Использование интеллект – карты, как современной технологии в обучении биологии
статья по биологии на тему
Интеллект-карты — это способ представления процесса мышления или структурирования информации в графической, визуальной форме. Карты могут пригодиться для разных целей: прояснение для себя какого-то вопроса, сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, передача знаний ученикам или коллегам и еще множество других. В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 447.78 КБ |
Предварительный просмотр:
на районном конкурсе методических разработок
учителя ГБОУ СОШ №463 Выборгского р-на
Козьяковой Наталии Владимировны
Интеллект-карты — это способ представления процесса мышления или структурирования информации в графической, визуальной форме. Карты могут пригодиться для разных целей: прояснение для себя какого-то вопроса, сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, передача знаний ученикам или коллегам и еще множество других. В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления. Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной идеей. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным.
Приоритетом современного образования является обучение, ориентированное на саморазвитие личности школьника. Поэтому использование интеллект - карт при изучении нового материала в качестве повторения и основы для составления презентаций очень хорошо вписывается в учебный процесс и, если используется в системе, будет оказывать большую помощь в изучении предмета в старших классах. Т.к. учащиеся приобретают навык самостоятельного структурирования информации, поток которой возрастает от курса к курсу. Работа с интеллект – картами приемлема для индивидуальной работы, работы в парах, группах, коллективно с помощью учителя, при использовании интерактивной доски, но обязательно должен соблюдаться принцип радиантного мышления.
Принципы создания интеллект - карты
- Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
- От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.
- По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
- Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
- При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
- Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
Приложение 1
Интеллект – карта «Растения» используется при изучении новой темы в 5 классе в курсе «Природоведение»
Приложение 2
Коллективно составив данную интеллект – карту по теме «Нервная система» можно предложить внести в неё дополнения, а на следующем уроке уже провести контроль знаний.
Приложение 3
Данная интеллект – карта используется при обобщении материала по теме «Птицы», изучаемая в 7 классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация по теме:"Использование современных технологий на уроках биологии".
quot;Использование современных технологий на уроках биологии в старшей школе"....
использование современных образовательных технологий в обучении биологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие образовательная (педагогическая) технология. Применительно к педагогическому процессу технологию обучения можно определить как совокупн...

Использование технологической карты в современном уроке по технологии в рамках реализации ФГОС
В статье представлен опыт работы учителей технологии по составлению плана-конспекта современного урока с технологической картой в условиях внедрения ФГОС основного общего образования....

презентация по курсу виртуальной стажировки: "Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО"
Презентация п оитогам виртуальной стажировки "Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО"...

«Технология использования интеллект - карт на уроках химии с использованием приложения XMind»
Интеллект-карта (на англ. Mind maps) – это инструмент, использующийся для решения таких задач, как изучение и запоминание больших объемов информации, разработка сложных проектов, само...

Доклад "Использование интеллект карт при обучении устной речи на уроках английского языка и элективных курсах"
Подчеркивается важность приобретения навыка работы с информацией, развития умения анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность речевой деятельности"...

Использование современных технологий на уроках биологии.
Одной из форм текущего контроля успеваемости являются кейс-задания. Кейс-задания - основной элемент метода case-study, который относится к неигровым имитационным активным методам обучения....