Автономное существование человека в природе.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Омета Елена Александровна

Интегрированный урок - игра в 6 классе. Позволяет учителю обобщить, систематизировать и осуществить контроль знаний, полученных при изучении на уроках биологии и ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.avtonomnoe_sushchestvovanie_cheloveka_v_prirode.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное существование человека в природе

(Интегрированный обобщающий урок-игра 6 класс)

Цель: обобщить, систематизировать и осуществить контроль знаний и умений, применять их на практике, полученных при изучении данной темы на уроках биологии и ОБЖ; расширить знания о ядовитых растениях.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  1. Учитель биологии: Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Автономное существование человека в природе». В нашем кабинете есть замечательные слова Гёте «Природа - единственная книга, каждая страница которой, полна глубокого содержания». На уроках ОБЖ и биологии мы учим вас читать эту «книгу». Наблюдая за явлениями природы, постигая её законы - вы приобретаете знания, практические навыки, которые помогут вам выжить, оказавшись один на один с природой .Этот урок пройдёт в форме игры, во время которой, вы должны показать на сколько вы готовы к преодолению трудностей, сможете ли вы свои знания полученные на уроках применить в какой-то конкретной сложной ситуации.

Итак, нас ждёт путешествие. Чтобы определить можем ли мы отправляться,

давайте проведём викторину. За правильный ответ вы получаете фишку

жёлтого или красного цвета.

1.Как называют людей, совершающих туристические путешествия?

2,Что необходимо взять с собой, отправляясь даже на один день?

3.Какими навыками должен владеть турист?

4.Чтодолжен делать в незнакомом месте человек, чтобы не заблудиться?

5.Какими должны быть действия, если всё-таки отстал от группы?

б.Что должно содержаться в аптечке?

—Выйдите те, кто получил фишку. Вы показали хорошие знания, поэтому

мы отправляем вас в самые тяжёлые природные условия.

Ученики, получившие жёлтые фишки - получают жёлтый пакет с

фотографией пустыни и заданиями:

1.Найти воду.

2.Оказать первую помощь при солнечном ударе.

Ученики, получившие красные фишки - получают красный пакет с

фотографией Арктики и заданиями:

  1. Построить временное жильё.
  2. Оказать первую медицинскую помощь при обморожениях.

— Подойдите к столу и возьмите то, что вам пригодится. В добрый путь! Все остальные отправляются в путешествие, маршрут которого изображен на карте. Мы должны будем пройти через лес, выйти к реке и там встретить наших товарищей.

Ребята, вы любите ходить в лес? Это такое место, которое притягивает и завораживает многих. Д. Кедрин даже написал стихотворение, в котором призывает нас побывать в лесу:

Не будьте ленивы, не будьте упрямы

Пораньше проснитесь, не мешкая, встаньте.

В кокетливых шляпах, как модные дамы,

В лесу мухоморы стоят на пуанте.

Вам будет на сцене лесного театра

Вся наша программа показана разом:

Чудесный денёк приготовлен на завтра,

И гром обеспечен, и дождик заказан. —Но в этом стихотворении не только призыв побывать в лесу, но и предупреждение. О чём? Мы должны быть готовы к любым неожиданностям и препятствиям, которые приготовила нам природа. В лесу много грибов, ягод, и нам необходимо знать, какие из них съедобные, а какие нет. 1.   Вопрос у магнитной доски: грибы разделить на съедобные и ядовитые,

назвать их, назвать признаки ядовитых. Пока ученик готовится, решаем кроссворд. Дети выходят и вписывают угаданное слово. По вертикали:

  1. Лесная клубника (земляника)
  2. Полукустарник с чёрными съедобными ягодами, хорошо растёт в сосновых борах(черника)
  3. Широко распространённое травянистое растение, из листьев которых делают салат, а из соцветий варят варенье (одуванчик)

4.        Растение сорняк, из которого можно сварить суп (лебеда)
По горизонтали:

  1. При прикосновении к этому растению можно получить болезненные ожоги, его используют для приготовления супов и салатов (крапива)
  2. Полукустарник, у которого плод многокостянка ( малина)
  3. Травянистое растение со съедобными кисловатыми листьями (щавель)
  4. Из плодов этого растения можно приготовить тонизирующий укрепляющий напиток (шиповник)
  5. Орешник (лещина)
  6. Плоды шаровидной формы, сочные, темно-красные, растёт на болотистых почвах, (клюква).

Оказывается, если узнать съедобные растения, то можно составить обед из нескольких блюд: 1 .сделать салат; 2.сварить суп; 3. напиток;

4.десерт из ягод и орех. И, конечно, это далеко не всё. Какие вы знаете ещё? Но есть растения, которые нельзя не только есть, но и брать в руки, т.к. они очень ядовиты. Чаще всего отравления происходят у детей.( Учитель знакомит учащихся с этими растениями, показывая их изображение на картинке).

1.        Семейство Паслёновых:

2.        а) Белладонна (прекрасная женщина) - ягоды.
Прикосновение к рукам, лицу, глазам.

б)        Дурман - пластинчатые семена, при работе с листьями.

в)        Белена чёрная - приятных на вкус маслянистых семян,
похожих на семена мака.

Картина отравления: расширение зрачков, потеря ориентации, нарушение памяти, сухость во рту, расстройство глотания.

2. Семейство Волчниковые:

а) Волчник (волчье лыко) - поедание ягод, контакт кожи с влажной корой, листьями, цветками.

Картина отравления: жжение во рту, боль в поджелудочной области,тошнота, рвота, судороги.

Все имеют лекарственное значение. И пользу они могут принести человеку, только если узнать, как, и для чего, использовать.

Р. Рождественский:

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило

Где чистым воздухом так сладостно дышать

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Кто запомнил, как называются эти растения? ( ученик прикалывает к изображению растений соответствующие названия.

Слово ученику, который отвечает на вопрос о грибах.

Ребята, мы так увлеклись грибами и ягодами, что сбились с пути. Давайте мы проверим, сможете ли вы, сориентироваться в лесу, если вдруг такая ситуация произойдёт.

Учитель ОБЖ загадывает загадку:

Невелик, зато смышлён

Все дороги знает он

Если с ним пойдёшь в поход

Он тебя не подведёт! (компас)

А если нет компаса, то как вы будите ориентироваться. Дети перечисляют различные способы ориентирования.

Второй вопрос у доски: ориентирование по звёздам. Ребята, давайте посмотрим на звёздное небо (высвечивается кодограмма с изображением звёзд). Кто может найти полярную звезду? Ученик показывает и объясняет.

Ребята, мы устали, хотим пить, а воды нет. Как можно найти воду в лесу? Ученики перечисляют различные способы добывания воды. Учитель биологии задаёт дополнительные вопросы: Какие особенности строения деревьев позволяют нам получить сок? Какую проводящую систему мы при этом повреждаем? Причиняем ли мы вред деревьям? Какие деревья дают много сока, в какое время? Как с помощью полиэтиленовых пакетов можно получить воду? Что такое испарение, отчего зависит испарение, какое значение оно имеет для растений?

Молодцы, ребята, как найти воду вы знаете. Мы выходим из леса к нашему пункту назначения. Здесь мы будем делать привал, а мы так устали, давайте расслабимся (учитель проводит физическую разминку.

Что нам нужно, чтобы сделать привал?

Загадка:

Дети в лес пошли гурьбой

Захватили дом с собой

На спине неслись с трудом-

Но зато отличный дом. (палатка)

Если палатки нет, как можно, учитывая особенности местности построить временное укрытие?

Третий вопрос у доски: Рассказать, как построить шалаш (демонстрация пакета)

Четвёртый вопрос у доски: По плакату определить виды костров.

Можем ли мы использовать сырую воду, которую взяли из реки? Почему? Как можно её очистить?

Ребята, вы слышите шум? Это возвращаются наши путешественники.

Ребята отчитываются по заданиям, объясняют, почему они взяли с собой те или иные вещи.

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Но путешествие у нас необычное. Чтобы вернуться дамой, вы должны правильно ответить на вопросы тестов.

Идет тестирование и взаимопроверка (ответы на кодограмме). Анализ тестирования.

Оценки за урок.

Домашнее задание по ОБЖ : стр. 42 №1,2.

Заканчивая урок, мне хочется вспомнить слова Белинского: «Человек страшится только, чего не знает, знанием побеждает всякий страх». Ваши знания, ребята, воля, настойчивость, мужество, помогут вам выйти с честью из единоборства с природой.

ДО СВИДАНИЯ

Оформление кабинета

На доске- 1.Тема урока

2.Плакат с изображением маршрута путешествия.

Съёмные стенды - 1 .Ядовитые растения 2.Кроссворд

3.Созвездия Большой и Малой медведицы 4.Виды костров.

Магнитная доска - Съедобные и ядовитые грибы.

Кодограммы-1.Звёздное небо

2,Ответы на тесты

Стол, на котором разложены- тёплые вещи, солнцезащитные очки, зонтик от солнца, самовар, бутылка с водой, шляпа от солнца и т. д.

По ходу урока, учитель отмечает на маршрутном листе пройденные препятствия специальными флажками.

Выберите правильный ответ.

1.Что должно содержаться в аптечке

а) мыло      б) йод        в) шоколад

2.Как называется, выстроганная из сердцевины сухого полена, тонкая палочка, которую используют для обогрева

а) лучина     б)спиртовка       в)свеча

З.О нормальном горении без угарного газа свидетельствуют:

а)        желтый огонь пламени

б)        голубой огонь пламени

в)        красный огонь пламени

4.Плоды каких растений ядовиты?

а)        лещина        г) белена черная

б)        белладонна        д) волчник

в)        боярышник        е) шиповник

5.Сколько человек может обходиться без пищи?

а) 1 день        б) 2-5 дней        в) 30-40 дней

б.Какие из перечисленных грибов съедобны?

а)        шампиньон        г) лисичка

б)        груздь        д) подберезовик

в)        мухомор        е) бледная поганка

7.Какие из перечисленных грибов имеют ядовитых двойников

а) груздь        г) белый

б)лисичка        д) масленок

в) осенний опенок        е) шампиньон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по ОБЖ в 6 классе, тема: "Автономное существование человека в природе"

Предлагаю разработку итогового урока в 6 классе по теме: "Автономное существование человека в природе". В разработку входит план урока и презентация. Форма проводимого урока - групповая работа учащихс...

План итогового урока в 6 классе:"Автономное существование человека в природе"

План итогового урока в 6 классе: "Автономное существование человека в природе", игра: "По следам Робинзона Крузо"....

Автономное существование человека в природе

Игра "Звёздный час" по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо"...

Тема: "Автономное существование человека в природе"

Серия уроков по выживанию в природе....

Автономное существование человека в природе.

Каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы, велосипедные и автобусные экскурсии, другие путешествия.   ...

Конспект урока "Автономное существование человека в природе"

Урок повторения и систематизации знаний по теме"Автономное существование человека в природе"....