Конспект урока по биологии 5 класс "Как человек появился на Земле"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Данный урок направлен на формирование у обучающихся познавательных интересов при изучении происхождения человека,умений структурировать материал,работать с различными источниками информации,включая Интернет,работать в атмосфере сотрудничества и оценивать свои учебные достижения.Для достижения всех выше названных результатов используются разнообразные методы и приемы:частично-поисковый (эвристический), групповая работа,объяснительно-иллюстративный,деятельностный,проблемный,в процессе урока осуществляется заполнение схемы по мере изучения материала,закрепление изученного материала производится в форме кроссворда.Урок сопровождается демонстрацией презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_chelovek_poyavilsya_na_zemle-2.docx | 53.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии 5 класс «Как человек появился на Земле»
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
А.С.Пушкин
Цель: организовать работу учащихся по изучению представлений о предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и поведения в процессе исторического развития; развивать у детей воображение.
Задачи:
- Помочь в осознании и осмыслении материала о древних предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и поведения в процессе исторического развития;
- Способствовать развитию общенаучных навыков;
- Способствовать развитию мышления школьников;
- Способствовать формированию эмоционально-целостного отношения к миру.
Основное содержание темы. Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Планируемые результаты
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучения происхождения человека.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации , включая литературные произведения, электронные носители.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: научные представления о происхождении человека , древних предках человека: дриопитеках и австралопитеках, о человеке умелом, человеке прямоходящем, человеке разумном (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Оборудование и организация образовательного пространства: учебники; рабочие тетради,электронное приложение;таблицы «Предшественники человека(австралопитековые), «Ископаемые люди»; презентация учителя «Как человек появился на Земле»; компьютеры,наличие интернета.
Методы обучения и формы работы:
- частично-поисковый (эвристический),
- групповая,
- объяснительно-иллюстративный,
- деятельностный,
- проблемный.
Этапы урока:
1. Организационный момент – 1мин.
2.. Введение в тему. Определение темы урока– 3 мин.
3. Актуализация знаний учащихся– 5 мин.
4. Изучение нового материала – 25 мин.
5. Первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
7. Контрольно-рефлексивная деятельность– 3 мин.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Здравствуйте! Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке! Давайте пожелаем друг другу плодотворной работы! Проверьте всё ли у вас готово к уроку? (учебники, тетради, ручки). Учащиеся рассаживаются по группам,готовят к уроку – учебники, тетради, ручки.
II. Введение в тему. Определение темы урока.
Эпиграф урока («Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» А.С. Пушкин (1слайд)
Учитель читает слова А.С. Пушкина. Обращает внимание на то, что есть на Земле вид живых организмов, способный рассуждать о смысле жизни. Этот вид имеет название … (Человек разумный)
- Раздел курса введения в биологию, который мы начинаем изучать, называется «Человек на Земле».
На нашей планете обитает огромное количество живых организмов.
- В какие группы объединены живые организмы? (Царства).
- Назовите известные вам царства? ( Вирусы, бактерии, грибы, растения, животные)(2 слайд)
- К какому из них по вашему мнению относится человек? (Животные)
- Почему? (Сходство внешнего строения, особенностей жизнедеятельности)
- Всегда ли человек был таким, каким является сейчас?
- Как бы вы сформулировали тему урока? (Название темы урока представлено на 3 слайде)
Формулировка цели урока (4 слайд)
III. Актуализация знаний о человеке.
- Какие вопросы о человеке, его происхождении есть у вас? (Всегда ли жил человек на Земле? Когда он появился? Как выглядел человек раньше?) Учитель записывает вопросы на доске. Предлагает попробовать ответить на них тем учащимся, кто знает ответ. Учитель никого не поправляет, не обозначает ошибок и неточностей, т.е. принимаются все ответы.Кроме предложенных вопросов учитель предлагает рассмотреть и изучить родословную человека.
IV. Изучение нового материала.
Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Как вы думаете, современные обезьяны являются предками или родственниками человека?
- Ваши мнения разошлись. Давайте проверим, кто из вас прав. Вместе подумаем над очень важным, интересным вопросом – кто наши предки и составим родословное древо всего человечества.
Изучение ископаемых останков показало, что человек и современные обезьяны имеют общего предка-скорее всего это были дриопитеки(«древесные обезьяны»).
-Как вы думаете почему эти существа получили такое название?(жили на деревьях в тропических лесах).
Однако,со временем климат изменился,стал более сухим,что привело к уменьшению площади тропических лесов,появлению саванн и степей.
-Что стало с теми дриопитеками,которые оказались на открытых пространствах?(стали приспосабливаться к жизни в новых условиях).
Именно эта группа дриопитеков привела к формированию предшественников человека-австралопитеков(«южных обезьян»),от которых впоследствии появились первые люди.
Используя текст учебника ответьте на вопрос:какие особенности были характерны для австралопитеков?Почему они являются предшественниками человека,а не предками?(использовали камни и палки в качестве орудий,но их не изготавливали,а только подбирали).
А теперь перейдем к изучению непосредственных предков человека,для этого организуем работу в группах.
Каждой группе дается задание изучить одного предка человека по
плану и подготовить свое выступление.
Для этого вам нужно:
- изучить материалы учебника,информацию из сети Интернет, ответить на поставленные в задании вопросы и рассказать о своем представителе.
Задания:
1 группа:
-Человек умелый:почему так назван?
- Каков образ жизни?
- Когда обитал человек умелый?
2 группа:
- Человек прямоходящий: почему так назван?
- Когда появился на Земле?
- Особенности внешнего строения?
- Важнейшее достижение?
3 группа:
- Человек разумный (неандерталец),его образ жизни?
- Когда появился на Земле?
- Важнейшее достижение?
4 группа:
- Человек разумный (кроманьонец) ),его образ жизни?
-Где найдены первые ископаемые останки?
- Важнейшее достижение?
Учащиеся отвечают на вопросы на основании материалов учебника и дополнительной литературы,информации,полученной из сети Интернет.
По окончании 5 минут работы представители от каждой группы выходят к доске и отвечают по плану. Сообщение учащегося в течение 2 минут.
Во время выступления ученика на экране появляются слайды с представителями древних предков человека.(Слайды 5,6,7,8)
По мере выступления учащиеся в тетради заполняют схему родословного дерева.
5 группа-«эксперты»:
Выписывают основные понятия из текста и оценивают выступление каждой группы.
Заполнение схемы ,иллюстрирующей историческое становление человека,его родословную(9 слайд) .
Теперь,когда вы узнали об особенностях образа жизни первобытных людей,как вы думаете в каких условиях они жили? (суровых,неблагоприятных).
Предлагаю вам заслушать стихотворение о предках человека и назвать те проблемы,которые стояли перед древними людьми и условия,в которых они жили.
Костер , похрустывая ветками
Мне память тайную встревожил,-
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, « единственным»,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Необустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(бездарность выжила б едва ли)
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали…
А Прометей был после выдуман-
Огонь они добыли сами.
Возможные ответы учащихся:
-Жили в пещерах
-Обогревались огнем,который добывали сами
-Подвергались нападению хищников.
V. Первичная проверка и закрепление новых знаний.
Самостоятельная работа учащихся по заданию №193 стр. 90 рабочей тетради к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова.
Для окончательного закрепления,полученных вами знаний решим кроссворд,предложенный на доске:
| 3 | |||||||||||||||||||
А | 2 | |||||||||||||||||||
В | Г | 4 | ||||||||||||||||||
С | О | У | ||||||||||||||||||
Т | Р | 5 | М | 6 | ||||||||||||||||
1 | Д | Р | И | О | П | И | Т | Е | К | |||||||||||
А | Л | Р | Л | Р | ||||||||||||||||
Л | Л | Я | Ы | О | ||||||||||||||||
О | А | М | Й | М | ||||||||||||||||
П | О | А | ||||||||||||||||||
И | Х | 7 | Н | Е | А | Н | Д | Е | Р | Т | А | Л | Е | Ц | ||||||
Т | О | Ь | ||||||||||||||||||
Е | Д | О | ||||||||||||||||||
К | Я | Н | ||||||||||||||||||
Щ | Е | |||||||||||||||||||
И | Ц | |||||||||||||||||||
Й |
1.Общий предок человека и человекообразной обезьяны(Дриопитек);
2.Предшественник человека, но не предок (Автралопитек);
3.Южная обезьяна (Горилла);
4.Человек, первый начавший изготовление орудий труда (Умелый);
5.Человек, у которого начала формироваться членораздельная речь (Прямоходящий);
6. Человек, который первым одомашнил животного (Кроманьонец);
7.Человек, живший в ледниковый период, шивший одежду из шкур (Неандерталец).
VI.Домашнее задание:изучить п.27 учебника,рассмотреть рисунки и ответить на вопросы в конце параграфа,по желанию:подготовить сообщения или презентации на изученную тему.
VII. Контрольно-рефлексивная деятельность.
1. Возвращение к вопросам, заданные детьми(записанные на доске). На какие вопросы удалось ответить в ходе работы? Какие вопросы не получили ответа? Учитель дает ответы или предлагает учащимся найти их в дополнительной литературе , справочниках, Интернете. Что понравилось на уроке больше всего?Что нового вы узнали на уроке?
Учитель: Наш урок подошел к концу,спасибо за активную работу,до скорой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как человек появился на Земле:От дриопитека к человеку прямоходящему
Учёные считают, что: I.Человек никогда не жил рядом с динозаврамиII.Человек появился 2 миллиона лет назад в АфрикеIII.Человек произошёл от обезьяны, но не от обычной, а от древней.IV.Соврем...
Конспект урока "Как человек появился на Земле" 5 класс.
Урок разработан по технологии проблемного обучения к УМК Н.И. Сонина, А. А. Плешакова Биология. Введение в биологию....
Как человек появился на Земле.
Рассказывается о том какие обезьяны являются предками человека. В каких веках жили и чем занимались....
Сценарий урока "Как человек появился на Земле?"
УМК Сонин Н.И....
Урок по биологии в 5 классе по теме: «Как человек появился на Земле»
Цель: сформировать целостную научную картину появления человека на Земле. Задачи урока:Сформировать представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, изменении в строении...
Методическая разработка урока "Как человек появился на Земле"
Урок - открытие нового знания. Урок помогае организовать работу учащихся по изучению представлений о предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и ...
Как человек появился на Земле.
Происхождение человека. Характеристика образа жизни, особенностей биологического строения человека на разных стадиях антропогенеза....