Конспект урока в 5 классе "Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Поддубская Екатерина Петровна

Конспект урока по биологии в 5 классе "Грибы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_5_klasse_po_teme_griby.docx124.28 КБ

Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС ФГОС ООО

Тема: Царство Грибы. Общая характеристика грибов.

-Добрый день, ребята!

- Говорят, "улыбка - это поцелуй души". Давайте посмотрим  друг на друга и улыбнемся. А теперь повернемся к нашим гостям и поделимся своими улыбками с ними. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Настраиваемся на урок и начинаем работу.

- Сначала повторим, что мы изучали на прошедших уроках.

- Какие царства живой природы мы с вами изучили? Ответить на этот вопрос может любой из вас по желанию.  Ответить необходимо заполнив кластер на доске.  (Ученик заполняет кластер на доске, остальные проверяют)

- Спасибо за ответ, прошу задержаться у доски. Сейчас мы проверим, сможете ли вы распознать представителей этих царств.

На демонстрационном столе фотографии животных, растений, грибов и бактерий. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Распределите эти фотографии по царствам. Работу начнет тот, кто у доски, а остальные продолжат по очереди, не задерживая друг друга (работа на доске).

Цель: Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

- Представители какого царства являются самыми древними? (бактерии)

- Что вы можете сказать о бактериях?

- Давайте проверим знания, которые вы приобрели на предыдущем уроке. (Приложение№1).

На столах лежат маршрутные листы. Подпишите на них свои фамилию и имя,  дату. И выполните задание № 1. Биологический диктант. 

Напротив верного утверждения ставим «да», ставим «нет», если не согласны с утверждением (выполняют задание)

- Сделаем взаимопроверку, и оценим работу товарища. Обменяйтесь листочками. (Правильные ответы и критерии оценивания представлены на доске)

Утверждения:

1. Клетка бактерий не содержит ядра «да»

2. Бактерии относят к царству растения - «нет»

3. Бактерии размножаются спорами «нет»

4. Бактерии микроскопические организмы и обитают повсюду «да»

5. Бактерии играют только отрицательную роль в природе и жизни человека - «нет»

-Ребята вы верите в чудеса?  Я тоже купила волшебные шарики (показываю дрожжи), из которых удалось постряпать вкусную булочку (показываю булку), а через неделю обнаружила еще одно чудо (показываю плесень на хлебе). Кто мне скажет, что произошло? Кто творит такие чудеса?

-А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь:

Что за чудище такое?

То поменьше, то большое.

 Можно встретить под берѐзой,

На пеньке, среди травы;

Можно в баночке литровой

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

 Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

 Поселившись на стволах.

 Могут в тесте размножаться,

 Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

(Учащиеся отвечают)

-К какому царству относятся эти организмы? (Царство Грибы)

-Итак, как звучит тема нашего урока?

Тема: Царство грибы

-Добро пожаловать в Царство  грибов!

В маршрутные листы запишите тему урока. А теперь мы с вами выполним практическую работу. У вас в лотке лежат организмы. Отберите из них тех, которые вы считаете грибами (муляжи различных шляпочных грибов, дрожжи, фрукты и овощи с плесенью, трутовик,  заплесневелый кусок хлеба и др). Вызвать ученика с лотком и проверить.

Вывод: Это все грибы.

-Изучением грибов занимается особая наука – микология. Эта наука получила свое название от греческого слова «МИКОС» - гриб. Наука возникла в конце XIX века. Основателем этой науки считается русский ученый Франц Михайлович Каменский. Мир грибов интересен и очень разнообразен.

-Ребята, а что вы знаете о грибах?

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что бы вам хотелось узнать о грибах? (цель урока) 

 -Правильно. Нам необходимо определить, какие организмы называют грибами.  В конце этого урока мы должны уметь (план на доске):

- находить и отличать грибы от представителей других царств живой природы,

- знать особенности их строения, питания, размножения,

- роль грибов в природе и жизни человека,

- различать съедобные и ядовитые грибы.

План на доске:

  1. Сравнение грибов с представителями других царств.
  2. Особенности жизнедеятельности грибов.
  3. Съедобные и ядовитые грибы.
  4. Роль грибов в природе и жизни человека.

- Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются грибы. Грибы, представляют самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное. Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем думаем. Подходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, пьем ли холодный квас, беспокоят ли человека ногти и стопы или получаем ли укол антибиотиков. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности. 

 - Возникает вопрос (проблемный): Почему грибы выделили в отдельное царство?

Изучим таблицу «Признаки грибов» в маршрутных листах. Скажите, а какие признаки из перечисленных относятся к растениям? А какие к животным? (работа с таблицей, беседа)

- Давайте сделаем вывод:  …   грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные, а какие это признаки вы сами выясните в течение урока.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами, давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 7 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. (Каждая группа получает задание.)

Работа в группах (парах)

1 группа

Шляпочные грибы 

2 группа

Плесневые грибы 

По истечении 7 минут каждая группа представляет свою работу перед классом «Учебник на доске»

- Представить свою работу необходимо с помощью приема «Учебник на доске». Определитесь, кто из вашей пары будет это выполнять. Те, кто остались на местах, будут работать со мной, объединитесь и выполните задание:

Задание «Собери лукошко»

- Внимательно прочитайте текст учебника на стр.65 (последний абзац) и стр.66 (до «роли грибов в природе»). Рассмотрите иллюстрации.

1) Ответьте на вопросы:

  1. Какие грибы называют съедобными? Какие съедобные грибы растут в нашей местности? (устно)
  2. Какие грибы называют ядовитыми? Назовите известные вам ядовитые грибы. Как их распознать? (устно)
  3. Знаешь ли ты правила сбора грибов? Поделись с другими этими правилами.
  4. Грибами можно отравиться. Предложите меры первой помощи?

2) соберите с последней парты в лукошко только съедобные грибы.

(пока учащиеся готовятся, звучит музыка леса)

- Если все готовы, можем заслушать результаты вашей работы (ученики презентуют свои работы).

- Обобщить наши знания о грибах поможет задание № 3 небольшой тест, результаты которого вы можете оценить сами в маршрутных листах (решают тест). 

Обобщение материала – тестовое задание:

(Выбрать правильный ответ  и записать в матрицу)

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания

2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

Р) хитин

О) целлюлозу

Т) муреин

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

И) микориза

4. Трутовик- это гриб:

А) сапротроф

Б) паразит

В) симбионт

5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

К) выгодно одному из организмов

О) не выгодно обоим

Н) выгодно обоим

6.Гриб, поселяющийся на хлебе.

И) мукор

К) масленок

К) фитофтора

7.К шляпочным грибам относится

Ц) груздь

О) дрожжи

М) спорынья

8.Рост верхушкой сближает гриб с:

А) растениями

Г)  животными

У) бактериями

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А

Самопроверка

1 ошибка – 5

2 ошибки - 4

3-4 ошибки -3

более 5 ошибок – 2

(Выставление оценок)

- Выполним заключительное задание № 4:

- Внимательно прочитайте текст учебника на стр.66 со 2-го абзаца и до конца параграфа. Рассмотрите картинки. В таблице на обратной стороне ваших маршрутных листов  отметьте значками «+»  и «-» положительную  и отрицательную роль грибов в природе и жизни человека.

Роль грибов в природе и жизни человека

Пища для человека и животных

+

Разлагают  погибших организмов

+

Передают деревьям питательных веществ

+

Вызывают заболевания

-

Используются в медицине

+

Губят книги, дома, урожай

-

-  Вы изучили грибы, давайте вернемся к началу нашего занятия и заполним в таблице «Царство грибы»  третью колонку «Признаки, характерные для грибов».

Царство Грибы

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

Признаки, характерные только для грибов

- неподвижны;

- неограниченный рост верхушкой; 
- имеют прочные клеточные стенки;

- питание путём всасывания воды и минеральных солей;

- размножаются вегетативно и спорами.

- не имеют хлорофилла;

- питаются готовыми органическими веществами;

- в клеточных стенках особое вещество - хитин;

- запасной продукт – гликоген;

- половым путем с помощью специализированных клеток; - образуют мочевину.

- основу тела составляет грибница, или мицелий;

- грибница состоит из гифов;

- гифы – из многоядерных и одноядерных клеток;

- переплетение гифов образует плодовое тело, в котором образуются споры.

Если успеваем, то дать слово гостя-экспертам.

- Подготовьте вопросы-уточнения к учащимся после их выступления (каждому по вопросу).

Я вас правильно понял, что...

Я хотел бы уточнить...

Не правда ли...

Поясните, пожалуйста, еще раз...

-Предлагаю получить домашнее задание.

Всем:

* Параграф 13, вопросы на стр. 69.

 На выбор:

 * Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство».

 * Составить кроссворд на тему «Царство Грибы» (не менее 10 понятий).

 * Рисунки «Галерея грибника».

 * Сочинить сказку с участием грибов.

 * Устное сообщение "Грибы-рекордсмены" (необычные грибы).

- Итак, урок подходит к концу. Достигли ли мы цели урока? Какие организмы называют грибами?

(Грибы – это ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей).

- Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.

- И напоследок, прошу вас выразить ваши эмоции и впечатления от урока, заполнив вот этот лист самооценки. Спасибо за работу на уроке.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя ________________________________________________               Дата   __________

Задание 1. Поставьте «да» или «нет» возле утверждения.

Утверждения:

1. Клетка бактерий не содержит ядра ________________________________________________________

2. Бактерии относят к царству растения ______________________________________________________

3. Бактерии размножаются спорами _________________________________________________________

4. Бактерии микроскопические организмы и обитают повсюду ____________________________________

5. Бактерии играют только отрицательную роль в природе и жизни человека _______________________

Оценка знаний ______________

Тема урока __________________________________________

Таблица. Признаки грибов

Царство Грибы

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

Признаки, характерные только для грибов

- неподвижны;

- неограниченный рост верхушкой; 
- имеют прочные клеточные стенки;

- питание путём всасывания воды и минеральных солей;

- размножаются вегетативно и спорами;

- не имеют хлорофилла;

- питаются готовыми органическими веществами;

- в клеточных стенках особое вещество - хитин;

- запасной продукт – гликоген;

- образуют мочевину.


Задание 2. Работа в группе (паре) 

1 группа

Внимательно прочитайте текст параграфа 12 на стр.64-65 (со 2 по 4 абзацы до слов «Грибы, о которых…»). Ознакомьтесь со строением шляпочных грибов. Рассмотрите муляж гриба. Выполните лабораторную работу «Строение шляпочного гриба»

Инструктивная карта:

  1. Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенёк и шляпку.
  2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.
  3. Как размножаются грибы? Где образуются споры у шляпочных грибов?
  4. Как питаются грибы? Какая связь устанавливается между грибами и деревьями?

        https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/02/18/k_58a88ddd351a3/user_file_58a88ddda2273_2_1.png

Задание 3. Решите тест по теме «Грибы» и самостоятельно оцените свои знания.

Оценка знаний ______________

Задание 4. Внимательно прочитайте текст учебника на стр.66 со 2 абзаца и до конца параграфа. Рассмотрите картинки. В таблице отметьте значками «+»  и «-» положительную  и отрицательную роль грибов в природе и жизни человека.

Роль грибов в природе и жизни человека

Пища для человека и животных

Разлагают  погибших организмов

Передают деревьям питательных веществ

Вызывают заболевания

Используются в медицине

Губят книги, дома, урожай

Оценка знаний (оценивает учитель) ______________

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя ________________________________________________               Дата   __________

Задание 1. Поставьте «да» или «нет» возле утверждения.

Утверждения:

1. Клетка бактерий не содержит ядра ________________________________________________________

2. Бактерии относят к царству растения ______________________________________________________

3. Бактерии размножаются спорами _________________________________________________________

4. Бактерии микроскопические организмы и обитают повсюду ____________________________________

5. Бактерии играют только отрицательную роль в природе и жизни человека _______________________

Оценка знаний ______________

Тема урока __________________________________________

Таблица. Признаки грибов

Царство Грибы

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

Признаки, характерные только для грибов

- неподвижны;

- неограниченный рост верхушкой; 
- имеют прочные клеточные стенки;

- питание путём всасывания воды и минеральных солей;

- размножаются вегетативно и спорами;

- не имеют хлорофилла;

- питаются готовыми органическими веществами;

- в клеточных стенках особое вещество - хитин;

- запасной продукт – гликоген;

- образуют мочевину.


Задание 2. Работа в группе (паре) 

2 группа

Внимательно прочитайте текст учебника на стр.65 (2 абзац со слов «Грибы, о которых…). Ознакомьтесь со строением плесневых грибов. Выполните лабораторную работу «Строение плесневого гриба мукора».

Инструктивная карта:

  1. Рассмотрите мукор под микроскопом. Найдите грибницу, головки со спорами.
  2. Зарисуйте мукор. Подпишите части гриба.
  3. Сделайте вывод по работе, укажите, где образуются споры у плесневых грибов. Какой ещё гриб      относится к плесневым?
  4. Что такое дрожжи? Как размножаются дрожжи?

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/02/18/k_58a88ddd351a3/user_file_58a88ddda2273_2_2.jpeg

  1. Коробочки со спорами
  2. Споры
  3. Грибница

Задание 3. Решите тест по теме «Грибы» и самостоятельно оцените свои знания.

Оценка знаний ______________

Задание 4. Внимательно прочитайте текст учебника на стр.66 со 2 абзаца и до конца параграфа. Рассмотрите картинки. В таблице отметьте значками «+»  и «-» положительную  и отрицательную роль грибов в природе и жизни человека.

Роль грибов в природе и жизни человека

Пища для человека и животных

Разлагают  погибших организмов

Передают деревьям питательных веществ

Вызывают заболевания

Используются в медицине

Губят книги, дома, урожай

Оценка знаний (оценивает учитель) ______________

Итоговая оценка за урок _______________________

Тестовое задание:

(Выбрать правильный ответ  и записать в матрицу внизу)

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания

2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

Р) хитин

О) целлюлозу

Т) муреин

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

И) микориза

4. Трутовик- это гриб:

А) сапротроф

Б) паразит

В) симбионт

5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

К) выгодно одному из организмов

О) не выгодно обоим

Н) выгодно обоим

6.Гриб, поселяющийся на хлебе.

И) мукор

К) масленок

К) фитофтора

7.К шляпочным грибам относится

Ц) груздь

О) дрожжи

М) спорынья

8.Рост верхушкой сближает гриб с:

А) растениями

Г)  животными

У) бактериями

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Взаимопроверка

1 ошибка – 5

2 ошибки - 4

3-4 ошибки -3

более 5 ошибок – 2

(Выставление оценок)

Задание «Собери лукошко» (пары сменного состава)

- Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 65 (последний абзац) и стр. 66 (до слов «Роль грибов в природе…). Рассмотрите картинки учебника, предложенные изображения грибов и карточки .

1) Ответьте на вопросы:

  1. Какие грибы называют съедобными? Какие съедобные грибы растут в нашей местности? (устно)
  2. Какие грибы называют ядовитыми? Назовите известные вам ядовитые грибы. Как их распознать? (устно)
  3. Знаешь ли ты правила сбора грибов? Поделись с другими этими правилами.
  4. Грибами можно отравиться. Предложите меры первой помощи?

2) соберите с последней парты в лукошко только съедобные грибы.

  _________________________________________________________________________

Задание для ЭКСПЕРТОВ. Подготовьте вопросы-уточнения к учащимся (каждому по вопросу):

Я вас правильно понял, что...

Я хотел бы уточнить...

Не правда ли...

Поясните, пожалуйста, еще раз...

Домашнее задание

* Параграф 13, вопросы на стр. 69.

 * Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство».

Домашнее задание

* Параграф 13, вопросы на стр. 69.

 * Составить кроссворд на тему «Царство Грибы» (не менее 10 понятий).

 

Домашнее задание

* Параграф 13, вопросы на стр. 69.

* Рисунки «Галерея грибника».

        

Домашнее задание

* Параграф 13, вопросы на стр. 69.

* Сочинить сказку с участием грибов.

Домашнее задание

* Параграф 13, вопросы на стр. 69.

 * Устное сообщение "Грибы-рекордсмены" (необычные грибы).

Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? __________________________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?________________________________

3. Правильно или с ошибкой? ________________________________________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ____________________________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ________________________________________

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на   градуснике:

       http://festival.1september.ru/articles/522461/img1.gif     

                          http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/vadikuzn.0/0_11701_6e5b17b0_M                   http://static.freepik.com/free-photo/emoticons-worried-face_17-317123919.jpg                    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSjWXBf4klntRlefYxjkecm9c7Uf4oGK91dfI4HbLYzujI3AsMtDGPjYwrU                                                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...