урок биологии "Город здоровья "
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Проект урока биологии в 8 классе с использованием элементов системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_-_gorod_zdorovya.docx | 49.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока с использованием элементов системно-деятельностного подхода
Курс: «Биология. Человек. 8 класс»
Тема: «Слагаемые здоровья » (повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и его здоровья»)
УМК: Программа для общеобразовательных учреждений «Биология 5-11 классы», Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, М.: «Дрофа»,2009, Учебник: Биология. Человек. 8 класс, Н.И.Сонин, М.Р. Сапин, М.: «Дрофа», 2010
Автор проекта: Маслова Ю.В. учитель биологии МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского р-на Нижегородской обл.
Тема урока: «Город здоровья»
Дидактическая задача: использование элементов игровой технологии и системно-деятельностного подхода для формирования у обучающихся УУД, способствующих ценностному отношению к здоровью, развитию потребности в здоровом образе жизни
Тип урока: комбинированный урок – игра, урок повторения, обобщения и контроля знаний с элементами системно-деятельностного похода(урок постановки учебной задачи, определения учебных действий, рефлексии(действий контроля и оценки))
Место урока в разделе: Это последний урок в разделе «Человек и его здоровье». На предыдущих уроках раздела были изучены: здоровье человека, способы его укрепления, санитарно-гигиенические нормы и правила, факторы риска, вредные привычки, заболевания человека, их профилактика, приемы оказания первой помощи, значение и воздействие окружающей среды. На данном уроке осуществляется повторение, обобщение и подведение итогов, контроль знаний, полученных на предыдущих уроках, и формирование новых знаний о компонентах здорового образа жизни.
Учебная задача: Создать условия для повторения и обобщения обучающимися материала по теме « Человек и его здоровье» мотивирования их к ведению здорового образа жизни на примерах из истории, литературы, позитивного этноэкологического опыта(фольклора)
Цели урока:
- Цель-предмет(предметный результат)
Обучающиеся
- Повторят и обобщат знания о факторах, влияющих на здоровье, правилах ЗОЖ и способах оказания первой помощи
- Смогут использовать эти знания с привлечением примеров из других наук (истории, литературы), позитивного этноэкологического опыта(фольклора)
II. Цель – способ(метапредметный результат) обучающиеся будут:
- Развивать навыки повторения, обобщения знаний, само- и взаимоконтроля, само- и взаимооценки.
- Продолжать развитие учебно-интелектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, развитие умения работать с диаграммой - самостоятельно- регулятивные УУД);
- Формировать умения системного анализа научных, литературных, исторических фактов при обсуждении поставленной проблемы - познавательные УУД
- Развивать навыки исследовательской работы через постановку проблемных вопросов - познавательные УУД
- Развивать умение с полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничества со сверстниками в повторении и обобщении информации, оценки действий партнера – коммуникативные УУД.
- Цель-ценность (личностный результат(личностные УУД))
- Обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования ответственного отношения к здоровью и жизни, важности профилактики заболеваний, своевременного и правильного оказания первой помощи для сохранения здоровья и жизни человека
У обучающихся произойдет:
- Формирование потребности в здоровом образе жизни с использованием примеров из истории, литературы, позитивного этноэкологического опыта(фольклора)
- Формирование связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
- Формирование опыта пропаганды ЗОЖ, практического знания о значении я своевременного оказания первой помощи пострадавшему, личностного самоопределения.
Методы:
- По источнику знаний – словесные (диалог, беседа, объяснение по презентации, работа с книгой, рассказ), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, мультимедиа).
- По характеру познавательной деятельности: традиционные – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, развивающие - частично-поисковый, исследовательский, игровой.
- Методы контроля – письменный ( ответы на вопросы - викторина), устный (ответы на вопросы - викторина, ответ у доски по результатам творческих заданий).
Форма организации занятия:
- Игра
- Проблемный диалог (побуждающий и подводящий)
- Постановка проблемных вопросов по высказываниям известных людей и выдвижение гипотез
- Самостоятельная работа
- Самостоятельная работа с учебником по повторению материала
- Творческие задания
- Работа с диаграммой
- Эвристическая беседа
- Индивидуальная, групповая(работа в микрогруппах) и фронтальная формы организации познавательной деятельности.
Формы организации работы в классе
- Индивидуальная
- Групповая (микрогруппы)
- Фронтальная
Хронометраж урока:
1.Оргмомент. -0,5мин.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся- 1 мин
3. Создание проблемной ситуации и мотивация к учебной деятельности.- 1,5 мин
4. Целеполагание и планирование – 1мин
5. Повторение, обобщение и промежуточный контроль -17 мин
6. Физкультминутка – 1 мин.
7. Обобщение и выполнение творческого задания- 15 мин
8. Обобщение, формулировка выводов – 5 мин.
9. Рефлексия – 2 мин
10. Подведение итогов занятия – 1 мин.
Структура, содержание урока:
Этап урока | Подэтап урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Формирование УУД |
М о т и в а ц и о н н о - О Р И Е Н Т И Р О В О Ч Н Ы й | 1. Орг- момент (Вхождение в контакт) 2. Актуа лизация субъектного опыта обучающихся. 3. Создание проблемной ситуации Мотивация к учебной деятельности.
4. Целеполагание и планирование | Начинает урок с приветствия, настраивает детей на работу на уроке. Фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
На предыдущем уроке мы изучали тему «Человек и окружающая среда» Подумайте и ответьте на вопросы:
Подумайте над таким фактом: немецкий биолог Хассо Тальман в ходе исследований подсчитал, что продолжительность жизни животного равна периоду с момента рождения до наступления половой зрелости помноженному на шесть. Таким образом, если учесть, что полностью человек созревает к 20 годам, биологический потенциал его средней продолжительности жизни составляет примерно 120 лет. Соответствует ли это действительности? -С чем это связано, как вы думаете? Руководство выдвижением гипотез Предлагает обсудить способы достижения целей урока. Чем будем заниматься? Как? Для чего? Сегодня у нас заключительный урок по теме «Человек и его здоровье». Мы изучили это материал и сегодня нам нужно его повторить, обобщить, подвести итоги. Каким образом мы можем это сделать? Сообщает тему: Тема урока «Город здоровья», вам как вы ее понимаете? Урок у нас будет проходить в форме игры, мы будем путешествовать по улицам города( в ходе этого путешествия мы и повторим изученную тему, и вспомним, какие факторы влияют на наше здоровье, а значит и на продолжительность жизни - подсказка) Как вы думаете, для чего? Подумайте и скажите, каких целей на уроке мы сегодня хотим достичь, и каждый лично для себя. | Готовятся к учебной деятельности, настраиваются на урок. Учащиеся рассказывают о роли месте человека в биосфере, его биосоциальной сущности. Учащиеся отвечают на вопросы и сталкиваются с проблемой: не могут ответить на некоторые Нет. Продолжительность жизни намного меньше. Предполагают, что возможно в отличии от животных человек погибает в авариях, войнах, ведет менее здоровый образ жизни Предлагают варианты: записать в тетради, поработать с учебником. Написать проверочную работу. Формулируют и записывают тему урока в тетради Формулируют цели урока Повторить и обобщить знания по теме «Человек и его здоровье»
| Личностные УУД: Организация на включение в работу Регулятивные УУД: Монологическая речь, ответ на вопрос Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что еще предстоит усвоить - определение границы между знанием и незнанием Регулятивные УУД: выдвижение предположений, аргументация ответа с помощью уже имеющихся предметных знаний. Познавательные УУД: Постановка и формулирование темы Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД: Логические – построение логической цепи рассуждений., постановка и решение проблем - формулирование проблемы. Логические УУД: выдвижение гипотез, их обоснование. |
О п е р а ц и о н н о - и с п о л н и т е л ь с к и й | 5. Повторение, обобщение и промежуточный контроль знаний 6.Физкультминутка 7. Обобщение и выполнение творческого задания 8. Обобщение и формулировка выводов. | Организует работу по повторению и обобщению знаний по презентации в форме блоков – «улиц», с выполнением заданий по каждому: 1слайд- «Его не купишь ни за какие деньги»
Вопросы по слайду: Что же является главной ценностью человека? Как поступают с ценностями вообще? Какой же можно сделать вывод? А теперь давайте пройдемся по улицам нашего города здоровья, где выполняя задания, вы сможете вспомнить, как же сберечь здоровье. 2слайд: «Улица народной мудрости»
Задание к слайду: 1.Продолжите пословицы. 2. О чем они говорят? Организация проверки знаний, самооценки: Слайд 3 с правильными ответами. Прочитаем, как же звучат эти пословицы. Оцените свою работу в тетради, за каждую пословицу 1 балл, поставьте себе оценку. Слайд 4: «Улица Экологическая»
Вспомним, как факторы окружающей среды влияют на здоровье и жизнь человека. Давайте ответим на предложенные вопросы. Давайте сделаем вывод о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Оценим свою работу. За каждый правильный ответ 1 балл тому, кто отвечал. За формулировку вывода 3 балла. Слайд 5: «Улица Садовая»» Объясните выражение:«Человек есть то, что он ест» Давайте вспомним, что вы знаете о правильном питании. Ответим на вопросы викторины:
Как вывод по данному вопросу : Назовите правила здорового питания («3р») Оцениваем ответы, ставим по 2 балла за каждый развернутый правильный ответ. На все ли вопросы вы узнали ответы в последней теме? О чем это говорит? Слайд 6: «Улица Спортивная» - Физкультминутка. Упражнения:
Нацеливает, мотивирует детей на дальнейшую работу. Мы с вами выполняли упражнения , как вам после них? Большинство из вас, придя домой из школы(выберите для себя соответствующий ответ): -обедают и садятся за уроки, -идут на улицу, где с друзьями играют в подвижные игры, - садятся за компьютер, телевизор, - ложатся подремать А какой же ответ является правильным? Давайте, прогуляемся по улице «Спортивная» и вспомним о значении двигательной активности. Работаем в парах. Актуализирует межпредметные знания. Давайте посмотрим слайд: «Польза движения в судьбах великих людей» Слайд с правильными ответами. Оцениваем свои ответы. Предположите, какова роль двигательной активности в судьбах людей и народов? Следующий слайд: «Режим двигательной активности для разных возрастных групп» Знакомит с информацией: Общая продолжительность движения в режиме дня
Потребность в двигательной активности снижается с возрастом Осуществляет промежуточный контроль знаний 1.Как называется снижение двигательной активности, наносящее вред здоровью? 2. Каково значение двигательной активности? Мотивирует на формулировку вывода по данному вопросу Слайд « Значение двигательной активности»
Актуализация знаний: Следующая часть города: «Переулок Тревожный» (слайд 10) Как вы думаете, с чем может быть связано такое название? Проводит промежуточный контроль знаний в форме викторины.
Организует фронтальное обсуждение, проверку, нацеливает детей на самооценку, сообщает, что за каждый правильный ответ уч-ся ставит себе 1 балл. Организует детей на выполнение творческого задания. Задания выполняются в парах, по желанию индивидуально. На основе имеющихся у вас знаний по этой теме, выполните творческое задание. Работа в микрогруппах, или индивидуальная – Творческое задание мини-проект: «Пропаганда здорового образа жизни» 1. Конкурс художников:
2. Конкурс сочинителей:
Предлагаемые темы: «Нет вредным привычкам!», «Будьте здоровы!» Подводит итоги конкурса творческих работ. Организует проверку знаний в форме викторины Слайд 12 « Медпункт» Давайте ответим на вопросы викторины, вспомним основы гигиены и оказания первой помощи:
Состояние полного физического и душевного и психического комфорта, а не просто отсутствие болезни - Предлагает проверить и оценить ответы(1балл) Предлагает учащимся вернуться к вопросу, на который они не смогли ответить в начале урока. Почему же человек не полностью реализует потенциал долгожительства, на который он запрограммирован природой? Организует работу с диаграммой, трансформацию(развертывание информации в устную речь) Слайд 17. Диаграмма. Вопрос по диаграмме: Так от чего же зависит здоровье человека?
Нацеливает на подведение итогов. Предлагаю в качестве вывода, итогов сегодняшнего урока записать в тетрадях правила ЗОЖ. Осуществляет контроль. Проверяем ваши записи( просит их зачитать), «оформляем» последний слайд : «Правила ЗОЖ» Подводит итог: Пусть эти Правила будут для вас и памяткой и домашним заданием. |
Читают выражения о здоровье
Отвечают на вопрос ы – здоровье – главная ценность; - ценности стремятся приобрести, берегут. Приходят к выводу, что здоровье нужно беречь, сохранять и укреплять
Читают пословицы, записывают в тетради продолжение. Читают пословицы, проверяют свои записи, ставят себе оценку(баллы) Читают задания, отвечают на вопросы. Фронтальная работа. Ответ записывают все. Делают вывод: для здоровья человеку необходима благоприятная окружающая среда, а чтобы она такой была, ее нужно беречь от загрязнений, нарушений. Оценивают работу: взаимооценка. Объясняют, что питание – важный компонент здоровья. Фронтальная работа, работа в группах, ребята обсуждают ответы на вопросы в группах, выступают с развернутыми ответами. Называют правила рационального питания. Само- и взаимооценка. Нет, ответы на эти вопросы узнали из темы «Гигиена питания». Это говорит о том, что знания не разорваны, они могут быть полезны, если используются в системе. Ребята выполняют упражнения, восстанавливая работоспособность. Отвечают, что лучше. Работают фронтально, самостоятельно отвечают на вопрос, осуществляют самоанализ, самооценку. Вспоминают из истории и дополнительного материала, о тех великих людях, которые вели активный образ жизни, предполагают, что их физическая активность сыграла не последнюю роль в их достижениях, а значит, и в судьбах целых народов. Повторяют сведения о режиме двигательной активности. Отвечают на вопросы промежуточного контроля. Осуществляют формулировку вывода по данному вопросу Отвечают, что с негативными факторами, влияющими на здоровье. Учащиеся выполняют задания индивидуально в тетрадях. Дети сами проверяют в тетрадях карандашом, оценивают в баллах. В ходе работы, ребята обсуждают в парах, вспоминают материал, рисуют, сочиняют, готовятся к выступлению. От каждой пары кто-то выступает, объясняя смысл своей работы. Все учащиеся, выслушав выступающего, оценивают его работу. Форма оценки – 5 баллов, похвала. Выполняют задания в тетради(индивидуально) Совместная проверка, самооценка. Отвечают на проблемный вопрос урока: Т.к. человек не всегда ведет здоровый образ жизни Формулирование выводов о факторах – слагаемых здоровья. Отмечают, что больше всего здоровье зависит от образа жизни. Записывают в тетрадях правила ЗОЖ(самостоятельно) Проверяют записи Участвуют в «оформлении» слайда. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками в повторении и обобщении информации. Личностные УУД: формирование системы знаний о ЗОЖ, личностного самоопределения Регулятивные УУД: развитие монологической речи, умение ответить на вопрос, сформулировать вывод Коммуникативные УУД: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: знание фольклорного материала(пословиц), их воспроизведение. Регулятивные УУД: применение традиционного знания(фольклора) в изучении биологии Регулятивные УУД: самопроверка, самооценка
Познавательные УУД: доказательство или опровержение гипотез, анализ, обобщение, логическое рассуждение, формулировка вывода. Регулятивные УУД: взаимооценка, корректное общение, умение высказать свое мнение. Познавательные УУД: объяснение высказывания, умение отвечать на вопрос, давать развернутый ответ, обобщение, логическое рассуждение, формулировка вывода. Регулятивные УУД: взаимооценка, корректное общение, умение высказать свое мнение, монологическая речь. Познавательные УУД: объяснение, умение отвечать на вопрос, давать развернутый ответ, обобщение, логическое рассуждение, формулировка вывода. Личностные УУД: осознание значения физических упражнений для здоровья, применение их на практике. Личностные УУД: осознание значения активного образа жизни для здоровья, применение этих знаний на практике. Регулятивные УУД: самооценка, корректное общение, умение высказать свое мнение. Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка. Познавательные УУД: использование информации из истории, литературы(осуществление межпредметных связей) Регулятивные УУД: умение давать развернутый ответ. Регулятивные УУД: умение формулировать вывод Личностные УУД: осознание значения двигательной активности для здоровья, применение этих знаний на практике. Личностные УУД: осознание негативности вредных привычек и пагубных пристрастий для здоровья и жизни. Регулятивные УУД: самопроверка, самооценка, умение слушать. Познавательные УУД: использование знаний о негативных Познавательные УУД: использование знаний об опасности вредных привычек, пагубных пристрастий. Регулятивные УУД: формирование навыков создания мини-поректа, его преподнесения, обоснования значимости. Личностные УУД: осознание важности пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек для собственного здоровья. Коммуникативные УУД: оценка действий партнера, умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Регулятивные УУД: развитие навыков обобщать, делать выводы. Личностные УУД: установление значения результатов своей деятельности для своих жизненных интересов, самопознание и самоопределение; формирование ценностного отношения к здоровью, потребности в ЗОЖ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "В здоровом теле-здоровый ум"
презентация к уроку математики в 6 классе по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа"...
УРОК « В здоровом теле - здоровый дух» на немецком языке в 7 классе
Тема урока : "Спорт" ( 7 класс).Урок входит в учебную программу по немецкому языку.Задачи:Образовательные : расширение лингвистического кругозора учащихся, систематизирование знаний ...
Урок и самоанализ урока "Твое здоровье"3 класс
Цели урокаОбразовательные:· совершенствование лексико-грамматических навыков;· введение и первичное закрепление гр...
Урок-соревнование "Здорово есть здорово"
Тип урока: урок-соревнованиеЦель урока: систематизация и обобщение лексического и грамматического материала по теме «Еда»Задачи урока:1. закрепить знания по данному учебному материалу и вы...
Разработка урока "В здоровом теле - здоровый дух" (ФГОС, 6 класс)
Разработка урока...
Урок-исследование "Здоровые дети-в здоровой семье"
Урок-исследование "Здоровые дети-в здоровой семье"...
Конспект урока по здоровью и безопасности жизнедеятельности Тема урока: «Сохраним свое здоровье».
Систематизация представлений детей о способах сохранения здоровья....