Урок по теме: "Строение семян двудольных растений"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение семян двудольных растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок биологии для 6 класса | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Строение семян двудольных растений»
Цели
Обучающая
формирование у учащихся понятия о строении семени двудольного растения, о функциях частей семени
Развивающая
развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности, умения пользоваться инструментами для выполнения практической работы;
развитие умения действовать самостоятельно, работать с рисунками, схемами, таблицами, сравнивая, анализируя и делая выводы, работать в заданном темпе
Воспитательная
воспитание любознательности, аккуратности, настойчивости, дисциплинированности
Тип урока
Изучение нового материала
Вид урока
Урок практических работ исследовательского типа
Методы и приемы обучения
Эвристический, исследовательский
Ресурсы
Раздаточный печатный материал, сигнальные карточки, семена березы и фасоли, препаровальные иглы, лупы
ТСО: компьютер, проектор, презентация
Ход урока.
Актуализация знаний.
Слайд.
Под какой цифрой изображено покрытосеменное или цветковое растение?
Как вы догадались?
С чего начинается жизнь цветкового растения? С семени.
Создание проблемной ситуации
Учитель: «Верите ли вы, что из этого крошки-семени (на парте у каждого) может вырасти единственное в мире белоствольное дерево, наша любимица – береза?»
Обсуждение, высказывание предположений.
Учитель: «Ребята, перед вами действительно семя березы. Как же должно быть устроено семя, чтобы из него могло вырасти значительно большее по размеру растение? Этот вопрос интересовал многих. Так в 1790 году немецкий поэт и естествоиспытатель Иога́нн Гете решил исследовать семя. Как вы думаете, что он для этого сделал? Заглянул внутрь. И что увидел? Интересно?
Давайте и мы с вами совершим небольшое открытие. Я предлагаю вам взять более крупное семя для исследования – семя фасоли.
Практическая работа с элементами исследования
Учащиеся самостоятельно при помощи препаровальной иглы и лупы изучают строение семени фасоли.
Перед началом работы – инструктаж по правилам безопасности
Обсуждение результатов исследования, сравнение с выводами Гете.
«В семени сила сокрыта была; в оболочке согнувшись,
Члены растения были готовы давно –
Корень, и стебель, и лист, но бесцветны и полуразвиты;
Скрытую, тайную жизнь зерна сухие хранят…»
Вам удалось обнаружить то же, что и великому поэту?
Формулировка вывода. Слайд «Строение семени фасоли»
Рисунок в тетради.
Закрепление.
Учащиеся работают в парах, составляют схему из карточек.
Слайд
На партах:
Проверка правильности выполненной работы.
Заполненная схема выводится на экран.
Физкультминутка.
Игра «Верю, не верю».
Учитель зачитывает утверждения, учащиеся, если верят – кивают головой, если не верят – поворачивают голову в стороны. Игра проводится стоя с закрытыми глазами.
Утверждения.
Все растения, живущие в воде – водоросли.
Самые крупные семена у пальмы родом с Сейшельских островов, их вес до 15 кг, что в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы
Семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть.
Удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике более 1000 лет.
Продолжаем работу.
Формулировка понятия «Двудольные растения»
Учитель: «Подумайте, почему фасоль относят к группе растений, которые называют двудольными?»
Совместно с учителем формулируется понятие «Двудольные растения».
Правильное определение выводится на экран.
Выдвижение гипотез о значении частей семени.
Учащиеся работают с тестом на соответствие. Результат записывают.
Части семени | Функции |
| А. Образование главного корня при прорастании семени |
| Б. Формирование надземной части растений |
| В. Запасание питательных веществ для прорастания зародыша и формирования проростка |
| Г. Защита зародыша от повреждений, воздействия неблагоприятных условий, высыхания |
|
Проверка: учитель называет цифру, учащиеся поднимают сигнальную карточку с буквой, по большинству предположений учитель записывает на доске выбранные гипотезы.
Учитель «Всегда ли право большинство? Как проверить правильность выбранных гипотез?»
Обсуждение. Вывод: необходимо заложить опыты и наблюдать.
Учащиеся с помощью учителя предлагают опыты, позволяющие подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения.
- Прорастить семя
- Положить семя в теплое место с кожурой и без нее
- Посеять в разные стаканчики семена с двумя семядолями, с одной, без семядолей и выращивать в одинаковых условиях.
Параллельно происходит закладка опытов.
Домашнее задание
Учитель: «А все ли тайны семян мы сегодня разгадали?» Конечно, нет.
Домашнее задание на выбор:
- Ответить на вопрос по материалам учебника:
«Что общего в строении семян двудольных растений и чем они могут различаться? »
- Сообщения о семенах «Это интересно»
- Изучить строение семени гороха. Оформить отчет .
Рефлексия. Заполнение листа самооценки.
Лист самооценки
Ф.И. | Как устроено семя фасоли | Какие растения называют двудольными | Значение частей семени | Оцените свою работу |
«+» - все понял(а) «?» – остались вопросы «-» - не понял(а) | отлично хорошо я бы мог(ла) работать лучше |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Строение семян двудольных и однодольных растений"
Урок включает в себя изучение материала как однодольных, так и двудольных растений, лабораторную работу и презентанцию....
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Разработка урока по теме: Строение и разнообразие покрытосеменных растений
Материал предусматривает обобщение и систематизацию знаний....
Тема урока: Строение семян двудольных растений
О многообразии покрытосеменных растений, значении семян в жизни растений, преимуществах семян перед спорами, высших и низших, споровых и семенных растениях...
Биология 6 класс_ Тема урока: "Строение семян двудольных растений"_УМК Биология. Пасечник В.В. 6 класс
Презентация к уроку "Строение семян двудольных растений"....
Урок- лабораторная работа "Строение семян двудольных растений"
Урок в 6 классе учебник В.ПасечникаТип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой...
Методическая разработка урока по теме «Строение семян. Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений».
Разработка урока по биологии в 6 классе....