Урок по теме: "Строение семян двудольных растений"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Вишнякова Светлана Владимировна

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение семян двудольных растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок биологии для 6 класса58.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Тема урока:  «Строение семян двудольных растений»                      

     

Цели

Обучающая

формирование у учащихся понятия о строении семени двудольного растения, о функциях частей семени

Развивающая

развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности, умения пользоваться инструментами для  выполнения практической работы;

развитие умения действовать самостоятельно, работать с рисунками, схемами, таблицами, сравнивая, анализируя и делая выводы, работать в заданном темпе

Воспитательная

воспитание любознательности, аккуратности, настойчивости, дисциплинированности

Тип урока

Изучение нового материала

Вид урока

Урок практических работ исследовательского типа

Методы и приемы обучения

Эвристический, исследовательский

Ресурсы

Раздаточный печатный материал,  сигнальные карточки, семена березы и фасоли, препаровальные иглы, лупы

ТСО: компьютер, проектор, презентация

Ход урока.

Актуализация знаний.

Слайд.

Под какой цифрой изображено покрытосеменное или цветковое растение?

Как вы догадались?

С чего начинается жизнь цветкового растения? С семени.

Создание проблемной ситуации

Учитель: «Верите ли вы, что из этого крошки-семени (на парте у каждого) может вырасти единственное в мире белоствольное дерево, наша любимица – береза?»

Обсуждение, высказывание предположений.

Учитель: «Ребята, перед вами действительно семя березы. Как же должно быть устроено семя, чтобы из него могло вырасти значительно большее по размеру растение? Этот вопрос интересовал многих. Так в 1790 году немецкий поэт и естествоиспытатель Иога́нн Гете решил исследовать семя.  Как  вы думаете, что он для этого сделал? Заглянул внутрь. И что увидел? Интересно?

Давайте и мы с вами совершим небольшое открытие. Я предлагаю вам взять более крупное семя для исследования – семя фасоли.

Практическая работа с элементами исследования

 Учащиеся самостоятельно при помощи препаровальной  иглы и  лупы изучают строение семени фасоли.

Перед началом работы – инструктаж по правилам безопасности

Обсуждение результатов исследования, сравнение с выводами Гете.

«В семени сила сокрыта была; в оболочке согнувшись,

Члены растения были готовы давно –

Корень, и стебель, и лист, но бесцветны и полуразвиты;

Скрытую, тайную жизнь зерна сухие хранят…»

Вам удалось обнаружить то же, что и великому поэту?

Формулировка вывода. Слайд «Строение семени фасоли»

Рисунок в тетради.

 Закрепление.

Учащиеся работают в парах, составляют схему из карточек.

Слайд

На партах:

 Проверка правильности выполненной работы.

  Заполненная схема выводится на экран.

Физкультминутка.

Игра «Верю, не верю».

Учитель зачитывает утверждения, учащиеся, если верят – кивают  головой, если не верят – поворачивают голову в стороны. Игра проводится стоя с закрытыми глазами.

Утверждения.

Все растения, живущие в воде – водоросли.

Самые крупные семена у пальмы родом с Сейшельских островов, их вес до 15 кг, что в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы

Семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. 

Удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике более 1000 лет.

Продолжаем работу. 

Формулировка понятия «Двудольные растения»

Учитель: «Подумайте, почему фасоль относят к группе растений, которые называют двудольными?»

Совместно с учителем формулируется понятие «Двудольные растения».

Правильное определение выводится на экран.

Выдвижение гипотез о значении частей семени.

Учащиеся  работают с тестом на соответствие. Результат записывают.

Части семени

Функции

  1. Семенная кожура

А. Образование главного корня при прорастании семени

  1. Семядоли

Б. Формирование надземной части растений

  1. Корешок

В. Запасание питательных веществ для прорастания зародыша и формирования проростка

  1. Стебелек

Г. Защита зародыша от повреждений, воздействия неблагоприятных условий, высыхания

  1. Почечка

Проверка: учитель называет цифру, учащиеся поднимают сигнальную карточку с буквой, по большинству предположений учитель записывает на доске выбранные гипотезы.

Учитель «Всегда ли право большинство? Как проверить правильность выбранных гипотез?»

Обсуждение.  Вывод: необходимо заложить опыты и наблюдать.

Учащиеся с помощью учителя предлагают опыты, позволяющие подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения.

  • Прорастить семя
  • Положить семя в теплое место с кожурой и без нее
  • Посеять в разные стаканчики семена с двумя семядолями, с одной, без семядолей и выращивать в одинаковых условиях.

Параллельно происходит закладка опытов.

Домашнее задание

Учитель: «А все ли тайны семян мы сегодня разгадали?» Конечно, нет.

Домашнее задание на выбор:

  1. Ответить на вопрос по материалам учебника:

 «Что общего в строении семян двудольных растений и чем они могут различаться? »

  1. Сообщения о семенах «Это интересно»
  2. Изучить строение семени гороха. Оформить отчет .

Рефлексия. Заполнение листа самооценки.

                                               Лист самооценки

Ф.И.

Как устроено семя фасоли

Какие растения называют двудольными

Значение

частей семени

Оцените свою работу

«+»  - все понял(а)

«?» – остались вопросы

«-» - не понял(а)

отлично

хорошо

я бы мог(ла) работать лучше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Урок включает в себя изучение материала как однодольных, так и двудольных растений, лабораторную работу и презентанцию....

Разработка урока по теме: Строение и разнообразие покрытосеменных растений

Материал предусматривает обобщение и систематизацию знаний....

Тема урока: Строение семян двудольных растений

О многообразии покрытосеменных растений, значении семян в жизни растений, преимуществах семян перед спорами, высших и низших, споровых и семенных растениях...

Урок- лабораторная работа "Строение семян двудольных растений"

Урок в 6 классе учебник В.ПасечникаТип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой...