Урок по теме "Биологические ритмы"
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме
Урок "Биологические ритмы "
Цели:
- ознакомить учащихся с новым понятием – биоритмы;
- с помощью теста, определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: вводный.
Задачи:
- Образовательные:
- ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье человека;
- рассмотреть, что такое суточные, месячные, годовые биоритмы.
- Развивающие:
- формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере типа биоритма (утреннего или вечернего), к которому они относятся;
- формирование общеучебных умений.
- воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.
- Приобщать к ЗОЖ
- Воспитательные:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obzh.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32 г.Южно-Сахалинска Сахалинской области
учитель ОБЖ Хохрина Ольга Викторовна
Урок "Биологические ритмы "
Цели:
- ознакомить учащихся с новым понятием – биоритмы;
- с помощью теста, определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: вводный.
Задачи:
- Образовательные:
- ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье человека;
- рассмотреть, что такое суточные, месячные, годовые биоритмы.
- Развивающие:
- формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере типа биоритма (утреннего или вечернего), к которому они относятся;
- формирование общеучебных умений.
- Воспитательные:
- воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.
- Приобщать к ЗОЖ
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте приятно, вас видеть и видеть ваши улыбки, меня зовут Ф.И.О.. и сегодня я у вас проведу урок.
I I. Вводная часть:
Запись Д\З: п. 4.2 стр.153-162
Ребята, сейчас какое время года? А за зимой начнётся? А самые длинные, каникулы когда? На прошлом уроке вы говорили о здоровом образе жизни.
Что самое главное необходимо человеку знать, чтобы быть здоровым?
Вы много перечислили, большая часть ваших ответов касается темы нашего урока.
Нам сегодня предстоит поразмышлять над темой "Биологические ритмы" (откройте тетради и запишите тему урока)
Как вы понимаете это словосочетание?
Периодически повторяющиеся изменения биологических процессов и явлений в живых организмах назвали биологическими ритмами.
Кто же первый предположил, что существуют биоритмы: стр. 157 учебника
Кстати, каждый орган в нашем организме живет по часам. К примеру, сердце лучше работает с 11 до 13 часов. А желудок, наоборот, в это время отдыхает. И лечиться неплохо бы в зависимости от того, в каком ритме работает тот или иной орган, а не когда придется. Принцип – одна таблетка три раза в день – безнадежно устарел.
Конечно, большинство ритмов формируются в процессе индивидуального развития. Разные ритмы имеют и различную периодичность. Есть несколько видов ритма.
- суточный, месячный, годовой.
Суточные: это 24-часовой ритм, который связан с вращением Земли вокруг своей оси. Воздействие Солнца рождает два биоритма – дневной и ночной.
Месячный биоритм: связан с четырьмя фазами Луны:
1- я фаза - новолуние;
2- я фаза - растущая Луна;
3- я фаза - полнолуние;
4- я фаза - убывающая Луна.
В период растущей Луны человек более активен. В период убывающей Луны жизнеспособность организма снижается, человек менее активен, чувствует усталость, все у него продвигается «со скрипом». На фазу полнолуния (3 дня) и фазу новолуния (тоже 3 дня) стоит обратить особое внимание. Объяснения здесь такие: в этот период – мы бываем несколько взвинчены, снижается слух, внимание, зрение, т.е. снижает защита самосохранения. Дорожная инспекция в эти дни фиксирует увеличение числа дорожно-транспортных происшествий. Нам желательно в эти дни быть осторожней.
А вот сегодня в 18:39 Новолуние, Луна в Водолее – будьте осторожны.
Годовые биоритмы: Годовой биоритм связан со сменой времен года (сезонные биоритмы), с движением Земли вокруг оси и Солнца. Активность человека меняется со сменой сезона. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается, он начинает восстанавливать свои силы. Наименьшая активность всегда отмечается во второй и двенадцатый месяцы года. Февраль и декабрь – месяцы наименьшей активности почти для всех.
Идеальным для человеческого здоровья является жизнь «по солнечным часам»: вставать на рассвете, ложиться после захода солнца. Но каждый человек индивидуален, он не похож на других, имеет свои биологические ритмы. Именно они влияют на время нашей работоспособности и желание поспать.
Ребята, смотрите в зависимости от характера биоритмов люди делятся на три хронотипа, кто – то может сказать какие? (совы, жаворонки и голуби).
Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится от 21-22 часов вечера. Здоровье у сов в целом лучше, чем у жаворонков. Среди сов преобладают люди творческих профессий - артисты, музыканты, писатели. Связано это с тем, что у сов чаще всего образное мышление - это люди с «ведущим» правым полушарием мозга.
Жаворонки наиболее активны в первой половине дня (до пятнадцати часов), а максимально активны - утром с 10-11 часов. Они рано встают и рано засыпают. Жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, за что отвечает левое полушарие. Поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными.
Чуть позже в этом "птичьем" разделении появилась еще одна группа - голуби - люди, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут быть как совой, так и жаворонком.
Голуби легко адаптируются практически к любому времени и имеют примерно одинаковую активность на протяжении всего рабочего дня.
Как определить, кто вы - сова, жаворонок или голубь? Многие специалисты утверждают, что уже с самого рождения у человека есть собственные биоритмы. Те, кто родился в период с 4.00 до 11.00 - жаворонки, совы же рождаются с 16.00 до полуночи. Рожденные в оставшиеся часы - голуби.
Теперь мы с вами узнаем, правильно ли вы определили свой тип. Я предлагаю выполнить тест (учащиеся выполняют тест). По окончанию выполнения теста вы не говорите вслух к какому типу вы относитесь, у вас на столах лежат цветная бумага и алгоритм выполнения каждого типа, я предлагаю сделать свой тип.
У кого совпало с первоначальным типом? Покажите кто вы. (Учащиеся показывают кто они и закрепляют их на дерево, которое нарисовано на ватмане и закреплено на доске).
А теперь узнаем, как вы усвоили материал. Предлагаю ответить на вопросы(каждому ученику выдаются листки с заданиями):
- Что такое биоритм?
- виды ритмов?
- виды хромотипов?
Взаимопроверка: нет ошибок - 5, одна ошибка – 4.
Заключение: Мы все разные, но должны друг друга понимать. Берегите себя! Слушайте свои биоритмы, и тогда тело наполнится энергией, разум – творческой силой, а сердце – любовью ко всему окружающему.
Рефлексия: Ребята хотелось бы услышать мнение об уроке, но…..одним словом.
«Кто рано встает …» «Сова» или «Жаворонок»
1. Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился(ась) спать?
а) после часа ночи – 0 баллов;
б) до десяти – 3 балла;
в) скорее всего, где-нибудь около двенадцати – 6 баллов.
2. Чем подкрепиться с утра - дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения?
а) что-то существенное и побольше - 6 баллов;
б) Стакан сока или чая – 0 баллов;
в) Можно вареное яйцо или бутерброд – 3 балла.
3. Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят?
а) конечно, с утра, когда я еще туго соображаю – 3 балла;
б) ближе к вечеру – 6 баллов;
в) не могу точно вспомнить – 0 баллов .
4. Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта?
а) от утреннего чая или кофе – 6 баллов;
б) от вечернего чаепития – 3 балла;
в) мне, в общем-то, все равно, когда пить чай – 0 баллов.
5. Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного?
а) обязательно - часа на полтора-два – 0 баллов;
б) по-моему, это не обязательно - 6 баллов;
в) нет – 3 балла.
6. Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку?
а) я иногда готов(а) его разбить - 6 баллов;
б) в принципе нет – 3 балла;
в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне – 0 баллов.
7. Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)?
а) сплю, сколько хочу – 3 балла;
б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке - 0 баллов;
в) сложно сказать – 6 баллов.
8. Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной минуте. Попросите кого-нибудь помочь вам?
а) получилось меньше минуты - 6 баллов;
б) получилось больше минуты – 3 балла;
в) попал (а) почти в точку – 0 баллов.
0-18 баллов. Ты - "жаворонок, причем ярко выраженный! Тебя можно поздравить, потому что это редкая категория людей. И как это ни странно, им по жизни сопутствует удача, везение. Может, по поговорке "Кто рано встает, тому Бог дает?"
21-33 балла. Ты, наверное, и сам(а) чувствуешь, что - ты типичная "сова"... Тебя легче расстрелять, чем заставить вскочить спозаранку. А знаешь ли ты, что люди твоего типа гораздо меньше других подвержены, например, панике в критических ситуациях?
34-48 баллов. Ты принадлежишь к редкой категории людей - к "аритмикам". (Не пугайся умного слова, ваш тип еще именуют ласково "голуби"). У тебя нет четких установок только рано вставать или, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. Ты легко можешь приспособиться к обстоятельствам, и это твой огромный плюс!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Особенности стихотворного ритма произведений Ф.И.Тютчева о природе"
Презентация содержит иллюстрации и материал для анализа стиховорного ритма в стихотворениях Ф.И Тютчева "Как весел грохот летних бурь..." и "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора..."...
Методическая разработка урока по теме: "Ритм пятен как средство выражения"
Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме "Ритм пятен как средство выражения". Урок продолжает знакомить детей со средствами художественной выразительности изобразительного искусства, ...
Открытый урок на тему "Ритм пятен"
Материали в виде текстового документа и презентации к открытому уроку на тему "Ритм пятен"....
Конспект урока "В современных ритмах" 3 класс
Учебный материал....
Открытый урок "Изучение особенностей ритма стихотворений Ф.И.Тютчева о природе"
Технологическая карта Открытого урокаТема: «Изучение особенностей ритма стихотворений Ф.И.Тютчева о природе в 5 классе»Артамонова Галина НиколаевнаУчитель русского языка и лите...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс
Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...