Методическая разработка по теме "Многоклеточные позвоночные животные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Папуш Ольга Анатольевна

Обобщающий урок в форме игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_mnogokletochnye_pozvonochnye_zhivotnye.docx45.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель Папуш Ольга Анатольевна

Урок биологии

7 класс

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные позвоночные животные»

Цель урока: Повторить и обобщить знания по теме “Многоклеточные позвоночные животные”.

Задачи урока: 

  • Обобщение знаний по теме «Многоклеточные позвоночные животные»; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей многоклеточных позвоночных животных: класс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы, класс Млекопитающие; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме. Развитие творческих способностей.
  • Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны многоклеточных позвоночных животных, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.

Учебник: В. В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Тип урока: урок-игра.

Форма: фронтальная, групповая

Методические приемы:

  •   словесные методы (вводная беседа, блиц-опрос),
  • практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа),
  • наглядный метод (тематические таблицы, высказывания).
  • развивающий  (мозговой штурм)

Оборудование: таблицы по зоологии, раздаточный материал, таблицы оценивания.

Вступительное слово учителя:

У всех животных этих, скажу без промедленья

Опора появилась – способствует движению.

И нервная система достигла совершенства.

Конечности имеются и мускульное сердце.

И прыгают, и плавают, и ползают, летают,

И даже кругосветные миграции совершают.

Могут быть активными и днем и ночью

И всех животных этих назвали _____________(Позвоночными)

 - Назовите классы животных, которые принадлежат к подтипу Позвоночные?

На уроках мы с вами говорили о многообразии позвоночных животных, об удивительной способности их приспосабливаться к различным условиям существования. А сегодня у нас будет урок-игра, в ходе, которой мы попробуем обобщить эти знания.

Перед уроком вы разделились на 4 группы. Каждая группа носит название одного из классов животных. Капитан каждой группы должен будет в конце урока сдать заполненные таблицы оценивания.

Конкурс 1.  Кто быстрее? (решение загадок)

- Вам нужно не просто отгадать загадку, но и назвать систематическую категорию, к которой относится животное.

1. На скале он строит дом, разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота, но такая высота!

Нет, хозяин не боится со скалы крутой скатиться.

Два могучие крыла понесут его с гнезда. (Орел)

2. Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают...
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
"Разговаривать" умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим …(дельфины)

3.Небольшая птичка в небесах порхает,

Гнездышко – кувшинчик сверху охраняет.

Если ж она низко у земли летает,

Это, значит, птичка дождик предвещает. (Ласточка)

4.Подземный жилец – с рожденья слепец,

Всю жизнь под землей в дохе дорогой.

Всегда он при деле: копает тоннели и строит жилище, кладовки для пищи.

В квартирке есть спальни, но нет умывальни. (Крот)

5. Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша. (Щука)

6. Нет у неё ни копыт, ни рогов,
А на пути очень много врагов!
И для защиты до старости лет
Носит Красавица бронежилет!
(Черепаха)

7. Шелестя сухой травой,
Проползает кнут живой.
Приподнялся, зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея)

8. Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

Конкурс II. Диктант

На доске записаны термины – каждый под своим номером. Учитель зачитывает их определения, а ученики на листочках должны указывать номер соответствующего термина – в том порядке, в котором зачитываются определения. Для приведенного примера ответ выглядит как «3–4–1–5–6–2».

(Легкие, головастик, диафрагма, боковая линия, позвоночник, линька).

Термины на доске

1. Диафрагма.
2. Линька.
3. Легкие.
4. Головастик.
5. Боковая линия.
6. Позвоночник.

Определения к терминам

  • Парный орган, расположенный в грудной полости, осуществляющий газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью.
  • Личинка земноводных, развивающаяся в водной среде.
  • Мышечная перегородка у млекопитающих, разделяющая грудную и брюшную полость.
  • Орган рыб, воспринимающий направление и скорость течения.
  • Костное образование, защищающее спинной мозг.
  • Периодическая смена наружных покровов у животных.

Конкурс III. Тестовый опрос

Используются карточки с вопросами и вариантами ответов. Вопросы, помеченные знаком «*», имеют нескольких правильных ответов.

Тестовый контроль:

Задание 1.

1.Орган чувств характерный только для рыб:

А) внутреннее ухо

Б) глаза

В) боковая линия

Г) органы обоняния

2. Что из перечисленного не характерно для размножения пресмыкающихся:

А) внутреннее оплодотворение

Б) откладка яиц или яйцеживорождение

В) из яйца выходит похожая на взрослую молодую особь

Г) из яйца выходит непохожая на взрослую молодую особь

3. Для земноводных характерно:

А) дыхание на суше при помощи легких, в воде – при помощи жабр;

Б) дыхание в воде и на суше при помощи легких;

В) дыхание в воде и на суше при помощи кожи;

Г) дыхание на суше при помощи легких и кожи, в воде – при помощи кожи.

4*.Выберите признаки, характерные для ящериц:

А) кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками

Б) подвижное соединение головы и туловища

В) конечности отсутствуют

Г) раздвоенный язык

Д) сросшиеся веки

Задание 2.

1.Какую функцию не выполняет кожа рыб:

А) защита от механических повреждений

Б) уменьшение трения

В) бактерицидная

Г) дыхательная

2. Какой тип дыхания у земноводных на суше:

А) кожное дыхание

Б) легочное дыхание

В) при помощи глаз

Г) отсутствует

3. В чем заключается принципиальное отличие пресмыкающихся от земноводных:

А) особый тип организации конечностей

Б) два круга кровообращения

В) наличие глаз

Г) внутреннее оплодотворение

4*. Выберите признаки, характерные для акул:

А)жаберные крышки

Б) торпедообразная форма тела

В) сросшиеся по бокам грудные плавники

Г)жаберные щели по бокам

Д)верхняя лопасть хвостового плавника длиннее

Задание 3.

1.Отличительная особенность строения костных рыб:

А) наличие плавательного пузыря

Б) наличие головного мозга

В) наличие парных и непарных плавников

Г) наличие органов чувств

2.В чем заключается принципиальное отличие земноводных от рыб:

А) особый тип организации конечностей

Б) неподвижное соединение головы и туловища

В) наличие глаз

Г) наличие хвостового плавника

3.Что из перечисленного не характерно для кожи пресмыкающихся:

А) покрыта роговыми чешуйками и щитками

Б) почти не содержит кожных желез

В) препятствует росту

Г) предохраняет от потери влаги

4*. Выберите признаки, характерные для змей:

А) конечности отсутствуют

Б) подвижные веки

В) подвижное соединение головы и туловища

Г) кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками

Д) сросшиеся веки

Задание 4.

1.В чем заключается принципиальное отличие рыб от ланцетника:

А) удлиненная форма тела

Б) парные плавники

В) спинной плавник

Г) хвостовой плавник

2.Название земноводных определяется тем, что у большинства представителей:

А) личинка и взрослое животное обитают на суше

Б) личинка – в воде, а взрослое животное на суше

В) личинка – на суше, а взрослое животное в воде

Г) личинка и взрослое животное обитают в воде

3.Какие особенности строения свидетельствуют о наземном образе жизни пресмыкающихся:

А) непостоянная температура тела

Б) наличие отделов тела

В) появление яйца

Г) внутренний скелет

4*.Выберите признаки, характерные для крокодилов:

А) кожа покрыта чешуйками

Б) хвост сжат с боков

В) мощная челюсть с острыми зубами

Г) раздвоенный язык

Д) кожа покрыта роговыми щитками

Задание 5.

1.Какой тип дыхания характерен для рыб:

А) кожное дыхание

Б) легочное дыхание

В) при помощи жабр

Г) отсутствует

2.Какие особенности строения свидетельствуют о наземном образе жизни земноводных:

А) верхнее расположение ноздрей

Б) глаза защищены веками

В) плавательные перепонки между пальцами

Г) кожное дыхание

3.На распространение пресмыкающихся существенное влияние оказывает:

А) свет

Б) атмосферное давление

В) температура

Г) влажность

4*.Выберите признаки, характерные для скатов:

А) жаберные щели внизу

Б) торпедообразная форма тела

В) сросшиеся, расширенные по бокам грудные плавники

Г) хвостовой плавник в виде хлыста

Д) жаберные щели по бокам

Задание 6.

1.У каких рыб хорда сохраняется в течение всей жизни:

А) у хрящевых

Б) у карпообразных

В) у окунеобразных

Г) у сельдеобразных

2.От каких рыб произошли земноводные:

А) от хрящевых

Б) от карпообразных

В) от кистеперых

Г) от осетрообразных

3.В чем заключается отличие пресмыкающихся от земноводных:

А) особый тип организации конечностей

Б) наличие головного мозга

В) наличие глаз

Г) появление яйца

4*. Выберите признаки, характерные для черепах:

А) отсутствие зубов

Б) кожа покрыта роговыми щитками

В) позвоночник, грудина, ключицы, ребра соединены с верхним щитом панциря

Г) кожа сухая без желез

Д)хвост сжат с боков

Ответы теста:

№ задания/вопросы

Первый

Второй

Третий

Четвертый

Задание 1

А

Г

Г

АБГ

Задание 2

Г

Б

Г

БГД

Задание 3

А

А

В

АГД

Задание 4

Б

Б

В

БВД

Задание 5

В

Б

В

АВГ

Задание 6

А

В

Г

АВГ

Задание IV: Впишите в текст пропущенные слова.

Группа «Птицы»

Птицы – высокоорганизованные, ____________ позвоночные, приспособленные к полету. На грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный  вырост - ______________. Часть костей скелета ______________, что придало им прочность. Тело покрыто_____________. Имеют__________________сердце и два круга кровообращения. Дыхание осуществляется с помощью легких и ________________. Оплодотворение ________________. Откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Птенцы появляются либо голые, слепые и беспомощные – это птенцы ____________птиц, либо опушенные, зрячие, способные сразу или через небольшое время следовать за матерью, - это птенцы _____________птиц.

Группа «Млекопитающие»

Млекопитающие, или Звери  – наиболее высокоорганизованные, теплокровные, _______________ животные. Млекопитающие —раздельнополые животные с __________ оплодотворением.  У большинства млекопитающих зародыш развивается в специальном органе - ____________. Самки рождают живых детенышей и выкармливают их _________.  Тело млекопитающих покрыто ___________. У млекопитающих две пары ____________конечностей. На верхней и нижней челюсти расположены _______________ зубы. Значительного развития достигает ____________мозг. Имеют сердце _______________ и два круга кровообращения.

Группа «Рыбы»

Рыбы – позвоночные животные, живущие в воде. Форма тела _____________ за счет плавного перехода ее отделов друг в друга и сплющенная с боков. Кожа богата железами, обильно выделяющими слизь, и покрыта ___________. Органы движения и стабилизации положения тела— это непарные и парные __________. Плавучесть костных рыб поддерживается гидростатическим органом —___________. Органы дыхания—__________. Кровеносная система замкнутая, имеет _____________ кровообращения и _________ сердце. Рыбы ___________, многим свойственен половой диморфизм. У большинства оплодотворение ___________, в воде.

Группа «Земноводные»

Земноводные — первая группа позвоночных животных, освоившая наземную среду, но сохранившая тесную связь с водной. Температура тела _________. На голове ноздри для дыхания и глаза, защищенные ___________. Кожа тонкая, голая, влажная, богатая __________. У земноводных развиты __________, секрет которых увлажняет ротовую полость, язык и пищу. Последний отдел пищеварительного канала — расширенная ______________.Органы дыхания взрослых животных — ______________ и легкие, у личинок — _____________. Сердце ___________. Имеются два круга кровообращения. Оплодотворение __________, в воде.

Задание V. Решите задачу.

Каждой группе выдается задание в конверте. После обсуждения задания необходимо дать ответ.

1. «Чего зайцу не жалко?» В процессе эволюции у многих животных выработалось средство спасения от врагов. Ящерица легко расстается с хвостом, а кузнечик — с ногой. Осьминог предлагает врагам щупальце, как плату за жизнь. У зайца на вооружении тоже есть похожее средство страхования жизни. Догадайтесь, какое?

Ответ: У зайца тонкая шкура. Тонкость ее имеет оборонное значение. Прихватит волк или лисица косого за бок, он рванется посильнее, шкура легко порвется, и заяц убежит. Там, где кусочек шкуры вырван, не выступит ни кровинки, рана быстро зарастет новой кожей и шерстью. Вот такая автотомия!

2. «Как быть всегда на виду?» Длиннохвостые полосатые кошачьи лемуры, обитающие на Мадагаскаре, держатся тесными стаями и никогда не выпускают друг друга из вида. Иногда они спускаются с деревьев на лесные поляны, поросшие густой высокой травой, в которой легко затеряться, но они не должны терять друг друга из вида, а подавать звуковые сигналы небезопасно. Как не потеряться и не выпустить из вида соседа, если заросли травы выше головы? 

Ответ: Лемуры высоко над травой поднимают свои длинные хвосты.

3. «Почему моржи краснеют?» Из дневника натуралиста: «Солнечным днем стадо моржей сгрудилось на узкой полоске пляжа на берегу Берингова моря. Внезапно обычная коричневатая окраска моржей стала меняться, их тела покрылись пятнами, и вскоре все моржи стали густо-розовыми». Что произошло?

Ответ: Полежав на солнце, моржи согрелись, и в результате расширения поверхностных кровеносных сосудов их тела стали розовыми.

4. «Еж в яблоках» С детства знакомая картинка: еж, несущий на своих иголках яблоко. Куда он несет яблоко? Ну, конечно же, в гнездо, ведь всем известно, что еж заготавливает запасы на зиму. Но зоологи утверждают, что яблоки ежу ни к чему, ведь он — насекомоядный. И на зиму никакое пропитание ему не требуется — в это время еж спит, как медведь или барсук. И, наконец, было замечено, что из множества яблок еж выбирает дички, наиболее кислые. Зачем они ежу? 

Ответ: Ежи любят натыкать на иглы кислые и едкие продукты, дезинфицируя таким образом иглы.

Конкурс VI.   «Отчего и почему».

Конкурс капитанов.

(Капитан команды вытаскивает вопрос, на который должен дать ответ.)


1. Какое млекопитающее изображено на гербе Австралии?
(кенгуру)
2. Почему у тигра есть полоски, а у льва нет?
(окраска животного зависит от места, где он обитает; тигр обитает в джунглях, а лев в саване)
3. Морские свинки не имеют ничего общего со свиньями, и в море они не живут. Почему у них такое название?
(в 16 веке морских свинок привозили в Европу из-за моря и стали разводить ради мяса, которое по вкусу было похоже на мясо молочного поросенка).
4. Из какого животного получают слоновую кость наивысшего качества?
(из крупных зубов гиппопотама)
5. Почему широкие дамские юбки явились причиной массового истребления китов?
(в 18 веке куполообразные юбки могли сохранять свой объем благодаря каркасам, изготовленным из китового уса).
6. Зайцу удобней бежать с горы или в гору?
(в гору, поскольку у зайца передние ноги короче, чем задние, поэтому заяц в гору бежит легче).
7. Медведь ложиться в берлогу тощим или жирным?
( жирным, так как жир греет и питает спящего медведя)
8. Что означает поговорка "Волка ноги кормят"?
(волк догоняет свою добычу, и не подстерегает ее как кошки).
9. Почему лоси легко бегают по таким болотам, где бы всякое другое животное их веса увязло?
(у лося на каждой ноге имеется два копыта, между которыми натянута перепонка. Во время бега копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры, и лось не вязнет).
10. Зайчата рождаются слепыми или зрячими?
(зрячими)

11. Сколько у жирафа шейных позвонков?
(семь, как и у всех прочих млекопитающих)

12. Зачем слонам хобот?
(хобот — орган обоняния и полезное приспособление)

Конкурс  VII.  “Светофор”.

(используются карточки - семафоры с зелёной и красной стороной, если команда согласна с высказыванием, то капитан поднимает зелёную сторону, если не согласна, то красную) 

  1. Птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях. (да)
  2. Большинство Млекопитающих имеют непостоянную температуру тела. (нет)
  3. Водные Млекопитающие дышат с помощью жабр. (нет)
  4. Крылья – это задние конечности птиц, приспособленные для полета. (нет)
  5. Птицы – это теплокровные животные с интенсивным обменом веществ. (да)
  6. Для млекопитающих характерен волосяной покров. (да)
  7. Млечные железы млекопитающих преобразованы из потовых. (да)
  8. Кости птиц очень тяжелые и прочные. (нет)
  9. Количество извилин коры полушарий у всех млекопитающих примерно одинаково. (нет)
  10.  Киль как вырост грудины способствует рассеканию воздуха при полете . (нет)
  11. Среди млекопитающих есть представители, которые откладывают яйца. (да)
  12.  Птичье перо когда-то образовалось из чешуи древнего пресмыкающегося. (да)
  13.  Детеныши у всех млекопитающих рождаются голыми, слепыми и беспомощными. (нет)
  14.  Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года. (нет)
  15. Для млекопитающих характерно внутриутробное развитие. (да)

“Рекордсмены”

В свободное время каждая команда вытягивает по одному листику и зачитывает.

  • Синие киты издают самые громкие звуки в мире, используя низкочастотные импульсы, чей шум имеет интенсивность до 188 децибел. Крики синих китов можно услышать на расстоянии 800 км. Синие киты также являются самыми крупными животными.
  • Самым долго живущим животным  является галапагосская гигантская черепаха, которая может прожить больше 175 лет.
  • Самым быстрым водным млекопитающим является белокрылая морская свинья, которая может проплыть 56 км в час.
  • У азиатских слонов продолжительность беременности составляет 19–22 месяца.
  • У полярной крачки самая длительная миграция из всех перелетных птиц. Они преодолевают расстояния в 22400 км.
  • Среди млекопитающих, чемпионами по миграции являются серые киты и северные морские слоны, которые каждый год проходят путь в 20 900 км туда и обратно.
  • Горные гуси — это самые высоко летающие птицы. Есть свидетельства того, что они могут летать на высоте 10,175 метров и выше.
  • Самым быстрым из животных является хищная птица сапсан. Она может развить скорость до 321 км в час.
  • У жирафов самое большое сердце и самое высокое кровяное давление из всех наземных животных.
  • Хамелеоны могут выбрасывать свой язык на расстояние, равное половине длины туловища. Кроме того, его глаза способны вращаться независимо друг от друга, поэтому хамелеон может смотреть одновременно во все стороны, не двигая головой.
  • Сердце кита бьётся только 9 раз в минуту.

Подведение итогов.

Приложение:

Таблица оценивания участников игры в группе контролируется капитаном:

Ф.И. участника

«кто быстрее»

Диктант

Тестовый опрос

Впиши в текст пропущенные слова

Предложи решение задачи

Конкурс капитанов

«Светофор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "В мире животных"

Урок с применением ИКТ и перекрестного чтения...

Методическая разработка по логоритмике Дикие животные леса

Научить соблюдать заданный ритм движения и речи....

Методическая разработка урока "Натуральные волокна животного происхождения"

Данный материал содержит подробный конспект урока по разделу "Основы материаловедения" в 6 классе (учебник Технология.Обслуживающий труд. 6 класс. Под ред. Симоненко) и презентацию по теме....

Методическая разработка уроков по теме «Животные» для 5 класса (английский язык, УМК "Английский в фокусе")

Данные уроки разработаны в рамках темы “World Animals“ («Животные со всего света»), изучаемой в 5 модуле УМК “Spotlight“ («Английский в фокусе») для 5 класса. Детям всегда интересно выходить за рамки ...

Методическая разработка урока 4 класс "Животные".

Цель урока: совершенствование лексических и грамматических навыков по теме «Животные»....

методическая разработка мероприятия "Растения и животные Красной книги"

Материал предназначен для учащихся 5-9 классов. Мероприятие проходит в форме соревнований между двумя командами....

Методическая разработка урока по теме "Животные - мои друзья"

Данный урок в рамках ФГОС в 6 классе .Французский язык как второй иностранный.2 год обучения....