Конкурсная программа "Путешествие по весеннему лесу"
учебно-методический материал по биологии по теме

Елена Ивановна Уткина

Предварительный просмотр:

Сценарий конкурсной программы «Путешествие по весеннему лесу»

Кабинет оформлен рисунками на тему «Весна в лесу», «Перелётные птицы», «Растения-первоцветы». На сцене – карта «Путешествие по весеннему лесу». Звучит фоновая весенняя музыка.

Дети заходят в аудиторию и рассаживаются, каждая команда – за свой стол.  На столах – таблички разного цвета с названиями команд (на команды учащиеся разделились заранее, на предыдущем занятии, названия команд и приветствия соперникам также подготовлены заранее).

Педагог обращается к командам:

Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? (ответы учеников) А сегодня мы совершим путешествие в наш обыкновенный необыкновенный лес.

Добрый лес, весенний лес.

Полон сказочных чудес!

Я иду гулять сейчас

И зову с собою вас!

Ждут вас на лесной опушке

Травы, птички и зверюшки!

Сегодня нас ожидают приключения в весеннем лесу. Если гулять по лесу спокойно, без беготни и криков, то в нем можно увидеть много интересного. Вот сейчас мы и проверим, кто из вас самый внимательный-наблюдательный, какая команда лучше всех знает весенний лес.

Команды, представьтесь, пожалуйста, и поприветствуйте друг друга!

(команды хором называют себя и желают удачи соперникам)

На нашем маршруте нас ожидают несколько сюрпризов-заданий, которые вы должны будете выполнить. За правильные ответы вы будете получать жетоны. В конце путешествия мы определим команду-победительницу, которая соберёт самое большое число жетонов. А ещё каждая команда сможет выбрать лучшего знатока весеннего леса, который дал много правильных ответов.

Большая просьба к вам: если знаете правильный ответ – не выкрикивайте, а поднимайте руки. Команды будут отвечать на вопросы по очереди. И только если команда не смогла ответить на свой вопрос, на него могут попробовать ответить другие команды.

Итак, в путь! Мы с вами – здесь, в ДДЮТ. А вот и лес, совсем рядом! Но что это?

Ой! Речушка на пути,

В лес мешает нам пройти.

Где бы брёвнышки найти,

Чтоб речушку перейти?

Чтоб построить мост, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

Отгадаете – сможете построить мост, перейти Загадочную речушку и попасть в Весенний Лес.

Сюрприз № 1 «Весенние загадки»

Команды отгадывают загадки с хоровым ответом о весне. По мере отгадывания загадок на карту крепятся жетоны-брёвнышки цвета команд,  из них складывается мост через Загадочную речушку.

Загадки:

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса -

Вот и к нам пришла ... (Весна)

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ... (Солнце)

В голубенькой рубашке

Бегу по дну овражка.

Первый я весне дружок,

А зовусь я... (Ручеёк)

Наконец река проснулась,

С боку на бок повернулась –

Затрещал, ломаясь, лёд –

Значит, скоро... (Ледоход)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц ... (Март)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы ... (Скворечник)

Ну, вот мы, наконец, и в лесу. Давайте-ка прогуляемся, на красоту лесную полюбуемся (педагог медленно ведёт указкой по тропинке на карте и поясняет):

Кто же здесь живёт в лесу?

Может, встретим здесь лису?

Вот зайчишка пробегал,

На полянке напетлял.

Здесь клесты поесть решили,

Дружно шишки потрошили.

Рядом сойка пролетала,

Пару перьев потеряла.

А послушайте, ребята,

Сколько здесь певцов пернатых!

В филармонии лесной (педагог показывает на карте)

Каждый хит исполнит свой:

Кто кричит, а кто пищит,

Кто щебечет, кто стучит,

Кто чирикает задорно,

Кто свистит весьма проворно…

Тут такой стоит галдёж –

Кто поёт, не разберёшь!

Давайте-ка мы с вами попробуем всё же узнать по голосам певцов лесной филармонии. Помните, что команды должны отвечать по очереди и не выкрикивать, а поднимать руку. Узнаете певца только по голосу – получите 2 жетона, узнаете с подсказкой (изображением птицы на слайде) – получите 1 жетон.

Сюрприз № 2 «Пернатые певцы»

Педагог включает записи голосов птиц и по очереди предлагает командам определить певцов (по 2 птицы для каждой команды); если команда затрудняется назвать птицу, на экране появляется её изображение, а затем  – название птицы.

Детям предлагается узнать голоса тетерева, кукушки, соловья, дятла, журавля, синицы. Педагог прикрепляет к карте жетоны-птичек за правильные ответы.

Что ж, концерт мы посетили,

Птичье пенье оценили.

Собирайтесь, детвора,

Дальше нам идти пора.

Мы по лесу пошагаем,

Много нового узнаем:

Что весной переменилось,

Что здесь важного случилось?

Вот стучит весёлый дятел,

Старый добрый наш приятель,

Знаки Морзе отбивает,

Телеграммы посылает (показывает на карте Лесной Телеграф).

Мы сейчас одну прочтём

Да ошибки в ней найдём (достаёт телеграмму).

Сюрприз № 3 «Телеграмма «Вести с лесной опушки»

Ребята, дятел принял телеграмму от лесовичка из соседнего леса. Но лесовичок уже старенький и кое-что в телеграмме напутал. Мы с вами должны найти ошибки, иначе в лесу начнётся путаница и неразбериха.

Каждая команда сейчас получит копию телеграммы и будет искать ошибки только в своей части текста, которая выделена тем же цветом, что и табличка с названием вашей команды. Я прочитаю весь текст вслух, а вы внимательно слушайте и подчёркивайте ошибки. Потом команды по очереди назовут, какие ошибки они нашли в своих частях текста. Если какая-то команда пропустила ошибку, её может назвать другая команда.

Телеграмма «Вести с лесной опушки»:

«Срочное сообщение о весенних изменениях в лесу!

Весна пришла! Солнце светит ярче. Наконец-то стало тепло! День постепенно убывает. Зазвенела апрельская капель. На деревьях набухли почки.

С юга торопятся в наши края грачи, свиристели, гуси, сороки, скворцы, жаворонки.

Растопырив крылышки, задорно чирикают дятлы и радостно купаются в лужах.

На рассвете токуют глухари.

У лисицы наступила пора линьки, она надевает теплую шубку.

В глухом лесу в берлоге родились у медведицы пятеро медвежат.

На пригорке в лесу зацвели ивы и липы. На проталинках показалась молодая зеленая травка. По косогорам выглянули первые цветы мать-и-мачехи и ромашки.

Побежали по кочкам хлопотливые муравьи, над цветами вспорхнула первая бабочка. Из весенних луж слышится задорное кваканье тритонов».

Подпись: Лесовичок

Дети находят ошибки в телеграмме, педагог прикрепляет к карте жетоны-солнышки.

Ну что ж, помогли лесовичку – можно и дальше идти. Заодно и разомнёмся. Выходите-ка сюда, на Спортивную Опушку! Становитесь в круг и дружно повторяйте за мной движения.

Физкультминутка «По лесу шагаем»

Дети выходят из-за столов и становятся в круг. Педагог читает стихи. Учащиеся выполняют движения вместе с педагогом.

Мы шагаем по лесочку,

Раз - два – три (ходьба по кругу),

Ты налево, ты направо

Посмотри! (повороты туловища налево и направо)

Дружно по лесу шагаем

И зайчишку мы встречаем (ходьба по кругу).

Подражаем мы зайчишке

Непоседе, шалунишке (прыжки на месте).

Мы шагаем, мы шагаем (ходьба по кругу, в другую сторону)

Выше руки поднимаем (поднимают руки над головой).

Головы не опускаем,

Дышим ровно глубоко (делают глубокие вдохи и выдохи).

Дальше по лесу идем, (ходьба по кругу)

Перед нами водоем (останавливаются).

Прыгать мы уже умеем

Раз – два, раз – два,

Позади уже вода (прыжки в длину внутрь круга).

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса (приставляют ладонь ко лбу, смотрят вдаль).

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим (бег по кругу на цыпочках).

Но вот закончилась игра

Дальше нам идти пора.

(дети рассаживаются на свои места)

По тропинке мы шагаем,

Аромат весны вдыхаем,

На поляну мы выходим (показывает по карте)

И ещё сюрприз находим:

Украшение земли –

Эти первые цветы.

Только солнышко пригреет –

И полянка запестреет.

Но цветов мы не сорвём:

Мы природу бережём!

И сейчас дадим ответы

Про растения-первоцветы.

Коль кроссворд мы разгадаем (показывает кроссворд),

Слово важное узнаем (показывает выделенную по вертикали колонку),

Без которого весна

Не тепла и не красна.

Сюрприз № 4 «Солнечная поляна»

Итак, за каждый правильный ответ без картинки-подсказки команда получит 2 жетона, за ответ с подсказкой – 1 жетон. Разгадав правильно кроссворд, вы узнаете ключевое слово. Задача ребят – узнать ключевое слово – «солнце».

Дети разгадывают кроссворд. Отгаданные слова педагог вписывает маркером в клетки кроссворда на листе ватмана и прикрепляет к карте жетоны-цветочки цвета команд.

Кроссворд «Солнечная поляна»:

1п

о

д

с

н

е

ж

н

и

к

2о

р

е

ш

н

и

к

3в

о

л

ч

ь

е

л

ы

к

о

4м

е

д

у

н

и

ц

а

5в

е

т

р

е

н

и

ц

а

8м

а

т

ь

-

и

-

м

а

ч

е

х

а

Вопросы к кроссворду:

  1. Цветок этого растения похож на капельку молока, поэтому его латинское название «галантус», что означает молочный цветок. Это растение является символом прихода весны. Как оно называется? (Подснежник)
  2. Кустарник с вкусными питательными плодами, цветущий рано весной до распускания листьев. (Орешник)
  3. Раннецветущий ядовитый кустарник. (Волчье лыко)
  4. Медоносное лекарственное растение с цветками разной окраски, недаром его называют «цветок-светофор». (Медуница)
  5. Растение, цветущее только в сезон сильных весенних ветров. (Ветреница)
  6. Растение с жёлтыми цветочками, открывающее «парад» первых весенних цветов в Ленинградской области. (Мать-и-мачеха)

А теперь, ребята, давайте дружно прочитаем, чему радуются весной все жители леса (показывает на выделенные клетки по вертикали кроссворда, и дети хором читают слово «солнце»). 

В мае, ребята, цветёт ещё один красивый весенний цветок. Первоцветом его не называют, но он тоже является украшением весны, и про него сложены песни, стихи и загадки. Отгадайте-ка загадку и назовите этот цветок.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

(дети отвечают; команда, давшая правильный ответ, получает дополнительный жетон-цветочек)

Правильно, это ландыш. Его-то в качестве сувенира мы сегодня и изготовим методом цветоделия (демонстрирует готовый сувенир).

Сюрприз № 5 Сувенир «Ландыш»

Педагог раздаёт на столы всё необходимое для изготовления сувенира: газеты или клеёнку, лотки с клеем, кисточками, деталями ландыша из зелёного картона, салфетками для изготовления цветков, лотки с крупой для посыпки.

Педагог объясняет детям на готовом изделии порядок выполнения работы, напоминает им правила безопасности при работе с клеем.

Каждый участник команды оформляет свой цветок; членам команды разрешено помогать друг другу при выполнении работы. Окончив работу, дети убирают рабочие места.

Педагог просит детей показать свои сувениры-ландыши и прикрепляет к карте жетоны-пятёрочки для каждой команды и дополнительные жетоны для самой аккуратной и самой быстрой команды.

Мы в весенний лес сходили,

Но цветов не повредили.

Сувениры смастерили

И на память сохранили.

Ландыш – прямо настоящий,

Ароматный и звенящий!

Вы, ребята, мастера!

Но возвращаться нам пора.

Чтоб во Дворец нам вновь попасть,

Жетоны надо подсчитать,

Знатоков определить

И за победу похвалить.

Педагог вместе с командами подсчитывает жетоны на карте и определяет команду-победителя. Команды получают грамоты, а участники команды-победительницы – маленькие призы.

Что ж, прощаться нам пора:

До свидания, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрия весеннего леса

Фотоотчёт об экскурсии - прогулке...

Виртуальная прогулка по весеннему лесу "Торжество весны зеленой"

Предлагаю виртуальную прогулку в весенний лес на территории ЕАО. В презентации звучит художественный рассказ автора в сопровождении фотографий из фотоархива автора....

Конспект итогового занятия «Прогулка по весеннему лесу»

Тема: «Прогулка по весеннему лесу»Цели:-систематизация знаний детей по лексическим темам «Весна», «Деревья», «Грибы», «Перелётные, зимующие птицы», «Дикие животные». Закрепление навыка звуко-буквенног...

Сценки из весеннего леса

Внеклассное мероприятие "Сценки из весеннего леса" о первоцветах...

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме  "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...