Урок по теме "Размножение и разнообразие зелёных мхов"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Размножение зелёных мхов.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов.
- Познакомить со средой обитания и распространением мхов.
- Дать представление о процессах жизнедеятельности мхов, об их роли в природе и хозяйственной деятельности человека.
- Закрепить знания учащихся о высших и низших растениях.
Оборудование: таблицы "Мохообразные", "Зеленый мох кукушкин лен", "Сфагновые мхи и их строение", видео размножение мхов.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка д\з. – тест по теме: "Лишайники".
Изучение нового материала.
- Давайте вспомним, на какие 2 группы делятся растения? Низшие и высшие. Какими признаками обладают высшие растения? Тело высших растений в отличии от низших разделено на органы, которые выполняют определенные функции.
- Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем изучение высших растений с отдела мохообразные. Отдел мохообразные насчитывает около 27 тысяч видов растений. У мохообразных, как и у остальных высших растений, имеются дифференцированные органы и ткани. В отличие от водорослей мохообразные имеют стебли и листья, а органы размножения - многоклеточные. Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды. Что такое ризоиды? Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества. Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных. Даже заболоченных местах. Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений.
- Все мохообразные низкорослы. Их высота обычно не превышает 10 – 15 см. Практически все они многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм.
- Мохообразные по своей организации и экологии очень близки водорослям. Они представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Как и водоросли они не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители отдела имеют тело в виде таллома, похожего на таллом водорослей. Оплодотворение мохообразных так же связано с водой и в ее отсутствие – не может осуществляться. Размножаются при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.
- В отделе мохообразные выделяют класс печеночники и класс листостебельные мхи.
- Печеночники устроены наиболее примитивно. Что вкупе с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди них в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающее растение – риччия.
- Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных в наших лесах является зеленый мох кукушкин лен. Об этом растении нам расскажет… .
- Опережающее задание:
Кукушкин лен часто встречается в заболоченных или просто влажных лесах. Этот мох покрывает почву сплошным ковром. Вытесняя другие зеленые мхи. Он способен впитывать воды в 4 раза больше собственного веса. За счет того, что плотные покровы кукушкина льна задерживают большое количество влаги и создают особый микроклимат, с появлением этого растения часто начинается постепенное заболачивание леса.
Высота растений кукушкина льна достигает 10 – 15 см. Стебли неветвящиеся, имеют буровато – зеленую окраску, густо покрыты узкими зелеными листочками. Нижняя часть стебля темно – коричневая. Корней у кукушкина льна нет. К почве растения прикрепляются при помощи ризоидов.
- Ребята, а как вы думаете. О чем говорит зеленая окраска листьев этого растения? Это говорит о способности к фотосинтезу.
- Опережающее задание:
Кукушкин лен, как и большинство других мхов, имеет сложное внутреннее строение. В теле его выделяют два типа тканей: покровная и проводящие. Кукушкин лен – двудомное растение. Это значит, что у кукушкина льна органы, синтезирующие мужские и женские половые клетки, расположены на разных растениях. Половые клетки называются гаметы.
Гаметы
мужские женские
сперматозоиды яйцеклетки
подвижны практически не заметны
Мхи растут плотными скоплениями а, следовательно, мужские и женские растения оказываются близко друг от друга. Им как и водорослям необходима для осуществления процесса оплодотворения вода. При ее наличии подвижные сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, происходит их слияние, или оплодотворение. Образуется зигота, из которой на следующий год образуется спорогон. Внешне он выглядит как коробочка на длинной ножке. Коробочки покрыты волосистыми заостренными колпачками. Коробочка с колпачком слегка напоминает сидящую кукушку. Отсюда и название мха – кукушкин лен. В коробочках развиваются споры. После созревания спор колпачок с коробочки опадает, и в сухую погоду споры высыпаются из коробочки и разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, спора прорастает. Образует тонкую зеленую нить. Нить ветвится. На ней образуются почки, из которых впоследствии вырастают новые побеги зеленого мха.
- К листостебельным мхам относится так же и белый мох сфагнум. Сфагнум – многолетнее растение высотой до 20 см., обитающее в основном на болотах. Внешне сфагнум сильно отличается от кукушкина льна. Стебель его ветвится, образуя как бы веточки. Часть веточек на верхушке стебля образует подобие головки. Часть отходит в стороны. А некоторые свисают вниз. Прилегая к стеблю. Стебель и ветки покрыты мелкими светло – зелеными листочками. Сфагнум способен поглощать воды в 25 раз больше собственной массы. В отличии от кукушкина льна сфагнум не имеет ризоидов. Размножается он так же как и кукушкин лен – спорами, но в отличии от него является однодомным растением, т.е. у него мужские и женские половые органы расположены на одном растении. Процесс оплодотворения происходит так же как у кукушкина льна.
- 22 вида мхов внесено в Красную книгу.
4. Закрепление изученного материала.
- А сейчас пользуясь учебником ответьте на вопрос: каково значение мхов в жизни и хозяйственной деятельности человека?
- Заполните таблицу «Черты различия зеленых и сфагновых мхов на примере кукушкина льна и сфагнума».
Параметры сравнения. | Кукушкин лен. | Сфагнум. |
Наличие ризоидов. | На нижней части стебля. | Отсутствуют. |
Расположение мужских и женских органов. | Двудомное. | Однодомное. |
Строение листа. | Многослойный, имеет относительно сложное строение. | Однослойный, состоящий из двух видов клеток. |
Строение стебля. | Прямой, неветвящийся. | Ветвится. |
Строение спорогона. | Коробочка на длинной ножке. | Круглая коробочка на короткой ножке. |
- Сравнив эти растения, скажите каковы черты сходства у них?
Не имеют корней, имеют стебель и листья, размножаются спорами, для оплодотворения необходима вода, обитают в сырых местах, приводит к заболачиванию почвы.
Домашнее задание – параграф 14.
Выставление отметок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев
В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...
Урок – путешествие по теме: «Разнообразие живых организмов» (5 класс)
Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс...
Урок естествознания 8 класс. Разнообразие земноводных.
Материалы к уроку естествознания в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.Тема "Разнообразие земноводных". Обобщающий урок по теме "Земноводные".Содержание:Конспект урока.Презентац...
Урок "Биологическое и культурное разнообразие России - наше национальное достояние".
Урок по экологии призванный побудить к размашлению об экологическом и личностном смысле сохранении культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности....
Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»
Цели урока: Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...
Презентация к уроку по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"
Сопровождение к уроку по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"....
конспект урока по "У лукоморья дуб зелёный..." А.С.Пушкина в 5 классе
материал в помощь учителю для подготовки к урокам по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе...