Методическая разработка урока "Натуральные волокна животного происхождения"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему
Данный материал содержит подробный конспект урока по разделу "Основы материаловедения" в 6 классе (учебник Технология.Обслуживающий труд. 6 класс. Под ред. Симоненко) и презентацию по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl.ch_.1materialovedenie.sherst_shyolk.ppt | 2.06 МБ |
konspekt_uroka_po_teme.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей»
6 класс
Учитель технологии Трофимова О.А.
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №118
Выборгского района
Санкт-Петербурга
2013 г.
Тема:
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей (2 урока по 45 мин.)
Цели урока:
- ознакомить с натуральными волокнами животного происхождения
- научить различать волокна по своему составу
- ознакомить с ассортиментом шерстяных и шёлковых тканей, их свойствами
- осуществление межпредметных связей (история, биология)
- воспитание аккуратности, бережливости
- расширение словарного запаса
- развитие мелкой моторики рук
Оборудование:
-учебные коллекции «Волокна», «Шерсть», «Шёлк»
- Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под ред.В.Д. Симоненко.
-альбом, тетрадь
-раздаточные материалы (образцы тканей, шаблоны)
-презентация по теме, экран, проектор, ноутбук (компьютер)
-ножницы, клей, огнеупорная чаша, спички
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку
Учитель начинает показ слайдов презентации (1 слайд- тема урока)
2. Повторение пройденного материала (раздел «Материаловедение» 5 класс, Натуральные волокна растительного происхождения)
1 вариант – вопросы в ходе беседы
Учитель | Учащиеся |
В 5 классе мы с вами познакомились с таким разделом как «Материаловедение». Что это за раздел? | Это раздел, в котором изучают различные материалы (волокна, ткани, пряжа, нитки) |
С давних времён человек использует в своей жизни различные ткани. Так из чего же состоит ткань? | Ткань состоит из нитей, а нити из волокон |
С какими волокнами и тканями мы уже познакомились? | Натуральные волокна растительного происхождения (хлопок, лён), хлопчатобумажные и льняные ткани |
А кто из вас может вспомнить другие растения, не так широко используемые для изготовления тканей? | Джут, крапива, кенаф, конопля |
Как называется процесс получения пряжи из волокна? | Прядение |
Как называется процесс получения ткани из пряжи? | Ткачество |
На каких фабриках получают пряжу, нитки, ткани? | Пряжу получают на прядильных, а ткань – на ткацких фабриках |
2 вариант: письменный опрос с последующей проверкой и обсуждением (слайд 2), повторение классификации волокон (слайды 3, 4)
Учитель: «Мы вспомнили то, что изучили в прошлом году, а теперь продолжим дальше знакомиться с различными волокнами и тканями»
3. Изучение нового материала (объяснение с помощью показа слайдов презентации и коллекций материалов, запись учащимися основных моментов в тетради). Учащиеся открывают тетрадь, записывают тему урока (1 слайд)
Учитель: «Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из таких волокон также являются экологически чистыми и поэтому представляют определённую ценность для человека и благоприятно влияют на его здоровье (слайд 5).
Сначала поговорим о шерсти. Шерсть – натуральное волокно животного происхождения. Сырьём является волосяной покров животных (слайд 6). Как вы думаете, какие животные используются для получения волокна? (слайд 7).
С незапамятных времён люди стали использовать для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством, в дело шли шерсть овец, коз, а в Южной Америке и лам. Также используют шерсть верблюдов.
Известный русский географ-исследователь П.К.Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923-1926 г.г. обнаружил курганные погребения, в которых были найдены шерстяные ткани, которые, даже пролежав несколько тысяч лет под землёй – сохранились, и некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.
Основную массу шерстяного волокна (95-97 %), конечно же, получают с овец (самая лучшая шерсть – шерсть мериносов, древнейшей выведенной породы овец). Овец стригут 1 или в некоторых случаях 2 раза в год специальными ножницами или машинками. С одной овцы получают от 2 до 10 килограмм шерсти. Из 100 килограмм сырой шерсти после переработки выходит 40-60 кг.
Шерстяные волокна имеют следующие свойства: (слайд 8)
- длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм.
- цвет может быть белым, серым, рыжим или чёрным
- обладают высокой гигроскопичностью, то есть хорошо впитывают влагу
- обладают хорошей упругостью
- устойчивы к воздействию солнца
- при горении волокно шерсти спекается, образовавшийся шарик легко растирается пальцами, в процессе горения ощущается запах жжёного пера (показ процесса горения) »
4. Практическая работа 1 часть: Оформление образцов пряжи и тканей в альбом (учащиеся получают раздаточный материал: основа на альбомном листе, ткани) –
слайд 9. Названия тканей подписываются вместе с учителем (драп, сукно, кашемир)
5. Физкультминутка
6.Изучение нового материала (продолжение)
Учитель: «Теперь поговорим о шёлке (слайд 10, 11). Существует несколько видов бабочек, гусеницы которых перед превращением в куколки вьют коконы, используя выделения из специальных желез. Таких бабочек называют шелкопрядами. В основном используют тутового шелкопряда. Первое упоминание о шёлке встречается в старой китайской легенде о богине шелковичных червей: «Великий принц Хуан-Ди очень хотел, чтобы его жена Си-Лин-Чи сделала что-нибудь для счастья людей. Он велел ей осмотреть шелковичных червей и определить, нельзя ли использовать их нить. Си-Лин-Чи собрала некоторое количество червей и кормила их сама в специально приготовленном для этого месте, так она открыла методы выращивания червей, а также размотки коконов и использования шёлка для изготовления одежды. Из благодарности за этот великий дар потомки обожествили Си-Лин-Чи и воздали ей почести как богине шелковичных червей» (китайская хронология относит это предание к 2640 г. до нашей эры).
Шёлк – натуральное волокно животного происхождения (слайд 11). Сырьём, как уже было сказано, является выделения желез гусеницы тутового шелкопряда (слайд 12). Шелкопряды развиваются в несколько стадий (слайды13, 14): яйцо (грена), гусеница (личинка), кокон, куколка и бабочка. Гусеница развивается 30-80 дней и проходит 5 возрастов, разделяемых линьками. Её длина к концу развития достигает 8 см., а толщина 1 см. В конце 5-го возраста шелкоотделительные железы гусеницы заполняются шёлковой массой. Шелковина – это тонкая парная нить из белкового вещества фиброина – выдавливается в жидком состоянии, а затем твердеет на воздухе. Образование кокона длится 8 -9 дней, после чего гусеница превращается в куколку, а через 2 – 3 недели в бабочку, которая живёт 10 – 15 дней. Бабочка откладывает грену и начинается новый цикл развития. Из одной коробки грены массой 29 гр. получают до 30 тысяч гусениц, съедающих около тонны листвы и дающих 4 кг натурального шёлка. Для получения шёлкового волокна естественный ход развития шелкопряда прерывают (слайд 14). На заготовительных пунктах собранные коконы подсушивают, затем обрабатывают горячим воздухом или паром, чтобы предотвратить процесс превращения куколок в бабочек.
На шелкопрядильном производстве коконы разматывают, соединяя несколько коконных нитей в одну (слайды15, 16).
А задумывались ли вы над тем, каково изначальное значение слова «шёлк»? Буквальный его перевод может показаться неожиданным: «китайка», «ткань из Китая». До нас это слово дошло длинной, кружной дорогой. В латинском языке существует слово «сэрикус», означающее «китайская материя». В средние века вместе с шёлковыми изделиями оно добралось до Скандинавии, где превратилось в «сильки». Согласитесь, что преобразовать «сильки» в «шёлк» не так уж трудно. Возможно, словотворчество шло следующим образом: «сильки», «сильк», «сельк», «селк», «шелк». Ничего необычного в таких превращениях нет, ведь прошли столетия после первого знакомства русских с шёлком. Шёлк везли на Русь арабские, итальянские, скандинавские купцы, т.к. шёлковые ткани стоили дорого, и на них можно было хорошо заработать.
Теперь поговорим о свойствах шёлка (слайд 17):
Натуральный шёлк – это очень тонкие длинные нити. Длина коконной нити достигает 600-900 метров. Они имеют белый или кремовый цвет, обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Их прочность выше, чем у шерсти, но они менее устойчивы к воздействию солнечных лучей, чем другие натуральные волокна. Горит шёлковое волокно, как и шерстяное, но практически без запаха».
7. Практическая работа – часть 2.
Выполняется учащимися так же, как и 1 часть практической работы с шерстью. В работе используется учебник. Слайд 18.
8. Анализ и оценка работы.
Учитель делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки.
9. Подведение итогов урока (слайд 19)
Учитель: «Обобщим полученные сведения. Теперь мы знаем, какие существуют натуральные волокна и ткани. Назовите их, пожалуйста» (хлопок, лён, шерсть, шёлк)
- «Что является сырьём для получения шерстяного волокна?» (волосяной покров животных)
- «Из чего получают шёлковые нити?» (коконы гусениц тутового шелкопряда)
- «Что такое руно?» (неразрывный пласт волосяного покрова)
- «Какие свойства шерсти и шёлка вы запомнили?»
«Натуральные ткани – это экологически чистые материалы и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство – трудоёмкий и дорогостоящий процесс, поэтому следует бережно, заботливо относиться к этим тканям и вещам, изготовленных из них!»
Слайд 20 - уход за тканями.
10. Домашнее задание.
Творческая работа: аппликация из шерстяных и шёлковых тканей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.
Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...
разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....
Натуральные волокна животного происхождения и их свойства.
Конспект урока по технологии, 6 класс....
Урок по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"
Данная разработка раскрывает особенности натуральных материалов, их использование для изготовления различных изделий....
конспект урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
Урок по технологии(девочки) в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения" рассчитан на 90 мин. Используются 3 технологии: игровая, групповая и информационно-коммуникационная.На уроке ...
Натуральные волокна животного происхождения
Презентация предназначена для проведения урока к разделу "материаловедение" Натуральные волокна животного происхождения...
Конспект урока "Натуральные волокна животного происхождения"
Сценарий урока составлен с учетом деятельностного подхода. Учащиеся максимально вовлечены в учебный процесс: участвуют в постановке целей и задач, выполняют лабораторную работу, проводят само- и взаим...