Программа элективного курса ЗОЖ 10 класс
элективный курс по биологии (10 класс) по теме

Буянова Любовь Филипповна

Основная задача курса заключается в том, чтобы научить ребят практическим 

умениям самоанализа и самооценки своего доровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon program.elekt_.kursa_10kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

                                                элективного курса по биологии 10 класса

                                              Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для ребят 10 класса. Курс рассчитан на 34 часа

          Основан на базовых знаниях учащихся из школьной программы по биологии.

В изучении данного курса учащиеся получают новые знания, имеющие практическую направленность, данный курс не только обогатит знания по биологии, но поможет школьникам выработать сознательное отношение к правильному образу жизни.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека в настоящее время актуальна    во всех странах мира. Успешное её решение находится в прямой зависимости от  каждого человека, и прежде всего молодого, навыков здорового образа жизни. Образ жизни - одна из основных составляющих здоровья. В отличие от других составляющих - это единственный компонент, на который каждый из нас может эффективно влиять. Очень часто именно образ жизни лежит в основе целой групп болезней.

В подростковом возрасте человека мало волнуют проблемы старости, болезней.

Поэтому на занятиях курса  "Я и мое здоровье" следует избегать навязчивости, поучительности, а вести разговор, отталкиваясь от конкретных факторов, интересной информации и вовлекать школьников в поиск ответов на злободневные вопросы.

Цель элективного курса-создание мотивационной основы для осознательного выбора профиля обучения.

Не ставится цель давать школьникам медицинские знания, а необходимо формировать у них представления о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды, образа жизни, ответственности работников здравоохранения и самого человека. Детям важно осознать значение организма для противостояния инфекционным заболеваниям и другим недугам, если следовать рекомендациям специалистов и соблюдать правила гигиены.

Занятия по данной программе, с одной стороны, дают теоретические знания, а с другой стороны гигиенические и практические навыки (умение оценивать ситуацию и действовать с наименьшим ущербом для своего здоровья).

Особенностью содержания курса является усиление практической направленности,

имеющей большое значение для профориентации учащихся, он будет способствовать воспитанию осознанной потребности в труде и подготовке детей к выбору профессии в соответствии с личными способностями, знакомству с профессиями врача, медсестры, фармацевта.

          Несколько часов отводится на самостоятельную работу учащихся с литературой для проявления инициативы и творчества. Содержание предусматривает опережающие домашние задания по темам, которые должны способствовать реализации интереса школьников. Предлагается подготовить рефераты, такая форма работы учит учащихся

самостоятельно добывать знания.

  Задачи курса :

  • Дать возможность ученику реализовать свой интерес к предмету;
  • Обеспечить условия для рефлексии учащихся своих образовательных потребностей и соотнесения их со своими возможностям;
  • Развивать,  поддерживать заинтересованность ученика к выбранной им сфере жизнедеятельности;
  • Развивать внутреннюю потребность и убежденность ценностного отношения к своему      здоровью и здоровью окружающих, осознание важности здорового образа жизни.

Методы :

 1. Фронтальная работа - при решении поставленных задач на уроке;

 2. Индивидуальная работа, поиск информации, написание сообщений, рефератов.

 3. Работа в группах, при решении проблемных вопросов.

Требования к знаниям и умениям учащихся

          Учащийся должен знать:

  • роль питательных веществ в организме человека;
  • источники питательных веществ в организме человека;
  • основные принципы рационального питания;
  • механизм действия на организм человека некоторых веществ: наркотиков, алкоголя,
  • загрязнения окружающей среды;        
  • основные характеристики здорового образа жизни.

уметь характеризовать:

  • положительное и отрицательное влияние ряда веществ на организм человека;
  • последствия курения, приема алкоголя и наркотических средств.
  • правильно организовывать свой режим питания;
  • проводить простейшие исследования;
  • оформлять результаты исследовательской работы.

     

   

   

Содержание программы

            (  34 часа   1 час в неделю )

      1. Твои возможности человек.                                                     -  1 час

      Здоровье – важнейшая ценность, необходимое условие

      работоспособности и развития личности.

      2. Здоровое питание                                                                       -  5 час

      Правильное питание, здоровое питание. Лечебное питание.

      Значение использования в рационе питания разных блюд

      из каш, овощей, сладостей, приправ, значение чая.

      3. Биологические ритмы и их влияние на

      здоровье человека.                                                                         -  1 час

      Суточные биоритмы, сезонные и их влияние на

      здоровье.                                                                  

      4. Лекарственные растения Читинской области                    -   3 час                                            

      Изучение лекарственных растений и применение.

      Правильное использование лекарственных растений.

      5. Компьютер и здоровье                                                              -  2 час

      Компьютер друг или враг здоровья.

      Компьютерная зависимость. Тест на выявление

      компьютерной зависимости.                      

      6. Здоровье человека и окружающая среда                              -  2 час                                                            

      Влияние природных условий Забайкальского края              

      на здоровье человека. Загрязнение атмосферного

      воздуха на территории Забайкальского края.

      7. Основы валеологии-науки о здоровом образе жизни-

      факторы, определяющие здоровье человека.                         -  16 час

      Темперамент. Виды. Характеристика. Проявление качеств  

      Личности. Самооценка в зависимости от темперамента.            - 4 час

      Практическая часть.

      Память. Виды памяти. Длительность хранения.

      Образная память. Словесно-логическая. Практическая

      работа.                                                                                               - 4 час

      Влияние различных звуков  на здоровье человека.

      Ритмы, несущие здоровье. Практическая часть.                          - 4 час

      Характер и характеристика. Художник или мыслитель.

      Психодиагностика.                                                                          - 4 час.

      8. Психическое здоровье.                                                            - 3 час.

      Вредные привычки. Аутотренинг. Курение. Иммунитет

      СПИД. Токсикомания и наркомания.

      9. Итоговое занятие.                                                                      -  1 час.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего

часов

Теоретич.

работа

Практич.

работа

1.

 2.

 3.

 4.

 5.

 6.

 7.

 8.

 9.

Твои возможности человек

 Здоровое питание

 Ритмы и их влияние на

 здоровье

 Лекарственные растения

 Компьютер и здоровье

Здоровье человека и     окружающая среда

Основы валеологии

Психическое здоровье

Итоговое занятие

1

       5

       1

       3

       2

       2

     16

      3

      1

1

            3

            1

2

            1

            1

            8

            2

            1

       2

       1

       1

 

       1

       8

       1

Итого

     34

          20

     14

Литература:

Для учителя:

1. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей. / Под ред. Касаткиной В.Н.,

    Щеплягиной Л.А. – М.: Просвещение,2003.

2. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и

    его здоровье. – М.: Владос, 2003.

3. Дружинина А. здоровое питание. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2004. (1000 советов).

4. Балабанов  В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.

    - Волгоград: Учитель, 2002.

5. Лекарственные растения Забайкалья. – Чита: ЧИУУ,1991.

Для учащихся:

1. Гл. ред. М.С.Гиляров.- М.: Большой энциклопедический словарь, 2001.

2. В.А.Доскин., Н.А.Лаврентьева  Ритмы Жизни. Москва. 1990г.

3. Кудашова В.А. Чудесная диета или как стать стройным.- М.: Просвещение, 1991

4. Покровский А.А. Книга о вкусной и здоровой пище.- М.: Агромпромиздат, 1990.

5. Баль А.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М.:2000.

6.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для

    Учащихся 9-11 классов.- М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».

Курс «Графические редакторы» является предметным  элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...