"Путешествие с комнатными растентями"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_biologii_mkou_kantemirovskoy_sosh.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МКОУ КАНТЕМИРОВСКОЙ СОШ №2  

 ОМЕЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ТЕМА УРОКА : «ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

Урок проводится в 6 классе.

Задачи:

образовательные: знать о происхождении комнатных растений, правилах ухода и способах размножения.

развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи;

 уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные: осознанно достигать поставленные цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, бережное отношение к природе

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать родину комнатных растений, способы размножения;

- рассмотреть многообразие комнатных растений и их значение для человека;

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать с учебником, дополнительной литературой;

- составлять презентации;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  

Комнатные растения, фотографии, рисунки, образцы вегетативного размножения растений. Презентация «Комнатные растения» Карта природных зон мира, на которой флажками показана родина комнатных растений, выставка книг. Презентация «Энергетические свойства комнатных растений»

Учащиеся заранее готовят выступления  по уходу за растениями, демонстрируют способы размножения комнатных растений(  традесканция, сансевьера, кактус, хлорофитум)

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

1.Организационный момент. Работа с оборудованием.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация деятельности учащихся.

3.Изучение нового материала.

3. Закрепление нового материала.

4. Рефлексия.

5. Выставление оценок.

6.Домашнее задание.

На доске записана тема урока, карта « Природные зоны мира» Выставка книг, комнатные растения

Ребята, сегодня на нашем занятии мы познакомимся с многообразием комнатных растений.

Изучим происхождение комнатных растений, условия их произрастания. Научимся различными способами размножать их.

 

«Как я люблю домашние цветы»

Как я люблю домашние цветы,

что быт наш ежедневно украшают,

в водоворот житейской суеты

покой и благородство излучают.

Безмолвные свидетели всего ,

Что происходит в городской квартире ,

растенья к нам приходят для того ,

чтоб с красотою все мы жили в мире.

Я знаю , ожидают по утрам ,

когда войду с приветствием обычным:

«ну , здравствуйте , зеленые друзья!

Как поживаем? — Все у нас отлично!»

Поглажу , трону , листик уберу ,

полью водой из лейки специальной ,

где надпись есть: «За вашу красоту

вам шлю любовь свою и благодарность.»

Как я люблю домашние цветы!

Я рядом с ними сердцем отдыхаю.

Посланники вселенской чистоты ,

я с радостью вам долг свой возвращаю.

Учитель: Цветы украшают быть людей и создают в домах здоровые гигиенические условия. Выращивания цветов приносит много радости взрослым и оказывает громадное воспитательное влияние на детей. Выращивание растений не только приучает детей к самостоятельному труду, но и развивает их эстетические наклонности, учит внимательно и заботливо относиться к живому организму. Цветы - любимые спутники человека с давних времен. Они не только ласкают взор, но и облагораживают людей. В нашей стране они прочно заняли место в цехах фабрик и заводах, клубах и театрах, больницах и санаториях, в школах и детсадах, а так же в квартирах. Разведение цветов и уход за ними, заполняя досуг, доставляет нам большое удовольствие.

Сегодня на нашем внеклассном занятии мы оправимся в путешествие по увлекательному интересному миру - миру комнатных растений. Цветоводы – любители выращивают те растения, которым подходят комнатные условия.

1.Происхождение комнатных растений. Секреты успеха

Большинство комнатных растений - "путешественники" Родиной многих являются тропические леса Индии, Бразилии, пустыни Африки и Мексики.

Знакомьтесь - кактус.

Учитель. Свое путешествие мы начнем с засушливых степей саванн, и пустынь Америки. Название "кактус" впервые употребил выдающийся систематик растений Карл Линней еще в 1737 году. Он взял это слово  из греческого языка, где оно обозначало какое - то колючее растение. Кактусы по праву можно назвать одним из чудес природы. В этом растении все не обычно: нет листьев, но есть колючки - это видоизмененные почечные чешуи, то есть все, что осталось у этих растений от листьев, мясистый стебель, и венчающие это "сооружение" прекрасные цветы. На них растут боковые побеги - "детки".

Цветение кактусов - необыкновенное зрелище. Некоторые кактусы расцветают ночью. Светлые цветы, сильно пахнущие и наполненные нектаром, ждут поздних гостей - ночных бабочек и летучих мышей. Собрав нектар, визитеры опыляют цветок. Растения с яркими цветами опыляются днем. Над ними кружатся жуки, пчелы, шмели, мухи, муравьи и даже колибри. Плоды большинства кактусов съедобные, их едят засахаренными, как конфеты. Семена кактусов индейцы использовали в пищу, делая из них муку и выпекая лепешки.

Индейская легенда гласит, что люди из племени ацтеков долго странствовали в поисках места, где смогли бы поселиться. Но боги не давали ацтекам доброго знака. И вот, наконец - то они пришли к озеру Тескоко и видели большого орла, сидящего на опунции и разрывающего змею. Найдя это хорошим знамением, индейцы основали город - "Место священной опунции" - Теночтитлан. Через многие столетия на руинах древнего города выросла столица государства - Мехико. А кактус опунция из старинного придания перекочевал на герб Мексики. Эта легенда - лишь одно из многих сказаний о кактусах, сложенных индейцами центральной и южной Америки.

А сейчас мы послушаем любителей комнатных растений о правильном уходе за кактусами. (рассказ учащегося)

Секреты успеха

Уход за кактусами заключается в создании оптимальных условий для роста и цветения. Они нуждаются в определенном количестве света. Если их не освещать хотя бы по шесть часов в день, они не зацветут. Лучше всего кактусы развиваются на восточных, юго – восточных и южных окнах. Большое значение для развития растения имеет правильный и своевременный полив. Летом, во время роста, кактусы следует поливать ежедневно  под вечер. Осенью поливы уменьшают и доводят до минимума зимой. Одновременно понижают температуру воздуха, чтобы уменьшить испарение води и дыхание. Пересаживают кактусы весной, когда они начинают расти. Пересаживают осторожно, чтобы не повредить корни. Землю сильно уплотнять нельзя. После пересадки ставят в затененное место, накрывают полиэтиленовой пленкой и не поливают 2-3 дня.

Трогательный цветок фиалка

Ученик 1. Родиной фиалок считают субтропические и тропические области Евразии, Африки Америки Австралии Новой Зеландии, Мадагаскар.

У любителей комнатных растений название "фиалка" ассоциируется отнюдь не с настоящей фиалкой, а с растением фиалковая сенполия, называемая так же узамбарской фиалкой. По утверждениям статистиков, после кактусов сенполия занимает второе место по популярности среди комнатных растений. И это не удивительно, ведь она не требует сложного ухода. Впервые это растение заметил в конце XIX века, в Танзании, один их германских чиновников (Танзания долгое время была германкой колонией) барон Альберт Эмиль Вальтер Радклифф ле Танне фон Сен Поль Иллер. Он интересовался флорой и фауной тех мест. Семена нового растения борон отослал своему знакомому ботанику - Гермону Вендланду. Тот вырастил их них растение и описал их, дав цветку часть пышного имени борона - сенполия.

В средневековье в некоторых странах был обычай чествовать первую фиалку. Найденным цветком крестьяне украшали шест и плясали и вокруг него. Этот скромный цветок пользовался популярностью и у представителей высших сословий. Она была цветком поэтов. Золотой фиалкой награждали победителей поэтических состязаний. Среди поклонников фиалки были великие поэты и писатели: Шекспир, Шелли, Гете. Фиалками восхищался Людовик XVI.

Секреты успеха

(рассказ учащегося с демонстрацией правильного полива)

Поливают обычным путем или с поддона. Вода после полива не должна оставаться, желательно, чтобы она была на 3-4 градуса выше окружающего воздуха. При поливе следят за тем, чтобы капли воды не попадали на листья. От этого на них появляются пятна, и они теряют свою декоративность. Ежегодно растение требуется подкармливать органическими и полными минеральными удобрениями.

                                                                    Загадочные орхидеи

Ученик 2. В последние время  у любителей комнатных растений большей популярностью пользуются орхидеи. Эти путешественники прибыли к нам из южной Америки. Цветки этих растений часто называют "обманщиками". Давно подмечено, что цветы орхидей напоминают насекомых: шмелей, пчел, мух и пауков и это сходство не случайно. Самцы насекомых, пробуждаясь от зимней спячки раньше самок, видят в цветах своих подруг. Они с радостью летят на цветки и пытаются с ними спариться. Свой обман хитрые орхидеи подкрепляют, издавая особые запахи, сходные с запахом, желез насекомых. Самцы, в любовной горячке летающие с цветка на цветок, переносят на себе пыльцу. В природе существуют 50 -70 видов фаленопсисов (название рода Phalaenopsis переводится как «подобная ночной бабочки») Но счет гибридов, созданных человеком, идет на тысячи.

Секреты успеха

У фаленопсиса самый высокий порог чувствительности среди орхидей к содержанию солей в воде. Чем мягче вода, тем лучше состояние корней. Необходимость полива легко определить по весу горшка и цвету корней. Если корни зеленые – поливать рано. Когда горшок становится очень легким, а корни серебристыми. Орхидею ставят в высокий поддон, обильно поливают, дают воде полностью стечь и возвращают горшок на место

Бальзамин.

Ученик 3. Народное название бальзамина - "Ванька мокрый"."Мокрым" его назвали за пристрастие к воде, Это растение требует частых и обильных поливов, а в комнатных условиях, если воздух сухой нуждается еще и в опрыскивании. Стебли, листья и даже лепестки бальзамина насыщены влагой, недаром его родственники селятся во влажных низинах и по берегам водоемах. Родиной бальзаминовых считаются Африка, Евразия, Северная и Центральная Америки

Секреты успеха

Сетолюбив, однако, требует затенения. Температура умеренная, зимой не ниже 12 градусов. Чтобы растение цвело, температура должна быть не ниже 15 градусов. Полив обильный, вода всегда должна оставаться в поддоне. Зимой полив уменьшают. Листья следует опрыскивать, избегая попадания воды на раскрытые цветы.

Детский сад на листе – каланхоэ.

Ученик 4. Так называют комнатное растение каланхоэ дегремона. Родиной каланхоэ считают остров Мадагаскар. Человек распространил очень широко, в диком виде оно встречается в тропических зонах всех континентов. Его очень легко разводить. На листьях появляются целый выводок маленьких растений, уже с корешками. Опадая, они укореняются и быстро идут в рост. Так растения размножаются даже без цветов и семян. Это не прихотливое растение займет достойное место у вас на подоконнике.

Секреты успеха.

 Температура умеренная, зимой не ниже 10 градусов. Полив должен быть обильным, по мере подсыхания почвы. Опрыскивания не требует.

Бегония.

Ученик 5. Своим названием бегония обязана Мишелю Бегону, управляющему в конце XVII в. о. Гаити. Организовав специальные экспедиции, Бегон собрал обширную коллекцию экзотической флоры. Учитывая вклад  Бегона в ботанику, в его честь назвали привезенное им прекрасное растение, ставшее одним из самых популярных среди цветоводов – любителей.

 У себя на родине в тропических лесах Южной Америки, Африки и Азии, бегонии принимают самые разнообразные формы. Это растение может быть лианой, обвивающей дерево или стелющейся по земле, многолетним травянистым растением или кустарником с мощными одревесневшими стеблями.

                                                                          Секреты успеха.

В период цветения полив должен быть обильный, но не настолько, чтобы почва была постоянно мокрой. Яркий свет вдали от прямых солнечных лучей. Требует высокой влажности воздуха.

2.Вегетативное размножение растений (учащиеся демонстрируют способы вегетативного размножения комнатных растений)

3.Это интересно.

Энергетические свойства комнатных растений. (Презентация)

АЛОЭ. Известно как растение, проявляющее свои целительные свойства в настойках и экстрактах. Но, оказывается, алоэ еще и донор, который отдает энергию для поддержания нашего иммунитета.

БАЛЬЗАМИН. Источник мощнейшего энергетического потока. Аккумулятор и усилитель творческих энергий. Помогает раскрыть и проявить свои лучшие качества.

КАКТУС. Энергия его очень воинственна. Чем длиннее и острее колючки, тем больше энергия растения. Это настоящий громоотвод отрицательной энергии.

КАЛАНХОЭ. Помогает при апатии и упадке сил. Способствует устранению из квартиры энергии уныния.

ЛИМОН И АПЕЛЬСИН. Цитрусовые наполняют любую комнату радостью, хорошим настроением и жизнелюбием.

ПАПОРОТНИК. Обладает мощной способностью поглощать из атмосферы вредные вещества, в том числе формальдегид, ксилол и толуол.

ХЛОРОФИТУМ. Нейтрализует ядовитые вещества в помещениях, создает хорошее настроение. Является превосходным энергетическим фильтром.

Учитель. 

- все ли вам было понятно?

- какая часть урока показалась самой интересной?

- какое настроение после урока?

Вот и закончилось наше повествование об удивительном мире комнатных растений. Буду искренне рада, если знания, которые вы смогли почерпнуть, принесут пользу вам и вашим близким.

Помните: растения, которые вы получили из маленького кустика или семечки, будут считать вас своим родителем. Поделитесь с ним теплом и лаской, и они ответят вам тем же. Растения никогда не придадут и всегда будут готовы прийти к вам на помощь в самую трудную минуту.

Наше путешествие я бы хотела закончить словами из письма Максима Горького своему сыну.

 «Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее - цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты бы чувствовал себя нужным всем людям, и  это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...»

                                                                                                                                                              М.Горький

Одним из способов размножить комнатное растение.

Организация рабочего места. Учащиеся слушают, настраиваются на восприятие материала.

Учащиеся читают стихотворение Натальи Осипенко « Как я люблю домашние цветы»

Вступительное слово учителя.

Отмечают на карте флажками родину кактусов. Просмотр презентации.

Учащиеся рассказывают и демонстрируют приемы правильного полива и пересадки кактусов.

Рассказ учащегося о фиалках

(рассказ учащегося с демонстрацией правильного полива)

Рассказ учащегося об орхидеях, работа с картой.

Рассказ учащегося. Работа с картой.

Демонстрация правильного опрыскивания листьев.

Рассказ учащегося.

Рассказ учащегося, работа с картой. Демонстрация презентации.

На столах учащихся стаканчики с землей, «детки кактусов»,кусочки сансевьеры.

После демонстрации способов размножения, учащиеся под руководством учителя учатся правильно сажать комнатные цветы.

Учащиеся демонстрируют ранее полученное задание презентация «Энергетические свойства комнатных растений»

Личностные: настрой на урок, на восприятие нового материала. Ориентация на творчество.

Коммуникативные: планирование сотрудничества учителя и учеников.

Личностные: понимание важности полученных знаний.

Познавательные: поиск информации.

Личностные: мотивация и интерес к уроку.

Познавательные: интерес к уроку.

Познавательные: умение работать с литературой, анализ и синтез информации.

Познавательные: поиск информации.

Познавательные: знаково – смысловые действия, представление информации в виде презентации.

Коммуникативные: владение устной речью, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные: Умение работать с литературой.

Познавательные: умение сконструировать знания в устной и письменной форме, выделение главного и второстепенного.

Коммуникативные: владение устной речью, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные: Умение работать с литературой.

Коммуникативные: владение устной речью, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные: Умение работать с литературой.

Личностные: умение работать с литературой, мотивация и интерес.

Познавательные: поиск информации.

Личностные: умение работать с литературой, мотивация и интерес.

Познавательные: поиск информации.

Личностные: мотивация и интерес, умение сотрудничать.

Личностные : мотивация и интерес.

Познавательные: умения сконструировать знания, смысловое чтение, выделение главного и второстепенного.

Регулятивные: формулировка выводов.

Личностные: ориентация на практику, бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия в школьную оранжерею "Путешествие с комнатными растениями"

Комнатное цветоводство – это наука, которой может овладеть каждый из вас. Чтобы вырастить дома растение, необходимо знать, какие ему  нужны условия – много или мало света, высокая или низкая темп...

Путешествие с комнатными растениями

Разработка мероприятия содержит материал о комнатных растениях -  представителях различных природных зон....

Методическая разработка урока по теме: ,,Путешествие по комнатным растениям" ( урок экскурсия для 6 класса)

Ознакомление учащихся с систематикой комнатных растений.Умение пользоваться бинарной системой латинских названий.Использование элементов лабораторной работы....

Интегрированный урок по биологии "Путешествие с комнатными растениями 7 класс

Задачи: - образовательные: знать о происхождении комнатных растений, правилах ухода и способах размножения. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следстве...

Путешествие-практикум "Путешествие с комнатными растениями"

В увлекательной форме расширить представление учащихся о комнатных растениях, научить распознавать их, воспитывать  бережное отношение к комнатным растениям через правильный уход за ними, развива...

Интегрированный урок биологии и географии "Путешествие с комнатными растениями"

Интегрированный урок о комнатных растениях, их родине, условиях произрастания, климтических особенностях. Знания о происхождении помогают выбрать правильные методы выращивания любимых растений....

Игра-занятие "Путешествие с комнатными растениями"

Занятие по комнатному цветоводству в игровой форме...