные темы подчеркнуть)
Просим Вас обвести кружочком номер выбранного ответа.
Разделы и темы программы. Всего 35 занятий.
Введение. Личность и общество, особенности межличностных отношений юношества.
- Товарищество дружба, любовь.
- Половое созревание. Особенности полового созревания юношей и девушек. Половое воздержание. Добрачная половая жизнь: «за» и «против».
- Брак и семья. Супруги. Супружеский долг.
- Беременность и роды.
- Искусственное прерывание беременности. Вред абортов.
- Безопасный секс. Методы и средства предупреждения беременности. Контрацепция.
- Болезни (заболевания) передающиеся преимущественно половым путем.
- Половые преступления.
- Понятие «норма» в сексологии. Половые извращения.
- Здоровый образ половой и семейной жизни. Гигиена секса. Влияние табакокурения, алкоголя, наркотических веществ на половую жизнь и потомство.
Благодарим Вас за участие в анкетировании.
Ваша подпись _________________
Администрация МОУ «СОШ №1 р.п.Новые Бурасы»
Учитель биологии Задоров Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся
Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…...
Особенности методики проведения занятий по волейболу с детьми.
Особенности обучения волейболом малдших школьников....
Методические рекомендации педагога ДО Калашникова В.И. по теме"Особенности методики проведения занятий по боксу с подростками(13-14 лет)"
данный материал рассказывает об учёте возрастных собенностей подростков13-14 лет при занятиях боксом...
Методическая разработка «Формирование и повышение речевой культуры учащихся»
Работа посвящена формированию речевой культуры, обучению использования языка как средства общения и самовыражения. Рассматривается позиция о том, что обучение родному языку должно строиться не только ...
Особенности методики проведения занятий по боксу с подростками 13-14 лет
В возрасте 13—14 лет не может быть и речи о спортивной специализации. Основная задача каждого спортивного педагога, работающего с подростками,— содействовать развитию растущего органи...
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМИ ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ . Методическая разработка.
В этой разработке представлены особенности: возрастные, анатомические, психологические детей. это поможет в выборе средств, методик для эффективного развития детей и подростков....
Методические рекомендации Особенности методики проведения занятий по боксу с подростками 13-14 лет
В этом возрасте начинается половое созревание, которое характеризуется значительными изменениями во всем организме юноши. Тело интенсивно растет в длину, главным образом за счет трубчатых костей конеч...