Рабочая программа по ФГОС для 5 класса по биологии
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарёвой и ориентирована на использование учебника БИОЛОГИЯ 5 класс/И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О. А. Корнилова - М.: Вентана-Граф, 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ФГОС 5 кл по биологии | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор школы
___________ _____________ ___________
Протокол № ____ « __» августа 2014 г. Введено в действие
От «___» августа 2014 г. Приказ №__от «___»августа 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «БИОЛОГИЯ» (ФГОС)
в 5 классе
учителя Крутских Лилии Ивановны
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по биологии предназначена для организации обучения учащихся 5 классов общеобразовательных школ базового уровня и составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы под редакцией И.Н. Пономарёвой. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Данному курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Рабочая программа составлена с учётом преемственности программам начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В рабочей программе нашли отражения цели и задачи :
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений.
- овладение ключевыми компетенциями: учебно – познавательной, информационной, ценностно- смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально – ценностного отношения к объектам живой природы;
- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Настоящая программа включает следующие разделы:
1) основное содержание рабочей программы;
2) развёрнутое учебно-тематическое планирование;
3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;
4) ожидаемые результаты обучения
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:
- 5 класс (« Биологию» ) Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Под ред. Пономарёвой И.Н.
- Биология. 6 класс(« Растения» )Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Под ред. Пономарёвой И.Н.
- Биология. 7 класс (« Животные») Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Под ред. Константинова В.М.
- Биология. 8 класс («Человек и его здоровье») Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
- Биология. 9 класс ( «Общие биологические закономерности») Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Под ред. Пономарёвой И.Н.
Программа «Биология. 5класс» составлена с учетом рекомендаций для составления рабочих программ в соответствии с экосистемным и структурно-функциональным подходом при изучении живой природы. Программа конкретизирует содержание предметных разделов в соответствии с концепцией курса и предлагает примерное распределение учебных часов, конкретизирует распределение лабораторных работ и экскурсий в курсе.
Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса.
Содержание программы. Биология. 5 класс (35 часов, 1 час в неделю) Учебно-тематический план
№ | тема | Количество часов | В том числе | |
лабораторные работы | экскурсии | |||
1 | Биология - наука о живом мире | 10 | 2 | 1 |
2 | Многообразие живых организмов | 9 | 3 | |
3 | Жизнь организмов на планете Земля | 9 | 1 | |
4 | Человек на планете Земля | 7 | 1 | |
Всего: | 35 | 5 | 3 |
Плановых контрольных уроков – 2 ч.; лабораторных работ -5, 3 экскурсии.
Биология - наука о живом мире (10 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Отличительные признаки живого и неживого. Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации : Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы : Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных тканей;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Многообразие живых организмов (9 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Зоология — наука о животных. Методы изучения животных. Общая характеристика царства животных. Многообразие животных. Роль в биосфере. Охрана животных. Основные группы животных. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Макет бактерии и таблицы строение бактерии. Гербарии «Отделы растений»
Влажные препараты и чучела представителей царства Животных.
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
Знакомство с внешним строением растения
Наблюдение за передвижением животного
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— роль животных в биосфере и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— объяснять роль животных биосфере.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Жизнь организмов на планете Земля (9 часов)
Живая оболочка Земли – биосфера. Понятие о жизни, особенности живого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Распространение живых организмов на планете. Среда обитания живых организмов. Условия (факторы) среды обитания. Взаимоотношения между организмами и факторами среды. Приспособленность живых организмов к окружающей среде. Наземно - воздушная среда обитания организмов. Особенности влияния условий среды на живые организмы. Взаимосвязь условий живой и неживой природы. Значение воздуха для живых организмов. Значение солнечного света для жизни растений. Пути передачи веществ и энергии в живой природе. Роль воды в жизни живых организмов. Вода как среда обитания. Особенности водной среды обитания. Приспособленность живых организмов к водной среде обитания. Почва как среда обитания. Почвенные животные. Многообразие живых организмов: растения, животные, грибы, бактерии, человек. Смена сезонов, погоды, климата. Природные зоны России (Арктика, тундра, зона лесов, степи, пустыни). Особенности растений, произрастающих в различных почвенных условиях.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Человек на планете Земля (7 часов)
Человек. Понятие о человеке как живом организме. Человек часть живой природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Хозяйственная деятельность человека (сельское хозяйство, промышленность, градостроение и т.д.). Охрана природы. Редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга. Роль школьников в охране природы. Здоровье человека и безопасность жизни. Влияние условий окружающей среды на здоровье человека.
Демонстрации: Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д. Примеры ядовитых растений, грибов и опасных животных своей местности.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
В рамках курса биологии 5 класса могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). К ним относятся примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов; использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени; поиск информации в сети Internet и справочниках, на компакт-дисках; фотографирование цифрового фотоаппарат и компьютера; заполнение полей в базах данных, подготовка собственного выступления с иллюстрациями; запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков; цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой; ведение компьютерного дневника.
В программу внесены следующие изменения:
Первый раздел увеличен на 2 часа, в связи со сложностью усвоения §5 разделён на два урока (Клетка и Ткани). Второй дополнительный час используется для проведения экскурсии. В третий раздел добавлен дополнительный час на экскурсию. Четвертый раздел увеличен на 3 часа, т.к. в учебном процессе следует проводить контрольно-обобщающие уроки по темам, исследовательскую деятельность учащихся и организовать экскурсию.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:
БИОЛОГИЯ: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128с., а также методических пособий для учителя: БИОЛОГИЯ: 5 класс: методическое пособие/.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80с.
Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Бодрова Н.Ф. Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь.- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2013г. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, схем, таблиц, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. А также в работе используется следующая литература
- Контрольно-измерительные материалы БИОЛОГИЯ 5 класс / Сост. Н.А. Артемьева.-М.: Изд. «ВАКО» 2013г.-112с.
- ЭКОЛОГИЯ учебник для 5 классов общеобразовательной школы
А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов/ Москва «Устойчивый мир» 2000г.-271стр.
- ПРИРОДОВЕДЕНИЕ: 5 класс «Пособие для учителя» Л.В. Дорогань Воронеж 2006 год. - 135с.
- Электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я.Колесникова «Биология живой организм» Издательство «Просвещение» 2013г.
- Электронное приложение к учебнику В.В Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С. Калиновой, З.Г. Гапонюк Биология 5-6 классы
- Электронное приложение www.drofa.ru;
- http://www.fcior.edu.ru; http://school-collection.edu.ru; www.bio.1september.ru;
MULTIMEDIA- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
Календарно тематическое планирование | |||||||||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Д/з | УУД | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||||||
ТЕМА №1 «БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ»(10ч) | |||||||||
1 | Вводный инструктаж по т/б Инструкция №32 Биология-наука о живой природе | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Природа - окружающий нас мир. Живая и неживая природа. Изменения в природе | Выявлять зависимость живых организмов от неживой природы; выявлять простейшие взаимосвязи в природе. Знать отличительные признаки живых тел; явления, происходящие в живой и неживой природе | §1 стр.4-6 | Познава-тельные: владение смысловым чтением | |||
2 | Свойства живого | Комбинированный урок | Человек – часть природы. Зависимость человека от неживой и живой природы. | Распознавать условия, неблагоприятные для жизни человека. Знать условия, необходимые для жизни человека. Комплекс наук, изучающих окружающий мир. | §2 стр 7-10 | познавательные: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи | |||
3 | Методы изучения живой природы | Комбинированный урок | Представления о простейших методах исследования природы (наблюдение, измерение, эксперимент). Потребность человека в новых знаниях. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. | Уметь определять объекты их изучения. Раскрывать значение знаний о природе в жизни человека. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. | §3 стр 11-15 Презентация | Коммуникативные: создавать письменные тексты | |||
4 | Экскурсия «Осенние явления в природе» | ||||||||
5 | Увеличительные приборы Л/р «Изучение строения увеличительных приборов» Инструктаж по т/б. Инструкция №33 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. | Уметь определять понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работать с лупой и микроскопом, изучать устройство микроскопа. Отрабатывать правила работы с микроскопом | §4 стр 16-19 | Личностные: осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир. Уметь выделять проблему и пути ее решения. Уметь описывать личные наблюдения или опыты. | |||
6 | Строение клетки. Л/р «Строение клеток кожицы чешуи лука» Инструктаж по т/б. Инструкция №33 | Комбинированный урок | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. | Уметь выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. | §5 стр. 20-24 | Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения. | |||
7 | Ткани | Ткани. Виды тканей. | Определять понятие «ткань». Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывать умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | §5 стр. 22-24 | Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения | ||||
8 | Химический состав клетки | Комбинированный урок | Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках. | Уметь объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. | §6 стр. 25- 27 | Регулятивные: планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. | |||
9 | Процессы жизнедеятельности клетки | Комбинированный урок | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Рост и развитие клеток. Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация :Схемы и видеоматериалы о делении клетки. Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений | Уметь выделять существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывать умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты | §7 стр. 28-31 | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи | |||
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Биология-наука о живом мире» | Урок обобщения и систематизации знаний | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Уметь работать с учебником и дидактическими материалами. Заполнять таблицы, готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Регулятивные: выработка умений выявлять проблему и пути ее решения. | ||||
ТЕМА №2 МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (9 ч) | |||||||||
11 | Царства живой природы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Уметь определять понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализировать признаки живого: «клеточное строение», « питание», «дыхание», «обмен веществ», «раздражимость», « рост», « развитие», «размножение». Составлять план параграфа | §8 стр. 33-36 | Познавательные: устанавливать аналоги для понимания закономерностей | |||
12 | Бактерии: строение и жизнедеятель-ность Значение бактерий в природе и жизни человека | Комбинированный урок | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Уметь выделять существенные признаки бактерий Уметь определять понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека | §9, 10 стр. 40-48 | Познавательные: создавать модели для понимания закономерностей, анализиро-вать и обобщать | |||
13 | Растения Л/р «Знакомство с внешним строением растения» Инструктаж по т/б Инструкция №33 | Комбинированный урок | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация : Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Уметь определять понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделять существенные признаки растений. Выявлять на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивать представителей низших и высших растений. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | §11 стр. 43-48 | Коммуникативные: излагать свое мнение | |||
14 | Животные Л/р «Наблюдение за передвижением животного» Инструктаж по т/б Инструкция №33 | Комбинированный урок | Общая характеристика животного царства. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере Охрана животных. Демонстрация : таблицы, видеоматериалы. | Узнавать наиболее распространенных животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды. Определять названия животных с использованием атласа-определителя. | §12 стр. 49-53 | Познавательные: представлять информацию в виде знаков | |||
15 | Грибы | Комбинированный урок | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека.Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Демонстрация: муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Определять понятие «грибы-паразиты». Объяснять роль грибов в природе и жизни человека | §13 стр. 54- 56 | Коммуникативные: организовывать работу в парах | |||
16 | Многообразие и значение грибов Л/р «Особенности строения мукора и дрожжей» Инструктаж по т/б. Инструкция №33 | Комбинированный урок | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.Плесневые грибы и дрожжи. | Уметь оказать простейшую помощь при отравлении ядовитыми грибами. Правила сбора грибов. Уметь определять опасные грибы. Объяснять роль плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека | §14 стр. 57-61 | Познавательные: анализировать и обобщать | |||
17 | Лишайники | Комбинированный урок | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определять понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находить лишайники в природе | §15 стр. 62- 64 | Регулятивные: выдвигать версии | |||
18 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | Урок обобщения и систематизации знаний | Многообразие и значение живых организмов в природе. Строение, питание и размножение живых организмов. Значение живых организмов в природе и жизни человека | Сравнивать представителей разных групп живых организмов. Оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира. Находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | §16 стр. 65- 69 | Познавательные: сравнивать объекты | |||
19 | Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Уметь готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовить сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | |||||
ТЕМА №3 «ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ» (9 ч) | |||||||||
20 | Повторный инструктаж по т/б Инструкция №32 Среды жизни планеты Земля | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Определять понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализировать связи организмов со средой обитания. Характеризовать влияние деятельности человека на природу | §17 стр. 71- 73 | Познавательные: анализировать и обобщать | |||
21 | Экологические факторы среды | Комбинированный урок | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом учебника | §18 стр. 74-75 | Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | |||
22 | Экскурсия. Окружающий нас мир | Урок закрепления знаний | Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | |||||
23 | Приспособление организмов к условиям существования | Комбинированный урок | Взаимоотношения между организмами и факторами среды. Условия жизни организмов в различных средах. | Приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания (по фотографиям, гербариям т.п.). | §19 стр. 76- 79 | Познавательные: устанавливать аналогии | |||
24 | Природные сообщества | Комбинированный урок | Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе | Определять понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризовать различные типы растительных сообществ. Устанавливать взаимосвязи в растительном сообществе | §20 стр. 80- 81 | Регулятивные: моделирование с использованием ИКТ | |||
25 | Природные зоны России | Комбинированный урок | Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, леса, степи, пустыни) Зональное распределение живых организмов. | Уметь устанавливать основные причины (количество тепла и влаги) зонального распределения организмов на Земли. Называть растения и животных различных природных зон | §21 стр. 82-86 | Личностные: осознавать себя гражданином России | |||
26 | Жизнь организмов на разных материках | Комбинированный урок | Понятие о жизни, особенности живого Многообразие живых организмов: растения, животные, грибы, бактерии, человек. | §22 стр. 87- 92 | Познавательные: анализировать и обобщать | ||||
27 | Жизнь организмов в морях и океанах | Комбинированный урок | Растительный и животный мир морей и океанов. Хозяйственное значение морей и океанов. Причины загрязнения морей и океанов. | Сравнивать живые организмы по видимым признакам | §23 стр. 93- 97 | Регулятивные: планировать деятельность, оценивать способы достижения цели | |||
28 | Повторительно-обощающий урок по теме: «Жизнь организмов на планете Земля» | Урок обобщения и систематизации знаний | Систематизация и обобщение понятий раздела. | Сравнивать представителей разных сред жизни, делают выводы на основе сравнения. Находить информацию о разнообразных живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | Познавательные: анализировать и обобщать | ||||
ТЕМА №4 «ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ» (7ч) | |||||||||
29 | Как появился человек на Земле | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Происхождение и эволюция человека | Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных | §24 стр. 99- 102 | Познавательные: устанавливать аналогии | |||
30 | Влияние человека на почву и растительность | Комбинированный урок | Почва – природное богатство. Причины разрушения почвы. Пути повышения плодородия почв. Образование почвы. Состав, структура почв. Роль живых организмов в образовании почв.Разнообразие почв. Процессы накопления почвенного плодородия. Воронежские черноземы. | Исследовать состав почв. Отличие почвы от горной породы. Уметь применять простейшие способы возделывания почвы. Знать способы сохранения почв. Различать виды почв. Понимать значение растений и почвенных животных в формировании почв | §25 стр. 103- 105 | Познавательные: владеть смысловым чтением | |||
31 | Влияние человека на животный мир планеты | Комбинированный урок | Животный мир планеты Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. | Называть местные редкие и исчезающие виды растений и животных | §26 стр. 106- 108 | ||||
32 | Сохранение разнообразия живого мира | Комбинированный урок | Влияние хозяйственной деятельности человека на живой мир планеты. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование | Определять понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». | §27 стр. 109- 112 | Познавательные: находить информацию | |||
33 | Экскурсия. Влияние человека на окружающую среду | Урок закрепления знаний | Человек часть живой природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. | Уметь объяснять понятие о человеке как живом организме. Пояснять примерами отрицательное влияние человека на окружающую среду; раскрывать элементарные связи человека с окружающей средой.Роль школьников в охране природы | Личностные: осваивать новые социальные роли и правила | ||||
34 | Повторитель-нообобщающий урок по теме: «Человек на планете Земля» | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение материала. | Уметь формулировать выводы, делать обобщения, отстаивать свою точку зрения. Выбирают задание на лето | Познавательные: находить информацию | ||||
35 | Контрольная работа по теме «Человек на планете Земля» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |||||||
Экскурсия. Знакомство с представителями флоры и фауны родного края | Урок закрепления знаний | Экскурсия Знакомство с представителями флоры и фауны родного края | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений |
Система оценки достижения учащихся
Оценка устного ответа учащихся
Оценка « 5» ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающихся всего объема программного материала.
- Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутри предметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствие ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала устных ответах устранение
отдельных неточностей с помощью дополнительных вопроса учителя, соблюдение культуры устной речи.
Оценка «4»
- Знание всего изученного программного материала
- Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка «3»
- Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении , необходимость незначительной помощи преподавателя.
- Умение работать на уровне воспроизведения , затруднение при ответах на видоизмененные вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи
Оценка «2»
- Знание и умение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале
- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Рабочая программа для 6 класса по биологии. Автор Н.И. Сонин.
Данная работа составлена по всем нормам составления рабочих программ. Работа включает в себя пояснительную записку, критерии оценки, основное содержание, перечень лабораторных работ, развернутое темат...
рабочая программа для 6 класса по биологии Пономаревой ФГОС
рабочая программа содержит тематическое планирование с большим количеством лабораторных, мне очень удобно. Может показаться, что мало часов в программе, но дети заинтересованы предметом и двигаемся по...
рабочая программа для 6 класса по биологии Пономаревой ФГОС
рабочая программа содержит тематическое планирование с большим количеством лабораторных, мне очень удобно. Может показаться, что мало часов в программе, но дети заинтересованы предметом и двигаемся по...
Рабочая программа для 7 класса по биологии по учебнику Сонина.
Данная рабочая программа поможет организовать уроки и сориентирует учителя в направлении подбора материала к уроку....
Рабочая программа для 5 класса по биологии. Пасечник. ФГОС.
Составленная программа аппробирована в 2014 - 2015 году....
Рабочая программа для 8 класса по биологии по авторской программе В.В. Пасечника
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, требования к изучению предмета, содержание учебного курса, КТП, литература....