Влияния биологических ритмов на успеваемость учащихся
проект по биологии на тему
Ярошенко Валерия Руслановна
Краснодарский край, Ленинградский район, станица Ленинградская
МБОУ СОШ№2 имени А.Д. Кардаша, 9 класс
ВЛИЯНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Научный руководитель: Шапошникова Светлана Владимировна, учитель биологии, МБОУ СОШ № 2
АННОТАЦИЯ
Цель исследования: выявить влияние биоритмов и хронотипа на работоспособность и интеллектуальную активность учащихся.
Задачи исследования: определить тип биологического ритма учащихся; изучить влияние биоритмов на работоспособность учащихся; выявить степень влияния биоритмов на режим школьников; проследить динамику соотношения биоритмических типов и успеваемости учащихся; сделать вывод о необходимости знания своего биоритмического типа; сформулировать рекомендации по правильной организации режима дня с учетом биоритмов
В ходе исследования выяснили, используя классные журналы и данные тестирования (определения хронобиологического типа учащихся) проследили взаимосвязь между биоритмами и успеваемостью учащихся. В ходе исследования выяснили, что лучшую успеваемость в обучении имеют учащиеся с типом биоритма «голубь», однако резкая смена режима для этого типа людей нежелательна. У «Жаворонков» пик активности совпадает с учебной нагрузкой. «Совам» нужно больше времени, чтобы начать работать и им трудно сконцентрироваться утром, а вечером они бодры и полностью работоспособны. По результатам тестирования выяснили, что у сов ниже успеваемость.
Исследовав закономерности изменения интеллектуальной активности и физического состояния учащихся 9-х классов с различными хронобиологическими ритмами в утреннее время суток и выяснили, что четко просматривается закономерность изменение интеллектуальной активности и физического состояния у «сов» и «жаворонков» в соответствии с их хронобиологическим типом. Но это невозможно сделать по хронобиологическому типу – «голуби». Эти исследования позволило выявить признаки, которые возникают при нарушении режима дня, после окончания каникул и начале учебных занятий.
Исходя из всего вышеперечисленного сделали вывод и предложили рекомендации, как используя свой индивидуальный биоритмический тип, ученикам возможно избежать проблем в общении, в учёбе, но и в других процессах жизнедеятельности.
Скачать:
Подписи к слайдам:
человека в его суточном биоритме:
•
печень - с 1 до 3 часов ночи;
• легкие - с 3 до 5 часов утра;
• толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
• желудок - с 7 до 9 часов утра;
• селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
• сердце - с 11 до 13 часов дня;
• тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
• мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
• почки - с 17 до 19 часов вечера;
• органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
• органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
• желчный пузырь - с 23 до 1 часа ночи
ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОРИТМОВ И УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 «А» КЛАССА
Держите руку на пульсе ритма –
И всегда будете здоровыми!
…
начни с того,
что преврати
день в день,
ночь в ночь
Амвросий
Оптинский
Методы исследования:
•
обзор
и анализ литературных
источников
• когнитивное тестирование
• сравнительный
анализ
•
статистический анализ
• обработка
полученных
данных
ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП УЧАЩИХСЯ 9 «Б» класса (26 человек)
Учитывая свой индивидуальный биоритмический тип
,
ученики
(и не только) смогут избежать
проблем:
в
общении
,
з
доровье,
учёбе
Влияния биологических ритмов на успеваемость подростков
Автор:
Ярошенко Валерия Руслановна,
учащаяся 9 «А» класса
МБОУ СОШ № 2 Ленинградского района.
Научный руководитель:
Шапошникова Светлана Владимировна,
учитель биологии, МБОУ СОШ № 2
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 «Б» КЛАССА С РАЗЛИЧНЫМИ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИМИ РИТМАМИ В УТРЕННЕЕ ВРЕМЯ СУТОК
Задачи исследования:
• определить тип биологического ритма учащихся;
• изучить влияние биоритмов на работоспособность учащихся;
• выявить степень влияния биоритмов на режим школьников;
• проследить динамику соотношения биоритмических типов и
успеваемости
учащихся;
• выявить степень влияния биоритмов на режим школьников;
• определить значение биоритмов;
• сделать вывод о необходимости знания своего биоритмического типа;
• сформулировать рекомендации по правильной организации режима дня с учетом биоритмов
ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП УЧАЩИХСЯ 9 «А» класса (25 человек)
Цель исследования:
выявить влияние биоритмов и
хронотипа
на работоспособность
и интеллектуальную
активность учащихся
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 «А» КЛАССА С РАЗЛИЧНЫМИ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИМИ РИТМАМИ В УТРЕННЕЕ ВРЕМЯ СУТОК
Результаты тестирования:
«жаворонки
»
- 13 человек, 25,5 %
«голуби» - 13 человек, 25,5 %
«совы» - 25 человек, 49 %
Биоритмы - «внутренние часы»,
обеспечивающие высокое совершенство и гармонию жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм-это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма - нездоровье.
Типы суточных биоритмов
"совы"
"жаворонки"
"голуби"
ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОРИТМОВ И УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 «Б» КЛАССА
Предварительный просмотр:
Ярошенко Валерия Руслановна
Краснодарский край, Ленинградский район, станица Ленинградская
МБОУ СОШ№2 имени А.Д. Кардаша, 9 класс
ВЛИЯНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Научный руководитель: Шапошникова Светлана Владимировна, учитель биологии, МБОУ СОШ № 2
Влияния биологических ритмов на успеваемость учащихся
Выполнила: Ярошенко
Валерия Руслановна
Руководитель:Шапошникова Светлана Владимировна,
учитель биологии
Ст. Ленинградская
2015
Ярошенко Валерия Руслановна
Краснодарский край, Ленинградский район, станица Ленинградская
МБОУ СОШ№2 имени А.Д. Кардаша, 9 класс
ВЛИЯНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Научный руководитель: Шапошникова Светлана Владимировна, учитель биологии, МБОУ СОШ № 2
… начни с того,
что преврати
день в день,
ночь в ночь
Амвросий Оптинский
- Введение.
На уроке у нас уснул ученик. Мы решили выяснить: почему это произошло, какое значение для человека имеет сон.
Цель исследования: выявить влияние биоритмов и хронотипа на работоспособность и интеллектуальную активность учащихся.
Задачи исследования:
- определить тип биологического ритма учащихся;
- изучить влияние биоритмов на работоспособность учащихся;
- выявить степень влияния биоритмов на режим школьников;
- проследить динамику соотношения биоритмических типов и успеваемости учащихся;
- сделать вывод о необходимости знания своего биоритмического типа;
- сформулировать рекомендации по правильной организации режима дня с учетом биоритмов
Актуальность проблемы:
Организм человека подчиняется ритмам, заложенным природой, и эти ритмы, заложенные природой, оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, и учет этих ритмов и правильное отношение к ним — основа человеческого здоровья и работоспособности.
Гипотеза:
• здоровье, работоспособность, настроение, состояние организма зависит от того, как организуется режим дня с учетом хронобиологического типа.
Методы исследования:
• обзор и анализ литературных источников;
• когнитивное тестирование
• сравнительный анализ;
• статистический анализ.
• обработка полученных данных
• статистический анализ.
Предмет исследования: - влияние биоритмов на состояние, здоровье и работоспособность учащихся.
Объект исследования: данные биоритмов и успеваемости учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов школы.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы учащимися для изучения собственных биоритмов, повышения работоспособности, улучшения успеваемости и здоровья.
II. Основная часть.
Теоретическая часть
Расстройства сна - это обычно признак болезни. Расстройства сна у здоровых людей могут возникать вследствие переутомления, волнения, нарушения питания, режима и т.д.
По данным одной гипотезы, во время сна происходят восстановительные (анаболические) обменные процессы в различных тканях организма. Они направлены на компенсацию истощающего ткани катаболизма (окисления, распада веществ), который усилен в период бодрствования. Другая гипотеза позволила сделать попытку раскрыть суть функций сна в процессах запоминания. Согласно этой гипотезе во время сна происходит определённое упорядочивание поступившей за период бодрствования информации, её реорганизации в зависимости от степени её значимости. В результате устраняется информационная перегрузка, которая воспринимается человеком субъективно как чувство умственного переутомления. В оперативной памяти остаётся только то, что требуется запомнить для успешной последующей деятельности, в том числе и заученная накануне информации. Из школьного опыта нам известно, что заученное непосредственно перед сном легко вспоминается днём. Эти две гипотезы связаны с функциями деятельности сна.
Сон относится к циркадным (от латинских слов circa – около и dies – день) или суточным ритмам. *
Биологические ритмы изучает биоритмология. Она тесно связана с экологией, физиологией, биохимией, биофизикой и другими биологическими науками. Часто как синоним биоритмологии употребляют термин «хронобиология». Ритмический характер свойствен многим физиологическим процессам, протекающим в организме человека (суточные колебания артериального давления, температуры тела и др.). Установлен циклический характер физического состояния и психологических функций. Нарушение ритмов жизнедеятельности может снижать работоспособность, оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека. ** [1, с.2]
Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Ниже приводится время максимальной активности человека в его суточном биоритме:
• печень - с 1 до 3 часов ночи;
• легкие - с 3 до 5 часов утра;
• толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
• желудок - с 7 до 9 часов утра;
• селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
• сердце - с 11 до 13 часов дня;
• тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
• мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
• почки - с 17 до 19 часов вечера;
• органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
• органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
• желчный пузырь - с 23 до 1 часа ночи. *** [2, с. 81]
* [БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ю. АШОФФА В ДВУХ ТОМАХ ТОМ I Перевод с английского канд. биол. наук А. М. АЛПАТОВА, В. В. ГЕРАСИМЕНКО н М. М. ПОПЛАВСКОЙ под редакцией проф. Н. А. АГАДЖАНЯНА МОСКВА «МИР» 1984]
Людям с древних времен известно о существовании биологических ритмов, еще в «Ветхом Завете» даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. Ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие писали о том же.
Г.Н. Ужегов в книге «Биоритмы на каждый день» дает определение следующим понятиям: биохимия, биофизика, физиология человека, биологические ритмы. Как пишет автор, что вся жизнь наша подчинена ритмам, в день рождения мы подключаемся к ритмам Вселенной. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Чтобы не стать игрушкой в руках случая, мы должны держать руку на пульсе ритма.
Книга Ужегова Г.Н. «Биоритм. Хорошие и плохие дни в вашей жизни» дает возможность разобраться в ритмах своей жизни и, что очень важно, вычислить свои биологические циклы и узнать критические, или «неудачные», дни. Подробно рассматриваются три основных ритма человека: физический, интеллектуальный и эмоциональный. Автор советует каждому человеку полезно сконструировать свою собственную карту биоритмов на каждый месяц, каждую неделю, каждый день.
В книге Иванова В.И. «Управление самочувствием» рассматриваются принципы древнейшего восточного искусства иглоукалывания в сочетании с лечением современными медикаментозными препаратами и средствами народной медицины.
Шапошников В.И., Левин М.Я, Левин В.Р. в книге «Критические периоды в жизни человека» описываются критические периоды в жизни человека, их взаимосвязь с многолетними биоритмами, способности человека адаптироваться к различным условиям. Влияние многолетних биоритмов на здоровье человека.
Малахов Г.П. в книге «Биоритмология» дает определение суточных, недельных, месячных и годовых биоритмов. Автор рассказывает о влиянии Луны на суточные биоритмы, сезонной активности органов и функций человеческого организма, распределении оздоровительных мероприятий в зависимости от лунных циклов.
Биологический энциклопедический словарь представляет собой справочное издание, включающее более 7500 статей по всем разделам биологии: физико-химической биологии, генетике, цитологии, анатомии и морфологии, эмбриологии, физиологии, экологии, эволюционному учению.
Книга венгерских авторов Детари Л., Карцаги В. «Биоритмы» в популярной форме освещает наиболее важные и представляющие всеобщий интерес вопросы современного учения о биологических ритмах.
Книга «Биологические ритмы», которая входит в пятитомное «Руководство по нейробиологии поведения» (Handbook of Behavioral Neurobiology), пo полноте и глубине охваченных проблем представляет собой уникальное явление. Это капитальный труд, в котором обобщены практически все основополагающие достижения современной биоритмологии. Авторский коллектив-виднейшие высококвалифицированные специалисты, такие как редактор книги Ю. Ашофф, а также К. Питтендрих, Р. Вивер, Ф. Салзмен, С. Дан, Э. Гвиннер, М. Менакер, В. Уэбб, Б. Рузак, Т. Павлидис и другие известные ученые. Большая часть книги посвящена циркадианным (суточным) ритмам, что соответствует значению, и степени разработанности этого раздела хронобиологии. Существенная особенность данной книги в том, что в ней последовательно проводится концептуальное разделение циркадианной системы на ведущие центральные осцилляторы и наблюдаемые ведомые ритмы организма. Развитие и конкретизация понятия ведущего осциллятора, своеобразного «маятника биологических часов», отражает качественно новый этап, достигнутый в понимании функционирования циркадианной системы. Помимо подробного и всестороннего анализа циркадианных ритмов достаточно полно рассмотрены годовые ритмы у животных и человека. В книге четко представлен сравнительно - физиологический подход в анализе циклических процессов, дана методология, позволяющая оценить фундаментальные понятия.
Основателем хронобиологии — науки о биоритмах принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.
Биологические ритмы - эволюционная форма адаптации к условиям ритмических изменений параметров внешней среды. Это временное взаимодействие различных функциональных систем организма друг с другом и с окружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизнедеятельности в целом. Различают: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) ритмы.
Ведущая роль среди всех биоритмов принадлежит суточному или циркадному циклу, обусловленному вращением Земли вокруг своей оси. Большинство процессов и реакций, протекающих в организме, повинуются именно этому ритму. Именно нарушение циркадных ритмов является первопричиной многих заболеваний.
Известные отечественные хронобиологи В.А. Доскин и Н.А. Лаврентьева выявили, что большинство людей испытывают ритмические колебания работоспособности:
• 41% предпочитают для работы утренние часы
• 30% - вечерние и даже ночные
• 29% - трудятся одинаково эффективно в любые часы во время бодрствования
Мы выяснили, что выделяют три группы людей, имеющих три типа суточных биоритмов.
«Жаворонки» - люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. Люди "жаворонки" спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы.
«Голуби» - люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты.
«Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. Лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь.
2. Практическая часть.
Установлено, что в организме человека имеется свыше 100 биоритмов, отражающих различные физиологические процессы. Изучение их — весьма сложная задача, так как требует исключения влияния внешних факторов (особенно шумов), мешающих ходу внутренних часов человека. Мы определили суточные биоритмы у учащихся 9-х классов.
1.Определили суточные биоритмы учащихся.
Нами было проведено тестирование (Приложение I.) для определения индивидуального биологического профиля (Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989).
Результаты тестирования «Что вы за птица?»: (в тестировании приняли участие 51 ученик) 13 человек - «жаворонки», 25 %; «голуби» - 13 человек, 25 %; «совы» - 24 человек, 29 %.
По данным тестирования составили диаграмму:
1. «Определение суточного хронотипа учащихся»
Рис.1 ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП УЧАЩИХСЯ 9 «А» класса (25 человек)
Рис.2 ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП УЧАЩИХСЯ 9 «Б» класса (26 человек)
2.Определили взаимосвязь между биоритмами и успеваемостью учащихся за 2014-2015 учебный год и 1 четверть.
9 «А» класс
№ п/п | ФИО ученика | 2014-2015уч. г. | 2015-2016 уч. г. 1 четв. | Суточный биоритм |
1. | Алдохина Мария Сергеевна | Уд. | Уд. | С |
2. | Бардацкий Никита Сергеевич | Отл. | Отл. | Г |
3. | Владимиров Сергей Владимирович | Хор. | Хор. | Ж |
4. | Геворкян Саркис Самвелович | Хор. | Хор. | Г |
5. | Губенко Никита Валерьевич | Уд. | Уд. | С |
6. | Гнедаш Анжелика Александровна | Отл. | Отл. | Г |
7. | Доброскок Алексей Владимирович | Хор. | Хор. | Ж |
8. | Жуковская Татьяна Владимировна | Хор. | Хор. | Ж |
9 | Квашина Алена Валерьевна | Хор. | Хор. | Ж |
10. | Костылева Екатерина Алексеевна | Уд. | Уд. | Г |
11. | Лавриненко Виктор Витальевич | Уд. | Уд. | С |
12. | Мациевская Виктория Александровна | Уд. | Уд. | Г |
13. | Месяц Лада Викторовна | Хор. | Хор. | Ж |
14. | Митрофанов Руслан Сергеевич | Уд. | Уд. | С |
15. | Можейко Ольга Максимовна | Уд. | Уд. | Г |
16. | Недоступ Евгений Александрович | Отл. | Отл. | Г |
17. | Попова Екатерина Анатольевна | Отл. | Отл. | Г |
18. | Прокопенко Владислав Олегович | Хор. | Хор. | Г |
19. | Рыбалов Артем Сергеевич | Уд. | Уд. | С |
20. | Токарева Лолита Андреевна | Уд. | Уд. | С |
21. | Устименко Артём Сергеевич | Уд. | Уд. | С |
22. | Чайковский Данил Витальевич | Уд. | Уд. | С |
23. | Черепанова Елена Евгеньевна | Хор. | Хор. | Ж |
24. | Четин Виктор Эдуардович | Уд. | Уд. | С |
25. | Ярошенко Валерия Руслановна | Отл. | Отл. | Ж |
9 «Б» класс
№ п/п | ФИО ученика | 2014-2015уч. г. | 2015-2016 уч. г. 1 четв. | Суточный биоритм |
1 | Буняк Олеся Александровна | Хор. | Хор. | Ж |
2 | Гицба Дмитрий Родикович | Уд. | Уд. | С |
3 | Долгая Евгения Александровна | Уд. | Уд. | С |
4 | Евтенко Татьяна Михайловна | Уд. | Уд. | С |
5 | Ерёменко Аркадий Андреевич | Уд. | Уд. | С |
6 | Захаров Игорь Сергеевич | Уд. | Уд. | С |
7 | Ковтун Юлия Вячеславовна | Уд. | Уд. | С |
8 | Коробицына Татьяна Андреевна | Хор. | Хор. | Г |
9 | Корчагина Елизавета Геннадьевна | Хор. | Хор. | Г |
10 | Курязова Виктория Александровна | Уд. | Уд. | С |
11 | Мариенко Руслан Рустамович | Уд. | Уд. | С |
12 | Мартынюк Даниил Сергеевич | Уд. | Уд. | С |
13 | Нагапетян Мариам Вигеновна | Хор. | Хор. | Ж |
14 | Никулин Дмитрий Юрьевич | Уд. | Уд. | С |
15 | Нищета Александр Юрьевич | Уд. | Уд. | С |
16 | Пальчинский Николай Викторович | Уд. | Уд. | С |
17 | Пиндюк Дарья Александровна | Хор. | Хор. | Ж |
18 | Питоня Ярослав Игоревич | Уд. | Уд. | С |
19 | Самойленко Евгений Викторович | Уд. | Уд. | С |
20 | Семёнова Полина Сергеевна | Хор. | Хор. | Ж |
21 | Соколова Ксения Александровна | Отл. | Отл. | Г |
22 | Тимофеев Андрей Александрович | Уд. | Уд. | С |
23 | Тимофеева Любовь Александровна | Хор. | Хор. | Г |
24 | Тяпкина Вероника Дмитриевна | Хор. | Хор. | Ж |
25 | Хавро Виктория Юрьевна | Хор. | Хор. | Г |
26 | Юрьева Маргарита Владимировна | Хор. | Хор. | Ж |
Условные обозначения:
отл. – отличник
хор. – хорошист
уд. – троечник
Ж – «жаворонок»
Г – «голубь»
С - «сова»
Используя классные журналы и данные тестирования (определения хронобиологического типа учащихся) проследили взаимосвязь между биоритмами и успеваемостью учащихся за 1 четверть. На основании полученных данных составили диаграмму, отображающую взаимосвязь между биоритмами и успеваемостью учащихся за 1 четверть.
Рис. 3 ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОРИТМОВ И УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 «А» КЛАССА
Рис. 4. ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОРИТМОВ И УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 «А» КЛАССА
Выяснили, что лучшую успеваемость в обучении имеют учащиеся с типом биоритма «голубь», так как это тот тип людей, который может жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна.
Также более мобильны люди с типом биоритма «жаворонки». «Жаворонки»- это те люди, которые просыпаются рано и сразу же могут приступить к работе, их пик активности совпадает с учебной нагрузкой.
«Совы», это та категория людей, которым, напротив, нужно больше времени, чтобы начать работать и им трудно сконцентрироваться утром, а вечером они бодры и полностью работоспособны. По результатам тестирования видно, что у них ниже успеваемость.
- Исследовали закономерности изменения интеллектуальной активности и физического состояния учащихся 9-х классов с различными хронобиологическими ритмами в утреннее время суток и составили диаграмму (для этого мы использовали классные журналы).
Рис. 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 «А» КЛАССА С РАЗЛИЧНЫМИ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИМИ РИТМАМИ В УТРЕННЕЕ ВРЕМЯ СУТОК
Рис. 6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 «Б» КЛАССА С РАЗЛИЧНЫМИ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИМИ РИТМАМИ В УТРЕННЕЕ ВРЕМЯ СУТОК
По основании полученных данных видно, что четко просматривается закономерность изменение интеллектуальной активности и физического состояния у «сов» и «жаворонков» в соответствии с их хронобиологическим типом. Но это невозможно сделать по хронобиологическому типу – «голуби». Эти исследования позволило выявить признаки, которые возникают при нарушении режима дня, после окончания каникул и начале учебных занятий.
III. Выводы и рекомендации.
Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма с окружающей средой способствует гармоничному согласованию разных ритмических биологических процессов и обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного организма. Тем самым выявляется важное адаптивное значение биоритмов для жизнедеятельности организма.
Достижения отечественной хронобиологии нашли широкое применение в организации режима трудовой деятельности и отдыха, повышении работоспособности, физическом совершенствовании человека.
Биологические ритмы имеют огромное значение для медицины. Они дали развитие таким новым подходам, как хрономедицина, хронодиагностика, хронопрофилактика, хронотерапия, хронофармакология. Изучение биоритмов организма человека позволит научно обосновать применение лекарственных препаратов при лечении больных.
В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод: биоритмы человека играют немаловажную роль даже в сфере учебной деятельности. Учащимся не успевают в учёбе (могут даже уснуть, как было у нас на уроке) не потому, что не хотят учиться, а потому, что по каким-то непонятным для них обстоятельствам не могут влиться в такое направление работы. Поэтому грамотно подобранный под определённую биоритмическую характеристику образ жизни может дать поразительные результаты не только в учебной деятельности, но и в других процессах жизнедеятельности. Учитывая свой индивидуальный биоритмический тип, ученики (и не только) смогут избежать проблем в общении, в учёбе.
Рекомендации учащимся:
- Соблюдайте режим дня. Чередуйте умственные и физические нагрузки в течение дня.
- После окончания учебных занятий в течение получаса проводите время на воздухе (суммарная двигательная активность должна ежедневно составлять не менее 2 ч.)
- К выполнению домашнего задания старайтесь приступать не позже 19ч.
- Стремитесь соблюдать временные рамки при выполнении домашних заданий (не более 4 ч.)
- Соблюдайте режим продолжения сна (не менее 8-8,5ч.) и правильного времени отхода ко сну (не позже 23ч.)
- Для «жаворонков» рекомендуется: перенести часы учебных занятий на утро. Стихи, которые многие рекомендуют учить перед сном, жаворонку просто необходимо повторить, собираясь в школу. Плотный завтрак. Посильные домашние и собственные дела рекомендуется сделать с утра (позавтракать, полить цветы, накормить или погулять с животными)
- Для «сов» рекомендуется: домашние задания, сборку портфеля сделать с вечера. Не рекомендуется делать зарядку перед сном
- Лучший завтрак для «голубя» – хлеб с маслом, мармелад, кофе. Часов в 10 будет полезно добавить мюсли с молоком. В обед обязательно включить солидный: суп, мясо или рыба с гарниром, пудинг. А на ужин – хлеб, творог, чай, желательно не позже 9.30 вечера
- «Сове» лучше всего утром обойтись чашечкой кофе. Через пару часов добавить небольшое количество пищи с углеводами. В обед – снова углеводы и жиры в небольшом количестве. Главная часть дневного рациона должна приходиться на вечер – салаты, макаронные изделия, даже шоколад
- «Жаворонку» необходим обильный завтрак: сок, кофе, мюсли, хлеб с колбасой или сыром. Этого вполне хватит, и на обед достаточно будет большого салата. А вечером, между 19 и 20 часами - съешьте бутерброд с сыром или колбасой, удовлетворив потребность в сладком удовлетворить бананом
- Важнейший принцип корректировки типового режима - не ломать природный ритм ребенка, а действовать в такт с ним.
- Грамотно составленный распорядок дня сбережет не только время, но и энергию психическую и физическую
С результатами исследования, с разъяснениями о необходимости знания своего биоритмического типа, мы решили выступить на классных часах, родительских собраниях.
IY. Список литературы.
- .Агаджанян Н. А. Ритмы жизни и здоровья.- М.: Знание, 1975.
- Андреев Ю. А. Три кита здоровья.- М.: Физкультура и спорт, 1991.
- Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. «Феникс», 2000.
- АШОФФА Ю. Биологические ритмы. В двух томах. - М., 1984
- Барбели А. Тайна сна. - М., 1989.
- Вайнер Э. Н. Общая валеология. - Липецк, 1998.
- Гарбузов В. И. Человек, жизнь, здоровье. - СПб, 1995.
- Доскин В. А., Лаврентьев Н. А. Ритмы жизни.- М.: Медицина, 1980.
- Змановский Ю. Ф. Биоритмы – основа режима. - М., № 2, 1988.
- Детари Л., Карцаги В. Биоритмы / Пер. с венг. - М., 1984.
- Иванов В.И. Управление самочувствием. – М.: Аграф, 1996.
- Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон.- М. Издательство «Наука», 1976
- Малахов Г.П. Биоритмология. – СП.: ИД «Весь», 2001.
- Ужегов Г.Н. «Биоритмы на каждый день» - М: Издательство Торговый дом «Грант», агенство «Фаир», 1997.
- Ужегов Г.Н. «Биоритм. Хорошие и плохие дни в вашей жизни»- Ростов, Феникс, 2000г.
- Чумаков Б. Н. Валеология. М., 2000.
- Биологический энциклопедический словарь. - М.: Российская энциклопедия, 2000. Статьи: «Биологические ритмы», «Биологические часы».
Y. Приложения
Приложение 1.
Тест для определения индивидуального биологического профиля (Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989).
1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Баллы часы
зимой летом
5 5.00 – 6.45 4.00 – 5.45
4 6.46 – 8.15 5.46 – 7.15
3 8.16 – 10.45 7.16 – 9.45
2 10.46 – 12.00 9.46 – 11.00
1 12.01 – 13.00 11.01 – 12.00
2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?
Баллы часы
зимой летом
5 20.00 – 20.45 21.00 – 21.45
4 20.46 – 21.30 21.46 – 22.30
3 21.31 – 00.15 22.31 – 1.15
2 00.16 – 1.30 1.16 – 2.30
1 1.31 – 3.00 2.31 – 4.00
3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?
Баллы
Совершенно нет потребности 4
В определенных случаях есть 3
Потребность довольно сильная 2
Будильник мне абсолютно необходим 1
4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
Баллы
Абсолютно бесполезной 4
Была бы некоторая польза 3
Работа была бы достаточно эффективной 2
Работа была бы высокоэффективной 1
5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?
Баллы
Очень трудно 1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4
6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?
Баллы
Очень большая сонливость 1
Есть небольшая сонливость 2
Довольно ясная голова 3
Полная ясность мысли 4
7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Баллы
Аппетита совершенно нет 1
Снижен 2
Хороший 3
Прекрасный 4
8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?
Баллы
Абсолютно бесполезной 1
С некоторой пользой 2
Достаточно эффективной 3
Высокоэффективной 4
9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Баллы
Очень большая вялость 1
Небольшая вялость 2
Незначительная бодрость 3
Полная бодрость 4
10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?
Баллы
Очень трудно 1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4
11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучшим и для вас?
Баллы
В это время я бы находился в хорошей форме 4
Я был бы в довольно хорошем состоянии 3
Мне было бы трудно 2
Мне было бы очень трудно 1
12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
Часы Баллы
20.00 – 21.00 5
21.01 – 22.15 4
22.16 – 00.45 3
00.46 – 2.00 2
2.01 – 3.00 1
13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?
Часы Баллы
8.00 – 10.00 6
11.00 – 13.00 4
15.00 – 17.00 2
19.00 – 21.00 0
14. Как велика ваша усталость к 23 ч?
Баллы
Я очень устаю 5
Заметно устаю 3
Слегка устаю 2
Совершенно не устаю 0
15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?
Баллы
Проснусь в обычное время и больше не усну 4
Проснусь в обычное время и буду дремать 3
Проснусь в обычное время и снова засну 2
Проснусь позже, чем обычно 1
16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него — 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?
Баллы
Да, я был бы в хорошей форме 1
Был бы в приемлемой форме 2
Был бы в плохой форме 3
Совсем не мог бы тренироваться 4
17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?
Часы Баллы
5.00 – 6.45 5
6.46 – 7.45 4
7.46 – 9.45 3
9.46 – 10.45 2
10.46 – 12.00 1
18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?
Баллы
Четко к утреннему типу 6
Скорее к утреннему, чем к вечернему 4
Скорее к вечернему, чем к утреннему 2
Четко к вечернему 0
Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.
Свыше 72: четко выраженный утренний тип.
60 – 71: слабо выраженный утренний тип. («жаворонки»)
48 - 59: аритмичный тип. («голуби»)
35 – 47: слабо выраженный вечерний тип.
34: четко выраженный вечерний тип. («совы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние биологических ритмов на организм подростка во время тренировок
Для сохранения здоровья важно знать индивидуальные биологические ритмы человека для того, чтобы правильно организовать режим дня....
Презентация к уроку "Биологические ритмы и их влияние на здоровье человека"
Для использования на уроке...
Научно-исследовательская работа "Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся"
В работе исследовано влияние типа темперамента на успеваемость учащихся...
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Биологические ритмы и их влияниена работоспособность человека»: На вопрос «Чего я хочу добиться на уроке?» можно ответить, если четко определить цель: «Учащиеся должн...
биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
презентация по ОБЖ для 10 класса...
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Урок ОБЖ с использованием технологии проблемного обучения по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие», 10 класс...
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно наблюдать на все...