Защита педагогического опыта "Метод проектов"
статья по биологии по теме
Работа написана для этапа конкурса Учитель года " защита педагогического опыта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 88.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Города Ржева Тверской области
Материал для защиты педагогического опыта учителя биологии
МОУ «СОШ № 7» Мельничук Юлия Михайловна
Тема: «МЕТОД ПРОЕКТОВ»
2014 г.
Содержание
1.Введение …………………………………………………………………….2
1.1 Актуальность………………………………………………………………2
1.2 Ведущая идея………………………………………………………………2
1.3 Направленность «метода проектов»……………………………………...3
2. Теоретическая часть………………………………………………………...4
2.1 История «метода проектов»………………………………………………4
2.2 Типология проектов………………………………………………………..6
2.3 Роль учителя в «методе проектов»……… ………………………………. 8
2.4 Роль ученика (учеников) в «методе проектов»……...…………………...11
3. Описание применения «метода проекта» на практике……………………12
4. Результативность «метода проектов»………………………………………14
5. Заключение…………………………………………………………………...16
Список используемой литературы……………………………………………..17
Приложение……………………………………………………………………..20
1.Введение
1.1Актуальность.
Сегодня целями обучения являются формирование интеллектуального и нравственного развитие личности, формирование творческого и критического мышления, умение работать с информацией. В традиционном обучении акцент делался на усвоение готовых знаний. В современном мире актуален подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Именно эти цели успешно достигаются в методе проектов.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов - технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
1.2 Ведущая идея.
Ведущей идеей проектного метода можно выделить то, что его главной целью является развитие личности, а не на получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Новизна в образовательном проекте субъективна, то есть учащийся приходит к результату (к цели) через новые именно для себя знания и умения. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
1.3 Направленность «метода проектов».
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического мышления.
2.Теоретическая часть.
2.1 История «метода проектов».
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
2.2 Типология проектов
Типологические признаки:
- Доминирующая в проекте деятельность;
- Предметно-содержательная область;
- Характер координации проекта;
- Характер контактов проекта;
- Количество участников проекта;
- Продолжительность проекта.
В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:
- Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);
- Ролевые, игровые (распределение ролей);
- Творческие (итог – спектакль, альбом);
- Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат);
- Практико-ориентированные или прикладные.
В соответствии с предметно-содержательной областью:
- Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);
- Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).
По характеру координации:
- С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
- Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).
По количеству участников:
- Индивидуальные;
- Парные (между парами участников);
- Групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения:
- Краткосрочные (несколько уроков);
- Среднесрочные (от недели до месяца);
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
2.3 Роль учителя в «методе проектов»
Введение в свой педагогический опыт элементов исследовательской деятельности учащихся позволило мне не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. В моей практике школьники с интересом вовлекаются в проектную деятельность, чем просто в изучение материала, по одной и той же теме.
Эффективность использования метода проектов зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием. Это обусловлено в первую очередь тем, что усвоение школьниками новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределенности. Поэтому возникает необходимость проектирования, организации и координации этой деятельности учащихся, еще не имеющих большого опыта самостоятельного выполнения проектов. Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием.
В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах: как «идеальная» (мыслительная) деятельность и как деятельность по реализации замысла. Первая включает целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование (В.С. Безрукова), вторая - организацию взаимодействия (субъектов проектирования между собой, с объектами и средой), диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов (Е.С. Заир-Бек). Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей).
Самое важное, на мой взгляд, для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно продемонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в деятельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения - обучения» обозначена путем близости изображения символов.
Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.
2.4 Роль ученика (учеников) в «методе проектов.
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
3. Применение «метода проектов» на практике.
Древнекитайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
В своём опыте я использую «метод проектов», он помогает мне заинтересовать учащихся, так же он удачно объединяет исследовательские, поисковые, проблемные методы. Метод проектов помогает социализировать и привлекать к поставленной проблеме не только школьников, но и их родителей.
- Проект. « Влияние режима дня на здоровье школьника». Исследовательский среднесрочный (1месяц) индивидуальный монопредметный проект. Был представлен ученицей 6 класса на межшкольной конференции в 2014 году «Твоё здоровье дело твоих рук» (Приложение 3)
- Проект. «Влияние сахаросодержащих газированных напитков на пищеварительную систему школьника» Исследовательский среднесрочный (1месяц) индивидуальный монопредметный проект. Был представлен ученицей 7 класса на межшкольной конференции в 2014 году «Твоё здоровье дело твоих рук» (Приложение 4)
- Проект: «Использование дикорастущих растений флоры тверской области для построения альпинария». Исследовательский, долгосрочный, монопредметный, индивидуальный. Выполнила ученица 9 класса МОУ»СОШ №7» в 2013г. Для участия в школьной конференции (Приложение 5).
- Проект: «Чистая вода – твоя возможность жить в будущем». Исследовательский, среднесрочный, межпредметный, индивидуальный. Выполнил ученик 9 класса МОУ»СОШ №7» в 2013г. Для участия в региональном проекте «Время добрых дел» (Приложение 6).
- Проект. «Экология р. Волга и здоровье человека: факторы риска». Исследовательский, среднесрочный, межпредметный, индивидуальный. Выполнила ученица 8 класса МОУ»СОШ №7» в 2014г. Для участия в школьной конференции (Приложение 7).
- Проект. «Видовой состав листостебельных мхов зелёных зон г.Ржева. Исследовательский, долгосрочный, монопредметный, индивидуальный. Выполнила ученица 7 класса МОУ»СОШ №7» в 2013г. Для участия в школьной конференции (Приложение 8)
- Проект. «Экология человека». Исследовательский, среднесрочный, межпредметный, индивидуальный. Выполнил ученик 5 класса МОУ»СОШ №7» в 201ог. Для участия в городской конференции (Приложение 9)
- Информационный проект. «Онкологические заболевания. Тверская область». Исследовательский, долгосрочный, монопредметный, индивидуальный. Выполнила ученица 10 класса МОУ»СОШ №7» в 2013г. (Приложение 10)
- Информационный проект «Профилактика сердечнососудистых заболеваний среди учащихся старших классов» проводился совместно с медицинским училищем г.Ржева. 2014 г.
Некоторые эти проекты имеют здоровьесберегающий характер, являются социальными, так как проблема выносится на широкий спектр аудитории: учащиеся не только тех классов, ученик, которого делал проект, но и начальное и старшее звено, родители учеников, учащиеся других школ (выступление на конференциях). Делая проект, ученик применяет не только навыки полученные на уроках, но и знания полученные в результате исследования. Даёт простор для творческой и созидательной деятельности.
4. Результативность «метода проектов».
Результатом стали выступления на конференции, выступление на внеклассном мероприятии перед учениками своей школы.
Итоговая оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям.
Результативность «проектного метода» оценивается по следующим показателям:
· По количественным показателям (охват, конкретные дела) Метод проекта вовлекает в работу не только ученика и учителя, но и:
Родителей – помощь в поиске информации и подготовке;
Учащиеся класса – если речь идёт о проведении анкетирования;
Учащиеся других классов - выступление на школьных конференциях и внеклассных мероприятиях;
Учащиеся других школ – выступление на межшкольных и городских конференциях.
Выход на широкую аудиторию – публикация на школьном сайте http://rzhevschool-7.ucoz.ru/.
Представление проекта на всероссийскую аудиторию – публикация проектов на сайте «Дневник.ру» http://dnevnik.ru/
Наблюдается положительная динамика по количеству человек заинтересованных в проектной деятельности. за с 2010-2014г.
· Показатель социального развития личности (динамика развития личности). Ставя перед собой проблему, ученик находит пути её решения самостоятельно, ему нужно сделать не только подборку информации по теме, опираясь на знания полученные ранее, но и сделать ряд исследований в ходе которых он открывает новые для себя знания и делает соответствующие выводы согласно поставленным задачам(анализирует свою работу).
· Показатель общественного мнения. Проекты были представлены на конференциях и вызвали положительные отзывы среди учащихся. Проекты межшкольной конференции «Твое здоровье – дело твоих рук» были рекомендованы для представления на городской конференции. Проекты так же были опубликованы на сайте школы.
· Показатель эффективности проекта (сколько достигли) в обучении Наблюдается положительная динамика в успеваемости по биологии у учеников которые занимаются исследовательской деятельностью.
Наблюдается положительная динамика качества знаний в связи с использованием методов проекта.
Во всех проектах была достигнута цель, выполнены задачи, подтверждена гипотеза.
Результатом использования мной проектного метода стало выступление на школьном педсовете «Школа в условиях подготовки и введению ФГОС в основной школы» по теме «Проектная деятельность, как средство повышения качества обучения в условиях перехода системы образования на ФГОС ОО».
5. Заключение
Мной на практике было доказано - «метод проектов» даёт учителю возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
Список используемой литературы.
-Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
-Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
-Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
-Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998
-Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
-Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, 2001. 144 с.
-Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
-Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999, - 224 с.
-Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
-Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112с. (Методическая библиотека)
-Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55
-Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - с. 41-45
-Проект "Гражданин" - способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
-Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
-Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. - М.: МИПКРО, 2001. 160с
Исследовательский метод
- "Исследовательская работа школьников". Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция
-Народное образование". Изд. 4 раза в год. Подписной индекс - 81415.
-Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
-Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
-Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
-Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
-Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
-Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149.
-Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 "Донская гимназия" и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137.
-Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.
-Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
-Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
-Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.
-Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
-Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.
-Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.
-Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.
Приложение 1.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
www.researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день.
www.1553.ru - сайт Лицея № 1553 "Лицей на Донской", публикуются материалы Городской экспериментальной площадки "Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся". До 50 посещений в день.
www.vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского.
www.issl.dnttm.ru - сайт журнала "Исследовательская работа школьника". Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.
www.konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.
www.subscribe.dnttm.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Защита педагогической системы на аттестации 2010
Презентация Защита на аттестации...
Урок-защита индивидуальных итоговых проектов "Технология мультимедиа"
Итоговый урок по теме: "Компьютерные презентации в среде Power Point"....
Защита педагогического проекта "Искусство геральдики"
Данная работа посвящена изучению геральдики, как отличительного знака любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующей отличие от других объединений....
Защита творческого мини-проекта (Воронин Иван, 1 год обучения)
Творческий мини-проект по созданию «Социальной рекламы» по теме «Берегите животных»в рамках проведения промежуточной аттестациипо дополнительной общеобразовательной общеразвива...
Анализ защиты индивидуальных итоговых проектов в 9-классах 2017-2018 уч.г.
В школьном расписании появился новый предмет «Проектная и исследовательская деятельность». Проектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности учащихся 9 классов...
Защита педагогического опыта. техника "Декупаж"
Публикую сою разработку по защите педагогического опыта.Техникой декупаж занимаюсь давно,решила поделиться своим опытом на конкурсе "Педагог года 2018"...
Защита педагогической концепции.
Защита концепции о воспитании....