Лабораторный практикум по общей биологии 11 класс
учебно-методический материал по биологии (11 класс) по теме

Гуреева Наталья Анатольевна

Лабораторные работы по общей биологии для 11 класса. Учебник "Общая биология" под редакцией Д.К. Беляева (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_11.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа.

Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Цель: убедиться в существовании модификационной  изменчивости организмов на конкретном живом объекте, ознакомиться с количественными закономерностями модификационной изменчивости.

Оборудование: линейка.

Объект: листья лавровишни 20 штук.

Ход работы:

1.Измерьте длину листовой пластинки 20 листьев лавровишни от черешка до верхушки главной жилки.

2.Расположите ваши данные на листе бумаги (с листьями) в порядке нарастания величины признака; проведите линию, соединяющую ваши объекты (по вершинам листьев) и получите вариационный ряд.

3.Запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу.

Общее число вариант

(n)

Варианта (длина листа)

(v)

Частота встречаемости вариант (p)

Сумма

Средняя величина признака (М)

20 листьев

4.Постройте вариационную кривую, т.е. отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости. Для этого на оси абсцисс отложите значения (v) в нарастающем порядке, а на оси ординат – значения (p). Соедините точки.

5.Сделайте вывод, ответив на вопросы:

- Что является графическим выражением модификационной изменчивости?

- Определите максимальное, минимальное и наиболее часто встречающееся значение признака полученной вариационной кривой. Объясните результат.

- Чем ограничены пределы модификационной изменчивости?

Лабораторная работа.

Изучение морфологического критерия вида.

Цель: усвоить понятие морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Объект: гербарии растений разных видов.

Ход работы:

1.Рассмотрите предложенные вам гербарные экземпляры растений одного рода.

 

2.Пользуясь учебником ботаники, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения, предложенные в таблице.

3. Заполните таблицу:

Признаки для сравнения

Названия видов

1.Высота побега

2.Форма листа, простой или сложный

3.Расположение листьев на стебле

4.Размеры листьев

5.Название и размеры соцветия

6.Окраска цветка

7.Тип корневой системы

 

4.Сделайте вывод, ответив на вопросы:

- В чем вы обнаружили черты сходства у рассмотренных растений? Чем это можно объяснить?

- В чем наблюдаются различия у этих растений? Чем это можно объяснить?

- В чем заключаются достоинства и недостатки морфологического критерия определения вида?

Лабораторная работа.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Цель: на примере конкретных биологических объектов научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Объекты: гербарии, рисунки и живые образцы растений, коллекции плодов, рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы:

1.Рассмотрите предложенный вам материал, определите название биологического объекта и среду его обитания.

2.Выявите наиболее очевидные приспособления к условиям среды. В качестве справочного материала используйте учебники ботаники и зоологии.

3.Заполните таблицу:

Название растения или животного

Среда обитания

Адаптивные черты строения

Относительность приспособлений

   

4.Проанализируйте табличную информацию и сделайте вывод о значении адаптаций и их относительности. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.

Лабораторная работа.

Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.

Цель: научиться выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

Объекты: гербарии представителей отделов растений, коллекции и рисунки насекомых.

Ход работы:

1.Рассмотрите предложенные гербарные образцы растений. Назовите имеющиеся у них органы.

 

2.Выявите черты усложнения в строении растений различных отделов и раскройте их значение.

3.Заполните таблицу:

Отделы растений

Видовое название растения

Особенности строения

Черты усложнения организации, их значение

Водоросли

Моховидные

Папоротниковидные

Голосеменные

Покрытосеменные (цветковые)

4.Проанализируйте таблицу и определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

5.Рассмотрите насекомых разных отрядов, опишите идиоадаптации, раскройте их эволюционное значение. Почему данные приспособления нельзя считать ароморфозом?

6.Сделайте вывод о роли ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции живых организмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторный практикум для учащихся 6 класса

Лабораторный практикум можно использовать на уроках биологии в 6 классе по программе  И.Н.Пономаревой. В него включены основные лаборатрные задания которые используются на уроках биологии....

Лабораторный практикум по общей биологии 10 класс

Лабораторные работы по общей биологии в 10 классе. Учебник "Общая биология" под редакцией Д.К. Беляева (базовый уровень)....

Лабораторная работа по общей биологии 11 класс "Идиоадаптации организмов"

Лабораторная работа "Идиодаптации организмов" 5 вариантов. Поволяет на практике закрепить понятие идиодаптации.  Учащимся предлагается рассмотреть фотографию животного, прочитать статью о нем и в...

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Лабораторный практикум на уроках биологии

quot;Изучение морфологического критерия вида". 9 класс. Лабораторная работа. "Условия прорастания семян" 7 класс. Практическая работа. Инструктивные карточки....

Лабораторный практикум по химии 8 класс

Полный курс лабораторно-практических занятий...