«Строение и жизнедеятельность инфузорий»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Образовательные задачи:

nохарактеризовать представителей типа Инфузории как более сложно организованных одноклеточных живтных по сравнению с представителями типа Саркожгутиковые;
nраскрыть характерные черты процессов жизнедеятельности различных инфузорий.

 

Развивающие задачи:

nсовершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);
nпродолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; сосредотачивать на конкретном изучаемом материале).

 

Воспитательные задачи:

nвоспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе просмотра презентации и выполнения заданий;
nучить учащихся критически и объективно оценивать собственные знания и умения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon multimediynyy_urok_.ppt755 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44 Урок биологии в 7 классе Учитель: Гажиу Галина Хамзеевна г. Сургут 2012 г.

Слайд 2

ТЕМА УРОКА: «Строение и жизнедеятельность инфузорий» ТИП УРОКА: комбинированный ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей типа Инфузории

Слайд 3

ЗАДАЧИ УРОКА Образовательные задачи: охарактеризовать представителей типа Инфузории как более сложно организованных одноклеточных живтных по сравнению с представителями типа Саркожгутиковые; раскрыть характерные черты процессов жизнедеятельности различных инфузорий. Развивающие задачи: совершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний); продолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; сосредотачивать на конкретном изучаемом материале). Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе просмотра презентации и выполнения заданий; учить учащихся критически и объективно оценивать собственные знания и умения

Слайд 5

ОБОРУДОВАНИЕ Мультимедийный проектор. Компьютер. Экран. Микроскоп. Микропрепарат – «инфузория туфелька». Презентация, выполненная в программе « Power Point ». Учебник В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». Раздаточный материал (Карточка-задание.doc).

Слайд 6

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1 мин.) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. Деятельность учителя Деятельность учеников Доброжелательное приветственное слово учителя. Проверка учителем готовности обучающихся к уроку, наличия учебных принадлежностей, учебника и рабочей тетради. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Включение детей в деятельность. Проверка готовности рабочего места.

Слайд 7

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (8 мин.) Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового. В начале урока на слайде не видны: * в теме – слова «Одноклеточные» и «Простейшие» * в основном поле слайда – Тип Саркожгутиковые, Класс Саркодовые, Класс Жгутиковые Деятельность учителя Деятельность учеников Ребята, посмотрите на тему слайда. Какие слова нужно в неё вставить? Ответы учащихся на вопросы подзаголовки слайда . Ответы: одноклеточные, простейшие После ответов учащихся по щелчку мыши появляются два слова в теме слайда (Подцарство Одноклеточные животные, или Простейшие) Поочередное появление слов, составляющих схему. Слайд 1 (см. ниже)

Слайд 8

Продолжение этапа «Актуализация знаний» В начале показа на слайде не видны : * в теме слайда – слово «Саркодовые» * под рамкой кинофрагмента – амеба обыкновенная * предложение Для Саркодовых характерно изменение … Деятельность учителя Деятельность учеников Итак, ребята мы прошли первый этап повторения пройденного материала, вы хорошо знаете классы простейших. Далее мы с вами просмотрим фрагмент фильма, на котором вы увидите уже знакомое животное, по характерным признакам вы сможете сказать, что это за одноклеточное животное (просмотр кинофрагмента (20 сек.) о передвижении амебы) Как называется это животное? появляется название (амеба обыкновенная) К какому классу оно относится? (появляются слова в теме слайда «Тип Саркожгутиковые. Класс Саркодовые») Почему вы так думаете? Ответы учащихся на вопросы учителя Амеба обыкновенная Тип Саркожгутиковые Класс Саркодовые Для саркодовых характерно: изменение формы тела, постоянное «перетекание» - способность образовывать ложноножки После ответов учащихся по щелчку мыши появляются два слова в теме слайда (Слайд 2. см. ниже ) Поочередное появление слов, составляющих схему.

Слайд 9

Продолжение этапа «Актуализация знаний» В начале показа на слайде не видны: * разноцветные указательные стрелки * все названия органоидов тела амебы Деятельность учителя Деятельность учеников Молодцы, ребята, мы успешно справились с предыдущим заданием: узнали, что это животное – амёба. Итак, расскажите о строении амебы обыкновенной. Поочередно, по мере рассказа ученика, появляются: - разноцветные стрелки -название органоидов, окрашенные в цвет стрелки Ребята, что из всего перечисленного не является органоидом? Молодцы! По рисунку в учебнике расскажите о способе питания амёбы? Хорошо! А скажите как амёба переносит неблагоприятные условия жизни? Ответы учащихся на вопросы учителя. рассказ одного ученика у доски о строении амебы обыкновенной из всего перечисленного цитоплазма не является органоидов тела амебы С помощью ложноножек они окружают пищу- бактерии, водоросли. Из цитоплазмы выделяется пищеварительный сок и образуется пищеварительная вакуоль. При наступлении неблагоприятных условий она перестаёт питаться, на её поверхности выделяется плотная защитная оболочка - циста После ответов учащихся по щелчку мыши появляются указательные стрелки и все названия органоидов тела амебы (Слайд 3. см. ниже ) Поочередное появление стрелок и слов, составляющих схему.

Слайд 10

Продолжение этапа «Актуализация знаний» В начале показа на слайде не видны: * в теме слайда – слово «Жгутиковые» * под рамкой кинофрагмента – слово «жгутиконосцы» * предложение: К классу Жгутиковые относятся… Деятельность учителя Деятельность учеников На прошлом уроке мы познакомились еще с одними представителями Подцарства Одноклеточные Просмотр кинофрагмента (15 сек.) о передвижении жгутиковых. К какому классу относятся эти животные? (появляется название в теме слайда Жгутиковые) - Почему вы так думаете? Возможно, учащиеся самостоятельно, без вопроса со стороны учителя, назовут животных. Появляется название (жгутиконосцы). Ответы учащихся на вопросы учителя. К классу Жгутиковые относятся одноклеточные животные, имеющие на переднем конце тела тонкий вырост цитоплазмы- жгутик. Эвглена вращает жгутиком, как бы ввинчиваясь в воду и плывёт тупым концом вперёд. После ответов учащихся по щелчку мыши появляются слова и определения (Слайд 4. см. ниже ) Поочередное появление слов, составляющих схему слайда

Слайд 11

Продолжение этапа «Актуализация знаний» В начале показа на слайде не видны: * номера отдельных органоидов эвглены и указательные стрелки * весь мини-текст с краткой характеристикой функцией органоидов Деятельность учителя Деятельность учеников Как называются указанные на рисунке органоиды? (появляются номера с указательными стрелками) Каковы функции? Молодцы, ребята! А теперь подумайте и скажите почему одни учёные относят эвглену зелёную к животным, а другие к растениям? Кто из них прав? Ответы учащихся на вопросы учителя. 1. Зеленые пластиды 2. Сократительная вакуоль 3. Светочувствительный глазок 4 Жгутик - В зеленых пластидах на свету образуются органические вещества - Сократительная вакуоль удаляет из клетки избыток воды и ненужные организму вещества. - Глазок чувствует солнечный свет. С помощью жгутика эвглена передвигается (плывет в сторону света). Эвглена зелёная на свету питается как растение (в хлоропластах образуются органические вещества), а в темноте как животное готовыми органическими веществами).Поэтому и те и другие правы. После ответов учащихся по щелчку мыши появляются слова и определения (Слайд 5. см. ниже ) Поочередное появление слов, составляющих схему слайда

Слайд 12

Самостоятельная работа (при проверке карточек - работа в парах ) В начале показа на слайде не видны: * все краткие ответы на вопросы в соответствующих столбцах таблицы Деятельность учителя Деятельность учеников У вас на столах лежат карточки зеленого цвета. (карточка 1) Карточка 1.doc Ваша задача напротив каждого вопроса написать ответ, т.е. дать краткую сравнительную характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые Учащиеся обмениваются работами для взаимопроверки, сверяют ответы с решением на слайде. Проверяет качество выполнения 8 правильных ответов, оценка «5»; 6-7 правильных ответов оценка «4»; 5 правильных ответов, оценка «3»; Менее 5 правильных ответов, оценка «2» После ответов учащихся по щелчку мыши появляется слайд с правильными ответами (Слайд 6 см. ниже ) Предлагает классу выполнить физкультминутку для глаз (1 мин.) ( организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей) физкультминутка для глаз.ppt Оценивают работы друг друга. Выполняют физкультминутку.

Слайд 13

Объяснение новой темы (15 мин.) Объявление темы и цели урока Цель данного этапа : постановка учебной задачи. Итак, ребята, наше знакомство с одноклеточными не завершается. В отгадке предложенной загадки ещё одна героиня Подцарства Одноклеточных Здравствуйте, мои друзья. Вы же знаете меня! Мне «реснички» очень просто Заменяют микровёсла За секунду 30 взмаахов Могу ими ими совершать И на четверть сантиметра Вперёд тело продвигать Так кто же я?

Слайд 14

- Итак, вы правы, это инфузория Тема нашего урока: «Строение и жизнедеятельность инфузорий» Запишите её. Ребята, внимательно посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать задачи, которые вам придётся решать в течение урока? (Узнать о строении и познакомиться с жизнедеятельностью инфузорий).

Слайд 15

Краткое выступление учащегося по данной теме «Типы инфузорий» В начале показа на слайде не видны: * все названия различных инфузорий под рисунками Деятельность учителя Деятельность учеников Ребята, ответьте на вопрос: «Кто впервые открыл простейших?» Левенгук выяснил, что инфузории можно разводить в настоях трав. Инфузория от латинского слова «инфузум», что значит настой, наливка. - На прошлом уроке ученик нашего класса получил задание, подготовить краткий материал о разнообразных видах инфузории Ответы учащихся на вопросы учителя. В 1675г. Голландский естествоиспытатель Антуан Ван Левенгук. Выступление ученика Материал для выступления ученика.doc По ходу рассказа учащегося на слайде появляются названия разных видов инфузории (Слайд 8.см. ниже )

Слайд 16

Строение инфузории туфельки В начале показа на слайде не видны: * задание «Попробуй догадаться, какие функции выполняют…» Деятельность учителя Деятельность учеников Краткая характеристика особенностей строения инфузорий Задание «Попробуйте догадаться…» Ответы учащихся на вопросы учителя. Поочередное появление названий органоидов, сопровождающееся комментариями учителя о роли органоидов: большое ядро регулирует процессы питания, движения, выделения, а малое ядро координирует процесс размножения. Непереваренные остатки выбрасываются через отверстие- порошицу. (Слайд 9 . см. ниже) Беседа ( краткое обсуждение возможных функций органоидов ). Через клеточный рот и глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В пищеварительной вакуоли происходит переваривание пищи Две сократительные вакуоли выделяют избыток воды

Слайд 17

Движение инфузории туфельки В начале показа на слайде не видны: * весь мини-текст о движении инфузории Деятельность учителя Деятельность учеников Следующий кинофрагмент Инфузория туфелька.wmv (15 сек.) о передвижении инфузорий. Чем отличается движение туфельки от амебы и эвглены? Как вы думаете, почему? Ответы учащихся на вопросы учителя Амёба перетекает с одного места на другое с помощью ложноножек, эвглена передвигается с помощью жгутика. Краткая беседа, в ходе которой учащиеся дают различные версии ответов Появляется мини-текст: «Движение инфузории туфельки быстрее…» (Слайд 10 см. ниже )

Слайд 18

Образ жизни и размножение инфузории сувойки Деятельность учителя Деятельность учеников Посмотрите кинофрагмент инфузория сувойка.wmv (15 сек.) об инфузории сувойки. (Краткая беседа, в ходе которой учащиеся дают различные версии ответов на вопросы подзаголовка слайда). Ответы учащихся на вопросы учителя. Инфузории сувойки могут вести сидячий образ жизни, прикрепляясь к подводным предметам . Появляется мини-текст: «Инфузории сувойки ведут сидячий образ жизни…» «У сувоек при делении образуются….» (Слайд 10 ) В начале показа на слайде не видны: * предложение «Инфузории сувойки ведут сидячий образ жизни….» * Предложение «У сувоек при делении образуются….»

Слайд 19

Лабораторная работа (1 2 мин.) Деятельность учителя Деятельность учеников Итак, ребята вы очень хорошо поработали, а теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу «Строение инфузории туфельки» Цель: изучить особенности строения инфузории-туфельки Перед выполнением работы еще раз напоминаю о правилах техники безопасности при работе с микроскопом. Ребята открывают тетради для лабораторных работ, записывают тему, цель работы. На партах лежат заранее приготовленные микроскоп, готовые микропрепараты «Инфузория-туфелька», инструкция о ходе выполнения работы. На партах лежат инструктивные карты « Лабораторная работа «Строение инфузории туфельки » Лабораторная работа.doc Ученики зарисовывают инфузорию туфельку, подписывают органоиды и подводят итог работы, охарактеризовав особенности строения и функционирования инфузории туфельки.

Слайд 20

Рефлексия (5 мин.). - Ребята, вспомните, какие задачи вы перед собой ставили в начале урока? (Узнать строение инфузории и её жизнедеятельность ). Удалось ли нам решить эти задачи? Кто такая инфузория? Каково её строение? (Нахождение на рисунке одноклеточных животных, не относящихся к типу Инфузории (Слайд 12, 13) )

Слайд 21

Выставление оценок за урок (1 мин.). Учащиеся оценивают результаты деятельности товарищей. Домашнее задание (2 мин.). Учащиеся выбирают задание из предложенных с учётом своих индивидуальных возможностей. I вариант. Подготовить сообщения по темам: 1 . Изучить текст учебника стр. № 2 .«Инфузории – классический объект биохимических исследований», 2 .«Очистка сточных вод от азота и фосфора микроорганизмами» II вариант. Составить кроссворды, шарады по теме «Простейшие»

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)

Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....

«Строение и жизнедеятельность инфузорий»

Презентация представляет собой демонстрационный материал для учащихся....

«Строение и жизнедеятельность инфузорий»

Материал для выступления ученика...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...

Технологическая карта онлайн-урока "Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»."

Технологическая карта  онлайн-урока позволит учащимся получитьна уровне первичного восприятия и закрепления знания  по теме "Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение ...

Изучение строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки

Технологическая открытого  карта урока разработана для учащихся 7 класса.Цель: Привить навыки исследовательской самостоятельной работы учащимся. Задачи:Образовательные:-Сформировать знания у обуч...