урок по биологии 6 класс грибы
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Мостофина Елена Валентиновна

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_zachetnaya_rabota-mostofina.doc210.93 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования             (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»

Исполнитель: Мостофина Елена Валентиновна,

учитель биологии

БОУ СМР «Коробицынская ООШ»

2013

Анализ конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема: Характерные черты строения и жизнедеятельности грибов. Шляпочные грибы.

Биология 6класс

 Выбор темы «Характерные черты строения и жизнедеятельности грибов. Шляпочные грибы» урока биологии в 6классе с точки зрения возможностей формирования и развития универсальных учебных действий обоснован. На данном уроке можно формировать и развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД. В теме «Царство Грибы» это первый урок - урок  изучения нового материала.  У обучающихся формируются умения воспроизведения своими словами  понятий, алгоритмов, выполнения действий по образцу, алгоритму.

Задания для групповой работы обучающихся по решению проблемы и задач урока, сотрудничество в поиске информации при достижении целей урока   ведут к развитию коммуникативных умений, каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения. Целеполагание и составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы, сравнение выполненной работы с эталоном ответа в презентации способствуют развитию регулятивных УУД, которые обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Постановка и решение проблемы, общеучебные, логические учебные действия, структурирование знаний формируют познавательные УУД. Практическая значимость изучаемой темы ведет к формированию личностных УУД.

 Структура урока соответствует положениям системно-деятельностного подхода. В конспекте выделены мотивационный, операциональный и рефлективно-оценочный этапы. Обучающиеся участвуют в целеполагании, планировании, исследовательской деятельности по открытию новых знаний, осуществляют самоконтроль, корректирующую деятельность.  Цели и задачи урока взаимосвязаны, соответствуют теме урока. Обеспечивается целостность урока. Планируемые результаты соответствуют целям урока.

 Отбор изучаемого учебного материала содержания урока соответствует учебнику, программе и стандартам, а также цели урока. Прослеживается логика действий учителя и учеников при изучении темы. Отобранный учебный материал достаточно научен. Доступен. Отражает межпредметные связи с курсом природоведения 5класса.

Выводы и рекомендации:

1.Структура урока соответствует положениям системно-деятельностного подхода

2.Организация деятельности учеников направлена на формирование у них познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.

3.Технологическая структура урока отражает соответствие целей и результатов урока

4.Урок можно корректировать, учитывая особенности классного коллектива

 


Технологическая карта урока

Предмет  биология

Класс 6

Базовый учебник  В.В.Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс.- М.: Дрофа, 2010.

Тема урока Характерные черты строения и жизнедеятельности грибов. Шляпочные грибы

Цель урока: сформировать у учащихся умение характеризовать грибы как отдельное царство живых организмов

Задачи урока:

Предметные результаты:

-формировать умения объяснять особенности строения и жизнедеятельности грибов

-формировать умения отличать грибы от других живых организмов

-формировать умения характеризовать роль грибов в природе и жизни человека

-формировать умения  распознавать съедобные и ядовитые грибы,

-формировать умения оказывать первую помощь при отравлении грибами

-формировать умение понимать смысл биологических терминов: мицелий, микориза, симбиоз, спора

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1.сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

2.сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

3.сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Познавательные УУД

1.сформировать умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Коммуникативные УУД

1.сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Необходимое оборудование: учебники биологии, муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и ядовитые»,  натуральные объекты – плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, спорынья, дрожжи, консервированные грибы, презентация «Грибы», мультимедийное оборудование.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Организация и проверка готовности обучающихся к уроку

Начнем, пожалуй, наш урок,

Звонок сигнал дает нам в срок.

Друг другу мило улыбнулись,

Ко мне тихонько повернулись.

Готовит к уроку учебник, рабочую тетрадь, дневник

Приветствует учителя

2

Мотивация учебной деятельности

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Сл.1Тема урока «Характерные особенности строения и жизнедеятельности грибов. Шляпочные грибы»

В природе мы встречаем большое разнообразие живых организмов. Какие царства живых организмов вы знаете?

(животные, растения, бактерии, грибы)

Сформулируйте самостоятельно учебную проблему, гипотезу и цель урока. (Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.)

Сл.2 Проблема: Почему грибы относят к особому царству живых организмов?

Гипотеза: Возможно, грибы имеют какие-то характерные особенности строения и жизнедеятельности

Цель урока: Изучить характерные особенности строения и жизнедеятельности грибов

Сл.3 Я приглашаю вас на прогулку в лес.

Полон сказок и чудес

Наш прекрасный русский лес.

Нас к себе он приглашает,

Раскрыть тайны обещает.

Чтоб узнали точно мы –

Как в лесу растут… (грибы)

Актуализация знаний. Что вы уже знаете о грибах? (учитель фиксирует на доске сведения. Названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой)

 Наверное, нам не хватает знаний, чтобы ответить на этот вопрос урока уверенно.

Сл.4. Прием. А знаете ли вы, что?

-Грибы обитают повсюду, где есть органические вещества: в почве, воде, жилище, продуктах питания, теле человека?

-Мир грибов очень разнообразен, их насчитывается около 100тысяч видов?

-Плодовое тело гриба во время роста впитывает воду в 10-12 раз больше массы собственного тела

-За одни сутки подберезовик может вырасти на 3-5см

-Наука, изучающая грибы, называется – микология

-Грибы делятся на группы: шляпочные (рыжики, белые, маслята), плесневые, дрожжи и грибы- паразиты. Они очень разнообразны, но все имеют общие характерные особенности. (д.м. натуральных объектов, таблиц, гербария, муляжей)

Формулирует проблему урока

Определяет цель урока

Рассказывает то, что  уже знает о грибах

РУУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

КУУД

сформировать умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3

Изучение нового материала

Совместное открытие знаний

Когда мы говорим о грибах, то чаще всего представляем себе шляпочные грибы. Почему их называют шляпочными? (имеют шляпку)

Давайте проведем исследование и на примере шляпочных грибов  выясним, в какую группу живых организмов относят грибы.  Для этого мы и совершаем путешествие в лес. Сл.5

У нас есть цель путешествия. Давайте определим задачи исследования.  (версии учеников)

Сл.6 Задачи:

1.изучить характерные особенности строения, питания, размножения грибов

2.выявить приспособления к среде обитания, многообразие, значение в природе и жизни человека

3.научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы, оказывать первую помощь при отравлении грибами

4.закрепить умения проводить исследования, делать выводы  

Обратите внимание на практическую значимость решаемых вопросов.

В лесу мы встретили грибы. Какие исследования мы должны провести и на какие вопросы ответить?

Составьте примерный план исследования. (план фиксируется на доске)

План исследования грибов

1.строение и среда обитания

2.размножение

3.питание

4.съедобные и ядовитые грибы

5.правила сбора грибов

6.значение грибов

1.Какое строение имеют грибы? Сл.7

Гриб состоит из грибницы и плодового тела. Плодовое тело шляпочных грибов имеет шляпку и ножку.

Если в месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити. Как вы думаете, что это такое? Грибница  (мицелий). Ученые установили, что эти ветвящиеся нити и есть настоящее тело гриба, а то, что мы привыкли называть грибами, всего лишь плодовое тело.

Сравните плодовые тела предложенных вам грибов. Какое отличие вы заметили?

Сл.8 У одних грибов, например у белого гриба, подберезовика, масленка, нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. Нижний слой плодовых тел рыжиков, сыроежек, волнушек образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы.

Лабораторная работа 6 Изучение строения тел шляпочных грибов (по инструкции в учебнике с.38)

Проверка работы. Самооценка.

Сл.8 Давайте распределим грибы по группам. Пластинчатые и трубчатые.

Каким будет наш следующий ход?

Как размножаются грибы? Сл.10

В лес отправились ребята

По маслята и опята.

По грибочку собирали

И в свое лукошко клали.

До полянки как добрались,

Очень сильно испугались.

Грибы в лукошках побросали,

И из леса убежали.

Что друзей так напугало?

Из лесу что их прогнало?

-Еще в старину люди заметили, что грибы растут по кругу. В центре такого круга земля голая, будто выжженная, и на ней не растет ничего. Ясно, тут дело не чисто! В Голландии эти круги считали местом, где черти взбивают масло. В России- местом пляски ведьм. Вот и пошло по свету название- «ведьмины круги». Поэтому грибы с таких полянок не только не собирали, но и старались уйти подальше. Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая по середине. Сл.12

-Почему в центре круга не растут растения? Грибница забирает почти всю воду и питательные вещества, которыми питаются и растения. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава. Подобные круги иногда разрастаются до больших размеров: диаметром от 70 до 200м. Возраст грибниц может достигать 500-600лет.

Смоделируем шляпку пластинчатого гриба (гармошка). Как вы думаете, какое значение имеет такое строение шляпки?

-Увеличение поверхности ведет к увеличению числа образующихся спор.

 Сл.13

Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются. Их подхватывает и разносит ветер. Разносят их птицы, слизни, белки, зайцы, поедающие грибы. Во влажной, богатой перегноем, почве споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы, на которых затем происходит образование новых плодовых тел.

-Что же такое спора? (Найдите определение в учебнике-пар. 8, с.21) Сл.13

 Спора- особая клетка, покрытая плотной оболочкой. Она дает начало новому организму.

Питание грибов. Сл.14

Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, что сближает их с животными. По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам. Грибы сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, а грибы паразиты поселяются на живых организмах и питаются за счет их. Есть также и грибы-хищники. Каковы их особенности питания? (см. учебник с.37)

В лес осиновый пойду-

Подосиновик найду.

Собирать маслята мне-

В ельнике иль сосняке.

Под березой встречу я –

Груздь, волнушку, валуя.

Ну а белый гриб хорош,

Его под елкою найдешь.

-Почему подберезовики встречаются в березовом лесу, подосиновики в осинах, маслята в сосновых и еловых лесах? Что такое «микориза» и «симбиоз»? 

Найдите ответы на эти вопросы в учебнике. Пар.8 с.39

Грибница срастается с корнями дерева и образует грибокорень – микоризу. Сл.15 Грибы получают от деревьев необходимые им питательные вещества, а сами гораздо быстрее добывают из земли воду и отдают ее деревьям вместе с полезными веществами.

Симбиоз-  совместное взаимовыгодное существование организмов. В данном случае- гриба и дерева. Сл.16

Динамическая пауза. Сл.17

Мы ходили по лесочку,

 (ходьба на месте)

Собирали мы грибочки.

(наклоны вперед)

Мы устали собирать,

(ходьба на месте)

Сядем лучше отдыхать. (садятся)

Что случилось с нашим Петей?

Скушал он грибочки эти?

Разве, Петя, ты не знал,

В кузовок тебе случайно

Ядовитый гриб попал.

-А вы, ребята, знаете какие грибы съедобные, а какие ядовитые?

Игра. Собери грибочки в кузовочек. Сл.18

Кто же Петеньке поможет?

Кто спасти ребенка сможет?

Самостоятельная работа. Учащиеся в парах работают с карточками. Одни выписывают меры по оказанию первой помощи при отравлении грибами, другие -  правила сбора грибов. (Самостоятельно проверьте по презентации , исправьте собственные ошибки) сл.19

 Правила сбора грибов

1.можно собирать только те грибы, которые ты хорошо знаешь

2.когда собираешь грибы, бери их с ножкой

3.Не пробуй на вкус сырые грибы

4.Не собирай перезрелые, дряблые и червивые грибы

5.не собирай грибы около автомагистралей и промышленных предприятий

Первая помощь при отравлении грибами

1.при первых признаках отравления вызови скорую помощь

2.очисти желудок и кишечник от пищи

3.предоставь больному полный покой

Как вы думаете, какое значение имеют шляпочные грибы в в природе?

Грибами питаются слизни, личинки насекомых, многие более крупные животные. Грибы являются не только пищей для животных, но также и лекарством. Там, где растут грибы, лучше растут и деревья.

Каково значение шляпочных грибов для человека? Грибы широко используются в пищу. По своему химическому составу грибы могут заменить мясо. Наиболее ценными являются рыжики и белые грибы.

Прием. Это интересно.

1.многие шляпочные грибы содержат антибиотики

2.экстракт из белого гриба использовали для лечения обморожения, рака

3.желчный гриб используют для лечения печени и желчного пузыря

4.опенок обладает слабительным действием. Также его используют для лечения щитовидной железы.

5.отваром мухоморов лечат ревматизм, заболевания кожи

Но не следует забывать и о вредном значении грибов. О том, что грибами можно смертельно отравиться.

Записывает в рабочую тетрадь тему урока

Формулирует задачи урока

Составляет план исследований

Определяет методы исследований

Отвечает на вопросы, используя различные источники информации

Делает записи в тетради по плану

Проводит лабораторные исследования

Работает с учебником

КУУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре

ПУУД

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

РУУД

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

ПУУД

формировать умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

4

Закрепление изученного материала

Самостоятельное применение знаний

Мы закончили наше исследование. Давайте закрепим те знания о грибах, которые вы приобрели сегодня на уроке

Дополните предложения.

1.Гриб состоит из … (грибницы и плодового тела)

2.Грибница (мицелий) – это…(тонкие белые нити гриба)

3.Шляпочные грибы делятся на две группы:… (трубчатые и пластинчатые)

4.Грибы размножаются … (грибницей) и … (спорами)

5.Спора-это… (особая клетка, дающая жизнь новому организму)

6.По способу питания грибы делятся на… (сапрофиты) и … (паразиты)

7.Тесное сплетение грибницы и корней дерева называется… (микориза)

8.Симбиоз- это… (Взаимовыгодное совместное существование организмов)

Ответьте на вопросы:

1.Чем грибы сходны с растениями и животными, а чем от них отличаются?

2.Где живут грибы и с чем это связано?

По очереди дополняют предложения

Сравнивают грибы с растениями и животными, отвечают на вопросы

Познавательные УУД

формировать умения осуществлять сравнение самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

5

Итоги урока

Какой вывод можно сделать в результате проведенных исследований?

(Грибы относят в особое царство, т.к. по  строению и жизнедеятельности они существенно отличаются от других живых организмов)

Оцените свою работу на уроке и работу одноклассников. Оценки за урок

Делают выводы соответственно цели и задач урока

Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников

6

Домашнее задание

Прочитать п.7-8, ответить на вопросы после параграфов, знать новые понятия, которые выделены после параграфов жирным шрифтом

Творческое задание. Подготовить сообщение с картинками на тему 1.«Съедобные и ядовитые грибы нашей местности»

2. «Выращивание грибов»

Записывают д.з.

7

Рефлексия

Оцените свое личное отношение к уроку, заполните анкету

Заполняют анкету

Приложения

1. Анкета

Оцените свое личное отношение к уроку, заполните анкету :

1

На уроке я работал (а)

активно/  пассивно

2

Своей работой на уроке я

доволен (льна)/  не доволен(льна)

3

Урок показался мне

коротким / длинным

4

За урок я

не устал(а)/  устал(а)

5

Мое настроение

улучшилось/  ухудшилось

6

Материал урока был мне

понятным/  непонятным

интересным / скучным

легким / тяжелым

7

Домашнее задание кажется мне

интересным / неинтересным

2. Презентация «Грибы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Проект урока по биологии "Плесневые грибы"

Урок разработан по ситемно-деятельностному подходу....

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

конспект урока для 5 класса "Грибы паразиты"

Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии в 5 классе, включающий в себя технологии развития  универсальных учебных действий. Проведение урока в соответствии требов...

Конспект урока в 5 классе "Грибы"

Конспект урока по биологии в 5 классе "Грибы"...

презентация к уроку по биологии Плесневые грибы

Данная презентация используется для проведения урока по биологии на тему: Плесневые грибы....