Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.
Цель: дать понятие о биоритмах; раскрыть физиологическую природу сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие во время сна, необходимость правил предупреждающих нарушения сна. Продолжить формирование умения работать с учебником, как источником знаний, слушать, сравнивать и делать выводы. Воспитывать правила культуры общения, при проведении обсуждений материала.
Оборудование: мультимедиакомплекс, учебник, тетради, карточки, таблица с корректурной пробой.
Тип урока комбинированный.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Домашнее задание
1. работа с карточками
Карточка №1
1. Какие из перечисленных ниже признаков характеризуют условные рефлексы, а какие – безусловные:
А. приобретенный Г. Постоянный
Б. Врожденный Д. Временный
В. Видовой Е. Индивидуальный.
2. Объясните с точки зрения рефлекторной теории различные случаи поведения животных и человека.
А) Собака при виде в руках хозяина поводка бежит к двери.
Б) Грудной ребенок при виде бутылочки с молоком клюкает губами
Карточка №2
1.Из перечня (А-Д) выберите и зашифруйте ответы на вопросы (1-10):
А. Включение лампочки до опытов без кормления.
Б. Пища в полости рта.
В. Включение лампочки во время кормления
Г, Выделение слюны на пищу во рту.
Д. Выделение слюны на свет лампочки
- Безусловный раздражитель
- Безразличный раздражитель
- Безусловный рефлекс.
- Условный рефлекс.
- Сочетание безразличного раздражителя и безусловного.
- Без каких раздражителей условный слюноотделительный рефлекс не образуется?
- При отсутствии, какого условия происходит торможение условного слюноотделительного рефлекса?
- Какой раздражитель возбуждает зрительную зону коры?
- Какой раздражитель возбуждает вкусовую зону коры?
- При каком условии образуется временная связь между зрительной и вкусовой зонами коры?
Ответ 1.б,2а,3г,4д,5в,6в,8а,9б,10в.
(Х) Подумайте, как выработать у собаки условный рефлекс поднятия лапы на звонок. Как вызвать его торможение?
(Х) Маленького ребенка приносили для прививок в мед учреждение, после этого он при виде человека в белом халате начинает плакать. Что это? Как прекратить действие этого рефлекса?
2.Кадр 1 .Работа с терминами (корректурная проба). Найдите термины, спрятанные в данном наборе букв, и дайте определение тем, которые вам известны.
Корректурная проба
Фщшрефлексовнешнийтормоздъторможениедышугасаниеосондинамическийстереотипджынавыкдоминантажыщунеьчклинстинктдифференцировкажыхзапаздываниебсдвхусловныйтормозэъфусловныйълфшбезусловныйтресрабиологическийритмтрыхкмедленныйсонлдвыщыгбыстрыйсонзцщцбйючзсновиденияпорйецгигиенаснаторгнф
Какие термины вам незнакомы в списке? Что означают эти термины? Что еще не известно? Какая тема сегодняшнего урока? Что мы должны сегодня на уроке узнать?
Что вы знаете по данной теме?
Изучение нового материала
Кадр 3 «Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция… имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм». И.П. Павлов.
«Весь растительный и животный мир, а с ним и человек, извечно и непрестанно испытывает на себе ритмические воздействия внешнего физического мира и извечно отвечает на биение мирового пульса ритмичности пульсирующими реакциями». П.Я. Соколов
Как вы понимаете эти высказывания?
Все живое, что существует на нашей планете, как бы несет отпечаток ритмического рисунка событий характерного для Земли.
Так, что же такое биологические ритмы?
Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера процессов жизнедеятельности биологических систем.
Какие ритмы вам известны?
О ритме, каких процессов пойдет речь на следующей части урока?
Сон и бодрствование.
Как вы понимаете, что такое сон? Кадр 6
Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым
Кадр 7
Человек более 1/3 жизни проводит во сне. Без сна невозможна жизнь. В экспериментах М.М. Манассеиной (1892) было показано, что лишенные сна взрослые собаки погибали на 10 - 12 день. Лишение сна щенков приводило к гибели через 4-6 дней. Хотя лишенные пищи теряя половину массы, выживали через 20-25 суток. В Древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна.
Кадр 8
Сон — особое состояние сознания человека и животных, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга.
Поче6му мы спим? – сон наступает, когда клетки мозга нуждаются в отдыхе. Вспомните историю с собакой Павлова, когда собаку приготовили к опыту, и она заснула в станке.
Какие структуры мозга отвечают за сон и бодрствование?
Кадр 9 Задание на стр. 235. найдите в тексте учебника ответ на вопрос, какие участки мозга играют важнейшую роль в состоянии бодрствования
Структурами мозга, регулирующими состояние сна и бодрствования, являются средний и промежуточный мозг. Ретикулярная формация среднего мозга, таламус, гипоталамус
Кадр 10
Установлено, что сон не является однородным состоянием мозга и организма, а состоит, по крайней мере, из двух качественно различных компонентов – «медленного» и «быстрого сна». Кадр 11
Сколько приблизительно волнообразных циклов проходит за ночь? Работа с кадром 11. Обсуждение с обучающимися.
Обратите внимание на то, что происходит при быстром и медленном сне. Какие изменения происходят в мозге? (ответ обучающихся)
Кадр 12 Рассказ учителя
Первая фаза называется фазой медленного сна,
а вторая - фазой быстрого сна или быстрого движения глазных яблок.
Первая фаза (МС) делится на четыре стадии, где первая является начальной и связана с процессом засыпания, а последняя представляет собой состояние глубокого сна. Во время второй фазы, быстрого сна, весь организм человека погружен в сон, мышцы (кроме глазных) бездействуют, но электрическая активность спящего мозга равноценна активности бодрствующего. Кровяное давление, частота биения сердца и дыхания тоже могут на короткий период времени неожиданно повыситься до уровня, обычного для бодрствования.
Обратите внимание на смену 3-4ой фазам медленного сна приходит быстрый сон – парадоксальный сон.
Кадр 13. Рассмотрите чем характеризуется быстрый и медленный сон? ( ответ обучающихся)
Дополнение педагога.
Быстрый сон - характеризуется повышением активности работы мозга, движением глаз, Это напоминает состояние бодрствования. Вместе с тем (и это парадоксально!) в этой стадии человек находится в полной неподвижности, вследствие резкого падения мышечного тонуса. Существует отчетливая связь между БДГ и сновидениями. Если в это время разбудить спящего, то в 90 % случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении
Фаза быстрого сна от цикла к циклу удлиняется, а глубина сна снижается. Быстрый сон прервать труднее, чем медленный, хотя именно быстрый сон ближе к порогу бодрствования. Прерывание быстрого сна вызывает более тяжёлые нарушения психики по сравнению с нарушениями медленного сна. Часть прерванного быстрого сна должна восполняться в следующих циклах.
Предполагают, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, ее обмен между сознанием и подсознанием. За развитие фаз быстрого и медленного сна отвечают разные участки мозга.
Кадр 14
Структуры, обеспечивающие развитие медленного сна:
Передние отделы гипоталамуса
Неспецифические ядра таламуса
Ядра шва (содержат тормозной медиатор серотонин)
Тормозный центр Моруцци (средняя часть моста)
Центры быстрого сна:
Голубое пятно
Вестибулярные ядра продолговатого мозга
Верхнее двухолмие среднего мозга
Ретикулярная формация среднего мозга (центры БДГ)
А теперь гимнастика для глаз, сели все удобнее, внимательно следим за фигурками.
Кадры 15-24
Какое значение имеет сон в жизни человека? (обсуждение) кадр 25
Кадр 26 фаза быстрого сна сопровождается сновидением. Сновидение — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, и прочих), возникающих в сознании спящего человека. Сновидящий во время сна обычно не помнит, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.
Прочтите слова Лукреция как вы их понимаете?
Сеченов называл сновидения «небывалыми комбинациями былых впечатлений». Далее рассказ о роли сна.
Сколько нужно спать? (ответ обучающихся) информация кадр 27.
Правила гигиены сна. Как лучше спать, чтобы лучше отдохнуть, чтобы не вставать уставшим и не выспавшимся? С правилами гигиены сна нас познакомит Женя.
Кадр 28
Прослушайте сообщение и запишите в тетрадь основные правила гигиены сна. Сообщение учащегося. (Работа учащихся в тетради)
Но бывает, что нарушения сна все равно происходит. С чем это связано, какие нарушения сна вам известны? (ответы учащихся)
Кадр 29.
Рассказ учителя . О летаргии примеры случаев летаргии Качалкин, Сантос. Сомнамбулизм
Закрепление
Что нового вы узнали на уроке? Смогли ли мы с вами ответить на те вопросы которые были у вас в начале урока? Сколько нужно спать подростку? Какие фазы сна мы выявили?
Играем ты – мне, я тебе. (Задаем вопросы и отвечаем на них по очереди).
Домашнее задание : с. 235-237 ПСЗ №1-10.
Подготовить сообщение о видах памяти.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
ПО ПРОГРАММЕ Н.И. СОНИНА
Тема: Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.
УРОК ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
МОУ Павлищевская СОШ
Добрынина И.А.
2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Биологические ритмы"
Эта тема интересна тем, что учащихся можно научить расчитывать свои биологические ритмы на уроке....
Урок по теме "Биологические ритмы"
Урок "Биологические ритмы "Цели:ознакомить учащихся с новым понятием – биоритмы;с помощью теста, определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.Вид ур...
Заключительное занятие по элективному курсу: "Биологические ритмы и биологические часы".
Занятие проводится в 9 классе с целью обобщения знаний....
Влияние биологических ритмов на организм подростка во время тренировок
Для сохранения здоровья важно знать индивидуальные биологические ритмы человека для того, чтобы правильно организовать режим дня....
Реферат по биологии "Биологические ритмы".
В реферате собран материал о биологических ритмах в мире растений и человека....
Влияния биологических ритмов на успеваемость учащихся
Ярошенко Валерия РуслановнаКраснодарский край, Ленинградский район, станица ЛенинградскаяМБОУ СОШ№2 имени А.Д. Кардаша, 9 классВЛИЯНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯНаучный руководитель...
Презентация "Биоритмы (биологические ритмы) человека и их значение"
Данная презентация предназначена для учащихся 8-10 классов по теме "Биологические ритмы (биоритмы) человека и их значение"....