Элективный курс по биологии для 10 класса профильной школы "Человечество в 21 веке"
элективный курс по биологии (10 класс) на тему
Элективный курс включает программу курса, разработки уроков по биологии,презентации к урокам. Курс предназначен для обучающихся 10 класса профильной школы и имеет своей целью расширение и углубление знаний по некоторым разделам биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektiv_10_kl.prof_.docx | 135.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по биологии
«Человечество в 21 веке»
10 класс, профильный уровень.
Беляева Н.А.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человечество в 21 веке » предназначена для обучающихся 10 класса профильного обучения средней общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 35 часов, с периодичностью преподавания 1 раз в неделю.
Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, экологии, химии ,этики и психологии семейной жизни). Он знакомит обучающихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, генетики наследственных заболеваний, выявляет наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы; способствует формированию и совершенствованию экологических знаний в старших классах средней общеобразовательной школы, готовит обучающихся к вступлению во взрослую жизнь, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности, помогает в простых, жизненных ситуациях.
Программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии и предполагает углубленное изучение предмета экология.
В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы. Содержание курса и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», «Анатомия» таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека», «Эволюция. Происхождение человека», «Экология. Применение экологических знаний в практической деятельности человека». Программа позволяет ориентироваться на интересы обучающихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии ,экологии и общей биологии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
-развивать общеучебные умения (умения работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
-воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности), успешность существования и деятельности в ученическом коллективе .
- овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, общей биологии, анатомии человека, научиться грамотно их применять.
- знакомить с новейшими достижениями в области медицины и биотехнологии.
Требования к усвоению учебного материала.
В результате изучения программы элективного курса обучающиеся должны
Знать:
- общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач,
- пути решения экологических проблем;
- влияние факторов среды на здоровье и генофонд человека;
- роль микроэлементов в организме человека;
- роль биоритмов на жизнедеятельность;
- классификация отходов и способы избавления от них;
- особенности производственной среды и профессиональные заболевания, связанные с ней;
- особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
- механизмы наследования признаков у человека, наследственных заболеваний и психических особенностей развития;
- причины биологической индивидуальности на разных уровнях;
- значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;
- значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения.
Уметь:
- объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;
- применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
- решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
- анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях
- описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
- находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;
- распознавать психические особенности личности человека;
- самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
- выявлять позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;
- характеризовать влияние антропогенных факторов на организм человека;
- оценивать типологические свойства личности, сформировавшейся в результате взаимодействия организма с окружающей средой;
- выявлять основные стрессогенные факторы среды и определять свой хронобиотип;
- соблюдать правила применения препаратов бытовой химии и предлагать способы улучшения экологической обстановки в доме
- выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия на здоровье человека;
- осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности,
- оценивать свои потенциальные возможности и использовать их в условиях экологического бедствия
- анализировать, делать выводы;
- грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;
- определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;
- использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- профилактики наследственных заболеваний;
- оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Формы контроля:
- Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашнего задания);
- Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества, уровня сложности выполненных работ.
Ожидаемый результат:
- Повысить качество биологических знаний.
- Развить способности к самостоятельному процессу познания и мониторингу знаний.
- Сформировать умения работать в коллективе и развить интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности.
- Выявить интеллектуальные и творческие способности обучающихся.
- Воспитать культуру труда при использовании компьютерных технологий, чувство ответственности по отношению к своему здоровью.
Содержание элективного курса включает совокупность сведений, обеспечивающих необходимый уровень знаний о негативных тенденциях в состоянии здоровья, обусловленных воздействием различных антропогенных факторов. Знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным абиотическим и антропогенным факторам среды позволяет разработать мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой.
Выполнение лабораторных и практических работ и наблюдений позволяет выработать умение формулировать познавательные задачи, выявлять причинно-следственные связи. Большая роль в изучении данного курса принадлежит эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений.
Элективный курс включает материал, в процессе изучения которого открывается возможность реализовать систему обобщений, что позволяет обучающимся понять роль биологии среди других наук о природе, её значение для человечества.
Программа курса «Человечество в 21 веке» учитывает региональные особенности Курской области. С этой целью привлечены публикации из местной прессы, радио и телевидения, статистические данные и материалы местных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора и экологии.
Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, познавательные игры, дискуссии, дифференцированная групповая работа, проектная деятельность обучающихся, дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся при выполнении творческих заданий.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса обучающихся и формирования у них универсальных учебных действий.
Таким образом, изучение элективного курса «Человечество в 21 веке» в 10 классах обеспечивает приобретение обучающимися знаний в актуальных областях современной общебиологической науки и способствует формированию целостной картины мира и пониманию роли и предназначения современного человека.
Содержание курса
Глава 1. Введение (1ч)
Введение. Общее знакомство с курсом «Человечество в 21 веке». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. Связь физиологии с другими науками. Системный подход к здоровью человека в 21 веке.
Глава 2. Нервная регуляция (2ч)
Системы органов и уровни организации организма. Нервная регуляция. Мозг и психическая деятельность. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности. Рождение нейрофизиологии. Современные достижения медицины в области физиологии.
Лабораторная работа №1 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление».
Глава 3. Кровь. Кровообращение (2ч)
Кровь как внутренняя среда организма .Кровь и ее двигатель. Группы крови. Биопротезы клапанов сердца. Перфторан – «голубая кровь». Нитроглицерин для сердечников. Донорство. Нобелевские премии в кардиологии.
Лабораторная работа №2 «Измерение кровяного давления».
Глава 4 «Островки жизни» (2ч)
Гуморальная регуляция функций организма. Гормоны управляют жизнью. Нейрофизиология и гормоны. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. Заболевания органов эндокринной системы. Причины заболеваний эндокринной системы жителей Курской области.
Глава 5 Иммунитет (2 ч)
Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. Вирусология, иммунология и медицинская микробиология.
ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.
Глава 6 «Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья» (3ч)
Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Пищевые добавки. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Булемия, анорексия. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Тайна витаминов. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.
Лабораторная работа №3 «Составление суточного пищевого рациона».
Глава 7. «Красота и здоровье кожи (4 ч)
Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша).
Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения).
Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Трансплантология кожи. Пластические операции и их последствия. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.
Глава 8 Репродуктивная система человека (3 ч)
Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия.
Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста.
Проект «Почему дети похожи на родителей ?».
Глава 9 «Загадки генетики»(3ч)
Чудесные спирали ДНК. Генетические болезни человека. Наследование резус-фактора и групп крови. Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование.
Практическая работа №1 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний»
Глава 10 «Науки будущего».(2ч)
Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом. Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование. Генотерапия. Современные методы лечения болезней. Проект «Геном человека». Нобелевские премии в области генетики.
Глава 11«Загадки мозга». (3ч)
Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.
Физиология сна. Нормы сна – наполеоновские и медицинские. Что такое летаргический сон? Небывалая комбинация бывалых впечатлений. Полезны или вредны сновидения? Могут ли сны быть вещими? Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и «сегодня». Можно ли вылечить гипнозом? Иллюзии. Причины появления иллюзий. Объяснение причин появления иллюзий.
Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. « Золотые сны », от которых не просыпаются. Наркомания и закон.
Демонстрация кинофрагмента «Гипноз»
Глава 12 «Поиски путей к долголетию».(1ч)
Продолжительность жизни разных живых организмов. Некоторые попытки борьбы со старением. Долголетие и активная старость. Найден ген старения. Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни.
Глава 13 Влияние антропогенных факторов среды на организм человека (4ч.)
Экотоксиканты. Основные источники поступления экотоксикантов.
Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмий.) Биологическая роль марганца, железа, меди,йода, цинка в физиологических процессах. Индекс Е на продуктах питания. Влияние консервантов и эссенций на здоровье человека.
Препараты бытовой химии .Применение синтетически моющих средств, средств личной гигиены, препаратов для борьбы с насекомыми. Правила применения ПБХ. Способы улучшения экологической обстановки в доме. Возможность замены безвредными средствами и способы снятия вредного влияния неблагоприятного фактора среды.
Транспорт и человек . Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека. Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы. Экологичность городского транспорта. Решение экологических проблем на транспорте.
Воздействие шума на организм . Источники шума. Характеристики шума. Естественный шумовой фон. Гигиеническая оценка шума. Механизм действия шума. Механизм профессионального снижения слуха. Адаптация к шуму. Степени потери слуха. Изменения нервной и сердечно-сосудистой систем у лиц, работающих в условиях шума.
Санитарно-гигиенические нормы шумов в различных производственных условиях.
Тяжесть и диапазон последствий вредного воздействия шумов и вибрации на мужской и женский организм.
Эффективные пути решения проблемы борьбы с шумом.
Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека .Источники неионизирующего электромагнитного излучения. Последствия электромагнитного излучения на организм человека.
Проект «Мой дом – моя крепость»
Глава 14. Итоговые занятия (2 ч.)
Итоговое тестирование – 1ч.Защита проектов- 1 ч.
Тематическое планирование
элективного курса «Человечество в 21 веке»
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Практ.лаб. Раб. | Форма контроля |
1 | Введение | 1ч | ||
Общее знакомство с курсом «Человечество в 21 веке». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. | ||||
2 | Нервная регуляция | 2ч | ||
1. Нервная регуляция. Мозг и психическая деятельность. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. 2.Рефлекс как основа нервной деятельности. Рождение нейрофизиологии. Современные достижения медицины в области физиологии. Лабораторная работа №1 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление». | 1 | Проверочная работа | ||
3 | Кровь. Кровообращение 1. Кровь и ее двигатель. Группы крови. Биопротезы клапанов сердца. 2.Перфторан – «голубая кровь». Нитроглицерин для сердечников. Донорство. Нобелевские премии в кардиологии. Лабораторная работа №2 «Измерение кровяного давления». | 2ч | 1 | Тест |
4 | «Островки жизни» 1. Гормоны управляют жизнью. Нейрофизиология и гормоны. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. 2. Заболевания органов эндокринной системы. Причины заболеваний эндокринной системы жителей Курской области. | 2ч | Тест | |
5 | Иммунитет | 2ч | ||
1. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. Вирусология, иммунология и медицинская микробиология. 2.ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Разработка вакцины. | Проверочная работа | |||
6 | «Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья» | 3ч | ||
1. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Пищевые добавки. Рациональное питание. Режим питания. 2. Опасность переедания, болезни сытости. Булимия. Дистрофия и болезни голода. Анорексия. Лечебное голодание. 3.Тайна витаминов. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога. Лабораторная работа №3 «Составление суточного пищевого рациона». | 1 1 1 | 1ч | Тест Самоконтроль | |
7 | «Красота и здоровье кожи» | 4ч | ||
1. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Инфекционные заболевания кожи . 2.Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. 3.Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. 4.Косметические средства и их рациональное использование. Трансплантология кожи. Домашняя косметика. Фитокосметика. | Тест | |||
8 | Репродуктивная система человека 1. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. 2.Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. 3.Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. Проект«Почему дети похожи на родителей ?». | 3ч | Проверочная работа | |
9 | «Загадки генетики» 1. Чудесные спирали ДНК. Генетические болезни человека. Генетическое определение пола. 2.Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование. 3.Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии. Практическая работа №1 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний» | 3ч | 1 | Проверочная работа. Решение задач. Самоконтроль |
10 | «Науки будущего» | 2ч | ||
| ||||
11 | «Загадки мозга» | 3ч | ||
1.Рефлекторный характер ВНД. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей. 2.Физиология сна. Что такое летаргический сон? Могут ли сны быть вещими? Что такое гипноз? Иллюзии. Объяснение причин появления иллюзий. 3Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Демонстрация кинофрагмента «Гипноз» | 1 | Проверочная работа | ||
12 | «Поиски путей к долголетию» | 1 | ||
Долголетие и активная старость. Найден ген старения. Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни. | ||||
13 | Влияние антропогенных факторов среды на организм человека | 5ч | ||
1.Экотоксиканты. Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмий.) Биологическая роль марганца, железа, меди,йода, цинка в физиологических процессах. Влияние консервантов и эссенций на здоровье человека. 2.Препараты бытовой химии .Применение синтетически моющих средств, средств личной гигиены, препаратов для борьбы с насекомыми. 3. Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека. Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы. Решение экологических проблем на транспорте. 4.Воздействие шума на организм . Источники шума. Механизм действия шума. Адаптация к шуму. Степени потери слуха. Изменения нервной и сердечно-сосудистой систем у лиц, работающих в условиях шума. 5. Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека .Источники неионизирующего электромагнитного излучения. Последствия электромагнитного излучения на организм человека. | Тест | |||
14 | Итоговое занятие 1.Итоговое тестирование 2. Защита проектов. | 2 | Тест | |
Итого | 35ч |
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Человечество в 21 веке»
№п/п | Тема урока | Дата | Цель урока | Тип и форма урока | Методы и технологии | Основное содержание | Виды деятельности школьников | Планируемые результаты | Средства обучения | Формы контроля | |
План. | |||||||||||
1 | Введение. Общее знакомство с курсом «Человечество в 21 веке». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. | Сентябрь 1 нед. | Знакомство с задачами курса и выявление его значимости для более глубокого изучения биологии. | Лекция | словесный (беседа, рассказ) коллективный способ учения | Физиология, Нейрофизиология, генотерапия, генная инженерия. | Личност. УУД Осознавать единство и целостность окружающего мира и человека, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений физиологии. Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Позн. – давать определения ключевым понятиям, уметь работать с терминами, текстом учебника, анализировать, выделять главноеК –вести диалоговое общение, распределяют роли выступающих в группе.Предм. Должны, характеризовать методы изучения организма человека. Объяснять биологическую социальную природу человека. | Объяснены место и роль человека в природе. Выделены существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы Раскрыто значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлены методы изучения организма человека. | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка | ||
2 | Нервная регуляция. Мозг и психическая деятельность Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. | 2 нед. сен. | Расширение понятийной базы по теме «нервная регуляция», выявление основных закономерностей рефлекторной регуляции. | Лекция | объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения | Нервная ткань. Строение нейрона. Нервная регуляция. Высшая нервная деятельность, торможение и возбуждение. | Личност. УУД Осознавать взаимосвязь всех систем организма и выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему по данной теме, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Познават. УУД Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять сложность процессов нервной деятельности. Коммун. УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Предм.УУД- объяснять механизм нервной регуляции, выявлять основные закономерности рефлекторной регуляции. | Объяснены основные закономерности нервной деятельности и характерные особенности нервной ткани Выделены существенные признаки процесса рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объяснена необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека | Таблицы, рисунки, мультимедийная поддержка | Проверочная работа (тест) |
3 | 2.Рефлекс как основа нервной деятельности. Рождение нейрофизиологии. Современные достижения медицины в области физиологии. Лабораторная работа №1 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление». | Сентябрь 3 нед. | Дальнейшее изучение процессов нервной регуляции, формирование способности обучающихся к практическим действиям. Формирование ИКТ- компетенции. | Лекция | объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения | Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы. Достижения в нейрофизиологии | Личност. УУД Осознавать единство и целостность окружающего мира и человека, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений физиологии. Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Познават. УУД Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять сложность процессов нервной деятельности. Коммун. УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Предм. Устанавливать связь между строением и функциями нервной клеток. Характеризовать этапы рефлекторной дуги. | Объяснены место и роль человека в природе. Выделены существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы Раскрыто значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлять методы изучения организма человека | Таблицы, инструкции лабораторных работ, Презентации. |
4 | Кровь. Кровообращение 1.Кровь и ее двигатель. Группы крови. Биопротезы клапанов сердца. | Сентябрь 4нед. | Дальнейшее изучение процессов кровообращения, формирование применения новых знаний в практической деятельности Формирование ИКТ- компетенции. | Лекция Дискуссия | объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения | Состав крови. Плазма, ее состав, форменные элементы крови. Группы крови и резус – фактор. Операции на сердце. | Познав.УУД анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию; Регулят.УУД. корректирует знания, оценивает собственные результаты; Выдвигает версии решения проблемы. Ком.УУД – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками. Предм.- Знать фазы работы сердца,, описывать схему кровообращения, выделять особенности ткани сердца. Раскрывать значение методов . лечения сердечных заболеваний | Объяснены основные закономерности работы кровеносной системы, Законов Менделя(генетика), взаимодействие генов - кодоминирование. Раскрыты характерные особенности соединительной ткани(крови). Раскрыто значение знаний о кардиологии в современной жизни. Выявлены методы изучения организма человека . | Таблицы, учебник, мультимедийная поддержка |
5 | 2.Перфторан – «голубая кровь».Нитроглицерин для сердечников.Донорство. Нобелевские премии в кардиологии. Лабораторная работа №2 «Измерение кровяного давления». | октябрь 1нед. | Расширение понятийной базы по теме «Кровеносная система», формирование применения новых знаний в практической деятельности Формирование ИКТ- компетенции. | Лекция с элементами беседы | объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения | Перфторан. Нитроглицерин для сердечников. Донорство. Нобелевские премии в кардиологии. Современные достижения в медицине. | Личност. УУД Осознавать возможности медицины в 21 веке, ее значимости для человечества. Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, Познав.УУД Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками, Предм – объяснять необходимость применения перфторана и нитроглицерина для сердечников.Характеризовать вклад российских ученых в развитии кардиологии. | Научились ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться приборами для измерения давления иметь навыки оказания первой помощи, применять знания в практической жизни | Таблицы, учебник, мультимедийная поддержка Тонометр, фонендоскоп | тест |
7 | 2. Заболевания органов эндокринной системы. Причины заболеваний эндокринной системы жителей Курской области. | 3 нед.октябрь | Продолжение формирования представлений о деятельности эндокринной системы, углубление и расширение понятийной базы по теме, самостоятельной деятельностисотрудничеству в коллективе. | Лекция - Конференция | Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный | Болезни эндокринной системы и их профилактика. Причины заболеваний эндокринной системы жителей Курской области. | Личност. УУД -выстраивать собственное целостное мировоззрение и осознавать потребность и готовность к самообразованию. . Регулят.УУД.-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему . Познав.УУД -уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками. Предм. Определять роль эндокринной системы для физиологии человека. Обосновывать биологическое значение гормонов, сравнивать и характеризовать их . | Научились объяснять с биологической точки зрения возникновение заболеваний эндокринной системы жителей Курской области | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка | тест |
8 | Иммунитет Распространение инфекционных заболеваний Вирусология,иммунология и медицинская микробиология. | Октябрь 4 нед. | Активизирование ранее усвоенной информации по теме «иммунитет», расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий по теме , формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся, применения знаний в повседневной жизни. | Лекция с элементами беседы | Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный | Иммунитет .Инфекционные заболевания, причины, их вызывающие.Иммунология и вирусология,медицинская микробиология. Профилактика инфекционных заболеваний. | Личност. УУД -оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Регулят.УУД. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему Познав.УУД-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками, Предм. Анализировать и сравнивать виды иммунитета. Характеризовать вклад отечественных ученых в развитие иммунологии и трансплантологии. | Научились осознавать роль иммунологии, вирусологии и микробиологии в жизни человечества, применять знания этих наук в повседневной жизни человека | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка |
9 | 2.ВИЧ-инфекция: пути заражения, Строение и жизненный цикл вируса. Разработка вакцины. | Ноябрь 2 нед. | Расширение представлений о ВИЧ-инфекции. формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся, применения знаний в повседневной жизни, способности вести диалоговое общение. | Лекция- конференция | словесный (беседа, рассказ) Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный | Строение и жизненный цикл ВИЧ. История открытия болезни. Пути заражения, способы предупреждения. Вакцины будущего. | Личност. УУД Оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Выстраивают собственное целостное мировоззрение. Познав.УУД-анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления по теме «Вирусы» . Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Ком.УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и распределять роли среди выступающих . Предм. - Называть предпосылки распространения ВИЧ ,. описывать периоды ВИЧ – инфекции, ее проявление. Характеризовать вклад российских ученых в развитии вирусологии.. | Научились объяснять отличительные свойства живого от неживого, знать характерные особенности жизненного цикла вируса ВИЧ, использовать знания по данной теме при профилактике ВИЧ (СПИДа). | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка карточки с творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка Тетрадь, ручка Дидактические карточки | Проверочная работа (тест) |
10 | «Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья» 1. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Пищевые добавки. Рациональное питание. | Ноябрь 3 нед | Расширение представлений о видах обмена. формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся, применения знаний по теме в повседневной жизни, способности вести диалоговое общение. | Лекция с элементами беседы | технология развития критического мышления | Строение ЖКТ. Роль белков, жиров, углеводов и их функции. Диссимиляция и ассимиляция в разном возрасте жизни человека. Пищевые добавки и их роль. Режим питания растущего организма. | Личност. УУОсознавать единство и целостность окружающего мира и выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Познав.УУД Осуществлять сравнение, и классификацию питательных веществ, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций, выявлять роль пищевых добавок для здоровья человека. Ком.УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и распределять роли среди выступающих . Предм.- Объяснять механизм обмена веществ. Характеризовать стадии энергетического обмена, доказывать необходимость режима питания. Приводить примеры. | Научились осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять её в собственных исследованиях. Углубили знания о фазах обмена; - о превращениях белков, жиров и углеводов в организме; означении воды и минеральных солей; Научились использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Таблицы, муляжи продуктов питания, мультимедийная поддержка карточки с творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка Тетрадь, ручка | |
11 | 2. Опасность переедания. Лечебное голодание. Тайна витаминов. | 4 нед. ноябрь | Углубление понятийной базы по теме «Обмен веществ» ,формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, к самостоятельной деятельности, сотрудничества в коллективе, применению и реализации знаний по теме в жизни.
| Викторина | коллективные способы обучения | Болезни сытости и голодания, вред и польза голодания. Профилактика болезней булемии и анорексии. Витамины в питании .Классификация и функции. | Познав.УУД Углубить знания о витаминах и их роли в обмене веществ; Сформировать представление об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; Анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления нарушений обмена веществ. Ком.УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и распределять роли среди выступающих . Личност. УУД Осознавать единство и целостность окружающего мира и выстраивать собственное целостное мировоззрение. Предм.- характеризовать опасные болезни –булемия, анорексия. Выявлять причины их возникновения, знать профилактические шаги для их предупреждения. Характеризовать витамины. | Использовать знания о способах сохранения витаминов в пищевых продуктах в повседневной жизни. Научиться объяснять и анализировать роль лечебного питания и вред голодания и переедания. | Таблицы, муляжи продуктов питания, мультимедийная поддержка карточки с творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка Тетрадь, ручка Дидактические карточки | |
12 | 3. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога. Лабораторная работа №3 «Составление суточного пищевого рациона». | 1 нед декабрь | Продолжение формирования представленийо правильном питании, формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся, применения знаний по теме в повседневной жизни, способности вести диалоговое общение. | Урок творчества | технология развития критического мышления | Диетическое питание. Деятельность врача-диетолога. Суточный пищевой рацион. | Личност. УУД Осознавать единство и целостность окружающего мира и выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Определяют цель учебной деятельности, творчески подходить к выбору тем проекта Познав.УУД Строят логические рассуждения о рациональном и диетическом питании, Устанавливать причинно-следственные связи возникновения болезней ЖКТ. Ком.УУД Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе. Предм.- Уметь объяснять процесс роль диетического питания, обосновывать биологическое значение рационального питания. | Научились составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических затрат; объяснять с биологической точки зрения роль диетического питания | Дидактические карточки карточки с творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка Тетрадь, ручка мультимедийная поддержка | самоконтроль |
13 | «Красота и здоровье кожи» 1. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Инфекционные заболевания кожи . | 2нед. декабрь | Продолжение формирования представленийо коже, формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся, применения знаний по теме в повседневной жизни, способности вести диалоговое общение. | Лекция- диалог | словесный (беседа, рассказ) коллективный способ учения | Производные кожи. Методы лечения организма. Инфекционные заболевания кожи | Личност. УУД оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья Выстраивают собственное целостное мировоззрение о современных методах лечения . Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему ,связанную с инфекционными заболеваниями кожи, определяют цель учебной деятельности. Выдвигают версии решения проблемы ищут самостоятельно средства достижения цели. Познав.УУД производить поиск информации по теме «Методы лечения организма», анализировать и оценивать ее достоверность. Выявлять причины и следствия инфекционных болезней кожи Ком.УУД организуют учебное взаимодействие в группе. Предм. –должны знать строение кожи, приводить примеры производных кожи, заболевания кожи и методы их лечения, | Сформированы и углублены понятия«производные кожи», «методы лечения» Развиты умения характеризовать и классифицировать методы лечения , научились использовать знания в повседневной жизни. | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка | |
14 | 2.Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. | 3 нед декабрь | Углубление знаний по теме «Терморегуляция» формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся, применения знаний по теме в повседневной жизни, способности вести диалоговое общение. | Лекция - дискуссия | Терморегуляция Обмен веществ. Гомойотермность. Пойкилотермность. Механизм терморегуляции. | Личност. УУД Оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья Регулят.УУД. Самостоятельно определяют цель учебной деятельности и средства достижения цели. Познав.УУД Осуществляют сравнение и классификацию живых организмов по отношению к обмену веществ, составляют тезисы по теме «Роль кожи в терморегуляции» Ком.УУД организуют учебное взаимодействие в группе. Предм.УУД Углубляют знания об обмене веществ и механизме терморегуляции. Осуществляют сравнение и классификацию живых организмов по характеру обмена веществ. | Сформированы и углублены понятия«терморегуляция», «механизм терморегуляции» Развиты умения характеризовать и классифицировать живых организмов по отношению к обмену веществ, научились использовать знания по теме «Роль кожи в терморегуляции» в повседневной жизни. |
15 | 3.Закаливание организма и факторы среды. ЗОЖ. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. | декабрь 4 нед. | Выявление и осознание сущности закаливания , формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, применения знаний по теме в повседневной жизни, способности вести диалоговое общение. | Лекция- диалог | словесный (беседа, рассказ) технология критического мышления | Закаливание ЗОЖ. Определение «здоровье». Формы и условия закаливания. Гигиена одежды и обуви. | Личност. УУД Осознают единство и целостность окружающего мира и человека, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений биологии и медицины. Выстраивают собственное целостное мировоззрение на взгляд ЗОЖ .Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности. Учатся составлять индивидуальный план выполнения проекта по личному оздоровлению. Познав.УУД Производят поиск информации в различных источниках информации по теме «ЗОЖ», «Спорт в жизни человека» анализируют и оценивают ее достоверность. Строят логические рассуждения по проблеме закаливания организма, отношения к спорту. Выявляют причинно-следственные связи простудных заболеваний, понижение устойчивости иммунитета. Ком.УУД Учатся вести диалоговое общение, распределяют роли выступающих в группе. Предм.УУД Учатся применять в практической деятельности знания ЗОЖ и методов закаливания ,объясняют влияние факторов среды на организм человека, | Сформировано понятие ЗОЖ, здоровье. Развиты умения характеризовать факторы среды и их влияние на организм человека. Научились составлять индивидуальный план проекта по личному оздоровлению, применять в практической деятельности знания ЗОЖ и методов закаливания, вести диалоговое общение в группе. | Таблицы, учебник, фотографиимультимедийная поддержка(видео фильм. «Спорт» ) |
16 | 4.Косметические средства и их рациональное использованиеДомашняя косметика. Трансплантология кожи.. | 2 нед. январь. | Формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения знаний по теме «Косметические средства», развитие способностей коллективного сотрудничества. | Урок - игра | словесный (беседа, рассказ) коллективный способ учения | Косметические средства Трансплантология кожи. Домашняя косметика. Фитокосметика | Личност. УУД Осознают единство и целостность окружающего мира и человека, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений биологии и медицины. Регулят.УУД. самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему по теме «Трансплантология» и «Применение косметических средств» Комм.УУД Организуют учебное взаимодействие в группе. Распределяют роли для выступления. Познав.УУД Производят поиск информации в различных источниках по теме «Косметические средства . Домашняя косметика », составляют библиографический список литературы по данной теме .Строят логические рассуждения по теме «Трансплантология». Предм.УУД Учатся применять в практической деятельности знания о косметологии .и домашней косметики, объяснять влияние косметических препаратов на кожу, проводить биологические эксперименты, связанные с действием косметических средств на кожу. | Сформированы понятия и сформулирована учебная проблема по теме «Косметические средства», «Трансплантология», «Фитокосметика Составлен библиографический список литературы по данной теме. Организовано учебное взаимодействие в группе. Научились проводить биологические эксперименты, связанные с действием косметических средств на кожу, сделаны выводы. ..о рациональном использовании косметики | Таблицы, муляжи косметических средств, фотографии, мультимедийная поддержка |
17 | Репродуктивная система человека 1. Особенности строения мужской и женской половых систем. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. | 3 нед январь. | Углубление знаний по теме «репродуктивная система человека» формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся, применения знаний по теме в повседневной жизни, способности вести диалоговое общение. | Лекция - дискуссия | словесный (беседа, рассказ) коллективный способ учения | Строение мужской и женской половых систем. Оплодотворение. Эмбриогенез. Влияние факторов среды на развитие зародыша. | Личност. УУД Формируют экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды и ее влияния на человека.. Выстраивают собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему по теме «Репродуктивная система человека», определяют цель учебной деятельности. Выдвигают версии решения проблемы влияния среды на развитие зародыша. Комм.УУД Организуют диалоговое общение в группе. Познав.УУД Производят поиск информации в различных источниках по теме «Репродуктивная система человека», составляют библиографический список литературы по данной теме .Строят логические рассуждения по теме «Биологическая сущность оплодотворения». Предм.УУД Углубляют и расширяют знания по теме «Репродуктивная система человека», «Биогенетический закон», определяют место и роль человека в животном мире, объясняют влияние среды на развитие зародыша. | Сформированы понятия и биологические термины по«Репродуктивная система человека » Углублены и расширены знания по «Биологическая сущность оплодотворения.» Организовано учебное взаимодействие в группе. Изучено влияние экологической среды на формирование эмбриона. | Таблицы, мультимедийная поддержка,видео, |
18 | 2.Планирование семьи. Физическая зрелость ,вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. | 4 нед январь. | Выявление и осознание сущности социальной и биологической готовности к вступлению в брак. Формирование этикопсихологической готовности подросткового возраста к браку. способности вести диалоговое общение. | Лекция - дискуссия | словесный (беседа, рассказ) коллективный способ учения | Планирование семьи. Брак. Социальная и этико-психологическая готовность к вступлению в брак. | Личност. УУД Оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Выстраивают собственное целостное мировоззрение по теме «Физическая зрелость, вступающих в брак» Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему сущности социальной и этико-психологической готовности к вступлению в брак. Комм.УУД Организуют диалоговое общение в группе. Познав.УУД Анализируют и оценивают достоверность информации в различных источниках по теме «Планирование семьи.», составляют библиографический список литературы по данной теме .Строят логические рассуждения по теме «Физическая зрелость ,вступающих в брак». Предм.УУД Продолжают углублять и расширять знания по теме «Репродуктивная система человека», «Биогенетический закон», раскрывают сущность понятия «семья» для человека. Характеризуют возрастные особенности отношения к браку. | Сформированы понятия и термины «Семья», «Брак» Составлен библиографический список литературы по данной теме. Организовано учебное взаимодействие в группе. Углублены и расширены знания по теме «Социальная и этико-психологическая готовность к вступлению в брак» | фотографии, видео. мультимедийная поддержка |
19 | 3.Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. Проект«Почему дети похожи на родителей ?». | 1 нед. февраль. | Расширение и углубление знаний по теме « Особенности возрастных процессов организма», активизирование материала по теме «Решение генетических задач»,формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения знаний, | Урок- исследование | словесный (беседа, рассказ) проблемного, проектного и исследовательского обучения | Особенности возрастных процессов человеческого организма. Проект «Почему дети похожи на родителей ?». | Личност. УУД Выстраивают собственное целостное мировоззрение по теме «Почему дети похожи на родителей» Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему возрастных процессов человеческого организма. Познав.УУД Анализируют и оценивают информацию в различных источниках по теме «Почему дети похожи на родителей ?».Строят логические рассуждения по данной теме . Предм.УУД Продолжают углублять и расширять знания по теме «Репродуктивная система человека», «Возрастные особенности человека», решают и правильно оформляют решение генетических задач разной сложности; | Составлен библиографический список литературы по теме «Возрастные процессы организма». Организовано учебное взаимодействие в группе. Углублены и расширены знания по разделу биологии «Генетика» Решены и оформлены генетические задачи по теме «Определение вероятности появления потомства с заданным признаком» «Наследование признаков, сцепленных с полом.» | Таблицы фотографии, мультимедийная поддержка, учебник , тетрадь, ручка. |
20 | «Загадки генетики» Поиски путей к долголетию» Долголетие и активная старость. Почему долголетие социальная проблема? | Февр.2 нед. | Расширение и углубление понятийной базы по теме «Загадки генетики».формирование навыков практической направленности (решение генетических задач, составление родословной) формирование способности к самостоятельной деятельности обучающихся, применения знаний в практической жизни, способности к взаимодействию в группе, осознание обучающимися значимости биологических знаний в современной жизни | Лекция | словесный (беседа, рассказ) частично - поисковый | ДНК. Наследственные болезни человека. Определение пола. Законы Менделя. | Личност. УУД Осознают возможности познаваемости и объяснимости окружающего мира на основе достижений науки. Регулят.УУД. Самостоятельно формулируют учебную проблему генетических болезней человека. Познав.УУД Анализируют и оценивают информацию в различных источниках по теме «Чудесные спирали ДНК». Строят логические рассуждения по данной теме . Предм.УУД Продолжают углублять и расширять знания по разделу «Генетика» решают и правильно оформляют решение генетических задач разной сложности; | Сформированы понятия и термины «Генетические болезни»,«ген», «ДНК», «Генетическое определение пола.» Составлен библиографический список литературы по теме «Загадки генетики». Организовано учебное взаимодействие в группе. Углублены и расширены знания по разделу биологии «Генетика» Решены и оформлены генетические задачи . | Таблица «Кариотип человека», портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка ,учебник , тетрадь, ручка. |
21 | 2.Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование. | Февр. 3 нед. | формирование навыков практической направленности (решение генетических задач, составление родословной) формирование способности к самостоятельной деятельности обучающихся, применения знаний в практической жизни, способности к взаимодействию в группе, осознание обучающимися значимости биологических знаний в современной жизни | словесный (беседа, рассказ) метод проблемного изложения | Моногибридное и дигибридное скрещивание Закономерности наследования Сцепленное с полом наследование | Личност.УУД Осознают возможности познаваемости и объяснимости окружающего мира на основе достижений науки. Регулят.УУД. Самостоятельно определяют цель учебной деятельности. Познав.УУД Анализируют и оценивают различные этические аспекты современных исследований в биологической науке. Строят логические рассуждения по данной теме . Предм.УУД Продолжают углублять и расширять знания по разделу «Генетика. Сцепленное с полом наследование » решают и правильно оформляют решение генетических задач разной сложности. | Сформированы понятия и термины «Моногибридное и дигибридное скрещивание», «Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование » Осуществлен поиск биологической информации в различных источниках и применен в собственных исследованиях закономерностей наследования признаков ; Углублены и расширены знания по разделу биологии «Генетика. Сцепленное с полом наследование» Решены и оформлены генетические задачи по теме «Сцепленное с полом наследование» | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка, учебник , тетрадь, ручка. Таблица «Кариотип человека» |
22 | 3.Методы изучения генетики человека. Иммуногенетика. Практическая работа №1 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний» | Февр. 4 нед.. | Углубление знаний по теме «Методы изучения генетики человека», формирование способности к самостоятельной деятельности обучающихся, применения знаний в практической жизни, способности к взаимодействию в группе, осознание обучающимися значимости биологических знаний в современной жизни | Лекция | словесный (беседа, рассказ) коллективный способ учения | Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика. Генетические аспекты онкологии. Построение родословной и определение наследственных заболеваний | Личност.УУД формируют знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; Регулят.УУД. Самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ориентируются в проблемной ситуации, возникающей при построении своей родословной. Познав.УУД Анализируют и оценивают различные этические аспекты современных исследований в биологической науке. Строят логические рассуждения по данной теме . Ком.УУД развивают умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Предм.УУД характеризуют методы науки генетики и их роль в познании живой природы. Объясняют возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций. Используют генетическую символику и применяют алгоритм при составлении родословных. | Изучены методы генетики. Осуществлен поиск биологической информации в различных источниках и применен в собственных исследованиях по теме «Иммуногенетика», «Генетические аспекты онкологии» Научились использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Оформлены и сделаны выводы по практической работе «Построение родословной, определение наследственных заболеваний» | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка учебник , тетрадь, ручка. Таблица «Кариотип человека» |
23 | «Науки будущего» 1.Биотехнология, ее задачи и методы. Генная инженерии в селекции и медицине. | Март 1 нед.. | Расширение понятийной базы по теме «Науки будущего», применения знаний в практической жизни, способности к взаимодействию в группе, формирование собственного мировоззрения на будущее человечества, осознание обучающимися значимости биологических знаний в современной жизни | Лекция - дискуссия | словесный (беседа, рассказ) метод проблемного изложения | Биотехнология, ее задачи и методы. Перенос генов и хромосом. Генная инженерия ,селекция. | Личност. УУД Осознают возможности познаваемости и объяснимости окружающего мира на основе достижений науки биотехнология. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему по теме «Биотехнология и генная инженерия» Познав.УУД Определяют возможные источники необходимых сведений по теме «Генная инженерии в селекции и медицине.», анализируют и оценивают различные этические аспекты современных исследований в науке генная инженерия. Строят логические рассуждения по данной теме . Ком.УУД развивают умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Предм.УУД характеризуют биотехнологию как науку, и ее роль в познании живой природы. Объясняют целесообразность внедрения науки генная инженерия в селекцию и медицину. | Изучены задачи и методы биотехнологии. Сформулирована и решена проблема по данной теме. Составлен библиографический список литературы по теме «Биотехнология, ее задачи и методы.»,«Генная инженерии в селекции и медицине.». Развиты умения сотрудничать . Дана характеристика биотехнологии и ее роли в познании живой природы. Научились объяснять целесообразность внедрения науки генная инженерия в селекцию и медицину. | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка учебник , тетрадь, ручка. | |
24 | 2.Клонирование. Генотерапия. Нобелевские премии в области генетики. | 2 нед. март | Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий по теме «Клонирование . Генотерапия»формирование способности к творческой деятельности обучающихся, ИКТ-компетентности обучающихся, применения знаний в повседневной жизни, формирование навыков сотрудничества, | Лекция – дискуссия. | словесный (беседа, рассказ) метод проблемного изложения | Клонирование. Генотерапия. Геном человека. | Личност. УУД Осознают возможности познаваемости и объяснимости окружающего мира на основе достижений науки биотехнология. Регулят.УУД. Самостоятельно формулируют цель деятельности по теме «Клонирование. Генотерапия.» Познав.УУД находят источники информации по теме «Клонирование» , «Нобелевские премии в области генетики». Анализируют и оценивают этические аспекты современных исследований в науке генная инженерия. Строят логические рассуждения по теме «Геном человека» Ком.УУД развивают умение работать в группе и вести диалог. Предм. УУД Определяют роль клонирования и генотерапии для человечества в современном мире. Объясняют целесообразность их внедрения в селекцию и медицину. | Сформированы понятия «Клонирование», «Генотерапия.» Составлен библиографический список литературы по данной теме Развиты умения сотрудничать вести диалоговое общение.
Научились объяснять роль и место современных направлений биотехнологии в современном мире. | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка учебник , тетрадь, ручка. | |
25 | «Загадки мозга» 1.Рефлекторный характер ВНД. Соотношение характера и темперамента. Воля . | 3 нед.марта. | Активизирование ранее усвоенной информации по теме «Загадки мозга», формирование способности к творческой деятельности обучающихся, ИКТ-компетентности обучающихся, | Лекция с элементами беседы | Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ) | Рефлексы. Характер и темперамент . Воля. | Личност. УУД Осознают возможности познаваемости человеческого организма, выстраивают собственное целостное мировоззрение о взаимосвязи организмов. Регулят.УУД. Самостоятельно формулируют цель учебной деятельности по теме «Рефлекторный характер ВНД» Познав.УУД Производят поиск информации по теме «Характер и темперамент . Воля», анализируют и оценивают ее достоверность. Создают схематические модели рефлекторной работы ВНД с выделением существенных характеристик объекта (коленный ,мигательный рефлекс). Ком.УУД развивают умение работать в группе и вести диалог. Предм. УУД Определяют место и роль человека в животном мире .Характеризуют рефлекторную деятельность ВНД. Классифицируют и анализируют типы темпераментов человека, делают выводы на основе сравнения. | Сформированы понятия «Рефлекс» «Характер » «воля». Составлен библиографический список литературы по данной теме Развиты умения сотрудничать вести диалоговое общение.
Научились объяснять рефлекторную деятельность ВНД и применять знания по этой теме в практической жизни. | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка учебник , тетрадь, ручка. | |
26 | 2.Физиология сна. Что такое летаргический сон? Что такое гипноз? Иллюзии. Объяснение причин появления иллюзий. Демонстрация кинофрагмента «Гипноз» | 1 нед. апреля | Расширение представлений о физиологии сна, природе гипноза и иллюзий, формирование способности к творческой деятельности обучающихся, ИКТ-компетентности обучающихся, | Лекция-диалог. | Словесный частично - поисковый Технология Критического мышления | Физиология сна. Гипноз. Иллюзии. | Личност. УУД Осознают возможности познаваемости человеческого организма. Регулят.УУД. Самостоятельно формулируют цель учебной деятельности по теме «Физиология сна. Сновидения» Познав.УУД Производят поиск информации по теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее достоверность. Ком.УУД развивают умение работать в группе и вести диалог. Предм. УУД Объясняют причины сна, формулируют определение «гипноз» и «иллюзии».Характеризуют рефлекторную деятельность ВНД человека. | Сформированы понятия «сон» «гипноз» «иллюзии». Составлен библиографический список литературы по «Физиология сна» Развиты умения сотрудничать вести диалоговое общение.
Научились объяснять физиологию сна и применять знания по этой теме в практической жизни. | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка учебник , тетрадь, ручка. Фильм «Гипноз» |
27 | 3.Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. | 2 нед. апреля | Формирование здорового образа жизни, расширение представлений о механизме возникновения наркотической зависимости, способности к творческой деятельности обучающихся, ИКТ-компетентности обучающихся, | Урок - семинар | Коллективный способ обучения, словесный, наглядный | Наркомания, наркотическая зависимость, классификация наркотических средств | Личн.- должны осознать необходимость получения знаний в области биологии и экологии. Регул.- Прогнозировать– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний по данной теме. Позн.- Выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы зависимости от наркотиков, применять полученные знания в практической жизни. Ком.- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, уметь сотрудничать в группе. Предм.- Обосновывать биологическое значение наркотических веществ на организм. Объяснять последствия влияния на организм наркотиков, | Углублены и расширены знания , раскрыто значение биологических знаний в повседневной жизни человека, организовано учебное взаимодействие в группе. Объяснены роль и влияние воздействия токсичных веществ на организм. | мультимедийная поддержка, наглядные пособия по теме, видео-ролик «Наркотики - зло» |
28 | «Поиски путей к долголетию» Долголетие и активная старость. Почему долголетие социальная проблема? | Апрель 2 нед. | формирование способности к творческой деятельности обучающихся, ИКТ-компетентности обучающихся, продолжение формирования навыков самостоятельной работы, совершенствование навыков ИКТ – компетенций, умений вести диалоги в группе. | Лекция - дискуссия | словесный (беседа, рассказ),наглядный, коллективный способ учения | Долголетие, активная старость, ген старения. социальная проблема долголетия, заповеди правильного образа жизни. | Личност. УУД Осознавать единство и целостность окружающего мира и человека, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений физиологии. Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Позн.- Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически оценивать ее. Ком.- определять цели, функции участников конференции, способов взаимодействия Предм.- характеризовать состояние здоровья человека в настоящее время от возраста, объяснять с биологической точки зрения термин «старость» анализировать роль факторов среды на развитие организма. | Углублены и расширены знания по теме и раскрыто значение биологических знаний в повседневной жизни человека . Составлен список источников информации по данной Объяснена роль ЗОЖ в активной жизнедеятельности человека.Организовано учебное взаимодействие в группе. | Таблицы, портреты ученых, спортсменов, фотографии, мультимедийная поддержка, |
29 | Влияние антропогенных факторов среды на организм человека 1.Экотоксиканты. Роль металлов в физиологических процессах. Влияние консервантов и эссенций на здоровье человека. | Апрель 3 нед. | Ознакомление обучающихся с факторами среды и влиянием их на живые организмы., формирование ИКТ- компетенций в процессе обучения. Способствование повышению уровня познавательного интереса к предмету, | Конференция | словесный (беседа, рассказ) коллективный способ учения | Факторы среды: биотические и абиотические, антропогенное воздействие, радиация, излучение. Экотоксиканты. Токсичные металлы(свинец, ртуть, алюминий, кадмий.) Биологическая роль марганца, железа, меди, йода, цинка в физиологических процессах. консерванты и эссенции. | Личн.- должны осознавать влияние факторов среды на развитие организма. Регул.- определить последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составить план и последовательность действий при проведении конференции. Позн.- Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически оценивать ее. Ком.- определять цели, функции участников конференции, способов взаимодействия Предм.- характеризовать состояние окружающей среды и состояние здоровья человека в настоящее время, анализировать роль факторов среды на развитие организма. | Углублены и расширены знания по теме и раскрыто значение биологических знаний в повседневной жизни человека . Составлен библиографический список источников биологической информации Объяснена роль металлов на организм. .Организовано учебное взаимодействие в группе. | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка |
30 | 2. Препараты бытовой химии и их применение. | 4 нед. апрель | Расширение и углубление знаний по теме «Препараты бытовой химии и их применение и влияние на живые организмы», формирование ИКТ- компетенций в процессе обучения. Способствование повышению уровня познавательного интереса к предмету, | Урок - Семинар | словесный (беседа, рассказ), наглядный, коллективный способ учения | Препараты бытовой химии и их применение .средства личной гигиены, | Личн.- должны осознать необходимость получения знаний в области биологии и экологии. Регул.- Прогнозировать– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний по данной теме. Позн.- Находить информацию в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях) и критически ее оценивать Ком.- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, уметь сотрудничать в группе. Предм.- Выявлять источники токсичности в среде. Обосновывать биологическое значение токсичных веществ на организм. Объяснять их последствие влияния на организм . | Углублены и расширены знания , раскрыто значение биологических знаний в повседневной жизни человека, организовано учебное взаимодействие в группе. Объяснены роль и влияние воздействия токсичных веществ на организм человека. | Таблицы, фотографии, предметы бытовой химии. мультимедийная поддержка |
31 | 3.Транспорт и его губительное действие на организм человека. Решение экологических проблем на транспорте. | 1 нед. май | Расширение и углубление знаний по теме «Транспорт и его губительное действие на организм человека.», формирование экологического мышления, ИКТ- компетенций в процессе обучения. Способствование повышению уровня познавательного интереса к предмету, | Лекция - диалог | словесный (беседа, рассказ) коллективный способ учения | Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека. Транспорт и его действие на природу, шум, вибрация, загрязнение атмосферы. | Личн.- должны осознать необходимость получения знаний в области биологии и экологии. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Позн.- Выбирать наиболее эффективные способы решения экологических задач, применять полученные знания в практической жизни. Ком.- включаться в дискуссию с учителем, одноклассниками, отстаивать свою точку зрения. владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка,. Предм.- Выявлять источники токсичности в среде. Обосновывать биологическое значение токсичных веществ на организм. Объяснять последствия влияния на организм выхлопных газов. | Углублены и расширены знания , раскрыто значение биологических знаний в повседневной жизни человека, организовано учебное взаимодействие в группе. Объяснены роль и влияние воздействия выхлопных газов на организм человека. | Таблицы, портреты ученых, фотографии, мультимедийная поддержка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
элективный курс по биологии 10 класс
материал данного курса систематизирует знания , полученные учащимися за предыдущие годы обучения и помогает подготовится к ЕГЭ...
Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Решение задач по генетике"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса "Решение задач по генетике"...
Рабочая программа элективного курса по биологии, 7 класс "Экология животных"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 7 класса "Экология животных"...
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....
КТП элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....