Уроки биологии сквозь призму здоровьесбережения
учебно-методический материал по биологии по теме
Реформа общеобразовательной школы актуализировала важные задачи формирования гармонично развитого человека, заботящегося о здоровье как своем собственном, так и окружающих. Современные дети, подростки, молодежь часто не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, не обладают теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи со сложной экологической обстановкой и увеличением нервно-психических нагрузок. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались еще в школе.
В связи с этим моя цель как учителя биологии и классного руководителя – воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование у них научного понимания необходимости выработки индивидуального способа сохранения здоровья.
Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющие:
¨ создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье и возможностях его снижения;
¨осуществление комплексной просветительской, обучающей и воспитательной деятельности, направленной на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни;
¨ реализация комплекса мер по профилактике потребления табачных изделий, алкоголя, наркотиков и наркотических средств.
¨ побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryukova_pr_.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рубрика «Методическая подсказка»
С. В. БИРЮКОВА, учитель биологии МБОУ лицей № 87 имени Л. И. Новиковой Московского района г. Н. Новгорода
Уроки биологии сквозь призму здоровьесбережения
Учитель многое может, и если все, что он может
сделать для укрепления здоровья школьников,
он осуществляет, дети вырастут такими,
какими мы все хотим их видеть:
хорошими, умными и здоровыми.
С. М. Громбах
Реформа общеобразовательной школы актуализировала важные задачи формирования гармонично развитого человека, заботящегося о здоровье как своем собственном, так и окружающих. Современные дети, подростки, молодежь часто не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, не обладают теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи со сложной экологической обстановкой и увеличением нервно-психических нагрузок. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались еще в школе.
В связи с этим моя цель как учителя биологии и классного руководителя – воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование у них научного понимания необходимости выработки индивидуального способа сохранения здоровья.
Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющие:
создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье и возможностях его снижения;
осуществление комплексной просветительской, обучающей и воспитательной деятельности, направленной на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни;
реализация комплекса мер по профилактике потребления табачных изделий, алкоголя, наркотиков и наркотических средств.
побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Основой образовательного процесса является урок. Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни делают учебный процесс интересным и продуктивным. А помогут в их организации несколько простых условий, которые полезно будет использовать как на уроках биологии, так и на других предметах.
Создание гигиенических условий в кабинете (чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей). Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство.
Организация смены видов деятельности. Этот момент должен быть тщательно продуман, т.к. нужно помнить, что частые смены деятельности ничуть не меньше утомляют детей.
Проведение физкультминуток – обязательная составная часть урока.
Умение учителя выделять и подчеркивать в многообразии изучаемых тем вопросы, связанные со здоровьем (влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, профилактика гельминтозов, и т. д.). Эта способность является одним из критериев педагогического профессионализма учителя.
Забота о благоприятном психологическом климате на уроке. Не забывайте, что доброжелательное отношение, улыбка тоже оказывают положительное воздействие на здоровье ваших учеников.
Задача учителя – создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления и отношения ребенка к собственному здоровью. Главный упор на своих уроках я стараюсь делать на рациональную организацию времени, использование активных методов и форм обучения.
Для решения задач здоровьесбережения в обучении я использую сочетание специфических и общепедагогических методов: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, видеометод, лабораторный метод, познавательная игра, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Для достижения целей урока я использую такие методы и приемы, как словесные (эвристическая беседа, работа с учебником); наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ); практические (использование инструктивных карточек, лабораторная работа, дидактическая игра).
Актуализация знаний проводится в игровой форме с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Дидактическая игра отвечает важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсирует событийную монотонность повседневной жизни. В ходе игры учащиеся получают удовольствие от общения, успеха, возможности продемонстрировать свои способности как игрока.
Например, при изучении темы «Пищеварение в ротовой полости и желудке» в 8 классе, я использую игру «Пирамида» (на доске вывешивается пирамида, для игры вызываются пары учеников. Начинающая пара выбирает игровое поле). В ходе игры учащиеся показывают свои знания в непринуждённой, неформальной обстановке. На этом же уроке учащиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой работы, проявляют интерес к учебному материалу, убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью. Методы и приемы, используемые на уроке: словесные (эвристическая беседа, работа с учебником); наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ); практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа, дидактическая игра). Ученики, объединённые в группы, взаимодействуют внутри них: обсуждают новый материал, готовят выступление. В ходе обсуждения, сопоставления мнений учащиеся демонстрируют свои образовательные продукты в виде идей. Задания для групп: исследовать состав слюны, функции слюнных желёз; методику изучения функций слюнных желёз по работам И.П. Павлова; исследовать процесс пищеварения в желудке, влияние алкоголя и никотина на пищеварение и здоровье человека.
В ходе групповой работы учащиеся находят логические посылки, которые могут навести их на мысль, правильность которой еще требует проверки, подтверждений. В результате решения проблемной задачи в группе учащиеся формируют умения высказывать позицию, услышать и воспроизвести позицию другого, обобщить позиции. После окончания работы в группах, проводится рефлексия. Ученики должны оценить эффективность коллективной работы.
На этапе закрепления в ходе эвристической беседы я выявляю понимание учащимися ценности собственного здоровья и пищеварительной системы для организма. Формируются четкая обратная связь на уровне личности ученика, система целостных знаний по данной теме, устанавливаются правильность и осознанность усвоения учебного материала, происходят выявление пробелов и их коррекция. Для реализации задач физического и гигиенического воспитания учащиеся разъясняют гигиенические условия нормального пищеварения и доказывают вред курения и употребления алкоголя, зависимость собственного здоровья от ответственного отношения к нему самого человека.
На учебном занятии в 8-м классе по теме «Нервная система – дирижер нашего организма» актуализация знаний проводится в форме размышления с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Использование видеометода (видеометод – инновационный метод обучения с использованием видеоматериала, используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения) на этапе мотивации обеспечивает возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемом объекте, повысить роль наглядности в учебном процессе. Использование заданий по построению схем (строение нервной системы, функции нервной системы) способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
В ходе парной работы в форме диалога происходит активное речевое развитие, достигаются личностный рост ученика, осознание не только своего успеха, но и успеха того, с кем он связан взаимодействует.
На этапе закрепления выявляю понимание учащимися важной роли нервной системы в укреплении здоровья, ценности собственного здоровья и необходимости гигиены нервной системы для сохранения и укрепления здоровья.
На данном уроке происходит развитие самосознания учащихся, повышение мотивации к учебной деятельности, сохранение психического и физического здоровья учащихся, изменяется отношение к проблеме своего здоровья.
На учебном занятии в 8-м классе по теме «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции» обучающиеся убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью, осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы, проявляют интерес к учебному материалу и осознают важность приобретенных на уроке знаний и умений.
Учащиеся обсуждают в группе проблемную задачу («Человек может жить без желчного пузыря, с одним лёгким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрёт, если удалить маленькую железу – гипофиз, которая весит всего 0,5 грамма». Почему?), дискутируют в ходе выполнения групповой исследовательской работы, изучая строение и функционирование желёз внешней, внутренней и смешанной секреции, стремятся понять друг друга. Это открывает возможность сотрудничества, обогащения смыслами. На уроке я использую метод воздействия на эмоциональную сферу учащихся – игровую ситуацию, способствующую вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Игровая ситуация порождает в детях различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.
В ходе эвристической беседы на этапе закрепления выявляю понимание учащимися важной роли разных типов желез для организма и ценности собственного здоровья. Устанавливается правильность и осознанность усвоения учебного материала учащимися.
Только при правильной организации учебной деятельности (построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т. д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся, развитие самосознания, уважения к себе и другим, формирование знаний и понимания закономерностей роста и развития человека, изучение факторов, влияющих на здоровье, формирование понимания о здоровом образе жизни.
На своих уроках я отслеживаю здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы и формы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха).
Таким образом, из опыта своей работы я могу сделать вывод, что применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям здоровьесберегающих принципов, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические), мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным.
ЛИТЕРАТУРА
- Аносова, М. В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения / М. В. Аносова // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003. – С.156.
- Громыко, Г. Технология парного обучения / Г. Громыко // Директор школы. – 2012. – № 4. – С. 65–69.
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005.
- Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II / под ред. Л.А.Косолаповой, Н.Г. Липкиной; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь: ПГПУ, 2009 - 324с. (Юняева Н.В. Педагогические аспекты формирования мотивов здорового образа жизни у подростков)
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. – 320 с., с. 216-218
- Громыко Г. Технология парного обучения / Г.Громыко // Директор школы. - 2012. - № 4. - С.65-69.
- Аносова М. В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003. – 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы "Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОСов"
Один из педагогических советов в школе традиционно посвящен воспитательной работе школы. На этом педсовете анализируется и обобщается работа по внеурочной и внеклассной воспитательной работе шко...
Экспрессионизм: сквозь призму страха и пессимизма.
Презентация к уроку МХК. Относится к разделу Изобразительное искусство....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)
В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...
"Квадратные уравнения: сквозь призму веков..."
Научная работа, в которой прослеживается история возникновения и решения квадратных уравнений....
Новый взгляд на урок литературы в 10 классе. Попытка осмысления прозы С.Довлатова сквозь призму жанра анекдота.
В статье раскрывается собственный взгляд на творчество С. Довлатова.У Сергея Довлатова была трудная и счастливая судьба. Трудная, потому что так и не смог, живя на родине, выйти к читателю со своими п...
Интегрированный урок литературы в 7 классе по теме "Мир сквозь призму притч".
Интегрированный урок литературы в 7 классе Мир сквозь призму притч Це...
Совмещенный урок истории в 9 –м и 11-м классе «История зарубежных стран сквозь призму художественной литературы и киноискусства»
Конспект совмещенного урока истории в 9-м и 11-м классе является итоговым при изучении Новейшей истории. В начале курса ребятам было предложено подготовить мини-проект по фильму (9класс), книге (11 кл...