урок биологии "Город здоровья "
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Маслова Юлия Викторовна

Проект урока биологии в 8 классе с использованием элементов системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_-_gorod_zdorovya.docx49.06 КБ

Предварительный просмотр:


Проект  урока с использованием элементов системно-деятельностного подхода

 Курс: «Биология. Человек. 8 класс»

Тема: «Слагаемые здоровья » (повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и его здоровья»)

УМК: Программа   для общеобразовательных учреждений «Биология 5-11 классы», Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, М.: «Дрофа»,2009,      Учебник:   Биология. Человек. 8 класс,  Н.И.Сонин, М.Р. Сапин, М.: «Дрофа», 2010  

Автор проекта: Маслова Ю.В. учитель биологии МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского р-на Нижегородской обл.

  Тема урока: «Город здоровья»

Дидактическая задача:  использование элементов игровой технологии и системно-деятельностного подхода для формирования у обучающихся УУД, способствующих ценностному отношению к здоровью, развитию потребности в здоровом образе жизни

Тип урока: комбинированный урок – игра, урок повторения, обобщения и контроля   знаний с элементами системно-деятельностного похода(урок постановки учебной задачи, определения учебных действий, рефлексии(действий контроля и оценки))

Место урока в разделе: Это последний  урок в разделе «Человек и его здоровье». На предыдущих уроках раздела были изучены: здоровье человека, способы его укрепления, санитарно-гигиенические нормы и правила, факторы риска, вредные  привычки, заболевания человека, их профилактика, приемы оказания первой помощи, значение и воздействие окружающей среды. На данном уроке осуществляется повторение, обобщение и подведение итогов, контроль  знаний, полученных на предыдущих уроках, и формирование новых знаний о компонентах здорового образа жизни.

Учебная задача: Создать условия для повторения и обобщения обучающимися материала по теме « Человек и его здоровье» мотивирования их к ведению  здорового образа жизни на примерах из истории, литературы, позитивного этноэкологического опыта(фольклора)  

 Цели урока:

  1. Цель-предмет(предметный результат)  

Обучающиеся 

  •  Повторят и обобщат знания   о факторах, влияющих на здоровье, правилах ЗОЖ  и способах оказания первой помощи
  • Смогут использовать эти знания с привлечением примеров из других наук (истории, литературы), позитивного этноэкологического опыта(фольклора)  

II.  Цель – способ(метапредметный результат) обучающиеся будут:

  • Развивать навыки повторения, обобщения знаний, само- и взаимоконтроля, само- и взаимооценки.
  • Продолжать развитие учебно-интелектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, развитие умения работать с диаграммой - самостоятельно- регулятивные УУД);
  • Формировать умения системного анализа научных, литературных, исторических фактов при обсуждении поставленной проблемы - познавательные УУД 
  • Развивать навыки  исследовательской работы через постановку проблемных вопросов - познавательные УУД
  • Развивать умение  с полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничества со сверстниками в повторении и обобщении  информации, оценки действий партнера – коммуникативные УУД.
  1. Цель-ценность (личностный результат(личностные УУД))
  2. Обучающиеся   убедятся в осознании ценности формирования ответственного отношения к здоровью и жизни, важности профилактики заболеваний, своевременного и правильного оказания первой помощи для сохранения здоровья и жизни человека

У обучающихся произойдет:

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни с  использованием примеров из   истории, литературы, позитивного этноэкологического опыта(фольклора)  
  • Формирование связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
  • Формирование опыта пропаганды ЗОЖ, практического знания о значении я своевременного оказания первой помощи пострадавшему, личностного самоопределения.

  Методы:

  • По источнику знаний – словесные (диалог, беседа, объяснение по презентации, работа с книгой, рассказ), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, мультимедиа).
  • По характеру познавательной деятельности: традиционные –  репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, развивающие - частично-поисковый, исследовательский, игровой.
  • Методы контроля – письменный ( ответы на вопросы - викторина), устный (ответы на вопросы - викторина, ответ у доски по результатам творческих заданий).

Форма организации занятия:

  • Игра
  • Проблемный диалог (побуждающий и подводящий)
  • Постановка проблемных вопросов по высказываниям известных людей и выдвижение гипотез
  • Самостоятельная работа
  • Самостоятельная работа с учебником по повторению материала
  • Творческие   задания
  • Работа с диаграммой
  • Эвристическая беседа
  • Индивидуальная, групповая(работа в микрогруппах) и фронтальная формы организации познавательной деятельности.

   Формы организации работы в классе

  • Индивидуальная
  • Групповая (микрогруппы)
  • Фронтальная

 Хронометраж  урока:

1.Оргмомент.  -0,5мин.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся- 1 мин

3. Создание проблемной ситуации и мотивация к учебной деятельности.- 1,5 мин

4. Целеполагание и планирование – 1мин

5.  Повторение, обобщение и промежуточный контроль -17 мин

6. Физкультминутка – 1 мин.

7. Обобщение и выполнение творческого задания- 15 мин

8.  Обобщение, формулировка выводов – 5 мин.

9. Рефлексия – 2 мин

10. Подведение итогов занятия – 1 мин.

 

Структура, содержание урока:

Этап урока

Подэтап урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

 Формирование УУД

М

о

т

и

в

а

ц

и

о

н

н

о

-

О

Р

И

Е

Н

Т

И

Р

О

В

О

Ч

Н

Ы

й

1. Орг- момент (Вхождение в контакт)

2. Актуа

лизация субъектного опыта обучающихся.

3. Создание проблемной ситуации   Мотивация к учебной деятельности.

 

4. Целеполагание и планирование

Начинает урок с приветствия, настраивает детей на работу на уроке.

Фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

 

 На предыдущем уроке мы изучали тему «Человек и окружающая среда»

Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Каковы роль и место человека в биосфере?

  1. Создание проблемной ситуации с помощью проблемной задачи : Мы уже говорили о биосоциальной сущности человека.

Подумайте над таким фактом: немецкий биолог Хассо Тальман в ходе исследований подсчитал, что продолжительность жизни животного равна периоду с момента рождения до наступления половой зрелости  помноженному на шесть. Таким образом, если учесть, что полностью человек созревает к 20 годам, биологический потенциал его средней продолжительности жизни составляет примерно 120 лет. Соответствует ли это действительности?

-С чем это связано, как вы думаете?

Руководство выдвижением гипотез

Предлагает обсудить способы достижения целей урока.

Чем будем заниматься? Как? Для чего?

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Человек и его здоровье».   Мы изучили это материал и сегодня нам нужно его повторить, обобщить, подвести итоги. Каким образом мы можем это сделать?

Сообщает тему: Тема урока «Город здоровья», вам как вы ее понимаете?  Урок у нас будет проходить в форме игры, мы будем путешествовать по улицам города( в ходе этого путешествия мы и повторим изученную тему, и вспомним, какие факторы влияют на наше здоровье, а значит и на продолжительность жизни - подсказка) Как вы думаете, для чего? Подумайте и скажите, каких целей на уроке мы сегодня хотим достичь, и каждый лично для себя.

Готовятся к учебной деятельности, настраиваются на урок.

Учащиеся рассказывают о роли месте человека в биосфере, его биосоциальной сущности.

Учащиеся отвечают на вопросы и сталкиваются с проблемой: не могут ответить на некоторые

Нет. Продолжительность жизни намного меньше.

Предполагают, что возможно в отличии от животных человек погибает в авариях, войнах,   ведет менее здоровый образ жизни

Предлагают варианты: записать в тетради, поработать с учебником. Написать проверочную работу.

Формулируют и

записывают тему урока в тетради

Формулируют цели урока

Повторить и обобщить знания по теме «Человек и его здоровье»

 

 

 Личностные УУД:

Организация на включение в работу

Регулятивные УУД:

Монологическая речь, ответ на вопрос

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что еще предстоит усвоить - определение границы между знанием и незнанием

Регулятивные УУД: выдвижение предположений, аргументация ответа с помощью уже имеющихся предметных знаний.

Познавательные УУД:

Постановка и формулирование темы

Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД:

Логические – построение логической цепи рассуждений., постановка и решение проблем - формулирование проблемы.

Логические УУД: выдвижение гипотез, их обоснование.

О

п

е

р        

а

ц

и

о

н

н

о

-

и

с

п

о

л

н

и

т

е

л

ь

с

к

и

й

5.  Повторение, обобщение и промежуточный контроль знаний

6.Физкультминутка

7. Обобщение и выполнение творческого задания

8. Обобщение и формулировка выводов.

Организует  работу по повторению и обобщению знаний по презентации в форме блоков – «улиц», с выполнением заданий по каждому:

  1слайд- «Его не купишь ни за какие деньги»

  • «Здоровому всё здорово»
  • «Здоровье не купишь – его разум дарит»
  • «Здоровый нищий счастливее больного правителя»
  • «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум»( Геродот)

Вопросы по слайду:

Что  же является главной ценностью человека?

Как поступают с ценностями вообще?

Какой же можно сделать вывод?

А теперь давайте пройдемся по улицам нашего города здоровья, где выполняя задания, вы сможете вспомнить, как же сберечь здоровье.

2слайд: «Улица народной мудрости»

  • Здоров будешь –
  • Крепок телом –
  • Здоровье дороже
  • Здоровому все..
  • Застарелую болезнь…
  • Держи голову в холоде, живот в голоде,
  • Двум смертям не бывать,
  • Лук…
  • Спи камешком,
  • Чистота –
  • Где тонко -
  • Живи разумом,

Задание к слайду:

1.Продолжите пословицы.

2. О чем они говорят?

Организация проверки знаний, самооценки:

Слайд 3  с правильными ответами.

Прочитаем,  как же звучат эти пословицы.

Оцените свою работу в тетради, за каждую пословицу 1 балл, поставьте себе оценку.

Слайд 4: «Улица Экологическая»

  • Простейший способ очистки воды –
  • Простейший способ очистки воздуха –
  • Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах-
  • Продукт неполного сгорания топлива, блокирующий гемоглобин от кислорода-
  • Какие бывают виды загрязнения окружающей среды?
  • В Средние века использовалась казнь «под колоколом», кто был палачом?
  • Существуют ли невидимые опасные факторы ?
  • Как называется природный механизм, по которому ядохимикаты, удобрения, и другая «химия» может попасть в организм человека? Поясните.

Вспомним, как факторы окружающей среды влияют на здоровье и жизнь человека.

Давайте ответим на предложенные вопросы.

Давайте сделаем вывод о влиянии окружающей среды на здоровье человека.  

Оценим свою работу. За каждый правильный ответ 1 балл тому, кто отвечал. За формулировку вывода 3 балла.

Слайд 5: «Улица Садовая»»  Объясните выражение:«Человек есть то, что он ест»

Давайте вспомним, что вы знаете о правильном питании. Ответим на вопросы викторины:

  • Викторина о питании:
  • Какие компоненты составляют нашу пищу?
  • Биологически активные вещества, необходимые организму в незначительных количествах, но играющие важную роль в обмене веществ-
  • Заболевание, вызванное отсутствием витамина-
  • Заболевание, связанное с нарушением обмена веществ, проявляющееся в избыточной массе тела
  • Специальный режим питания, включающий количество, состав и регулярность приёмов пищи
  • Что такое экологически адекватное питание?
  • В каких единицах измеряется калорийность пищи?

Как вывод по данному вопросу : Назовите правила здорового питания («3р»)

Оцениваем ответы, ставим по 2 балла за каждый развернутый правильный ответ.

 На все ли вопросы вы узнали ответы в последней теме? О чем это говорит?

Слайд 6: «Улица Спортивная» - Физкультминутка. Упражнения:

  • «Упражнение для лёгких»
  • «Рыбалка»

Нацеливает, мотивирует детей на дальнейшую работу.

Мы с вами выполняли упражнения , как вам после них?

Большинство из вас, придя домой из школы(выберите для себя соответствующий ответ):

-обедают и садятся за уроки,

-идут на улицу, где с друзьями играют в подвижные игры,

- садятся за компьютер, телевизор,

- ложатся подремать

А какой же ответ является правильным?

Давайте, прогуляемся по улице «Спортивная» и  вспомним о значении двигательной активности. Работаем в парах.

Актуализирует межпредметные знания.

 Давайте посмотрим слайд: «Польза движения в судьбах великих людей»
(вспомним историю)

Слайд с правильными ответами.

Оцениваем свои ответы.

Предположите, какова роль двигательной активности в судьбах людей и народов?

Следующий слайд: «Режим двигательной активности для разных возрастных групп»

Знакомит с информацией:

Общая продолжительность движения  в режиме дня

  • 7-10 лет: 4-5 часов;
  • 11-14 лет: около 4 часов;
  • 15-17 лет: 3-4 часа

Потребность в двигательной активности снижается с возрастом

Осуществляет промежуточный контроль знаний

1.Как называется снижение двигательной активности, наносящее вред здоровью?

2. Каково значение двигательной активности?

Мотивирует на формулировку вывода по данному вопросу

Слайд « Значение двигательной активности»

  • Повышение общего тонуса и работоспособности
  • Стимуляция защитных сил организма
  • Возрастание устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды
  • Сохранение и укрепление здоровья!
  • Движение –это жизнь!

Актуализация знаний: Следующая часть города: «Переулок Тревожный» (слайд 10)

Как вы думаете, с чем может быть связано такое название?

Проводит промежуточный контроль знаний в форме викторины.

  • «Белая смерть»-
  • Бывают ли безобидные наркотики?
  • Чем опасна наркомания?
  • «Зловонное пагубное пристрастие»-
  • Добровольное отравление никотином и ещё 69-ю ядами-
  • «Пассивный курильщик»-
  • Наиболее распространённые заболевания курильщиков-
  • «Зелёный змий»-
  • Рак желудка, цирроз печени, потеря рассудка, деградация личности, страдания близких…Кто же виновник?

Организует фронтальное обсуждение,  проверку, нацеливает детей на самооценку, сообщает, что за каждый правильный ответ уч-ся ставит себе 1 балл.

Организует детей на выполнение творческого задания.

Задания выполняются в парах, по желанию индивидуально.

На основе имеющихся у вас знаний по этой теме, выполните творческое задание.

Работа в микрогруппах, или индивидуальная – Творческое задание мини-проект: «Пропаганда здорового образа жизни»

1. Конкурс художников:

  • нарисуйте запрещающие знаки

2. Конкурс сочинителей:

  • Придумайте четверостишие,  лозунги или призывы по данной теме:

 Предлагаемые темы: «Нет вредным привычкам!», «Будьте здоровы!»

Подводит итоги конкурса творческих работ.

Организует проверку знаний в форме викторины

Слайд 12 « Медпункт»

Давайте ответим на вопросы викторины, вспомним основы гигиены и оказания первой помощи:

  • Главный признак травмы-
  •  Заболевание, передающееся при укусе зверя-
  • Мера искусственной выработки иммунитета к опасным заболеваниям-
  • Зеркало души и зеркало здоровья-
  • Заменитель йода в условиях похода-«солдатская трава» или «порезник»-
  • «Солдатская вата»-
  • Растения, которые используются вместо бинтов и пластыря-
  • Полезная жидкость, выжатая из овощей и фруктов-
  • Наука о чистоте, способах сохранения и укрепления здоровья
  • Массовое заболевание людей-
  • Тренировка защитных сил организма-
  • Любитель –зимнего плавания-
  • Планирование рационального распределения времени –
  • Его не купишь ни за какие деньги -

Состояние полного физического и душевного и психического комфорта, а не просто отсутствие болезни -

Предлагает проверить и оценить ответы(1балл)

Предлагает учащимся вернуться к вопросу, на который они не смогли ответить в начале урока.

Почему же человек не полностью реализует потенциал долгожительства, на который он запрограммирован природой?

Организует работу с диаграммой, трансформацию(развертывание информации в устную речь)

 Слайд 17. Диаграмма. Вопрос по диаграмме: Так от чего же зависит здоровье человека?

 

Нацеливает на подведение итогов. Предлагаю  в качестве вывода, итогов сегодняшнего урока записать в тетрадях правила ЗОЖ.

Осуществляет контроль.

Проверяем ваши записи(  просит их зачитать), «оформляем» последний слайд : «Правила ЗОЖ»

Подводит итог: Пусть эти Правила будут для вас и памяткой и домашним заданием.

 

Читают выражения о здоровье

 

Отвечают на вопрос ы

– здоровье – главная ценность;

- ценности стремятся приобрести, берегут.

Приходят к выводу, что здоровье нужно беречь, сохранять и укреплять

 

Читают пословицы, записывают в тетради   продолжение.

Читают пословицы, проверяют свои записи, ставят себе оценку(баллы)

Читают задания, отвечают на вопросы. Фронтальная работа. Ответ записывают все.

Делают вывод: для здоровья человеку необходима благоприятная окружающая среда, а чтобы она такой была, ее нужно беречь от загрязнений, нарушений.

Оценивают работу: взаимооценка.

Объясняют, что питание – важный компонент здоровья.

Фронтальная работа, работа в группах, ребята обсуждают ответы на вопросы в группах, выступают с развернутыми ответами.

Называют правила рационального питания.

Само- и взаимооценка.

Нет, ответы на эти вопросы узнали из темы «Гигиена питания». Это говорит о том, что знания не разорваны, они могут быть полезны, если используются в системе.

Ребята выполняют упражнения, восстанавливая работоспособность.

Отвечают, что лучше.

Работают фронтально, самостоятельно отвечают на вопрос, осуществляют самоанализ, самооценку.

Вспоминают из истории и дополнительного материала, о тех великих людях, которые вели активный образ жизни, предполагают, что их физическая активность сыграла не последнюю роль в их достижениях, а значит,  и в судьбах целых народов.

Повторяют сведения о режиме двигательной активности.

Отвечают на вопросы промежуточного контроля.

Осуществляют формулировку вывода по данному вопросу

Отвечают, что с негативными факторами, влияющими на здоровье.

Учащиеся выполняют задания индивидуально в тетрадях.

Дети сами проверяют в тетрадях карандашом, оценивают в баллах.

В ходе работы, ребята обсуждают  в парах,  вспоминают материал, рисуют, сочиняют, готовятся к выступлению.

От каждой пары кто-то выступает, объясняя смысл своей работы.

Все учащиеся, выслушав выступающего, оценивают его работу. Форма оценки – 5 баллов, похвала.

   Выполняют задания в тетради(индивидуально)

Совместная проверка, самооценка.

Отвечают на проблемный вопрос урока:

Т.к. человек не всегда ведет здоровый образ жизни

Формулирование выводов о факторах – слагаемых здоровья. Отмечают, что больше всего здоровье зависит от образа жизни.

Записывают в тетрадях правила ЗОЖ(самостоятельно)

Проверяют записи

Участвуют в «оформлении» слайда.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:  сотрудничество со сверстниками в повторении и обобщении информации.

Личностные УУД: формирование системы знаний о ЗОЖ, личностного самоопределения

Регулятивные УУД: развитие монологической речи, умение ответить на вопрос, сформулировать вывод

Коммуникативные УУД: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: знание фольклорного материала(пословиц), их воспроизведение.

Регулятивные УУД: применение традиционного знания(фольклора) в изучении биологии

Регулятивные УУД: самопроверка, самооценка

 

Познавательные УУД: доказательство или опровержение гипотез, анализ, обобщение, логическое рассуждение, формулировка вывода.

Регулятивные УУД: взаимооценка, корректное общение, умение высказать свое мнение.

Познавательные УУД: объяснение высказывания, умение отвечать на вопрос, давать развернутый ответ, обобщение, логическое рассуждение, формулировка вывода.

Регулятивные УУД: взаимооценка, корректное общение, умение высказать свое мнение, монологическая речь.

Познавательные УУД: объяснение, умение отвечать на вопрос, давать развернутый ответ, обобщение, логическое рассуждение, формулировка вывода.

Личностные УУД: осознание  значения физических упражнений для здоровья, применение их на практике.

Личностные УУД: осознание  значения активного образа жизни для здоровья, применение этих знаний на   практике.

Регулятивные УУД: самооценка, корректное общение, умение высказать свое мнение.  

Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка.

Познавательные УУД: использование информации из истории, литературы(осуществление межпредметных связей)

Регулятивные УУД: умение давать развернутый ответ.

Регулятивные УУД: умение формулировать вывод

Личностные УУД: осознание  значения двигательной активности для здоровья, применение этих знаний на   практике.

Личностные УУД: осознание негативности вредных привычек и пагубных пристрастий для здоровья и жизни.

Регулятивные УУД: самопроверка, самооценка, умение слушать.

Познавательные УУД: использование знаний о негативных

Познавательные УУД:  использование знаний об опасности вредных привычек, пагубных пристрастий.

Регулятивные УУД: формирование навыков создания мини-поректа, его преподнесения, обоснования значимости.

Личностные УУД: осознание важности пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек для собственного здоровья.

Коммуникативные УУД:

оценка действий партнера,

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Регулятивные УУД: развитие навыков обобщать, делать выводы.

Личностные УУД: установление значения результатов своей деятельности для своих жизненных интересов, самопознание и самоопределение; формирование ценностного отношения к здоровью, потребности в  ЗОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "В здоровом теле-здоровый ум"

презентация к уроку математики в 6 классе по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа"...

УРОК « В здоровом теле - здоровый дух» на немецком языке в 7 классе

Тема урока :  "Спорт" ( 7 класс).Урок  входит в учебную программу по немецкому языку.Задачи:Образовательные : расширение лингвистического кругозора учащихся, систематизирование знаний  ...

Урок и самоанализ урока "Твое здоровье"3 класс

Цели урокаОбразовательные:·       совершенствование лексико-грамматических навыков;·       введение и первичное закрепление гр...

Урок-соревнование "Здорово есть здорово"

Тип урока: урок-соревнованиеЦель урока: систематизация и обобщение лексического и грамматического материала по теме «Еда»Задачи урока:1. закрепить знания по данному учебному материалу и вы...

Урок-исследование "Здоровые дети-в здоровой семье"

Урок-исследование "Здоровые дети-в здоровой семье"...

Конспект урока по здоровью и безопасности жизнедеятельности Тема урока: «Сохраним свое здоровье».

Систематизация представлений детей о  способах  сохранения здоровья....