Урок - творчество по природоведению, 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Захарова Елена Анатольевна

урок с использованием игровых технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_dlya_zhivotnykh.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: природоведение, 5 класс

Тема:  «Условия, необходимые для жизни растений и животных».

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Форма проведения урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: ознакомление учащихся с питательными веществами, водой, воздухом, светом и теплом как условиями, необходимыми для жизни растений и животных. Развить логическое мышление учащихся. Сформировать умение применять прием сравнения, анализа, синтеза. Путем постановки проблемного вопроса заставить учащихся самим искать ответы на вопросы. Формировать мировоззренческий взгляд о единстве растительного и животного мира с условиями внешней среды. Развить чувство осознанной необходимости охраны всего живого.

 Планируемый результат обучения: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, реализация принципа связи теории и практики.

          Оборудование: магнитная доска, таблицы, схемы, рисунки, расставленные около доски, плод помидора, груши (муляжи), глобус, магнитофон с кассетой, краски, кисточки, карандаши, ватман, выставка книг.

Ход урока.

В начале урока звучит проблемный вопрос: «Почему на земле так много разных животных и растений и ни одно  это животное или растение не похоже друг на друга?»

На сегодняшнем уроке мы с вами изучим новую тему, которая называется: «Условия необходимые для жизни растений и животных». Мы узнаем, что же нужно, чтобы растениям и животным  было хорошо жить. Мы узнаем побольше о Природе – этом сложном организме. В котором почвы, леса, звери, насекомые, птицы – одно целое и все приспособлено друг к другу.

И это все существует на нашей планете Земля. Земля – наш общий дом, и мы все соседи по планете. Это высказывание – девиз нашего урока и мы постараемся подтвердить эти слова. – А что такое дом? Я домашнее  задание: нарисовать, что человеку, вам самим, нужно для жизни. Посмотрим на рисунки: все нарисовали дом. Дом это может и здание, где мы живем, где живут наши родители. То есть это место, куда хочется прийти. Дом – это там, где нам хорошо.

А что значит хорошо?

Давайте подумаем, что же надо, чтобы  и растениям и животным было хорошо. Для этого проведем игру, которая называется «Всем нужен дом». У нас есть две команды, которые будут защищать растения и животных. Итак, мы превращаемся  с помощью эмблем в животных или растения. Что же необходимо растениям и животным?

Учителем оговаривается время, учащимся предоставляется вода, краски, ватманы, карандаши. Включается магнитофон с записями леса. Рассматриваются рисунки, подводятся итоги: необходимо убежище, пища, воды, тепло, свет, воздух. Это и есть тема нашего урока. Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока.

Физкультминутка. 1 мин.

Руки к верху поднимаем, а потом мы опускаем

А потом их развернем и к себе скорей прижмем

А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.

А теперь поподробнее изучим каждое из условий.

Вода: входит в состав  живых организмов, поэтому без воды не может жить ни одно растение или животное. Вода имеется у всех нас в организме, у растений (если мы возьмем листик в кулак и сильно сожмем, то появится сок, в состав входит вода; весной мы пьем березовый сок – тоже вода). В плодах растений (помидор, груша) есть вода, которая составляет 80% (если 100 грамм весит плод, то 80 г. – вода).

Разные растения и животные нуждаются в воде неодинаково. Откройте учебник на странице 210, рис. 35,36; рассмотрите рисунки.

Как растения и животные получают воду?

(Растения с помощью корней, животные пьют, получают с пищей).

Питательные вещества. Питаются все растения и животные. Иначе они бы засохли или умерли с голоду.

Учитель показывает таблички с названиями животных и делает сообщение. Животные разделены на группы: хищники, травоядные и всеядные.

Воздух. Мы с вами уже изучили тему «Воздух».  Выяснили, что в воздухе нуждаются и люди, и звери, и растения. Все дышат.

 – Чем дышат растения и животные, живущие в воде? (растворенным в воде кислородом)

 – С помощью какого органа дышат рыбы? (жабры)

 – С помощью какого органа дышат животные суши? (легкие)

У растений нет специального органа дыхания, растения дышат всем телом.

Свет. Для чего нужен свет животным и растениям? (для поисков пищи, воды и убежища). Чтобы замечать врагов и вовремя скрыться. Растениям нужен свет, чтобы питаться (фотосинтез). Потребности у растений к свету различны.

Если требуется больше света – светолюбивые, если растут хорошо в тени – теневыносливые.

Физкультминутка. 1 мин.

Откройте учебник на странице 212-213, прочитайте самостоятельно про ландыши и сосну.

Обратите внимание на выставку книг. Книга «Первоцвет» рассказывает о теневыносливых растениях, которые растут до распускания листьев на деревьях и кустарниках, а сосна наоборот любит свет. Кроме сосны свет любят такие растения, как пшеница, рожь, тыква, огурцы, картофель.

Тепло. У растений и животных потребности в тепле самые различные. На земле есть места и очень холодные и очень жаркие, и все они заселены. Откройте страницу 219 вашего учебника. И на примере яка и буйвола сравните внешний вид в связи с образом жизни.

Работа с карточками. На магнитной доске прикреплены карточки с названиями разных животных и растений, живущих в разных условиях. Задача: рассортировать карточки по условиям жизни (север, юг)

Итог: все растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях. Приспособленность носит относительный характер, они могут приспособиться к жизни и в других условиях (виноград – теплолюбивое растение, но может расти и у нас). Приспособления к различным условиям жизни дает многообразие животных и растений. Но перечисленные для жизни условия – это еще не все. Растения и животных окружает внешняя среда. и растения, и животные живут среди других растений и животных, а также часто по соседству с человеком. И какое это соседство (плохое или хорошее) иногда трудно сказать. Так возникла наука экология.

Экология – наука о том, как живые существа взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.

Слово «экология» состоит из двух слов: «ойкос» - жилище, дом и «логос» - наука. То есть наука о жилище, как мы друг с другом уживаемся.

Кроссворд (в виде домика с трубой).

  1. Животное, носящее с собой домик (улитка)
  2. Для этого животного хозяин стоит домик – конуру (собака)
  3. Как называется домик у пчел (улей)
  4. Дом муравьев (муравейник)
  5. Растение засохнет, если жжет этого вещества (вода)
  6. Животное с панцирем – домом, похожим на два таза сверху и снизу (черепаха)
  7. Животное, краснеющее при варке (рак)
  8. Как называется столовая для птиц зимой (кормушка)
  9. Чего нет у человека – бомжа (дома)

 10) Отверстие в дереве – гнездо для белки или птиц (дупло)

11) Этот домик человек строит для птиц и вешает на деревьях (скворечник)

12) Эта птицы – лучший сторож в доме, она спасла Рим (гусь)

На Земле нет человека, который не любовался бы красотой озер, рек, цветущих садов, не интересовался бы жизнью животных, не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек – часть природы.

Мы переживаем время, когда загрязнение внешней среды, окружающей человека приобрело угрожающий характер для всей планеты. В настоящее время внешняя среда сильно загрязнена. Загрязнен воздух, вода. Почва ядовитыми отходами сельского хозяйства.

Ромен Ролан сказал: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира,  что на нем ответственность за все несчастья Земли, и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни».

Человек, вырастивший дерево, выходивший раненую птицу, никогда не сможет сломать цветущую ветку или разрушить муравейник, разрушить  птичье гнездо. Человек должен знать и любить природу и приумножать ее богатство.

Все так изрезано в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской болит моя душа,

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен кощунственной  рукой,

Мне кажется: не он, а дом пылает мой.

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.

Этими печальными строками заканчиваем наш урок. Кто-то задумается, кто-то исправится и будет дом наш чистым, любимым, ухоженным.   

Рефлексия.

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Мое настроение…
  • Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей.
  • Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

Завершение урока.

Учитель благодарит детей за урок:

Спасибо, ребята, вам за урок,

Пусть все эти знания будут вам впрок

Теперь говорю я вам всем «до свидания»

Окончен урок. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Урок творчества в 5 классе: "От прозы к лирике"

Особенности поэзии, пробуем себя в роли поэтов...

Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе

Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе...

Урок-презентация:по природоведению Комнатные растения в классе для учащихся 6 классов

Урок-презентация:по природоведению  Комнатные растения в  классе для учащихся 6 классов...