Конспект урока "Как человек появился на Земле" 5 класс.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок разработан по технологии проблемного обучения к УМК Н.И. Сонина, А. А. Плешакова Биология. Введение в биологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_chelovek_poyavilsya_na_zemle.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по природоведению в 5 классе
по теме: «Как человек появился на Земле»
Цель: сформировать целостную научную картину появления человека на Земле.
Задачи урока:
- Сформировать представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, изменении в строении и поведении в процессе исторического развития.
- Развивать умение самостоятельно работать с текстом, извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных задач; работать в группе; развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся.
- Воспитывать интерес к предмету через изучение исторического развития человека; аккуратность и добросовестность; ответственность за результаты своего труда.
УУД
Предметные умения: научиться называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни.
Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – применять приёмы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; формулировать проблему, отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места установкой на функциональность; коммуникативные: обмениваться мнениями в парах, слушать друг друга, понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.
Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Как человек появился на Земле», ЦОР, дополнительный материал, учебники, тетради.
Методы обучения и формы работы:
- частично-поисковый (эвристический)
- парная;
- объяснительно-иллюстративный,
- деятельностный,
- проблемный.
Этапы урока:
1. Организационный момент – 1мин.
2. Актуализация знаний учащихся– 3 мин.
3. Формулировка темы и целей урока – 5 мин.
4. Усвоение новых знаний и способов действий – 20 мин.
5. Первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
7. Подведение итогов урока, рефлексия, оценка – 3 мин.
Ход урока
Деятельность участников урока на каждом этапе | |
Учитель | Учащиеся |
1 этап – организационный – 1 мин. | |
распределение по группам | |
До начала урока учащиеся садятся парами. Здравствуйте! Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке! Давайте улыбнёмся друг другу! Проверьте всё ли у вас готово к уроку? (учебники, тетради, ручки) | Учащиеся рассаживаются по группам. Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки. |
2 этап – актуализация знаний – 3 мин. | |
Учитель: - Ребята, мы закончили с вами изучать очередной раздел учебника. Вспомните, как он назывался? Живые организмы заполняют все уголки нашей планеты. Моря и реки, горы и равнины, даже воздух населен живыми существами. -Как вы думаете, является ли человек частью живой природы? - Какие признаки на это указывают? -К какому царству живой природы относится человек? -С какой группой животных человек имеет большее сходство? Какие признаки на это указывают? -Чем человек отличается от животных? | «Жизнь на Земле». Примерные ответы: Да, т.к. для человека характерны все признаки живого: рост, развитие, обмен веществ, размножение и т.д. - к царству «Животные» - с позвоночными, млекопитающими (наличие позвоночника, молочных желез…) -Версии детей…(речь, мышление, творчество…) |
3 этап – формулировка темы и целей урока – 5 мин. | |
Подведение к теме урока Учитель: На земном шаре сегодня проживает более 6,5 млрд. человек. Люди заселяют почти всю территорию планеты. Неосвоенных земель на ней почти не осталось. Однако так было не всегда. Посмотрите, пожалуйста, на экран и попробуйте догадаться какова тема сегодняшнего урока? Слайд 1 (на экран проецируются 2 версии происхождения человека: метафизическая и научная) -Что изображено на рисунках? -Сформулируйте тему урока. (Если будут затруднения: Почему между двумя картинками стоит знак «?») Щелчок «Как человек появился на Земле» -Как вы думаете, какая из этих версий является научной? -Попробуйте сформулировать цель нашего урока, на основе которой мы составим план наших действий при изучении этой темы. (вывешивает на доску план урока: Слайд 2 1. Время 2. Место 3. Причины 4. Предок 5.Этапы 6.Характерные черты 7. Образ жизни
- С какими источниками информации мы будем работать при изучении темы? |
Версии учащихся: … Как человек появился на Земле. Происхождение от обезьяны - Изучить Учащиеся формулируют цель урока. Нам нужно узнать, когда, как и где появился первый человек, кто был его предком. Как шло развитие человека из обезьяны и как они выглядели на каждом этапе своего развития - Учебник, презентация. |
4 этап - открытие новых знаний и применение – 20 мин. | |
Учитель: Перед вами на столе лежит листочек с задачей. В течение 2 мин. решите ее. Задача: «Первобытный человек пригласил динозавра в свою пещеру и попросил прийти ровно в 10 часов утра. Длина динозавра от кончика носа до кончика хвоста – 200 метров. В каком часу должен выйти динозавр, чтобы двигаясь со скоростью 3 км/час, целиком прийти к пещере человека без опозданий?» Проверка задачи, обсуждение вслух. - Как вы считаете, первобытный человек мог встретиться с динозавром? -Вспомните, когда вымерли динозавры? (если возникли затруднения, обратиться к учебнику стр 53) | (Задача не имеет решения, т.к. динозавры вымерли раньше появления человека на планете). Динозавры вымерли 65 млн. лет назад. |
Самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами по изучению нового материала – 18мин. | |
- А когда и где появились на Земле первые люди? Ознакомьтесь с текстом учебника на с.128, ответьте на эти вопросы. Постановка проблемного вопроса. Учитель: Как вы думаете, современные обезьяны являются предками или родственниками человека? - Ваши мнения разошлись. Давайте проверим, кто из вас прав. Вместе подумаем над очень важным, интересным вопросом – кто наши предки и составим родословное древо всего человечества. (на доске нарисована схема родословного дерева) Работать вы будете в парах. Каждой паре дается задание изучить одного предка человека по плану и подготовить свое выступление. Для этого вам нужно: - изучить материалы учебника ответить на поставленные в задании вопросы и рассказать о своем представителе прикрепив его изображение на родословное древо. Задания 1 пара: - Дриопитеки – это… - Когда обитали? 2 пара: - Австралопитеки – это… - Образ жизни. - Характерные черты. - Важнейшее достижения? 3 пара: - Человек умелый – это… - Когда появились на Земле? - Характерные черты. - Важнейшее достижение? 4 пара: - Человек прямоходящий- - Когда появились на Земле? - Опишите внешнее строение- - Важнейшее достижение? 5 пара: - Человек разумный (Неандерталец) - Когда появились на Земле? - Опишите внешнее строение- - Важнейшее достижение? 6 пара: - Человек разумный (Кроманьонец) - Когда появились на Земле? - Опишите внешнее строение- - Важнейшее достижение? На эту работу вам дается 5 минуты и по 2 минуты на защиту ваших выступлений. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания. Выступление пар. Решение проблемной ситуации - Итак, вернёмся к спорному вопросу. Так современные обезьяны являются предками или родственниками человека?
Ребята, сегодня на уроке вы узнали, когда и как появился человек на Земле. Составили родословное древо современного человека. | Работа с учебником. 2 млн. лет назад в Африке. Дриопитек (древесная обезьяна) Версии учащихся Учащиеся отвечают на вопросы на основании материалов учебника и дополнительной литературы. По окончании 5 минут работы представители от каждой группы выходят к доске и (отвечают по плану). Сообщение учащегося в течение 2 минут. Затем прикрепляют лист на схему родословного древа. Во время выступления ученика на экране появляются слайды с представителями древних предков человека. По мере выступления учащиеся в тетради заполняют схему родословного дерева. Работа в парах, поиск информации в учебниках и дополнительной литературе. Родственниками. |
5 этап – первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин. | |
- Теперь давайте выполним задание для закрепления изученного материала. -Расставьте представителей древних предков человека в хронологическом порядке, начиная от самого первого предка человека. (Задание из ЦОР) - Давайте подведем итоги! -Выполнили ли мы с вами задачи, которые были поставлены вначале урока? | Дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный – неандерталец, кроманьонец, современный человек Устно |
6 этап – домашнее задание – 2 мин. | |
Домашнее задание: Обязательно: изучить текст учебника параграф 27. Выполнить задание в рабочей тетради №191-193 на с. 89,90 Задание для любознательных на выбор: - взять интервью у учителей истории «Происхождение человека с точки зрения данной науки». - составить кроссворд по данной теме. | |
6 этап – Подведение итогов урока, рефлексия, оценка – 3 мин. | |
Учитель: Настало время оценить вашу работу. Я знал(а)______________________________ Я узнал (а) новое____________________________ Что не получилось(почему)______________________ Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную работу, до свидания! | Учащиеся оценивают свою работу. Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску. |
Приложение 1
Лист самооценки.
Ф.И.______________________________
Я знал (а)____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Я узнал (а) новое_________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Что не получилось и почему?_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как человек появился на Земле:От дриопитека к человеку прямоходящему
Учёные считают, что: I.Человек никогда не жил рядом с динозаврамиII.Человек появился 2 миллиона лет назад в АфрикеIII.Человек произошёл от обезьяны, но не от обычной, а от древней.IV.Соврем...
Как человек появился на Земле.
Рассказывается о том какие обезьяны являются предками человека. В каких веках жили и чем занимались....
Конспект урока по биологии 5 класс "Как человек появился на Земле"
Данный урок направлен на формирование у обучающихся познавательных интересов при изучении происхождения человека,умений структурировать материал,работать с различными источниками информации,включая Ин...
Сценарий урока "Как человек появился на Земле?"
УМК Сонин Н.И....
Урок по биологии в 5 классе по теме: «Как человек появился на Земле»
Цель: сформировать целостную научную картину появления человека на Земле. Задачи урока:Сформировать представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, изменении в строении...
Методическая разработка урока "Как человек появился на Земле"
Урок - открытие нового знания. Урок помогае организовать работу учащихся по изучению представлений о предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и ...
Конспект урока "Человек в группе" 6 класс
Разработка урока....