Тесты для самопроверки знаний по биологии
олимпиадные задания по биологии (11 класс) по теме
Материал предназначен для самостоятельной подготовки обучающихся по тестовым заданиям по биологии к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_dlya_samoproverki_po_biologii.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тесты для самопроверки знаний по биологии № 1. Тема: Биология как наука.
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ЖИВОГО, ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Часть А
1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:
I) экспериментального; 2) наблюдения;
3) проведения опытов; 4) палеонтологического.
2. Отличительным признаком живого от неживого является:
1) изменение свойств объекта под воздействием среды;
2) участие в круговороте веществ;
3) воспроизведение себе подобных;
4) изменение размеров объекта под воздействием среды.
З. Обмен веществ и превращение энергии — это признак...
1) характерный для тел живой и неживой природы;
2) по которому живое можно отличить от неживого;
3) по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных;
4) по которому животные отличаются от человека.
4. Строение и процессы жизнедеятельности в органах и системах органов растений и животных изучает биологическая наука на уровне организации живой природы:
1) биоценотическом; 2) популяционно-видовом;
3) организменном; 4) биосферном.
5. Грибы нельзя относить к царству растений, так как в их клетках отсутствуют:
1) оболочки; 2) хлоропласты; 3) ядра; 4) митохондрии.
6. Гетеротрофный способ питания, отсутствие плотной оболочки и хлоропластов, наличие ядра в клетке - признаки организма царства:
1) животных; 2) грибов; 3) бактерий; 4) растений.
7. Существом не только биологическим, но и социальным
является:
1) шимпанзе; 2) горилла; 3) орангутанг; 4) человек.
8. Общая биология изучает:
1) строение и функции организма животных и растений
2) взаимосвязи живой и неживой природы
3) закономерности развития и функционирования живых систем
4) проблемы исторического развития жизни на Земле
9. Наиболее правильно следующее из утверждений:
1) только живые системы построены из сложных молекул
2) все живые системы обладают высокой степенью организации
3) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов
4) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы
10. Уровень, на котором начинает проявляться способность живых систем к обмену веществ, — это:
1) биосферный 2) молекулярный 3) организменный 4) клеточный
11. Теория В.И. Вернадского описывает следующий уровень организации жизни:
1) биосферный 2) биогеоценотический
3) популяционно-видовой 4) организменный
12. Отделить от других определенные органоиды клетки на основе различий в их плотности можно методом:
1) биохимическим 2) хроматографией 3) цитологическим 4) центрифугирования
13. Какое из приведенных утверждений наиболее правильно:
1) все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации
2) все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ
3) все организмы одинаково реагируют на окружающую среду
4) все организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации
14. Открытость живых систем связана с:
1) их строением и функциями
2) обменом веществами, энергией и информацией, с внешней средой
3) процессами исторического развития
4) их способностью к самовоспроизведению
15. Уровень жизни, на котором начинают проявляться межвидовые отношения, называется:
1) биогеоценотическим 2) популяционно-видовым
3) организменным 4) биосферным
16. Общим для всех уровней организации жизни свойством является:
1) сложность строения системы
2) проявление закономерностей, действующих на каждом уровне
3) однородность элементов, составляющих систему
4) сходство качеств, которыми обладают разные системы
17. Первым надорганизменным уровнем жизни считается:
1) биосферный 2) биогеоценотический
3) популяционно-видовой 4) организменный
18. В XX веке наиболее современное определение жизни дал:
1) Ф. Энгельс 2) М. Волькенштейн 3) Н. Вавилов 4) И. Мичурин
19. Основными химическими соединениями, определяющими биологические характеристики жизни, считаются:
1) вода и минеральные соли 2) жиры и углеводы
3) соединения серы, фосфора 4) нуклеиновые кислоты и белки
Часть В
В1. Выберите три научные области, в которых основным методом является микроскопический:
1) цитогенетика 4) микробиология
2) гистология 5) бионика
3) изучение родословных 6) селекция
В2. Выберите только всеобщие свойства живых систем:
1) способность к фотосинтезу
2) теплокровность
3) обмен веществ
4) эукариотический тип строения клетки
5) наследственность
6) раздражимость
Ответы на тестовые задания
Часть А
1—2, 2—3, З—2, 4-3, 5-2, 6—1, 7-4, 8 – 3, 9 -2, 10 - 4, 11 – 1, 12 – 4, 13 – 4, 14 – 2,
15 – 2, 16 – 2, 17 – 3, 18 – 2, 19 – 4.
Часть В
№ задания | Ответ |
В1 | 124 |
В2 | 356 |
Тесты для самопроверки №2. Тема: Клетка как биологическая система.
1. Изучением строения и функций клетки занимается наука:
1) эмбриология; 2) генетика; 3) селекция; 4) цитология.
2. Сходство обмена веществ в клетках организмов
всех царств живой природы» - это одно из положений теории:
1) хромосомной;
2) клеточной;
3) эволюционной;
4) происхождения жизни.
З. О единстве органического мира свидетельствует
1) круговорот веществ;
2) клеточное строение организмов;
3) взаимосвязь организма и среды;
4) приспособленность организмов к среде.
4. Для изучения места расположения органоидов в клетке используют метод:
1) микроскопии;
2) центрифугирования;
3) эксперимента;
4) выращивания клеток.
5. В клетке липиды выполняют функцию:
1) каталитическую;
2) транспортную;
3) информационную;
4) энергетическую.
6. Программа о первичной структуре молекул белка зашифрована в молекулах:
1) т-РНК;
2) ДНК;
3) липидов;
4) полисахаридов.
7. В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются:
1) гормоны и витамины;
2) вода и углекислый газ;
3) неорганические вещества;
4) белки, жиры и углеводы.
8. Бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их относят к группе организмов:
1) эукариот;
2) прокариот;
3) автотрофов;
4) гетеротрофов.
9. В клетках гетеротрофов в отличие от автотрофов отсутствуют
1) митохондрии;
2) лизосомы;
3) хлоропласты;
4) рибосомы.
10. Внутренняя полужидкая среда клетки, пронизанная мельчайшими нитями и трубочками, в которой расположены органоиды и ядро, — это ...
1) вакуоль;
2) цитоплазма;
3) аппарат Гольджи;
4) митохондрии.
11. Органоиды, состоящие из особого вида рибонуклеиновых кислот, расположенные на гранулярной эндоплазматической сети и участвующие в биосинтезе белка, - это...
1) лизосомы;
2) митохондрии;
3) рибосомы;
4) хлоропласты.
12. Органоид, отграниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий множество ферментов, которые расщепляют сложные органические вещества до простых, мономеров,-
1) митохондрия;
2) аппарат Гольджи;
3) рибосома;
4) лизосома.
13. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка, называют:
1) геном;
2) генотипом;
3) генетическим кодом;
4) триплетом.
14. Из одной молекулы нуклеиновой кислоты в соединении с белками состоит...
1) митохондрия;
2) хлоропласт;
3) хромосома;
4) эндоплазматическая сеть.
15. В клетках всех организмов происходят процессы питания, дыхания, поэтому ее называют единицей:
1) строения;
2)генетической;
3) размножения;
4) жизнедеятельности.
16. Всю совокупность химических реакций в клетке называют:
1) фотосинтезом;
2) хемосинтезом;
3) брожением;
4) метаболизмом.
17. Ускоряют химические реакции в клетке:
1) ферменты;
2) пигменты;
3) витамины;
4) гормоны.
18. Конечные продукты подготовительного этапа энергетического обмена:
1) углекислый газ, вода;
2) глюкоза, аминокислоты;
3) белки, жиры;
4) АДФ, АТФ.
19. Реакции биосинтеза белка, в которых последовательность триплетов в и-РНК обеспечивает последовательность аминокислот в молекуле белка, называют:
1) гидролитическими;
2) матричными;
3) ферментативными;
4) окислительными.
20. Последовательность триплетов в молекулах ДНК,~ определяющая порядок расположения аминокислот в молекулах белка, представляет собой
1) ген;
2) генотип;
3) генетический код;
4) хромосому.
21. Совокупность реакций синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии света называют:
1) хемосинтезом;
2) фотосинтезом;
3) брожением;
4) гликолизом.
22. Соматические клетки в отличие от половых содержат:
1) двойной набор хромосом;
2) одинарный набор хромосом;
3) цитоплазму;
4) плазматическую мембрану.
23. Число, форма и размеры хромосом ...
1) изменяются с возрастом;
2) изменяются в зависимости от условий среды;
3) одинаковые для всех особей вида;
4) различные у разных особей вида.
24. Клетка - единица развития всех организмов, так как...
1) все клетки имеют сходный химический состав;
2) из клеток состоят ткани и органы;
3) клетки имеют сходное строение;
4) благодаря делению и дифференциации клеток формируются ткани.
25. Благодаря митозу число хромосом в клетках тела ...
1) удваивается;
2) уменьшается вдвое;
3) оказывается одинаковым;
4) изменяется с возрастом.
26. Главные изменения в процессе митоза претерпевают:
1) митохондрии; 2) хлоропласты; 3) рибосомы; 4) хромосомы.
27. Какое значение имеет спирализация хромосом в начале митоза?
1) Способствует их равномерному распределению между дочерними клетками.
2) Обеспечивает активное участие хромосом в биосинтезе белка.
3) Способствует удвоению молекул ДНК.
4) Способствует образованию двух хроматид из каждой хромосомы.
28. В результате первого деления мейоза из одной материнской клетки образуются:
1) две дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом;
2) четыре дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом;
3) две дочерние клетки с увеличенным вдвое числом хромосом;
4) четыре дочерние клетки с числом хромосом, равным материнской клетке.
29. В процессе мейоза в отличие от митоза происходит
1) образование новых клеток;
2) спирализация хромосом;
3) конъюгация и кроссинговер хромосом;
4) расхождение хромосом к полюсам клетки.
Ответы на тестовые задания
1-4, 2-2, З-2, 4-1, 5-4, 6-2, 7-4, 8-2, 9—3, 10—2, 11-3, 12—4, 13-1, 14-3, 15—4, 16-4, 17-1, 18-2, 19-2, 20-3, 21-2, 22-1, 23-3, 24-4, 25-3, 26-4, 27-1, 28-1, 29—3.
Тесты для самопроверки №3.
Тема «Организм как биологическая система»
1. Свойство организма отвечать на воздействие внешней среды называют...
1) раздражимостью; 2) наследственностью;
3) изменчивостью; 4) приспособленностью.
2. Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением, образуют...
1) орган; 2) ткань; 3) систему органов; 4) организм.
З. Основу целостности организма составляет:
1) взаимосвязь тканей и органов;
2) взаимосвязь особей в популяции;
3) их бесполое и половое размножение;
4) передача наследственной информации от родителей потомству.
4. Чем клетка одноклеточного организма отличается от клетки многоклеточного организма?
1) небольшим размером;
2) отсутствием ряда органоидов;
3) выполняет одну из функций организма;
4) представляет собой самостоятельный организм.
5. Доказательством происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных служит:
1) их развитие из одной клетки;
2) их размножение с помощью оплодотворения;
3) наличие стадии двуслойного зародыша;
4) воспроизведение себе подобных.
6. Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, нуклеотиды, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков: 1) вирусы; 2) бактерии; 3) лишайники; 4) грибы.
7. Организмы, которые создают органические вещества из неорганических с использованием энергии, освобождаемой при окислении неорганических веществ, называют: 1) гетеротрофами; 2) хемотрофами;
3) эукариотами; 4) прокариотами.
8. Размножение человека, животных, растений, при котором происходит слияние двух специализированных клеток, называют
1) почкованием; 2) вегетативным; 3) бесполым; 4) половым.
9. Большое значение полового размножения для эволюции состоит в том, что
1) при оплодотворении в зиготе могут возникнуть новые комбинации генов;
2) дочерний организм является точной копией родительских организмов;
3) благодаря процессу митоза из зиготы формируется зародыш;
4) развитие нового организма начинается с деления одной клетки.
10. У кошки родятся котята, похожие на родителей, поэтому такой тип индивидуального развития называют:
1) зародышевым; 2) послезародышевым; 3) прямым; 4) непрямым.
11. Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие организма ...
1) зародышевое; 2) историческое; 3) прямое; 4) непрямое.
12. Сходство признаков строения и жизнедеятельности родителей и потомства свидетельствует о проявлении ...
1) свойства изменчивости;
2) свойства наследственности;
3) приспособленности;
4) закона единообразия.
13. Для изучения наследственности и изменчивости признаков у человека нельзя применять метод:
1) генеалогический; 2) цитогенетический; 3) скрещивания; 4) близнецовый.
14. Коровы одной и той же породы в разных условиях содержания дают различные удои молока, что свидетельствует о проявлении:
1) генных мутаций;
2) хромосомных мутаций;
3) комбинативной изменчивости;
4) модификационной изменчивости.
15. У кошки родились четыре котенка, три из них имели черную, а один серую шерсть, что свидетельствует о проявлении закона:
1) сцепленного наследования; 2) единообразия; 3) расщепления;
4) сцепленного с полом наследования.
16. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной, обусловлена
1) случайным сочетанием гамет при оплодотворении;
2) взаимодействием генотипа с экологическими факторами;
3) изменениями генов, хромосом, набора хромосом;
4) обменом участками между гомологичными хромосомами.
17. Границы модификационной изменчивости признака называют:
1) мутагенезом; 2) нормой реакции; 3) полиплоидией; 4) гетерозисом.
18. Загрязнение окружающей среды мутагенами, повышение уровня радиации - причины ...
1) увеличения численности населения;
2) увеличения числа наследственных заболеваний;
3) приспособленности организмов к среде;
4) усложнения цепей питания.
19. Появлению у людей раковых опухолей способствует:
1) изменение климатических условий;
2) понижение содержания кислорода в атмосфере;
3) повышение содержания углекислого газа в атмосфере;
4) повышение уровня радиации в окружающей среде.
20. Наркотические вещества относят к мутагенам, так как при их употреблении
1) возникают изменения в хромосомах;
2) нарушается работа нервной системы;
3) ухудшается самочувствие;
4) возникает зависимость от наркотиков.
21. Группы наиболее сходных по строению и жизнедеятельности животных, созданных для сельскохозяйственных целей человеком, называют:
1) сортом; 2) видом; 3) породой; 4) родом.
22. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют:
1) гетерозисом; 2) полиплоидией; 3) мутагенезом; 4) гибридизацией.
23. Большое значение имело открытие центров многообразия и происхождения культурных растений Н.И. Вавиловым для ...
1) селекции; 2) эволюции; 3) систематики; 4) биотехнологии.
24. Искусственным выращиванием биомассы женьшеня из отдельных клеток этого растения на специальных питательных средах, в стерильных условиях занимается ... 1) генная инженерия; 2) клеточная инженерия;
3) микробиология; 4) растениеводство.
Ответы на тестовые задания
1—1, 2-2, З-1, 4-4, 5—1, б-1, 7—2, 8—4, 9—1, 10-3, 11—4, 12-2, 13—3, 14-4,
15-3, 16—3, 17-2, 18—2, 19—4, 20—1, 21-3, 22-3, 23-1, 24-2.
Тесты для самопроверки № 4.
Тема «Многообразие организмов и их классификация».
1. Науку о многообразии растений, животных, их объединении в группы называют:
1) экологией; 2) ботаникой; 3) цитологией; 4) систематикой.
2. Родственные виды растений и животных объединяют в...
1) царства; 2) роды; 3) семейства; 4) классы.
З. Способность растений скрещиваться и давать плодовитое потомство — это основной признак: 1) рода; 2) отдела; 3) класса; 4) вида.
4. Группа сходных особей, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, — это: 1) вид; 2) род; 3) тип; 4) отряд.
5. К неклеточным формам жизни относят:
1) бактерии; 2) инфузории; | 3) грибы; 4) вирусы.
6. Из указанных организмов к безъядёрным относят:
1) инфузории; 2) бактерии; 3) зеленую эвглену; 4) амебу.
7. Грибы, как и растения, животных, относят к организмам:
1) доядерным; 2) безъядерным; 3) ядерным; 4) одноклеточным.
8. Главное отличие грибов от растений состоит в том, что они...
1) имеют клеточное строение;
2) поглощают из почвы воду и минеральные соли;
3) как одноклеточные, так и многоклеточные;
4) не содержат в клетках хлоропластов и хлорофилла.
9. Лишайник в отличие от гриба - комплексный симбиотический организм, тело которого состоит из:
1) бактерий и растений; 2) простейших и растений;
3) простейших и гриба; 4) гриба и водоросли.
10. Клетки гриба в отличие от клеток животных имеют:
1) плотную оболочку; 2) ядро; 3) митохондрии; 4) аппарат Гольджи.
11. Для производства лекарственного препарата пенициллина биотехнология в специальных условиях выращивает:
1) бактерии; 2) водоросли; 3) вирусы; 4) плесневый гриб.
12. Фитофтора, вызывающая заболевания томатов, картофеля, которое проявляется в потемнении листьев и плодов, - это: 1) бактерия; 2) вирус; 3) гриб; 4) лишайник.
13. Потребность растений в неорганических веществах, воде изучаются с помощью метода 1) микроскопии; 2) центрифугирования; 3) эксперимента; 4) скрещивания.
14. При рассматривании под микроскопом растительной клетки вы можете узнать ее по наличию в ней:
1) вакуоли с клеточным соком; 2) ядра;
3) митохондрии; 4) эндоплазматической сети.
15. Передвижению воды и минеральных солей из корней в листья способствует строение проводящей ткани, которая состоит из ...
1) живых удлиненных клеток с отверстиями в поперечных перегородках;
2) полых мертвых клеток с одревесневшими стенками, лишенных перегородок;
3) молодых клеток с тонкими оболочками, способных делиться;
4) рыхло расположенных клеток, заполненных хлоропластами.
16. Растения отдела голосеменных в отличие от отдела покрытосеменных не имеют:
1) семян; 2) листьев; 3) проводящей ткани; 4) цветка и плода.
17. Растения отдела покрытосеменных в отличие от отдела голосеменных имеют
1) семена; 2) проводящие ткани; 3) фотосинтезирующую ткань; 4) цветок и плод.
18. Чтобы определить, к какому семейству класса двудольных относится растение, надо знать строение его...
1) цветка и плода; 2) корневой системы и листьев;
3) листьев и стебля; 4) стебля и корневой системы.
19. В отличие от мхов, у папоротников в процессе эволюции сформировались:
I) листья и стебли; 2) цветки и плоды; 3) корни; 4) покровные ткани.
20. Растения отдела покрытосемянных в процессе эволюции достигли наиболее высокого уровня организации благодаря тому, что:
1) они широко расселились на земном шаре;
2) они укрепляются в почве с помощью корней;
3) у них сформировались цветки, а семена развиваются внутри плода;
4) на свету в их клетках происходит фотосинтез.
21. Для получения высокого урожая картофеля его надо несколько раз окучивать, чтобы:
1) уничтожить вредителей, обитающих в почве;
2) улучшить дыхание и развитие корневой системы;
3) улучшить снабжение растений углекислым газом;
4) обеспечить опору стеблю растения.
22. Искусственный отбор — сохранение человеком организмов с интересующими его признаками в течение ряда поколений способствует появлению:
1) многообразия сортов растений и пород животных;
2) разнообразных видов растений;
3) разнообразных видов животных;
4) многообразия популяций животных и растений.
23. Наиболее распространенная молочная порода крупного рогатого скота в нашей стране: 1) шортгорн; 2) черно-пестрая; 3) симментальская; 4) калмыцкая.
24. В процессе фотосинтеза растения по существу запасают в органических веществах энергию солнечного света, в чем состоит их ...
1) роль в круговороте воды в природе;
2) воздействие на неживую природу;
3) космическая роль на нашей планете;
4)- роль в сельском хозяйстве.
25. Наиболее эффективный способ охраны всех видов растений и животных - это:
1) запрет на сборы растений и отстрел животных;
2) отказ от использования видов растений и животных человеком;
3) регуляция численности видов и охрана природных сообществ;
4) создание зоопарков и ботанических садов.
26. Влияние, которое оказывают растения на окружающую среду, - это:
1) обогащение почвы влагой;
2) обогащение почвы воздухом;
3) изменение состава воздуха, почвы и ее закрепление;
4) обогащение воздуха азотом.
27. Создание Красной книги направлено на ...
1) раскрытие связей организмов со средой;
2) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных;
3) определение места вида в системё органического мира;
4) ознакомление с многообразием растений и животных.
28. Какой цифрой на рисунке обозначена часть клетки животных и человека, в которой расположены носители наследственной информации?
1) эндоплазматическая сеть 2) ядро 3) цитоплазма 4) цитоплазматическая мембрана
29. Кровь, лимфа, хрящевая, костная, жировая ткани человека и многих животных представляют разновидности ткани:
1) соединительной; 2) нервной; 3) мышечной; 4) эпителиальной.
30. Какой цифрой обозначена на рисунке мышечная ткань организма человека и животных?
31. Взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме человека осуществляется благодаря деятельности систем:
1) опоры и движения; 2) пищеварения и дыхания;
3) выделения и размножения; 4) нервной и эндокринной.
32. Целостность организмов человека, животных, растений обеспечивается:
1) клеточным строением организмов;
2) разнообразием тканей в организме;
3) наличием органов и систем органов;
4) взаимосвязями клеток, тканей, органов, систем органов.
ЗЗ. Клетка многоклеточного животного в отличие от клетки одноклеточного организма:
1) представляет собой самостоятельный организм;
2) выполняет одну из функций живого организма;
3) покрыта оболочкой из клетчатки;
4) не видна невооруженным глазом.
34. Какой газ выделяют при дыхании обыкновенная амеба и инфузория туфелька?
1) кислород; 2) азот; 3) углекислый газ; 4) угарный газ.
35. В сократительных вакуолях простейших скапливаются:
1) питательные вещества; 2) непереваренные остатки пищи;
3) жидкие конечные продукты обмена веществ; 4) кислород и азот.
36. Через какие органы у большинства многоклеточных животных удаляются из организма жидкие конечные продукты жизнедеятельности, образующиеся в клетках тела?
1) через органы пищеварения; 2) через органы выделения;
3) через органы кровообращения; 4) через органы дыхания.
37. В организме человека и животного регуляция физиологических функций осуществляется с помощью:
1) единого нервно-гуморального механизма;
2) органов кровообращения;
3) генетического механизма;
4) действующих изолированно нервного и гуморального механизмов.
38. В какие подцарства объединяют животных?
1) беспозвоночные и позвоночные; 2) членистоногие и хордовые;
3) одноклеточные и многоклеточные; 4) птицы и млекопитающие.
39. Многоклеточных двусторонне-симметричных животных удлиненной формы, не разделенных на членики, имеющих полость тела, относят к типу:
1) плоских червей; 2) круглых червей; 3) кишечнополостных; 4) кольчатых червей.
40. Двусторонне-симметричное тело, расчлененное на отделы, хитиновый покров и членистые конечности имеют:
1) моллюски; 2) членистоногие; 3) плоские черви; 4) кольчатые черви.
41. Животных, имеющих костный или костно-хрящевый скелет, жабры с жаберными крышками, объединяют в класс:
1) костных рыб; 2) земноводных; 3) хрящевых рыб; 4) ланцетников.
42. Узнать земноводных среди позвоночных других классов можно по ...
1) сухой коже без желез с роговыми чешуйками;
2) коже без желез, с перьевым покровом;
3) коже, покрытой чешуей с большим количеством желез;
4) голой влажной коже с большим количеством желез.
43. Изображенное на рисунке животное относят к классу паукообразных, так как у него ...
1) 3 пары членистых конечностей, 3 отдела тела, 2 пары усиков;
2) 4 пары ходильных ног, 2 отдела тела, усиков нет;
3) 5 пар ходильных ног, есть головогрудь и брюшко, хвостовой плавник;
4) 3 пары ног, есть голова, грудь, брюшко из нескольких члеников.
44. Ежи, кроты и землеройки относятся к одному отряду, так как у них:
1) переваривание пищи происходит в ротовой полости, в желудке и кишечнике;
2) сердце четырехкамерное, клетки тела снабжаются артериальной кровью;
3) окисление органических веществ происходит в клетках тела;
4) полушария головного мозга без извилин, зубы однородны, кончик морды вытянут в хоботок.
45. Млекопитающие - наиболее высокоорганизованные и широко распространенные позвоночные животные, так как они:
1) тесно связаны с окружающей средой обитания;
2) населяют разные среды обитания и разные территории;
3) имеют постоянную температуру тела, интенсивный обмен веществ, сложное строение нервной и других систем органов;
4) занесены в Красную книгу и охраняются законом.
46. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появление у них ...
1) полового размножения, влажной кожи;
2) питания готовыми органическими веществами;
3) приспособлений к дыханию кислородом воздуха, к передвижению по поверхности суши;
4) внутреннего скелета (хрящевого или костного).
Ответы на тестовые задания
1-4, 2-2, 3-4, 4-1, 5-4, 6-2, 7-3, 8-4, 9—4, 10-1, 11-4, 12—3, 13—3, 14-1, 15-2, 16-4, 17-4, 18-1, 19-3, 20-3, 21-2, 22-1, 23-2, 24-3, 25-3, 26-3, 27-2, 28-2, 29-1, 30-2, 31-4, 32-4, 33-2, 34-3, 35-3, 36-2, 37-1, 38-3, 39-2, 40-2, 41-1, 42-4, 43—2, 44—4, 45—3, 46—3.
Тесты для самопроверки № 5 Тема: Человек и его здоровье.
1. Человек в системе органического мира:
1) представляет собой особый отряд класса млекопитающих;
2) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа;
3) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных;
4) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.
2. О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует
1) наличие 8-образного позвоночника;
2) развитое зрение;
3) сходство строения и процессов жизнедеятельности;
4) наличие развитого большого пальца на кисти.
З. Находки ископаемых останков предков человека
свидетельствуют
1) об отсутствии изменений в строении человека;
2) о приспособленности человека к жизни в условиях теплого климата;
3) о приспособленности человека к жизни в условиях сурового климата;
4) об их сходстве с млекопитающими животными.
4. Пример биологического фактора эволюции человека:
1) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;
2) способность передавать приобретенные признаки по наследству;
3) трудовая деятельность;
4) использование одежды.
5. О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует:
1) развитое мышление у млекопитающих;
2) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;
3) питание растительной и животной пищей;
4) общественный образ жизни млекопитающих.
6. Иммунитет обеспечивается способностью:
1) гемоглобина присоединять и отдавать кислород;
2) крови образовывать тромб при ранениях;
3) организма усваивать органические вещества;
4) организма вырабатывать антитела и фагоцитозом.
7. В ответ на проникновение в организм человека микробов, ядовитых веществ, чужеродных тел в нем возникает иммунитет:
1) искусственный активный;
2) искусственный пассивный;
3) естественный врожденный;
4) естественный приобретенный.
8. Организм человека постоянно подвергается воздействию огромного числа болезнетворных бактерий, грибов, вирусов. Он не заболевает, если:
1) у него имеется естественный иммунитет;
2) он постоянно принимает лекарства от многих болезней;
3) он постоянно уничтожает всех болезнетворных микроорганизмов вокруг себя;
4) он соблюдает строгий режим питания.
9. Какие вещества обезвреживают в организме человека и животных чужеродные тела и их яды? 1) ферменты; 2) антитела; 3) антибиотики; 4) гормоны.
10. Обмен веществом и энергией между организмом и внешней средой - это:
1) основа изменчивости организмов;
2) основной признак жизни;
3) ответная реакция организма на воздействие среды;
4) признак, присущий всем телам живой и неживой природы.
11. Кислород, поступающий в организм человека в процессе дыхания, при участии ферментов способствует:
1) образованию органических веществ из неорганических;
2) окислению органических веществ с освобождением энергии;
3) образованию более сложных органических веществ из менее сложных;
4) выделению продуктов обмена из организма.
12. Белки в организме человека образуются из ...
1) глицерина и жирных кислот; 2) аминокислот;
3) глюкозы и фруктозы; 4) углекислого газа и воды.
13. При окислении жиров в клетках тела образуются:
1) вода и углекислый газ; 2) крахмал и гликоген;
3) аминокислоты; 4) глюкоза и гликоген.
14. Витамины в организме человека и животных:
1) регулируют поступление кислорода; 2) оказывают влияние на рост, развитие, обмен веществ;
3) вызывают образование антител; 4) увеличивают скорость образования и распада оксигемоглобина.
15. У человека, растений, животных, грибов и большинства бактерий в процессе дыхания происходит:
1) образование сложных органических веществ из неорганических;
2) окисление органических веществ и освобождение энергии;
3) значительное увеличение массы тела и его размеров;
4) значительное уменьшение массы тела и изменение его размеров.
16. Расщепление крупных молекул белков, жиров и углеводов до более мелких, способных проникнуть через стенки ворсинок кишечника в кровь и лимфу, происходит под воздействием: 1) гормонов; 2) витаминов; 3) ферментов; 4) антител.
17. В гуморальной регуляции функций организма принимают участие:
1)антитела; 2) гормоны; 3) ферменты; 4) нуклеиновые кислоты.
18. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по...
1) двигательным нейронам; 2) вставочным нейронам;
3) чувствительным нейронам; 4) коротким отросткам двигательных нейронов.
19. Произвольные движения человека обеспечивают:
1) мозжечок; 2) средний и спинной мозг;
3) продолговатый мозг и мост; 4) большие полушария переднего мозга.
20. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря:
1) раздражению клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку;
2) раздражению рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо;
3) раздражению слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг;
4) возникновению нервных импульсов в вестибулярном аппарате и передаче их по слуховому нерву в мозг.
21. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых ...
1) черный пигмент поглощает световые лучи;
2) происходит преломление световых лучей;
3) энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение;
4) расположен пигмент, определяющий цвет глаз.
22. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:
1) приспособление организма к постоянным условиям среды;
2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру;
3) освоение организмом новых двигательных умений;
4) различение животными команд дрессировщика.
23. Реакция человека на зеленый цвет светофора - это рефлекс...
1) врожденный; 2) приобретенный; 3) безусловный; 4) наследуемый.
24. Если человек много курит, то у него ...
1) увеличивается количество биологически активных веществ в легочных пузырьках;
2) легочные пузырьки слипаются из-за повреждения выстилающей их изнутри пленки из биологически активных веществ;
3) увеличивается способность гемоглобина присоединять кислород;
4) легочные пузырьки теряют эластичность и способность очищаться.
25. Под влиянием алкоголя работоспособность:
1) умственная повышается, а физическая понижается;
2) умственная понижается, а физическая повышается;
3) и умственная, и физическая повышается;
4) и умственная, и физическая понижается.
26. У человека, постоянно потребляющего алкоголь, даже в небольших дозах, в мышце сердца:
1) увеличивается содержание белка;
2) увеличивается содержание жира и уменьшается содержание белка;
3) уменьшается содержание жира и увеличивается содержание белка;
4) уменьшается содержание белка и жира.
27. У ВИЧ-инфицированных и заболевших СПИДом людей:
1) быстрее, чем у здоровых, происходит свертывание крови;
2) вырабатывается невосприимчивость к инфекциям;
3) разрушается иммунная система организма;
4) увеличивается число эритроцитов в крови.
28. Оказание первой медицинской помощи утопающему нельзя прекращать до тех пор, пока:
1) его кожа не порозовеет;
2) ему не удалят воду из дыхательных путей;
3) ему не сделано хотя бы несколько вдуваний воздуха;
4) он не сможет самостоятельно дышать и не придет в сознание.
29. Смещение при травме концевых костей, образующих сустав, называется:
1) переломом; 2) разрывом связок; 3) вывихом; 4) растяжением связок.
30. На рисунке изображена травма сустава:
1) перелом кости; 2) растяжение связок; 3) вывих сустава; 4) разрыв связок.
31. Реакцию организмов на смену дня и ночи называют:
1) приспособленностью; 2) биологическими часами; 3) изменчивостью;
4) наследственностью.
32. Потребность организма в периодической смене определенной продолжительности дня и ночи называют:
1) биологическими часами; 2) фотопериодизмом;
3) приспособленностью; 4) наследственностью.
Ответы на тестовые задания
1-3, 2-3, 3-4, 4-2, 5-2, 6-4, 7-4, 8-1, 9—2, 10-2, 11-2, 12—2, 13—1, 14-2, 15—2, 16-3,
17-2, 18-3, 19-4, 20-3, 21-3, 22-1, 23-2, 24-4, 25-4, 26-2, 27-3, 28-4, 29-3, 30-2, 31-2, 32-1.
Тесты для самопроверки № 6. Тема: Эволюция.
1. Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех его особей:
- наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности;
2) определенный набор и форма хромосом;
3) наблюдается сходство химического состава;
4) имеется сходство внешнего и внутреннего строения.
2. Относительность морфологического критерия вида состоит в том, что:
1) ареалы разных видов совпадают;
2) наборы хромосом у разных видов одинаковые;
3) самцы и самки одного вида различаются внешне;
4) разные виды обитают в сходных условиях.
3. Группа наиболее сходных особей вида, относительно обособленных от других групп этого вида, длительно проживающая на определенной территории, представляет собой: 1) стадо; 2) популяцию; 3) подвид; 4) род.
4. Особей в одну популяцию объединяет:
1) изоляция; 2) общность питания;
3) наличие хищников; 4) свободное скрещивание.
5. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор проявляются в популяции, поэтому ее считают:
1) структурной единицей вида;
2) единицей экосистемы;
3) компонентом биосферы;
4) единицей эволюции.
6. Естественный отбор — это:
1) сложные отношения между организмами и неживой природой;
2) процесс сохранения особей с полезными наследственными изменениями;
3) процесс образования новых видов в природе;
4) процесс роста численности популяции.
7. Борьба за существование играет большую роль, так как в эволюции:
1) сохраняет особей преимущественно с полезными изменениями;
2) сохраняет особей с любыми наследственными изменениями;
3) поставляет материал для отбора;
4) обостряет взаимоотношения между особями.
8. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:
1) размножение организмов; 2) образование новых видов в природе;
3) мутационный процесс; 4) изоляция.
9. В направлении возникновения новых видов в природе действует:
1) наследственная изменчивость; 2) межвидовая борьба;
3) естественный отбор; 4) искусственный отбор.
10. Среди движущих сил эволюции; ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет:
1) естественный отбор; 2) искусственный отбор;
3) изоляция; 4) борьба за существование.
11. Несмотря на появление мутаций в популяции, борьбу за существование между особями, новый вид не может возникнуть без действия:
1) искусственного отбора; 2) движущего естественного отбора; 3) механизма саморегуляции;
4) стабилизирующего естественного отбора.
12. В природе существует около 2 млн. видов растений и животных, которые рассматриваются как:
1) причины эволюции;
2) результаты эволюции;
3) направление эволюции;
4) движущие силы эволюции.
13. Результатом эволюции является:
1) наследственная изменчивость; 2) борьба за существование;
3) приспособленность организмов; 4) ароморфоз.
А14. Концентрацию редко встречающихся в природе генов и генотипов резко изменяют : популяционные волны; 2) естественный отбор;
3) мутационный процесс; 4) борьба за существование.
15. Фактор эволюции, основу которого составляёт возникновение преград к свободному скрещиванию особей, называют:
1) модификацией; 2) естественный отбор;
3) изоляцией; 4) популяционными волнами.
16. Среди перечисленных примеров определите ароморфоз:
1) появление легочного дыхания у земноводных;
2) утрата конечностей китами;
3) формирование покровительственной окраски;
4) видоизменение конечностей у крота.
17. Идиоадаптация-это:
1) случаи проявления признаков предков у отдельных особей;
2) крупные эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации;
3) мелкие эволюционные изменения, обеспечивающие приспособленность к среде обитания;
4) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации.
18. Дегенерация - это:
1) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации;
2) случаи проявления признаков предков у отдельных особей;
3) крупные эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации;
4) мелкие эволюционные изменения, обеспечивающие приспособленность к среде обитания.
19. Главная причина биологического регресса многих видов в настоящее время
1) изменение климата;
2) хозяйственная деятельность человека;
3) изменение рельефа;
4) увеличение численности хищников.
20. Некоторые виды растений стали редкими, так как:
1) сократилась их численность в связи с возрастом;
2) их уничтожили животные;
3) их вытеснили другие группы растений;
4) человек сильно измёнил их среду обитания.
Ответы на тестовые задания
1-1, 2-3, 3-2, 4-4, 5-4, 6-2, 7—4, 8—2, 9-3, 10-1, 11-2, 12-2, 13-3, 14-1, 15-3, 16-1, 17-3,18-1, 19-2, 20-4.
Тесты для самопроверки № 7. Тема: Экология и биосфера.
21. Под влиянием антропогенного фактора сократилась численность:
1) амурского тигра; 2) лисицы обыкновенной;
3) волка; 4) полевой мыши.
22. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
1) абиотическими; 2) биотическими; 3) экологическими; 4) антропогенными.
23. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью человека, называют:
1) ограничивающими; 2) антропогенными; 3) биотическими; 4) абиотическими.
24. Пищевые связи в экосистеме называются:
1) абиотическими; 2) антропогенными; 3) ограничивающими; 4) биотическими.
25. Регуляции численности вида и популяций в целях их сохранения способствует:
1) выращивание культурных растений;
2) выращивание домашних животных;
3) полное прекращение промысла животных;
4) упорядочение промысла ряда животных.
26. Совокупность связанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями представляет собой:
1) экосистему; 2) биосферу; 3; сообщество; 4) агроценоз.
27. Роль организмов редуцентов в экосистеме состоит в..
1) использовании солнечной энергии;
2) образовании органических веществ из неорганических;
3) разрушении органических вёществ до минеральных;
4) образовании симбиотических связей с растениями.
28.Примером природной экосистемы служит
1) пшеничное поле; 2) оранжерея; 3) дубрава; 4) теплица.
29. Организмы продуценты, консументы, редуценты - основные структурные компоненты: I) биогеоценоза; 2) вида; 3) популяции; 4) биосферы.
30. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:
1) ее изменения; 2) ее устойчивости;
3) ее закономерного развития; 4) конкуренции видов.
31. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:
1) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;
2) на Земле существует огромное разнообразие растений;
3) растения расселились во все среды обитания;
4) численность растений каждого вида очень высокая.
32. Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:
1) динамичность; 2) целостность;
3) смену; 4) сходство с агроценозом.
33. Показателем процветания популяций в экосистеме служит:
1) связь с другими популяциями; 2) связь между особями популяций;
3) ее высокая численность; 4) колебания численности популяций.
34. Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно возросла из-за:
1) благоприятного здесь климата; 2) более влажного климата;
3) более снежных зим; 4) отсутствия его врагов.
35. Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует:
1) полный запрет на охоту; . 2) вселение их в новую экосистему;
3) регуляция численности частичным запретом на охоту;
4) полное уничтожение их врагов.
36. Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические, и дыхания, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:
1) обмена веществ; 2) круговорота веществ;
3) пищевых связей; 4) территориальных связей.
37. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества и энергии, называют:
1) экологической пирамидой массы; 2) экологической пирамидой энергии;
3) цепью питания; 4) саморегуляцйей.
38. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:
1) бактерии; 2) грибы;3) животные; 4) растения.
39. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам, а от них к редуцентам называют:
1) круговоротом веществ; 2) правилом экологической пирамиды;
3) развитием экосистемы; 4) законом превращения энергии.
40. В каждой экосистеме происходит саморегуляция, которая проявляется в том, что:
1) ни один вид не уничтожается полностью другим видом;
2) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов;
3) одни виды вытесняют другие менее приспособленные виды;
4) на смену менее устойчивой экосистемы приходит более устойчивая.
41. Значительные изменения организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания, в результате чего она становится непригодной для их жизни, -причина:
1) вымирания видов; 2) колебания численности популяций;
3) смены экосистем; 4) биологического регресса.
42. Смыв в водоемы ядохимикатов, избытка удобрений в результате полива, вызывающих большие изменения в данной экосистеме, называют фактором:
1) антропогенным; 2) биотическим; 3) лимитирующим; 4) метеорологическим.
43. Большое разнообразие видов в экосистеме - основа формирования разнообразных цепей питания, сбалансированного круговорота веществ:
1) устойчивого развития экосистем; 2) колебания численности популяций;
3) появления новых видов; 4) расселения видов в другие экосистемы.
44. Защита природной среды от загрязнения промышленными и сельскохозяйственными отходами - мера охраны среды обитания организмов, способствующая...
1) формированию новых видов; 2) возникновению у организмов приспособлений;
3) сохранению биоразнообразия; 4) проявлению саморегуляции.
45. Плодовый сад — агроэкосистема, так как в нем:
1) большое разнообразие видов; 2) большое разнообразие цепей питания;
3) замкнутый круговорот веществ; 4) регулирующим фактором является человек.
46. В агросистеме в отличие от экосистемы ...
1) виды связаны между собой цепями питания;
2) кроме солнечной энергии используется дополнительная энергия;
3) образуются разветвленные сети питания;
4) используется в основном только солнечная энергия.
47. Биосфера - глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются:
1) классы и отделы растений; 2) популяции;
3) биогеоценозы; 4) классы и типы животных.
48. В способности растений, животных, грибов накапливать в организме различные вещества, которых в окружающей среде содержится в десятки и тысячи раз меньше состоит функция живого вещества:
1) концентрационная; 2) окислительно-восстановительная;
3) газовая; 4) биохимическая.
49. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал русский ученый: 1) Н.И. Вавилов; 2; И.П. Павлов; 3) Н.П.Дубинин; 4) В.И. Вернадский.
50. В масштабе геологического времени большая роль в преобразовании вещества и энергии принадлежит: 1) атмосфере; 2) живому веществу; 3) воде; 4) почве.
51. Биологический круговорот веществ, создавший биосферу и обеспечивающий ее устойчивость и целостность, в значительной степени обусловлен:
1) жизнедеятельностью всех организмов; 2) климатическими условиями;
3) грозовыми разрядами; 4) вулканической деятельностью.
52. Способность растений с помощью хлорофилла и хлоропластов поглощать энергию солнечного света и использовать ее на образование органических веществ из неорганических определяет их ...
1) роль в улучшении структуры почвы; 2) роль в изменении химического состава почвы;
3) космическую роль в природе; 4) роль в расщеплении органических веществ в клетках.
53. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят:
1) эрозию и засоление, опустынивание; 2) осушение болот;
3) создание искусственных водохранилищ; 4) известкование полей.
54. Загрязнение атмосферы рядом промышленных производств оксидами серы и азота способствует
1) разрушению озонового слоя;
2) разрушению структуры пахотного слоя;
3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов;
4) вымыванию из почвы питательных веществ.
55. Расширение озоновых дыр приводит к ...
1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов;
2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья;
3) понижению температуры и повышению влажности воздуха;
4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза.
56. Признание права на существование каждого вида растений и животных, их большой роли в биосфере составляет сущность идеи:
1) эволюции;2) разноуровневой организации жизни; 3) биоцентризма; 4) антропоцентризма.
57. Оценка значения каждого вида с точки зрения пользы или вреда для человека, а не с позиций их роли в биосфере присуща: 1) биоцентризму; 2)антропоцентризму;
3) организмоцентризму; 4) полицентризму,
58. Сохранению равновесия в биосфере способствует:
1) создание новых сортов растений и пород животных;
2) увеличение численности всех видов растений и
животных;
3) уничтожение паразитов и хищников;
4) внедрение в производство малоотходных технологий.
59. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует:
1) сохранение биоразнообразия; 2) вселение новых видов в экосистемы;
3) создание агроэкосистем; 4) расширение площади земель, занятых культурными растениями.
Ответы на тестовые задания
21-1, 22-3, 23-2, 24-4, 25-4, 26-1, 27-3, 28-3, 29-1, 30 - 2, 1-1, 32-2, 33-3, 34-4, 35-3, 36-2, 37-3, 38-4, 39-2, 40-1, 41-3, 42-1, 43-1, 44-3, 45-4, 46-2, 47-3, 48-1, 49-4, 50-2, 51-1, 52-3, 53-1, 54-3, 55-2, 56-3, 57-2, 58-4, 59-1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест для проверки знаний обучающихся 6 класса по биологии
Проверка знаний по биологии...
Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...
Задания для проверки и самопроверки знаний по теме « Первая мировая война»
Задания для проверки...
Контрольно-измерительные материалы для внутригимназической проверки знаний по биологии; составитель: учитель химии и биологии МБОУ "Гимназия №12" Борисова Г.В.
Составленные КИМ полностью соответствуют демоверсии, кодификации и спецификации ЕГЭ по биологии в 2018 году. Большая часть заданий взята из открытого банка заданий ФИПИ....
Тест для самопроверки. Рабочая программа по русскому языку основного общего образования - методический инструмент учителя русского языка
Тест для самопроверки. Рабочая программа по русскому языку основного общего образования - методический инструмент учителя русского языка...
Тест для самопроверки по теме: "Менеджмент в сфере образования. Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС"
Тест предназначен для самопроверки знаний представителей административного аппарата образовательных организаций по направлению "Менеджмент в сфере образования. Управление образовательной организа...